{70} Примечания
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 [1] Луначарский о Мейерхольде: Штукарство // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 8. [2] Ex impoviso (лат. ) — импровизационно (прим. ред. ‑ сост. ). [3] Partire del terreno (итал. ) — «выходить из почвы», принцип координации движений актера с пространством той сценической площадки, где он действует (прим. ред. ‑ сост. ). [4] Accumuler des tré sors (франц. ) — собирать богатства (прим. ред. ‑ сост. ). [5] Jeux de thé â tre (франц. ) — театральные игры (прим. ред. ‑ сост. ). [6] Данный фрагмент — программа совместного класса Вс. Мейерхольда и Вл. Соловьева (прим. ред. ‑ сост. ). [7] Все темы собеседований берутся стянутыми к одной задаче: выяснить самодовлеющую ценность театральных элементов в искусстве театра. [8] Curriculum vitae (лат. ) — жизнеописание (прим. ред. ‑ сост. ). [9] Par exemple (франц. ) — например (прим. ред. ‑ сост. ). [10] Порядок номеров случаен (прим. М. Коренева). [11] Словоупотребление термина «чувствование» производится в научно-техническом его значении без привнесения в него обывательского и сентиментального понимания. То же надо сказать и о термине «волевых». Такой характер изложения принят в целях отмежевания, с одной стороны, от системы игры «нутром» (без системного наркотизма), а равно, с другой стороны, и от метода «переживаний» (гипнотической тренировки воображения). Оба указанных метода — первый, форсируя волю искусственным возбуждением предварительно расслабленного чувства, второй, форсируя чувство гипнотическим вытяжением предварительно расслабленной воли, — должны быть соответственно отвергнуты за негодностью и опасностью для физического здоровья людей, подвергаемых их воздействию. < …> [12] «Рефлексов миметических [мимических? ]» — этот термин обозначает все движения, возникающие в периферии тела актера, а также и движения самого актера в пространстве.
[13] Ракурс — значит сокращение, зрительное изменение формы предмета, поставленного в непривычное для наблюдателя положение (преимущественно в горизонтальной плоскости зрения). [14] См.: Эфрос А. М. Введение // Камерный театр и его художники. М., 1934. С. XI. [15] Евгений Вахтангов. М., 1984. С. 333. [16] Симов В. А. Фрагменты из воспоминаний // Нехорошев Ю. И. Декоратор Художественного театра Виктор Андреевич Симов. М., 1984. С. 238. [17] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 18. [18] Там же. С. 79. [19] Там же. С. 80. Курсив мой. — Г. Т. [20] Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 128. [21] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 136. [22] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 108. [23] Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 205. [24] Аврелий [Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены // Весы. 1906. № 1. С. 73 – 74. [25] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 63. [26] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 111. [27] Аврелий [Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены. С. 72. [28] См.: Таиров А. Я. О театре. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. С. 88. [29] Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 71. [30] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 109. [31] Там же. [32] См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 186. [33] Цит. по: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 41. [34] Ремизов А. Товарищество Новой драмы: Письмо из Херсона // Весы. 1904. № 4. С. 38. [35] Там же. С. 39. [36] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 173. [37] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 131. [38] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241. [39] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241 – 242. [40] Цит. по: Там же. С. 243. [41] Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 135. [42] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 244. [43] Оголевец В. Лето в Полтаве // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 128. [44] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 245 – 246. [45] Там же. С. 246. [46] Цит. по: Там же. [47] Цит. по: Там же. С. 247.
[48] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244. [49] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244. [50] Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 131 – 132. Курсив мой. — Г. Т. [51] Коленда В. К. Моя работа в театре В. Ф. Комиссаржевской. Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Там же. С. 158. [52] Малевич К. От Сезанна до супрематизма. [СПб., 1920] С. 4. [53] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 90. [54] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 137. [55] Там же. С. 245. [56] Там же. [57] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 250. [58] Там же. С. 137. [59] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 278. [60] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 83. [61] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 251. [62] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 192. [63] Цит. по: Там же. [64] Письмо не сохранилось. Приводится по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 305. [65] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 252. [66] Ч[улков] Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской: «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Товарищ. 1907. 8 нояб. [67] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 229. [68] Кугель А. Р. Профили театра. М., 1929. С. 84 – 85. [69] Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 21. М. Ф. — исполнительница роли Гедды М. Ф. Андреева. [70] Там же. С. 21 – 22. [71] Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской // Новое время. 1906. 29 нояб. [72] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 145. [73] Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской. [74] Ярцев П. М. О старом и новом театре: Бытовая пьеса в «условном» театре: Поучительные трудности // Литературно-художественная неделя. 1907. № 2. С. 5. [75] Там же. [76] Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1906. № 47. С. 732 – 733. [77] Кугель А. Р. Профили театра. С. 85. [78] Кугель А. Р. Профили театра. С. 96. [79] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 153. [80] Там же. [81] Там же. С. 157. [82] Веригина В. П. Воспоминания. С. 86. [83] Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 417. [84] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 287. [85] Цит. по: Там же. С. 315. [86] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 316. [87] Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 325, 326. [88] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 321. [89] Цит. по: Там же. С. 320. Курсив мой. — Г. Т. [90] Там же. Т. 1. С. 322. [91] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 104. [92] Эткинд М. [Рецензия на кн.: Онуфриева С. А. Головин. Л., 1977] // Советские художники театра и кино’77/78. М., 1980. С. 272.
[93] Там же. С. 271. [94] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 158. [95] Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 272. [96] Там же. С. 271. [97] Цит. по: Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983. С. 369. [98] Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 271 – 272. [99] Бассехес А. И. Головин и театр // Бассехес А. И. За сорок лет. М., 1976. С. 51. Курсив мой. — Г. Т. [100] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 24. [101] Бассехес А. И. Головин и театр. С. 48. Курсив мой. — Г. Т. [102] Файко А. Записки старого театральщика. М., 1978. С. 175. [103] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 225. [104] Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 398. [105] Там же. С. 381. [106] Блок А. А. Собр. соч. Т. 8. С. 399. [107] См.: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 311. [108] Театр имени Вс. Мейерхольда: Каталог выставки за 5 лет: 1920 – 1925. М., 1926. С. 5. [109] См.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970. С. 192. [110] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 498. [111] Зноско-Боровский Е. А. Спектакли, посвященные Александру Блоку // Современник. 1914. Кн. 2. С. 121. [112] Цит. по: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 299. [113] Ш. Художник или конструктор: Татлин оформляет Островского // Советское искусство. 1934. 17 сент. [114] См.: Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. Т. 1. М., 1964. С. 544. [115] Смирнова-Искандер А. В. В 1917 году // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 243. [116] Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова: Искусство и манифесты // Художник. Сцена. Экран. М., 1975. С. 154. [117] Из протокола общего собрания «I рабочей группы конструктивистов» // Эрмитаж. 1922. № 8. С. 12. [118] Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова. С. 161. [119] См.: Аксенов И. Происхождение установки «Великодушный рогоносец» // 3 афиша ТИМ. М., 1926. [120] Мейерхольд В. Э. Письмо в редакцию // Известия. 1922. 9 мая. [121] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1920 – 1926. Л., 1927. С. 28. [122] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 261. [123] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28. [124] Там же. [125] Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 56. [126] Тарабукин Н. Зрительное оформление в ГОСТИМе. — РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 139, л. 5. [127] Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 56. [128] Там же. [129] См.: Березкин В. Типология декорационного искусства // Советские художники театра и кино. М., 1983. С. 319.
[130] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28 – 30. [131] Мейерхольд В. Э. Биомеханика: Курс 1921 – 22 гг.: Материалы, собранные М. Кореневым. — РГАЛИ. ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1338, л. 2. [132] Лекции и беседы В. Э. Мейерхольда со студентами ГВЫТМа: Запись Х. Н. Херсонского, 3 – 8 окт. 1921 г. — РГАЛИ, ф. 2740, оп. 1, ед. хр. 202, с. 9. [133] Там же. [134] Там же. [135] Там же. [136] Кроммелинк Ф. Великолепный рогоносец: Пер. Р. Линцер // Восемь бельгийских пьес. М., 1975. С. 19. В переводе, сделанном исследовательницей бельгийской драмы И. Д. Шкунаевой, данная ремарка звучит еще определеннее: «Жест словно служит у него трамплином к слову. Если случается так, что он не может высказаться, жест как бы застывает» (см.: Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. М., 1973. С. 248). [137] Запись неустановленного лица лекций Мейерхольда В. Э. по сценоведению и театроведению в ГЭКТЕМАСе, 1923 – 1924. — РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 774, л. 7. [138] Там же, л. 6 об. [139] Цит. по: Гиляровская Н. Театрально-декорационное искусство за 5 лет. Казань, 1923. С. 25. [140] В. Э. Мейерхольд: Сб. ст. Тверь, 1923. С. 14. [141] Бескин Э. Театральный ЛЕФ // Советское искусство. 1925. № 6. С. 53. [142] Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 302. [143] Марков П. А. О театре… [144] Мокульский С. Гастроли театра Мейерхольда // Жизнь искусства. 1924. № 23. С. 13. [145] Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 8. [146] Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 278. [147] Там же. [148] Лекции Мейерхольда в записи С. М. Эйзенштейна в ГВЫРМе и в ГВЫТМе, 1921 – 22 гг. — РГАЛИ. ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 895, л. 49. [149] Там же. [150] Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 10. [151] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 41. [152] Там же. С. 41, 42. [153] Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987. С. 40. [154] Там же. С. 43. [155] Там же. [156] Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 53. [157] Тарабукин Н. М. Проблема времени и пространства в театре // Театр. 1974. № 2. С. 53. [158] Там же. [159] Там же. С. 28 – 29. Курсив мой. — Г. Т. [160] Там же. С. 29. [161] Тарабукин Н. М. Проблема времени. [162] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 279. [163] Цит. по: Там же. [164] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом // Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. № 35. С. 8. [165] Максимов Г. Свет и тени петербургской драматической труппы за прошедшие 30 лет (1846 – 1876). СПб., 1878. С. 176. [166] Рудницкий К. Режиссерское искусство // История русского драматического театра: В 7 т. Т. 7. М., 1987. С. 164. [167] Волков Н. Театр в эпоху крушения монархии // Сто лет: Александринский театр. Театр Госдрамы. Л., 1932. С. 342. [168] А. П. «Дон Жуан» и «Гамлет»: [Беседа с Ю. Юрьевым] // Биржевые ведомости. 1910. 20 окт. Веч. вып.
[169] См.: Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан») // Новое время. 1910. 11 нояб. [170] См.: Л. Вас‑ ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера // Речь. 1910. 11 нояб. [171] Тиме Е. А. Я. Головин: Из воспоминаний // А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 329. [172] Головин А. Я. Встречи и впечатления… С. 112. [173] Варламов о Мейерхольде // Петербургская газета. 1910. 16 окт. [174] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 3. (Речь идет о романе К. Гамсуна «Дети времени». В тех же выражениях Мейерхольд писал о нем В. Н. Соловьеву. См.: Мейерхольд В. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 163. ) [175] Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 86. [176] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 8. [177] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 67, л. 2 об. [178] А. Я. Головин Встречи и впечатления… С. 159. [179] Фрейденберг О. Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. 1978. № 2. С. 42. [180] Мейерхольд В. Переписка. С. 101. [181] Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 265 – 266. [182] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 9. [183] Баженов А. Сочинения и переводы: В 3 т. Т. I. М., 1869. С. 109. [184] См.: Богатырев П. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 148 – 149. [185] Марков П. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 58 – 59, 75. [186] Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 197. [187] См.: Там же. С. 196 – 197. [188] Напр.: Л. Вас‑ ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера. [189] «Свадьба Кречинского» // Новое время. 1917. 27 янв. [190] Юрьев Ю. Записки: В 2 т. Т. 1. Л.; М., 1963. С. 432, 444. [191] Ласкин А. «Дон Жуан» Ж. ‑ Б. Мольера — В. Э. Мейерхольда — А. Я. Головина: (К проблеме: Мейерхольд и «Мир искусства») // Русский театр и драматургия, 1907 – 1917 годы. Л., 1988. С. 57. [192] Левинсон А. Русский балет в Париже: «Весна Священная». «Игры» // Речь. 1913. 3 июня. [193] См.: Альтшуллер А. Ю. М. Юрьев и В. Э. Мейерхольд // Актерское мастерство Акад. театра драмы им. А. С. Пушкина. Л., 1983. С. 20. [194] Смирина А. Мольер — Мейерхольд — модерн // Театр. 1993. № 5. С. 47. [195] Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан»). [196] Л. Вас‑ ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера. [197] Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской // Речь. 1913. 31 июля. [198] Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 432, 444. [199] Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже // Московский наблюдатель. 1992. № 3. С. 58. [200] В‑ р. К. А. Варламов о новом искусстве // Раннее утро. 1908. 11 янв. [201] Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 450. [202] Омега [Трозинер Ф. ]. «Гроза» в Александринском театре 9 января // Петроградская газета. 1916. 10 янв. [203] Беляев Ю. «Гроза» (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв. [204] Беляев Ю. Театр и музыка // Новое время. 1901. 4 нояб. [205] Homo novus [Кугель А. Р. ]. Театральное эхо: Александринский театр // Петербургская газета. 1901. 3 нояб. [206] Ярцев П. Театральные очерки: Михайло Семенович Щепкин // Речь. 1913. 11 авг. [207] Ребров К. Искусство маски // Театральная газета. 1914. 23 нояб. Курсив мой. — А. В. [208] Театральные негативы // Биржевые ведомости. 1915. 7 мая. Веч. вып.; Письма К. А. Варламова А. И. Шуберт // Театр и драматургия. Л., 1967. [209] Театр и музыка // Новое время. 1910. 13 нояб. [210] Дризен Н. Памяти К. А. Варламова // Речь. 1915. 6 авг. [211] Л. В. [Василевский Л. ]. Народный дом // Речь. 1913. 23 авг. [212] Мейерхольд В. Переписка. С. 64. [213] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 5. [214] Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 8. М., 1955. С. 528. Курсив мой — А. В. [215] Марков П. О театре. Т. 1. С. 66. Курсив мой. — А. В. [216] Фукс Г. Революция театра. СПб., 1911. С. 198, 177. [217] Василевский Л. Малый театр: Спектакль К. Варламова и В. Мироновой // Речь. 1913. 3 мая. [218] Беляев Ю. Как чествовали Гоголя… // Новое время. 1902. 23 февр.; П. А. [Аристархов П. ]. Александринский театр // Петербургская газета. 1910. 10 нояб. [219] Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской. [220] Л. В. [Василевский Л. ] Александринский театр. «Дон Жуан» Мольера. [221] Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. Пг., 1916. С. 32. [222] Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 140. [223] Аничков Е. Традиция и стилизация // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 65. [224] Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. С. 56. [225] Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66. [226] Ласкин А. «Дон Жуан» Ж. ‑ Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989. С. 10. [227] Л. К. Лаборатория искусства: (Беседа [с А. Я. Головиным]) // Биржевые ведомости. 1910. 7 дек. Веч. вып. [228] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 458, л. 7. [229] Молодцова М. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л., 1990. С. 89. [230] Чернова А. Пластический облик персонажей Мольера: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1975. С. 9. [231] Семеновский В. Мастер и мы // Экран и сцена. 1990. 8 февр. [232] Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66. [233] Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 172. [234] Соловьев В. «Маскарад» в Александринском театре // Аполлон. 1917. № 2 – 3. С. 74 – 75. [235] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная» // Речь. 1913. 4 мая. [236] Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв. [237] См.: Кириллов А. Живопись и сцена: Первые опыты стилизации в Александринском театре начала XX века // Взаимосвязи: Театр в контексте культуры. Л., 1991. С. 80. [238] Юрьев Ю. Записки. Т. 2. Л.; М., 1963. С. 203. [239] Долгов Н. Александринский театр: «Маскарад», драма Лермонтова // Биржевые ведомости. 1917. 15 марта. [240] Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета. 1914. 6 апр. [241] Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой // Речь. 1913. 20 мая. [242] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша // Там же. 6 мая. [243] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». [244] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1259, л. 161 об. Курсив мой. — А. В. [245] Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой. [246] Вивьен Л. Друг актера // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 325. [247] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро // Речь. 1913. 5 мая. [248] Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета, 1914. 6 апр. [249] Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр). [250] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». Курсив мой. — А. В. [251] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша. [252] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». [253] См.: Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже. С. 59. [254] См.: Юрьев Ю. Записки. Т. 2. С. 199 – 205, 188. [255] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро. [256] Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981. С. 173. [257] Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре. С. 253. [258] Беляев М. «Маскарад» и работа над его постановкой А. Я. Головина // «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина. М.; Л., 1941 – 1946. С. 46. [259] Громов П. П. Ранняя режиссура Вс. Э. Мейерхольда // У истоков режиссуры. Л., 1976. С. 153. [260] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 721, л. 57. [261] См., напр.: Там же, ед. хр. 458, л. 1 – 17; ед. хр. 811, л. 1 – 37. [262] См.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 189, 316. [263] Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 3. М., 1976. С. 383, 381. [264] Розанов В. В. Два этюда о Гоголе // Розанов В. В. Сочинения. Л., 1990. С. 13 – 14. [265] Белый Андрей. Луг зеленый. М., 1910. С. 104 – 105. [266] Мережковский Д. Гоголь и черт. М., 1906. С. 70. [267] Там же. С. 77. [268] Ф. Кафка, к примеру, тоже видел себя в заклятой паре: «Творчество — сладкая, чудесная награда, но за что? … мне стало ясно… что это награда за служение дьяволу» (Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Из дневников. М., 1989. С. 18). [269] Манн Т. Письма. М., 1975. С. 176. [270] Гоголь Н. В. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Собр. соч. и писем: В 14 т. Т. 8. М., 1952. С. 292, 294. [271] Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 4. [272] Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 447, 383. [273] В. В. Кандинский определял новый тип сценической композиции: «Внутреннее действие (абстрактное) и внутренняя связь отдельных его частей и всех его средств выражения составит форму сценической композиции». Единство новой сценической композиции «заключается не во внешней стройности хода действия, а в определенно выраженном общем звучании композиции» (см.: Кандинский В. В. О сценической композиции // Из истории советской науки о театре, 1920‑ е годы. М., 1988. С. 100 – 101). [274] См.: Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 157. [275] См.: Там же. С. 160. [276] Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». М.; Л., 1927. С. 80. [277] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. М., 1927. С. 39 – 40. [278] Белый Андрей. Гоголь и Мейерхольд // Там же. С. 36. [279] Письмо В. Э. Мейерхольда к Ф. Ф. Комиссаржевскому от 29 – 30 апреля 1907 года // Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 89. [280] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 338. [281] Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 125. [282] См.: Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 179 – 192. [283] Мейерхольд В. Э. Статьи… С. 76. [284] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. Т. 2. М., 1902. С. 446. [285] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 77. [286] Азов Вл. [Ашкинази В. А. ]. «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Речь. 1907. 8 нояб. [287] Сологуб Ф. Победа смерти. СПб., 1908. С. 60. [288] Иванов Вяч. Морис Метерлинк: «Чудо святого Антония» // Весы. 1904. № 5. С. 49 – 50. [289] С. П. [Потресов С. В. (Яблоновский)]. Гастроли В. Ф. Комиссаржевской // Русское слово. 1907. 31 авг. [290] Розанов В. В. Два этюда о Гоголе. С. 11. [291] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 28 – 29. [292] Дикс Б. [Леман Б. А. ]. Несколько слов о «Балаганчике» Ал. Блока // Золотое руно. 1907. № 7 – 9. С. 141. [293] Андрей В. «Балаганчик» // Сегодня. 1907. 2 янв. С. 2 – 3. [294] Глаголь С. [Голоушев]. Да здравствует театр! // В спорах о театре. М., 1913. С. 63. [295] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. СПб., 1891. С. 261. [296] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 60. [297] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 61. [298] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 20. [299] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 173. [300] Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 399. [301] Ауслендер С. Впечатления сезона: Санкт-Петербург. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. Вып. 7. С. 142 – 147. [302] Громов П. П. Из бесед 1972 – 1979 гг. // Театр. 1990. № 1. С. 157. [303] Solus [Арабажин К. ]. Драматический театр: «Жизнь человека» // Сегодня. 1907. 23 февр. С. 3. [304] См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 473. [305] Мейерхольд специально оговаривал с актерами проблему «Развязки Ревизора» и прочих приложений Гоголя к комедии: автор, подчеркивал режиссер, не стремился ни к аллегории, ни к символической схеме. Напротив, «всякое “предуведомление”, которое Гоголь делает актерам, совершенствует пьесу. Она делается все серьезнее и серьезнее, ибо Гоголь все больше и налегает на сторону обличительную…» (см.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. М., 1968. С. 140). [306] См.: Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 12 – 17. [307] См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. Гоголь: творчество, жизнь и религия. СПб., 1911. С. 64. [308] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 92. Курсив мой. — Е. К. [309] См.: Бродский Н. Л. Гоголь и «Ревизор» // Бродский Н. Л. Избр. труды. М., 1964. С. 40 – 48; Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора» // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1936. С. 151 – 199. [310] См. об этом: Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора». [311] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 131. [312] Анализ действенной инициативы Хлестакова см.: Костелянец Б. Два лика империи: устрашение и безответственность // Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992. С. 78 – 117. [313] См.: Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 229. [314] См.: Костелянец Б. Мир поэзии драматической… С. 99, 101. [315] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 145. [316] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 35, л. 10 – 11. [317] Мысль Андрея Белого о фигуре фикции как центральной у Гоголя, думается, во многом подсказана спектаклем Мейерхольда (см.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. С. 80 – 104). [318] См.: Рейх Б. «Ревизор» у Мейерхольда // На литературном посту. 1927. № 1. С. 66. [319] См.: Программы академических театров. 1926. № 64. С. 8. [320] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 47. [321] См.: Левидов Мих. Пропала веревочка! // Веч. Москва. 1926. 13 дек. С. 3. [322] См.: Шкловский В. Пятнадцать порций городничихи // Красная газета. 1926. 22 дек. [323] См.: Мейерхольд репетирует: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 44. [324] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 44. [325] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118 – 119. [326] См.: Там же. С. 118. [327] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45. [328] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118. [329] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45. [330] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112 – 113. [331] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 19, л. 56. [332] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 362. [333] См.: Лозовский Л. Гоголь в театре Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 72. [334] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112. [335] Кугель А. Р. В защиту // Жизнь искусства. 1927. № 3. С. 5. [336] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112. [337] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 368 – 369. [338] См.: Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». С. 50 – 51. [339] Бердяев Н. А. Духи русской революции. Рига, 1990. С. 10 – 11. [340] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 11. [341] Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 64. [342] См.: Розанов В. В. Гоголь и его значение для театра // Розанов В. В. Среди художников. СПб., 1914. С. 264 – 271. [343] Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 80. [344] Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986. С. 552. [345] Ср. у А. А. Гвоздева: «Индивидуализированные персонажи пятиактной комедии Гоголя Мейерхольд обращает в синтетический, коллективный хор, жуткий хор трагикомедии» (Гвоздев А. Театральная критика. С. 75). [346] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79. [347] См.: Белый А. Мастерство Гоголя. С. 80 – 87. [348] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45. [349] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79. [350] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 33, л. 146 – 147. [351] См.: Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора» // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. Л., 1927. С. 16. [352] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 42. [353] См.: РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 34, л. 43 – 49. [354] См.: Бескин Э. «Ревизор» у Мейерхольда // Веч. Москва. 1926. 11 дек. С. 3. [355] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45 – 46. [356] См.: Левидов Мих. Пропала веревочка! [357] См.: Мейерхольд репетирует. Т. 1. С. 136. [358] Там же. С. 121. [359] См.: РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 29 – 30. [360] Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 12 (сноска). [361] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 536. [362] См.: Гвоздев А. А. Театральная критика. С. 76. [363] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 2. С. 122. [364] Там же. [365] См.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 372. [366] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 29. [367] Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 16. [368] См.: Романовский М. «Ревизор» в постановке Мейерхольда // Харьковский пролетарий. 1927. 14 июля. [369] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 43. [370] См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. С. 59. [371] См.: Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра // Театральный Октябрь. Сб. 1. Л.; М., 1926. С. 52 – 54. [372] Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. С. 159. [373] См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда. С. 62. [374] Станкевич Ал. «Ревизор» у Мейерхольда // Вечернее радио. 1927. 15 июля. [375] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 122. [376] Гвоздев А. Театральная критика. С. 85. [377] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 24. [378] Кугель А. Р. «Ревизор» в студии Акдрамы // Рабочий и театр. 1927. № 12. С. 9. [379] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67. [380] «На фоне общего хора слышится ее беспечный голос, поющий романс “Мне минуло шестнадцать лет, но сердце было в воле”», — зафиксировано у А. А. Гвоздева (см.: Гвоздев А. Театральная критика. С. 82). [381] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67. [382] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 81. [383] См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 65. [384] Там же. С. 83 – 84. [385] Андрей Белый — Вс. Мейерхольду, 25 дек. 1927 г. // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 257. [386] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 16. [387] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 25, 35. [388] Иванов Вяч. «Ревизор» Гоголя и комедия Аристофана // Театральный Октябрь. Сб. 1. С. 89, 92. [389] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 27. [390] Там же. [391] Рапорты и докладные записки В. Э. Мейерхольда в Контору Императорских театров о ходе репетиций и спектаклей «Дон Жуан», «Каменный гость», «Маскарад». — РГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 2751, л. 8. [392] Подробнее об этом спектакле см.: Ласкин А. С. «Дон Жуан» Ж. ‑ Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989. [393] Бенуа А. «Гроза» в Александринке: Художественные письма // Речь. 1916. 30 сент. [394] См.: Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца» // Известия. 1922. 14 мая. [395] Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца». [396] См.: Беседа В. Э. Мейерхольда с участниками «Ревизора», 15 марта 1926 года. РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 76, л. 25. [397] Цит. по: Гладкое А. К. См.: Мейерхольд. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 228. [398] См.: Там же. С. 175 – 176. [399] См.: Там же. С. 178. [400] См.: Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. В. Сталина // Октябрь. 1988. № 11. С. 112, 119. [401] Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 170. [402] Мысль о «восточном деспоте», о природе «восточного деспотизма», безусловно, волновала и Пушкина. Не случайно в те самые месяцы, когда он задумал «Бориса Годунова» (ноябрь — декабрь 1824 года), им было создано «Подражание Корану». [403] См.: Наказ В. Э. Мейерхольда участникам спектакля «Ревизор». — РГАЛИ, ф. 963, ед. хр. 512, л. 3. [404] Мацкин А. Время ухода: Хроника трагических лет // Театр. 1990. № 1. С. 30. [405] См.: Мейерхольд В. Трактовка пьесы // Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 т. Т. 2. М., 1968. С. 286. [406] Азов Вл. [Ашкинази З. Г. ]. Театр Комиссаржевской. «Победа Смерти» // Речь. 1907. 8 нояб. [407] Осипов И. [Абельсон И. О. ]. «Заложники жизни». Премьера в Александринском театре // Обозрение театров. 1912. 8 нояб. [408] Homo novus [Кугель А. Р. ]. Заметки // Театр и искусство. 1916. № 3. С. 62. [409] Гуревич Л. «Гроза» Островского // Речь. 1916. 11 янв. [410] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 279. [411] См.: Бенуа А. «Гроза» в Александринке // Речь. 1916. 30 сент. [412] См.: Волконский С. Человек на сцене. СПб., 1912. С. 71 – 85. [413] См.: Весы. 1906. № 1. С. 72 – 74. [414] См.: Волошин М. Лики творчества. Л., 1989. С. 349 – 355. [415] Левинсон А. «Пизанелла, или Душистая Смерть» // Речь. 1913. 8 июля. Курсив мой. — Н. П. [416] См.: Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1964. С. 31, 36. [417] Левинсон А. «Мистерия-буфф» Маяковского // Жизнь искусства. 1918. 11 нояб. [418] См.: Ауслендер С. Впечатления сезона. С. ‑ Петербург. 1. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. № 7. С. 142 – 147. [419] Кузмин М. Скороходы истории // Жизнь искусства. 1920. 27 июня. [420] Вл. С. [Соловьев В. Н. ]. Петроградские театры // Аполлон. 1917. № 8 – 10. С. 96 – 97. [421] См.: Мейерхольд В. Э. Переписка. М., 1976. С. 158, 179, 181, 183, 200, 224. [422] Там же. С. 152. См. также письма в этом издании: с. 147, 150, 157, 159, 177 и др. [423] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160 – 161. [424] Бескин Эм. Пути и формы нового театра // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 14 – 15. [425] См.: Фамарин К. Драма в Москве // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 62. [426] Цит. по: Рабочий зритель. 1924. № 6. С. 8, 9. [427] Садко [Блюм В. И. ]. Мейерхольд — академик // Известия. 1922. 6 мая. [428] Бескин Э. Под знаком «Рогоносца» // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 5. [429] Садко [Блюм В. И. ]. К критике критической критики Луначарского // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 8. [430] Там же. [431] Загорский М. «Великодушный рогоносец» // Театральная Москва. 1922. № 38. С. 9. [432] Там же. [433] См.: Новый зритель. 1924. № 4. С. 3 – 6; № 5. С. 4 – 5. [434] Авлов Гр. Гениальный агитатор // Рабочий и театр. 1925. № 36. С. 6. [435] См.: Там же. № 34. С. 7 – 8. [436] Садко [Блюм В. И. ]. Следующий этап Мейерхольда // Пролетарская правда (Киев). 1924. 5 авг. [437] Херсонский Хрис. «Мандат» // Известия. 1925. 25 апр. [438] Херсонский Х. О левом фронте театра // Известия. 1925. 27 марта. [439] Там же. [440] Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда // Кино (М. ). 1926. 21 дек. [441] Загорский М. Письмо из Москвы // Жизнь искусства. 1924. № 10. С. 6, 7. [442] Момус. К итогам сезона // Новый зритель. 1926. № 24. С. 8 – 9. [443] Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда. [444] См.: Блюм В. «Театральный Октябрь». Сборник I // Печать и революция. 1926. № 5. С. 228 – 230. [445] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 244. [446] Алперс Б. Блестящая шутка? // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 11. [447] Там же. Эти слова купированы в сборнике Б. Алперса 1977 года «Театральные очерки». [448] Алперс Б. Блестящая шутка? С. 11. [449] Алперс Б. Лицо сезона // Рабочий и театр. 1925. № 18. С. 5 – 6. [450] Алперс Б. Побеждающий смех // Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 129. [451] Алперс Б. «Командарм‑ 2» в Театре имени Вс. Мейерхольда // Алперс Б. Театральные очерки. Т. 2. С. 145. [452] Алперс Б. Театр социальной маски // Там же. Т. 1. М., 1977. С. 117. [453] Там же С. 114. [454] Жирмунский В. Поэзия как искусство слова // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. [455] Эрберг К. О догматах и ересях в искусстве // Искусство старое и новое: Сб. / Под ред. К. Эрберга. Пг., 1921. С. 1 – 19. [456] Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 105. [457] Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М., 1922. С. 14. [458] Шкловский В. Кинематограф как искусство // Жизнь искусства. 1919. 20 мая. [459] Положение об актере, выпускаемом ГЭКТЕМАСом — РГАЛИ, ф. 2385, оп. 1, ед. хр. 73, л. 3. [460] См.: Отрывки из выступлений В. Э. Мейерхольда для Словаря терминологии. — РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 674, л. 137. [461] См.: Шкловский В. Кинематограф как искусство. [462] Пяст Вл. Слово о Театре без Слов и о театре Слова // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 нояб. [463] Шкловский В. 15 порций городничихи // Красная газета. Веч. вып. 1926. 22 дек. [464] Шкловский В. Особое мнение о «Лесе» // Жизнь искусства. 1924. № 26. С. 11. [465] Шкловский В. «Ревизор» // Кино. 1926. 21 дек. [466] Шкловский В. «Ревизор» // Кино. 1926. 21 дек. [467] Шкловский В. Особое мнение о «Лесе». С. 11. (В газете вместо «изображают быт» — «изобретают». ) [468] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 324. [469] См.: Жирмунский В. Задачи поэтики // Задачи и методы изучения истории искусств. Пг., 1924. С. 123 – 168. [470] См.: Шкловский В. Искусство как прием. С. 101 – 114. [471] Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра: (Опыт разбора игры) // Театральный Октябрь: Сб. I. М.; Л., 1926. С. 49. [472] Письмо В. Э. Мейерхольда А. А. Гвоздеву, 17. IX. 1924. — Кабинет рукописей Российского института истории искусств, ф. 31, ед. хр. 306. [473] Пиотровский А. Система Мейерхольда // Рабочий и театр. 1927. № 35. С. 7. [474] См.: Пиотровский А. Кинофикация театра // Жизнь искусства. 1924. № 22. С. 4. [475] Соловьев Вл. Тезисы к постановке «Леса» // Там же. С. 7. [476] Мокульский С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. С. 16 – 17. [477] Гвоздев А. «Лес» // З
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|