Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источник христианской морали

Учение Священного Писания составляет основу христианской морали. Ученый-адвентист и специалист в области этики Мирослав Киш предлагает вооружиться тремя «линзами», чтобы усвоить мудрость Священного Писания (см. Miroslav Kiš, “Biblical Narratives and Christian Decision,” Journal of the Adventist Theological Society 9/1, 2 [1998]: 24–31). Эти три «линзы» следующие: (1) принципы; (2) указания к действию и (3) поучительный пример. Поскольку эти «линзы» относительно просты и их всего три, напишите их на доске и попросите ваш класс запомнить их.

Принципы. Они основаны на наших фундаментальных представлениях о нравственной истине. Эти общие и неизменные принципы освещаются в Священном Писании. Десять заповедей, Псалтирь, книга Екклесиаста, книга Притчей, Евангелия (в частности, Нагорная проповедь) и Послания обычно считаются источниками моральных принципов, охватывающих различные жизненные ситуации. «Не прелюбодействуй» и «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — вот два примера этих неизменных принципов (Исх.20:14; см. Матф.7:12).

Указания к действию. Это четкие повеления, которые основаны на более широких принципах и привязаны к конкретным ситуациям. Божье повеление Гедеону уничтожить жертвенник Ваала и воздвигнуть жертвенник Господу (см. Суд.6:25-26), повеление Иисуса молодому начальнику продать все имущество (см. Матф.19:21) и Его же повеление Петру отложить меч (см. Матф.26:52) напрямую к нам сегодня не относятся. Но когда разговор заходит на тему поклонения, идолопоклонства, финансов, приоритетов и насилия, эти повеления необходимо принять во внимание, чтобы лучше понять волю Бога в конкретной ситуации, которая может у нас возникнуть.

Поучительные примеры. Истории Священного Писания также служат нам моральным стандартом. Павел объясняет, что «все это… описано в наставление нам» (1Кор.10:11). Эти истории носят назидательный характер, потому что служат для нас предупреждением, «чтобы мы не были, как некогда наши предки, на злое падкими» (1Кор.10:6; ИПБ). Кроме того, эти образцы для подражания иногда могут принести больше пользы, чем принципы и указания к действию. Они помогают нам поставить себя на место персонажей, которые испытывают борьбу и искушения в ситуациях, когда на карту поставлены Божьи моральные принципы. В повествованиях делается акцент на последствиях принятия или отрицания моральных норм, а также дана возможность проследить причинно-следственные связи. Киш указывает на пользу чтения библейских историй поучительного характера: «Мы можем учиться на этих уроках, не совершая греха. Они помогают нам становиться мудрее на чужих ошибках» (Biblical Narratives and Christian Decision, p. 29).

Поучительные примеры Библии также могут быть полезны, когда в определенной ситуации создается ощущение, что два библейских принципа вступают в противоречие. Библейская история часто предлагает решение подобного конфликта. Кроме того, иногда моральный принцип может быть понятен, но существует несколько приемлемых способов его реализации (указаний к действию). Каким из них нам необходимо воспользоваться? Часто поучительные примеры, как отмечает Киш, могут «склонить чашу весов в пользу правильного варианта».

Некоторые ученики вашего класса могут подумать, что этот краткий урок по христианской этике сильно смахивает на законничество. А как же работа Святого Духа в нашей жизни? А как же спасение по благодати? Эти и другие аспекты спасения, безусловно, принимаются во внимание, когда человек сталкивается с этическими проблемами. Лучше всего закончить обсуждение мыслью, что Бог любви будет укреплять в нас моральные принципы (см. Евр.12:5–8; Откр.3:19), следование которым обеспечит нам жизнь «с избытком» сейчас и «жизнь вечную в веке будущем» (Иоан.10:10; Лук.18:30). Если подобные ожидания справедливы в отношении земного отца, то тем более они справедливы в отношении Небесного Отца.

Практическое применение

Предыдущий раздел по этике был тяжелым в плане теории. Но чтобы понять всю важность теории, у нас есть возможность обсудить эти этические принципы и соотнести их с важными решениями, о которых говорится в уроке. Вот некоторые сценарии, с которыми мы можем столкнуться при выборе супруга.

Сценарий 1. Ваш друг был женат дважды, и оба брака закончились разводом. В настоящее время его внимание привлекла девушка из церкви. Этот друг пришел к вам за советом. Какими принципами, указаниями к действию или поучительными примерами из Священного Писания вы могли бы с ним поделиться?

Возможный подход. Авторы уроков предлагают замечательный подход к вопросу подготовки к браку. Чтобы стать желанным супругом, следует придерживаться «золотого правила». Если человек хочет жениться, он должен развивать в себе те качества, которые желает видеть в будущем спутнике жизни.

История Исаака и Ревекки может служить поучительным примером. (1) Исаак прибегает к чужой помощи при выборе супруги (см. Быт.24:1–4); (2) он не рассматривает в качестве возможного варианта женщину-хананеянку (см. Быт.24:7); (3) в момент прихода Ревекки Исаак находился в молитвенном размышлении (см. Быт.24:63); (4) все стороны, похоже, были довольны достигнутым соглашением.

Сценарий 2. У вас есть друг, который живет в стране, где полигамия (многоженство) не осуждается законом. Он рассматривает возможность взять в свой дом вторую жену. Кроме того, он считает, что Библия не запрещает полигамию, поскольку у многих патриархов в Священном Писании было несколько жен. Какие моральные принципы из тех, что обсуждались в уроке, вы могли бы привести, чтобы убедить его отказаться от этой затеи?

Возможный подход. Можно сослаться на конкретный запрет (разновидность указания к действию): «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» (Лев.18:18).

Примечательно, что этот текст можно было бы использовать в качестве аргумента в пользу многоженства, если допустить, что он запрещает жениться исключительно на родных сестрах. Тем не менее есть все основания считать, что выражение «сестра жены» является идиомой и относится к любой женщине. Такое толкование исключает возможность многоженства. Ричард М. Дэвидсон предлагает восемь аргументов в пользу этого толкования (см. Пламя Яхве: сексуальность в Библии, М.: Эксмо, 2015).

Но как быть, если мы не сможем решить, о чем говорит Лев.18:18? Идеальные отношения Адама и Евы открывают библейский принцип. У нас также есть поучительные примеры для рассмотрения — истории неудачного многоженства Авраама, Иакова, Давида и Соломона. Объедините эти истории, и негативное отношение к многоженству в Священном Писании станет очевидным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...