Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте Притч.22:6. Каково ваше понимание этого отрывка? Это гарантия, обещание или вероятность?

Иногда как родитель вы делаете все необходимое — учите своих детей правильным вещам, живете в соответствии с вашими знаниями о Боге, устраиваете отпрысков в хорошую школу, регулярно посещаете церковь, участвуете с детьми в миссионерской работе, а они оставляют ту веру, в которой вы их воспитали. Боль может быть невыносимой, а беспокойство об их спасении — не оставлять нас ни на минуту. Далеко не всегда виноваты родители. У детей есть своя голова на плечах, и они в конечном итоге несут личную ответственность перед Богом за свои действия.

Некоторые воспринимают слова «он не уклонится от него [правильного пути], когда и состарится» как обещание, гарантию того, что надлежащее воспитание всегда приведет к спасению ребенка. Но книга Притчей излагает общие принципы, а не дает безусловные обещания. Этот стих заверяет нас в том, что полученные в детстве уроки запоминаются на всю жизнь. Каждый ребенок достигает того возраста, когда он либо принимает наследие своих родителей, либо отвергает его. Те родители, которые старательно наставляли своих детей, могут быть уверены в том, что преподанные в отчем доме истины навсегда останутся в их детях, и, если когда-либо дети заблудятся, семена, посаженные в их сердцах, будут постоянно призывать их вернуться домой. Быть хорошими родителями — наш выбор; то, какими будут наши дети, — их выбор.

Что должен делать родитель, когда ребенок сбивается с пути? Предайте своих детей Богу в искренней молитве. Бог как никто другой понимает вашу боль, ведь Его многочисленные дети повернулись спиной к Нему — идеальному Родителю. Вы можете поддерживать своих блудных детей любовью и молитвой и стоять рядом с ними, когда они борются с Богом.

Не стесняйтесь просить поддержки и молитвы, не вините себя и не заботьтесь о блудном ребенке в ущерб остальным членам семьи. Воспитание блудного сына может разрушить вашу семью; поэтому займите единую позицию с вашим супругом и установите четкие границы для вашего ребенка. Помните, что Бог любит вашего сына или дочь больше, чем вы, надейтесь на лучшее и верьте, что Бог работает с вашим ребенком.

В такой ситуации вполне естественно винить себя. Даже если вы допустили в прошлом ошибки, почему будет лучше сосредоточиться на будущем и на Божьих обетованиях? См. Филип.3:13.

 

Пятница. Для дальнейшего исследования

«Вы должны уделять время разговору и молитве со своими детьми и не должны позволять, чтобы что-то нарушало это время общения с Богом и с вашими детьми. Вы можете сказать своим гостям: „Бог поручил мне дело, и у меня нет времени для сплетен“. Вы должны сознавать, что совершаете дело для вечности. Ваш самый первый долг — это ваши дети» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 266, 267).

«Родители, вам надо преподать своим детям первый урок достойного поведения, когда вы нянчите их на руках. Учите их подчиняться вашей воле. Этого можно добиться, имея твердую руку и проявляя настойчивость. Родителям надо в совершенстве владеть собой и мягко, но в то же время решительно склонять волю ребенка в нужную сторону, пока он не научится исполнять ваши желания.

Родители начинают воспитывать детей слишком поздно. Они не подавляют первую вспышку недовольства и строптивости, и дети растут упрямыми. Чем старше и крепче они становятся, тем сильнее укрепляется их упрямство» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 218).

Вопросы для обсуждения:

1. Что значит быть «дитятей» Божьим? Как понимать этот образ и какое утешение можно найти в нем?

2. Один отец вскоре после рождения своих детей сказал следующее: «Благодаря детям я узнал две важные богословские истины. Первая — свобода воли; вторая — греховность человеческой природы». Как могли маленькие дети открыть ему эти истины?

3. В какой период лучше всего формировать волю у ребенка? Как это сделать? Как можно сформировать волю наших детей в соответствии с Божьим замыслом, если мы сами не полностью подчиняемся Его воле?

4. Подумайте о родителях-одиночках. Как ваша церковь может практически помочь им и детям, которых они самостоятельно воспитывают?

5. Как можно поддержать родителей, чьи дети отошли от веры?

Урок 8. Комментарий для учителей

Обзор

Иметь детей для персонажей Священного Писания было серьезным делом. Матери обращались к Богу (или к своим мужьям) с просьбой дать им ребенка. Бог иногда действовал чудесным образом, чтобы исполнить это желание. (Вспомните о плачущей перед входом в храм Анне или о Рахили, которая думала о смерти как об альтернативе бесплодию.)

Сегодня тема детей затрагивает целый спектр вопросов, таких как бесплодие, контроль над рождаемостью, аборты, усыновление, воспитание одним родителем и методы дисциплины. Каким бы тяжелым ни было бремя воспитания детей, следует помнить, что Бог заботится о ситуации в каждой семье. Помнить об этом не составляет труда. Гораздо сложнее проявить аналогичную заботу о себе или о тех, кто, на ваш взгляд, принимает неправильные решения в отношении своих детей.

Воспитание детей можно рассматривать как разновидность воспитания учеников. Писание предлагает родителям драгоценные советы в качестве руководства (см. 2Кор.12:14; Ефес.6:4; Кол.3:21). Большинство семей на примерах Священного Писания узнают, чего не следует делать при воспитании детей (например, выделять любимчиков, пренебрегать дисциплиной, жить нечестивой жизнью). Если мы можем учиться на чужих и собственных ошибках, тогда каждый ребенок будет звездой в небесном венце своих родителей.

Бытующие сегодня интерпретации Притч.22:6, обусловленные надеждой на спасение наших детей, плохо соотносятся с принципом свободы воли и контекстом великой борьбы. Надеемся, что краткий анализ этого известного стиха внесет некоторую ясность и предоставит нам несколько иных вариантов толкования.

Комментарий

Священное писание

Притч.22:6 — редкий текст, допускающий различные толкования. Переводы этого кусочка ветхозаветной литературы Премудрости подчас противоположны друг другу. Этот стих является, пожалуй, самым известным и наиболее цитируемым текстом о воспитании детей в Ветхом Завете. Поскольку урок этой недели посвящен теме воспитания, рассмотрим этот стих более подробно.

Общепринятый перевод

Общепринятым можно считать перевод, которому следуют почти все английские переводы и несколько переводов на немецкий и французский языки: «Направь ребенка на должный путь: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6; KJV).

Во-первых, урок отмечает ключевой момент, который следует кратко повторить. Независимо от того, как переводится этот текст, он не означает, что каждый непослушный ребенок — это прямой результат плохого воспитания. Итак, давайте поразмышляем. Всегда нужно учитывать литературный жанр текста, и в данном случае это антология мудрости, полная притчей и выразительных изречений. Притча не была бы притчей, если бы в ней оговаривались все характеристики, особые случаи и исключения. Поэтому этот стих следует рассматривать как общий принцип, гласящий, что опыт ранних лет может повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Сторонники традиционного перевода вынуждены отстаивать фразу «должный путь», потому что в еврейском тексте говорится о «пути», но ему не дается оценка (как и в Синодальном переводе. — Прим. ред.). Переводчики, однако, зная общее содержание книги Притчей, были убеждены в том, что в данном случае имеется в виду путь мудрых и праведных, который Соломон и его друзья защищали, и поэтому добавляли определение «должный», чтобы передать этот смысл.

Подобное толкование отказываются принимать те, кто в выражении «путь» видят совокупность индивидуальных качеств, формирующих профессиональные наклонности. Эта точка зрения выражена также в «Библейском комментарии Церкви АСД», где при толковании этого текста отмечается, что «выбор профессии должен соответствовать природным наклонностям» (т. 3, с. 1020). Однако некоторые исследователи считают, что эта точка зрения привносит в текст значение, чуждое той эпохе и общему содержанию книги Притчей.

Перевод меньшинства

Другой перевод еврейского текста также опускает определение «должный» применительно к пути и настаивает на варианте «свой путь». Сторонники этого перевода также отмечают, что еврейское слово наар следует переводить не как «ребенок», а как «неженатый молодой человек» (в Синодальном пер. — «юноша»). В свете этого предложения текст теперь говорит не столько о детях, сколько о юношах. Соответственно, предлагается такой перевод: «Позволь юноше утвердиться в своем пути, и он не сойдет с него, когда состарится».

Текст теперь можно понимать как заверение, но не заверение того, что хорошее воспитание гарантирует хорошие результаты, а того, что слабое воспитание, которое потворствует своенравному поведению подростка, окажет вредное воздействие на всю его жизнь. При этом этот стих цитируется в переводе средневекового еврейского философа Ралбага (рабби Леви бен Гершона): «Потворствуй злым наклонностям ребенка, и он будет продолжать свой злой путь на протяжении всей жизни».

В силу привычности традиционного перевода данное толкование не рассматривается в современных переводах. Гордон Хьюгенбергер считает, что переводчики изначально упустили данное значение текста, так как не разглядели в предложенном совете иронию. Фактически, читателю предлагалось сделать то, чего он не должен был делать: «Позволить ребенку идти своим путем». На самом деле подобный риторический прием — частое явление в литературе мудрости. Например, книга Притчей использует сарказм для достижения большего эффекта. Ср. Притч.19:27: «Перестань, сын мой, внимать наставлению, и заблудишься без мудрых слов» (KJV). См. Gary D. Practico and Miles V. Van Pelt, Basics of Biblical Hebrew Grammar, p. 163.

Древняя интерпретация

Следующий «перевод» является скорее историческим парафразом, чем переводом. Но имеющиеся доказательства делают его вполне обоснованным.

Если вы посмотрите на Ленинградский кодекс — старейший полный манускрипт еврейской Библии, то обнаружите заметки на полях. Они были сделаны масоретами — группой еврейских переписчиков и ученых (600–1000 гг. н. э.). Они придумали диакритические знаки над согласными буквами в еврейском письме в попытке стандартизировать произношение. Они добавили в текст Писания огласовки, чтобы община не забывала, как произносить/читать священный текст. Они также оставляли технические и лингвистические заметки на полях. Именно эти заметки дают нам возможность заглянуть в прошлое и узнать, как они понимали Притч.22:6.

Понимание масоретами Притч.22:6 обращает наше внимание к Еноху и написанию его имени. В еврейском языке существует два варианта написания имени Енох. Масореты отметили на полях данную вариативность. Обычно имя Еноха содержит то, что называется холем вав (дает звук «o» в имени Енох). Но есть еще три примера «дефективного» написания этого слова, где присутствует только холем (который также дает звук «o»).

Первый случай ошибочного написания имени Енох в масоретской рукописи — Быт.25:4. Масореты оставили заметку на полях, что эта же ошибка присутствует в Числ.26:5 («поколение Ханохово», или «поколение Енохово») и Притч.22:6. Другими словами, масореты находят имя Еноха в альтернативном написании в Притч.22:6.

Но разве имя Еноха упоминается в Притч.22:6? Так получилось, что еврейский глагол «направлять» в Притч.22:6 пишется точно так же, как имя Енох в ошибочном написании.

Другой пример употребления слова «Енох/направлять» — 1Пар.1:3, где говорится: «Енох, Мафусал, Ламех». Речь идет о том же Енохе, который «ходил с Богом» в Быт.5. Вполне возможно, что у масоретов при чтении Притч.22:6 возникали ассоциации не только с Енохом, но и с Мафусалом. В связи с этим Джозеф Луковски предложил любопытный парафраз Притч.22:6: «Направляйте ребенка на путь Еноха; даже когда он состарится, как Мафусал, он не сойдет с него».

Если данное предположение верно, масореты поняли этот стих как призыв к родителям воспитывать своих детей так, чтобы те лично знали Бога и ходили с ним, подобно Еноху. Праведная жизнь доведет их до глубокой старости (см. Исх.20:12). Как тут не вспомнить пример величайшего долгожителя, который когда-либо жил на земле, сына Еноха Мафусала.

Практическое применение

Мы все хотим, чтобы наши дети последовали за Енохом, независимо от того, усматривали ли масореты его имя в книге Притчей или нет. Тот факт, что Енох не знал смерти, оставляет нам надежду на то, что наши дети никогда не испытают окончательной/второй смерти (см. Откр.20:14).

1. Как мы можем сделать «хождение с Богом» настолько привлекательным для наших детей, чтобы они желали этого так же сильно, как и их родители?

2. Один христианский автор поместил в своей книге благодарность семье за поддержку. «Я хочу поблагодарить мою жену, которая с любовью помогала мне, и моих детей, которые с любовью мне мешали». Дети могут быть одновременно благословением и испытанием. Каким образом дети в вашей жизни помогли вам сформировать свой характер?

Урок 9. Время потерь

Библейские тексты для исследования: Марк.5:22–24,35–43; 1Петр.5:6-7; Быт.37:17– 28; Лук.16:13; Рим.6:16; 1Кор.15:26.

Памятный стих: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филип.3:8).

Когда Адам и Ева съели плод с дерева познания добра и зла, они испытали свою первую потерю — потерю нравственной чистоты. Ее место постепенно заняли эгоизм, вражда, чувство вины и желание господствовать друг над другом.

Вскоре после грехопадения они стали свидетелями первой потери жизни, когда им были даны шкуры животных, чтобы покрыть их наготу. Первые люди утратили доступ к древу жизни, потеряли свой совершенный дом — Эдемский сад, и спустя годы они потеряли сына Авеля, погибшего от руки своего брата Каина. В конце концов, один из них потерял супруга, а затем и свою жизнь. Одно неверное решение привело к целой цепочке потерь.

Да, все мы, так или иначе, знакомы с болью потери, и больнее всего терять членов своей семьи — самых близких и дорогих нам людей.

На этой неделе, продолжая изучать тему семейной жизни, мы рассмотрим неизбежные периоды потерь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...