Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

{70} Примечания





[1] Луначарский о Мейерхольде: Штукарство // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 8.

[2] Ex impoviso (лат. ) — импровизационно (прим. ред. ‑ сост. ).

[3] Partire del terreno (итал. ) — «выходить из почвы», принцип координации движений актера с пространством той сценической площадки, где он действует (прим. ред. ‑ сост. ).

[4] Accumuler des tré sors (франц. ) — собирать богатства (прим. ред. ‑ сост. ).

[5] Jeux de thé â tre (франц. ) — театральные игры (прим. ред. ‑ сост. ).

[6] Данный фрагмент — программа совместного класса Вс. Мейерхольда и Вл. Соловьева (прим. ред. ‑ сост. ).

[7] Все темы собеседований берутся стянутыми к одной задаче: выяснить самодовлеющую ценность театральных элементов в искусстве театра.

[8] Curriculum vitae (лат. ) — жизнеописание (прим. ред. ‑ сост. ).

[9] Par exemple (франц. ) — например (прим. ред. ‑ сост. ).

[10] Порядок номеров случаен (прим. М. Коренева).

[11] Словоупотребление термина «чувствование» производится в научно-техническом его значении без привнесения в него обывательского и сентиментального понимания. То же надо сказать и о термине «волевых». Такой характер изложения принят в целях отмежевания, с одной стороны, от системы игры «нутром» (без системного наркотизма), а равно, с другой стороны, и от метода «переживаний» (гипнотической тренировки воображения). Оба указанных метода — первый, форсируя волю искусственным возбуждением предварительно расслабленного чувства, второй, форсируя чувство гипнотическим вытяжением предварительно расслабленной воли, — должны быть соответственно отвергнуты за негодностью и опасностью для физического здоровья людей, подвергаемых их воздействию. < …>

[12] «Рефлексов миметических [мимических? ]» — этот термин обозначает все движения, возникающие в периферии тела актера, а также и движения самого актера в пространстве.

[13] Ракурс — значит сокращение, зрительное изменение формы предмета, поставленного в непривычное для наблюдателя положение (преимущественно в горизонтальной плоскости зрения).

[14] См.: Эфрос А. М. Введение // Камерный театр и его художники. М., 1934. С. XI.

[15] Евгений Вахтангов. М., 1984. С. 333.

[16] Симов В. А. Фрагменты из воспоминаний // Нехорошев Ю. И. Декоратор Художественного театра Виктор Андреевич Симов. М., 1984. С. 238.

[17] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 18.

[18] Там же. С. 79.

[19] Там же. С. 80. Курсив мой. — Г. Т.

[20] Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 128.

[21] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 136.

[22] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 108.

[23] Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 205.

[24] Аврелий [Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены // Весы. 1906. № 1. С. 73 – 74.

[25] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 63.

[26] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 111.

[27] Аврелий [Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены. С. 72.

[28] См.: Таиров А. Я. О театре. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. С. 88.

[29] Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 71.

[30] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 109.

[31] Там же.

[32] См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 186.

[33] Цит. по: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 41.

[34] Ремизов А. Товарищество Новой драмы: Письмо из Херсона // Весы. 1904. № 4. С. 38.

[35] Там же. С. 39.

[36] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 173.

[37] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 131.

[38] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241.

[39] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241 – 242.

[40] Цит. по: Там же. С. 243.

[41] Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 135.

[42] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 244.

[43] Оголевец В. Лето в Полтаве // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 128.

[44] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 245 – 246.

[45] Там же. С. 246.

[46] Цит. по: Там же.

[47] Цит. по: Там же. С. 247.

[48] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244.

[49] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244.

[50] Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 131 – 132. Курсив мой. — Г. Т.

[51] Коленда В. К. Моя работа в театре В. Ф. Комиссаржевской. Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Там же. С. 158.

[52] Малевич К. От Сезанна до супрематизма. [СПб., 1920] С. 4.

[53] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 90.

[54] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 137.

[55] Там же. С. 245.

[56] Там же.

[57] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 250.

[58] Там же. С. 137.

[59] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 278.

[60] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 83.

[61] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 251.

[62] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 192.

[63] Цит. по: Там же.

[64] Письмо не сохранилось. Приводится по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 305.

[65] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 252.

[66] Ч[улков] Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской: «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Товарищ. 1907. 8 нояб.

[67] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 229.

[68] Кугель А. Р. Профили театра. М., 1929. С. 84 – 85.

[69] Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 21. М. Ф. — исполнительница роли Гедды М. Ф. Андреева.

[70] Там же. С. 21 – 22.

[71] Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской // Новое время. 1906. 29 нояб.

[72] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 145.

[73] Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской.

[74] Ярцев П. М. О старом и новом театре: Бытовая пьеса в «условном» театре: Поучительные трудности // Литературно-художественная неделя. 1907. № 2. С. 5.

[75] Там же.

[76] Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1906. № 47. С. 732 – 733.

[77] Кугель А. Р. Профили театра. С. 85.

[78] Кугель А. Р. Профили театра. С. 96.

[79] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 153.

[80] Там же.

[81] Там же. С. 157.

[82] Веригина В. П. Воспоминания. С. 86.

[83] Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 417.

[84] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 287.

[85] Цит. по: Там же. С. 315.

[86] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 316.

[87] Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 325, 326.

[88] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 321.

[89] Цит. по: Там же. С. 320. Курсив мой. — Г. Т.

[90] Там же. Т. 1. С. 322.

[91] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 104.

[92] Эткинд М. [Рецензия на кн.: Онуфриева С. А. Головин. Л., 1977] // Советские художники театра и кино’77/78. М., 1980. С. 272.

[93] Там же. С. 271.

[94] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 158.

[95] Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 272.

[96] Там же. С. 271.

[97] Цит. по: Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983. С. 369.

[98] Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 271 – 272.

[99] Бассехес А. И. Головин и театр // Бассехес А. И. За сорок лет. М., 1976. С. 51. Курсив мой. — Г. Т.

[100] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 24.

[101] Бассехес А. И. Головин и театр. С. 48. Курсив мой. — Г. Т.

[102] Файко А. Записки старого театральщика. М., 1978. С. 175.

[103] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 225.

[104] Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 398.

[105] Там же. С. 381.

[106] Блок А. А. Собр. соч. Т. 8. С. 399.

[107] См.: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 311.

[108] Театр имени Вс. Мейерхольда: Каталог выставки за 5 лет: 1920 – 1925. М., 1926. С. 5.

[109] См.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970. С. 192.

[110] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 498.

[111] Зноско-Боровский Е. А. Спектакли, посвященные Александру Блоку // Современник. 1914. Кн. 2. С. 121.

[112] Цит. по: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 299.

[113] Ш. Художник или конструктор: Татлин оформляет Островского // Советское искусство. 1934. 17 сент.

[114] См.: Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. Т. 1. М., 1964. С. 544.

[115] Смирнова-Искандер А. В. В 1917 году // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 243.

[116] Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова: Искусство и манифесты // Художник. Сцена. Экран. М., 1975. С. 154.

[117] Из протокола общего собрания «I рабочей группы конструктивистов» // Эрмитаж. 1922. № 8. С. 12.

[118] Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова. С. 161.

[119] См.: Аксенов И. Происхождение установки «Великодушный рогоносец» // 3 афиша ТИМ. М., 1926.

[120] Мейерхольд В. Э. Письмо в редакцию // Известия. 1922. 9 мая.

[121] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1920 – 1926. Л., 1927. С. 28.

[122] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 261.

[123] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28.

[124] Там же.

[125] Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 56.

[126] Тарабукин Н. Зрительное оформление в ГОСТИМе. — РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 139, л. 5.

[127] Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 56.

[128] Там же.

[129] См.: Березкин В. Типология декорационного искусства // Советские художники театра и кино. М., 1983. С. 319.

[130] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28 – 30.

[131] Мейерхольд В. Э. Биомеханика: Курс 1921 – 22 гг.: Материалы, собранные М. Кореневым. — РГАЛИ. ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1338, л. 2.

[132] Лекции и беседы В. Э. Мейерхольда со студентами ГВЫТМа: Запись Х. Н. Херсонского, 3 – 8 окт. 1921 г. — РГАЛИ, ф. 2740, оп. 1, ед. хр. 202, с. 9.

[133] Там же.

[134] Там же.

[135] Там же.

[136] Кроммелинк Ф. Великолепный рогоносец: Пер. Р. Линцер // Восемь бельгийских пьес. М., 1975. С. 19. В переводе, сделанном исследовательницей бельгийской драмы И. Д. Шкунаевой, данная ремарка звучит еще определеннее: «Жест словно служит у него трамплином к слову. Если случается так, что он не может высказаться, жест как бы застывает» (см.: Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. М., 1973. С. 248).

[137] Запись неустановленного лица лекций Мейерхольда В. Э. по сценоведению и театроведению в ГЭКТЕМАСе, 1923 – 1924. — РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 774, л. 7.

[138] Там же, л. 6 об.

[139] Цит. по: Гиляровская Н. Театрально-декорационное искусство за 5 лет. Казань, 1923. С. 25.

[140] В. Э. Мейерхольд: Сб. ст. Тверь, 1923. С. 14.

[141] Бескин Э. Театральный ЛЕФ // Советское искусство. 1925. № 6. С. 53.

[142] Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 302.

[143] Марков П. А. О театре…

[144] Мокульский С. Гастроли театра Мейерхольда // Жизнь искусства. 1924. № 23. С. 13.

[145] Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 8.

[146] Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 278.

[147] Там же.

[148] Лекции Мейерхольда в записи С. М. Эйзенштейна в ГВЫРМе и в ГВЫТМе, 1921 – 22 гг. — РГАЛИ. ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 895, л. 49.

[149] Там же.

[150] Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 10.

[151] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 41.

[152] Там же. С. 41, 42.

[153] Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987. С. 40.

[154] Там же. С. 43.

[155] Там же.

[156] Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 53.

[157] Тарабукин Н. М. Проблема времени и пространства в театре // Театр. 1974. № 2. С. 53.

[158] Там же.

[159] Там же. С. 28 – 29. Курсив мой. — Г. Т.

[160] Там же. С. 29.

[161] Тарабукин Н. М. Проблема времени.

[162] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 279.

[163] Цит. по: Там же.

[164] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом // Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. № 35. С. 8.

[165] Максимов Г. Свет и тени петербургской драматической труппы за прошедшие 30 лет (1846 – 1876). СПб., 1878. С. 176.

[166] Рудницкий К. Режиссерское искусство // История русского драматического театра: В 7 т. Т. 7. М., 1987. С. 164.

[167] Волков Н. Театр в эпоху крушения монархии // Сто лет: Александринский театр. Театр Госдрамы. Л., 1932. С. 342.

[168] А. П. «Дон Жуан» и «Гамлет»: [Беседа с Ю. Юрьевым] // Биржевые ведомости. 1910. 20 окт. Веч. вып.

[169] См.: Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан») // Новое время. 1910. 11 нояб.

[170] См.: Л. Вас‑ ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера // Речь. 1910. 11 нояб.

[171] Тиме Е. А. Я. Головин: Из воспоминаний // А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 329.

[172] Головин А. Я. Встречи и впечатления… С. 112.

[173] Варламов о Мейерхольде // Петербургская газета. 1910. 16 окт.

[174] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 3. (Речь идет о романе К. Гамсуна «Дети времени». В тех же выражениях Мейерхольд писал о нем В. Н. Соловьеву. См.: Мейерхольд В. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 163. )

[175] Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 86.

[176] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 8.

[177] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 67, л. 2 об.

[178] А. Я. Головин Встречи и впечатления… С. 159.

[179] Фрейденберг О. Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. 1978. № 2. С. 42.

[180] Мейерхольд В. Переписка. С. 101.

[181] Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 265 – 266.

[182] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 9.

[183] Баженов А. Сочинения и переводы: В 3 т. Т. I. М., 1869. С. 109.

[184] См.: Богатырев П. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 148 – 149.

[185] Марков П. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 58 – 59, 75.

[186] Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 197.

[187] См.: Там же. С. 196 – 197.

[188] Напр.: Л. Вас‑ ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера.

[189] «Свадьба Кречинского» // Новое время. 1917. 27 янв.

[190] Юрьев Ю. Записки: В 2 т. Т. 1. Л.; М., 1963. С. 432, 444.

[191] Ласкин А. «Дон Жуан» Ж. ‑ Б. Мольера — В. Э. Мейерхольда — А. Я. Головина: (К проблеме: Мейерхольд и «Мир искусства») // Русский театр и драматургия, 1907 – 1917 годы. Л., 1988. С. 57.

[192] Левинсон А. Русский балет в Париже: «Весна Священная». «Игры» // Речь. 1913. 3 июня.

[193] См.: Альтшуллер А. Ю. М. Юрьев и В. Э. Мейерхольд // Актерское мастерство Акад. театра драмы им. А. С. Пушкина. Л., 1983. С. 20.

[194] Смирина А. Мольер — Мейерхольд — модерн // Театр. 1993. № 5. С. 47.

[195] Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан»).

[196] Л. Вас‑ ий [Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера.

[197] Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской // Речь. 1913. 31 июля.

[198] Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 432, 444.

[199] Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже // Московский наблюдатель. 1992. № 3. С. 58.

[200] В‑ р. К. А. Варламов о новом искусстве // Раннее утро. 1908. 11 янв.

[201] Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 450.

[202] Омега [Трозинер Ф. ]. «Гроза» в Александринском театре 9 января // Петроградская газета. 1916. 10 янв.

[203] Беляев Ю. «Гроза» (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв.

[204] Беляев Ю. Театр и музыка // Новое время. 1901. 4 нояб.

[205] Homo novus [Кугель А. Р. ]. Театральное эхо: Александринский театр // Петербургская газета. 1901. 3 нояб.

[206] Ярцев П. Театральные очерки: Михайло Семенович Щепкин // Речь. 1913. 11 авг.

[207] Ребров К. Искусство маски // Театральная газета. 1914. 23 нояб. Курсив мой. — А. В.

[208] Театральные негативы // Биржевые ведомости. 1915. 7 мая. Веч. вып.; Письма К. А. Варламова А. И. Шуберт // Театр и драматургия. Л., 1967.

[209] Театр и музыка // Новое время. 1910. 13 нояб.

[210] Дризен Н. Памяти К. А. Варламова // Речь. 1915. 6 авг.

[211] Л. В. [Василевский Л. ]. Народный дом // Речь. 1913. 23 авг.

[212] Мейерхольд В. Переписка. С. 64.

[213] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 5.

[214] Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 8. М., 1955. С. 528. Курсив мой — А. В.

[215] Марков П. О театре. Т. 1. С. 66. Курсив мой. — А. В.

[216] Фукс Г. Революция театра. СПб., 1911. С. 198, 177.

[217] Василевский Л. Малый театр: Спектакль К. Варламова и В. Мироновой // Речь. 1913. 3 мая.

[218] Беляев Ю. Как чествовали Гоголя… // Новое время. 1902. 23 февр.; П. А. [Аристархов П. ]. Александринский театр // Петербургская газета. 1910. 10 нояб.

[219] Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской.

[220] Л. В. [Василевский Л. ] Александринский театр. «Дон Жуан» Мольера.

[221] Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. Пг., 1916. С. 32.

[222] Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 140.

[223] Аничков Е. Традиция и стилизация // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 65.

[224] Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. С. 56.

[225] Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66.

[226] Ласкин А. «Дон Жуан» Ж. ‑ Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989. С. 10.

[227] Л. К. Лаборатория искусства: (Беседа [с А. Я. Головиным]) // Биржевые ведомости. 1910. 7 дек. Веч. вып.

[228] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 458, л. 7.

[229] Молодцова М. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л., 1990. С. 89.

[230] Чернова А. Пластический облик персонажей Мольера: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1975. С. 9.

[231] Семеновский В. Мастер и мы // Экран и сцена. 1990. 8 февр.

[232] Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66.

[233] Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 172.

[234] Соловьев В. «Маскарад» в Александринском театре // Аполлон. 1917. № 2 – 3. С. 74 – 75.

[235] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная» // Речь. 1913. 4 мая.

[236] Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв.

[237] См.: Кириллов А. Живопись и сцена: Первые опыты стилизации в Александринском театре начала XX века // Взаимосвязи: Театр в контексте культуры. Л., 1991. С. 80.

[238] Юрьев Ю. Записки. Т. 2. Л.; М., 1963. С. 203.

[239] Долгов Н. Александринский театр: «Маскарад», драма Лермонтова // Биржевые ведомости. 1917. 15 марта.

[240] Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета. 1914. 6 апр.

[241] Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой // Речь. 1913. 20 мая.

[242] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша // Там же. 6 мая.

[243] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная».

[244] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1259, л. 161 об. Курсив мой. — А. В.

[245] Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой.

[246] Вивьен Л. Друг актера // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 325.

[247] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро // Речь. 1913. 5 мая.

[248] Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета, 1914. 6 апр.

[249] Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр).

[250] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». Курсив мой. — А. В.

[251] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша.

[252] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная».

[253] См.: Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже. С. 59.

[254] См.: Юрьев Ю. Записки. Т. 2. С. 199 – 205, 188.

[255] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро.

[256] Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981. С. 173.

[257] Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре. С. 253.

[258] Беляев М. «Маскарад» и работа над его постановкой А. Я. Головина // «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина. М.; Л., 1941 – 1946. С. 46.

[259] Громов П. П. Ранняя режиссура Вс. Э. Мейерхольда // У истоков режиссуры. Л., 1976. С. 153.

[260] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 721, л. 57.

[261] См., напр.: Там же, ед. хр. 458, л. 1 – 17; ед. хр. 811, л. 1 – 37.

[262] См.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 189, 316.

[263] Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 3. М., 1976. С. 383, 381.

[264] Розанов В. В. Два этюда о Гоголе // Розанов В. В. Сочинения. Л., 1990. С. 13 – 14.

[265] Белый Андрей. Луг зеленый. М., 1910. С. 104 – 105.

[266] Мережковский Д. Гоголь и черт. М., 1906. С. 70.

[267] Там же. С. 77.

[268] Ф. Кафка, к примеру, тоже видел себя в заклятой паре: «Творчество — сладкая, чудесная награда, но за что? … мне стало ясно… что это награда за служение дьяволу» (Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Из дневников. М., 1989. С. 18).

[269] Манн Т. Письма. М., 1975. С. 176.

[270] Гоголь Н. В. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Собр. соч. и писем: В 14 т. Т. 8. М., 1952. С. 292, 294.

[271] Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 4.

[272] Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 447, 383.

[273] В. В. Кандинский определял новый тип сценической композиции: «Внутреннее действие (абстрактное) и внутренняя связь отдельных его частей и всех его средств выражения составит форму сценической композиции». Единство новой сценической композиции «заключается не во внешней стройности хода действия, а в определенно выраженном общем звучании композиции» (см.: Кандинский В. В. О сценической композиции // Из истории советской науки о театре, 1920‑ е годы. М., 1988. С. 100 – 101).

[274] См.: Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 157.

[275] См.: Там же. С. 160.

[276] Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». М.; Л., 1927. С. 80.

[277] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. М., 1927. С. 39 – 40.

[278] Белый Андрей. Гоголь и Мейерхольд // Там же. С. 36.

[279] Письмо В. Э. Мейерхольда к Ф. Ф. Комиссаржевскому от 29 – 30 апреля 1907 года // Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 89.

[280] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 338.

[281] Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 125.

[282] См.: Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 179 – 192.

[283] Мейерхольд В. Э. Статьи… С. 76.

[284] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. Т. 2. М., 1902. С. 446.

[285] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 77.

[286] Азов Вл. [Ашкинази В. А. ]. «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Речь. 1907. 8 нояб.

[287] Сологуб Ф. Победа смерти. СПб., 1908. С. 60.

[288] Иванов Вяч. Морис Метерлинк: «Чудо святого Антония» // Весы. 1904. № 5. С. 49 – 50.

[289] С. П. [Потресов С. В. (Яблоновский)]. Гастроли В. Ф. Комиссаржевской // Русское слово. 1907. 31 авг.

[290] Розанов В. В. Два этюда о Гоголе. С. 11.

[291] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 28 – 29.

[292] Дикс Б. [Леман Б. А. ]. Несколько слов о «Балаганчике» Ал. Блока // Золотое руно. 1907. № 7 – 9. С. 141.

[293] Андрей В. «Балаганчик» // Сегодня. 1907. 2 янв. С. 2 – 3.

[294] Глаголь С. [Голоушев]. Да здравствует театр! // В спорах о театре. М., 1913. С. 63.

[295] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. СПб., 1891. С. 261.

[296] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 60.

[297] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 61.

[298] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 20.

[299] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 173.

[300] Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 399.

[301] Ауслендер С. Впечатления сезона: Санкт-Петербург. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. Вып. 7. С. 142 – 147.

[302] Громов П. П. Из бесед 1972 – 1979 гг. // Театр. 1990. № 1. С. 157.

[303] Solus [Арабажин К. ]. Драматический театр: «Жизнь человека» // Сегодня. 1907. 23 февр. С. 3.

[304] См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 473.

[305] Мейерхольд специально оговаривал с актерами проблему «Развязки Ревизора» и прочих приложений Гоголя к комедии: автор, подчеркивал режиссер, не стремился ни к аллегории, ни к символической схеме. Напротив, «всякое “предуведомление”, которое Гоголь делает актерам, совершенствует пьесу. Она делается все серьезнее и серьезнее, ибо Гоголь все больше и налегает на сторону обличительную…» (см.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. М., 1968. С. 140).

[306] См.: Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 12 – 17.

[307] См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. Гоголь: творчество, жизнь и религия. СПб., 1911. С. 64.

[308] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 92. Курсив мой. — Е. К.

[309] См.: Бродский Н. Л. Гоголь и «Ревизор» // Бродский Н. Л. Избр. труды. М., 1964. С. 40 – 48; Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора» // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1936. С. 151 – 199.

[310] См. об этом: Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора».

[311] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 131.

[312] Анализ действенной инициативы Хлестакова см.: Костелянец Б. Два лика империи: устрашение и безответственность // Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992. С. 78 – 117.

[313] См.: Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 229.

[314] См.: Костелянец Б. Мир поэзии драматической… С. 99, 101.

[315] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 145.

[316] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 35, л. 10 – 11.

[317] Мысль Андрея Белого о фигуре фикции как центральной у Гоголя, думается, во многом подсказана спектаклем Мейерхольда (см.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. С. 80 – 104).

[318] См.: Рейх Б. «Ревизор» у Мейерхольда // На литературном посту. 1927. № 1. С. 66.

[319] См.: Программы академических театров. 1926. № 64. С. 8.

[320] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 47.

[321] См.: Левидов Мих. Пропала веревочка! // Веч. Москва. 1926. 13 дек. С. 3.

[322] См.: Шкловский В. Пятнадцать порций городничихи // Красная газета. 1926. 22 дек.

[323] См.: Мейерхольд репетирует: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 44.

[324] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 44.

[325] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118 – 119.

[326] См.: Там же. С. 118.

[327] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45.

[328] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118.

[329] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45.

[330] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112 – 113.

[331] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 19, л. 56.

[332] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 362.

[333] См.: Лозовский Л. Гоголь в театре Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 72.

[334] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112.

[335] Кугель А. Р. В защиту // Жизнь искусства. 1927. № 3. С. 5.

[336] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112.

[337] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 368 – 369.

[338] См.: Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». С. 50 – 51.

[339] Бердяев Н. А. Духи русской революции. Рига, 1990. С. 10 – 11.

[340] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 11.

[341] Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 64.

[342] См.: Розанов В. В. Гоголь и его значение для театра // Розанов В. В. Среди художников. СПб., 1914. С. 264 – 271.

[343] Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 80.

[344] Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986. С. 552.

[345] Ср. у А. А. Гвоздева: «Индивидуализированные персонажи пятиактной комедии Гоголя Мейерхольд обращает в синтетический, коллективный хор, жуткий хор трагикомедии» (Гвоздев А. Театральная критика. С. 75).

[346] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79.

[347] См.: Белый А. Мастерство Гоголя. С. 80 – 87.

[348] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45.

[349] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79.

[350] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 33, л. 146 – 147.

[351] См.: Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора» // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. Л., 1927. С. 16.

[352] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 42.

[353] См.: РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 34, л. 43 – 49.

[354] См.: Бескин Э. «Ревизор» у Мейерхольда // Веч. Москва. 1926. 11 дек. С. 3.

[355] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45 – 46.

[356] См.: Левидов Мих. Пропала веревочка!

[357] См.: Мейерхольд репетирует. Т. 1. С. 136.

[358] Там же. С. 121.

[359] См.: РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 29 – 30.

[360] Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 12 (сноска).

[361] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 536.

[362] См.: Гвоздев А. А. Театральная критика. С. 76.

[363] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 2. С. 122.

[364] Там же.

[365] См.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 372.

[366] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 29.

[367] Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 16.

[368] См.: Романовский М. «Ревизор» в постановке Мейерхольда // Харьковский пролетарий. 1927. 14 июля.

[369] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 43.

[370] См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. С. 59.

[371] См.: Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра // Театральный Октябрь. Сб. 1. Л.; М., 1926. С. 52 – 54.

[372] Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. С. 159.

[373] См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда. С. 62.

[374] Станкевич Ал. «Ревизор» у Мейерхольда // Вечернее радио. 1927. 15 июля.

[375] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 122.

[376] Гвоздев А. Театральная критика. С. 85.

[377] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 24.

[378] Кугель А. Р. «Ревизор» в студии Акдрамы // Рабочий и театр. 1927. № 12. С. 9.

[379] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67.

[380] «На фоне общего хора слышится ее беспечный голос, поющий романс “Мне минуло шестнадцать лет, но сердце было в воле”», — зафиксировано у А. А. Гвоздева (см.: Гвоздев А. Театральная критика. С. 82).

[381] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67.

[382] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 81.

[383] См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 65.

[384] Там же. С. 83 – 84.

[385] Андрей Белый — Вс. Мейерхольду, 25 дек. 1927 г. // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 257.

[386] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 16.

[387] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 25, 35.

[388] Иванов Вяч. «Ревизор» Гоголя и комедия Аристофана // Театральный Октябрь. Сб. 1. С. 89, 92.

[389] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 27.

[390] Там же.

[391] Рапорты и докладные записки В. Э. Мейерхольда в Контору Императорских театров о ходе репетиций и спектаклей «Дон Жуан», «Каменный гость», «Маскарад». — РГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 2751, л. 8.

[392] Подробнее об этом спектакле см.: Ласкин А. С. «Дон Жуан» Ж. ‑ Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989.

[393] Бенуа А. «Гроза» в Александринке: Художественные письма // Речь. 1916. 30 сент.

[394] См.: Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца» // Известия. 1922. 14 мая.

[395] Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца».

[396] См.: Беседа В. Э. Мейерхольда с участниками «Ревизора», 15 марта 1926 года. РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 76, л. 25.

[397] Цит. по: Гладкое А. К. См.: Мейерхольд. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 228.

[398] См.: Там же. С. 175 – 176.

[399] См.: Там же. С. 178.

[400] См.: Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. В. Сталина // Октябрь. 1988. № 11. С. 112, 119.

[401] Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 170.

[402] Мысль о «восточном деспоте», о природе «восточного деспотизма», безусловно, волновала и Пушкина. Не случайно в те самые месяцы, когда он задумал «Бориса Годунова» (ноябрь — декабрь 1824 года), им было создано «Подражание Корану».

[403] См.: Наказ В. Э. Мейерхольда участникам спектакля «Ревизор». — РГАЛИ, ф. 963, ед. хр. 512, л. 3.

[404] Мацкин А. Время ухода: Хроника трагических лет // Театр. 1990. № 1. С. 30.

[405] См.: Мейерхольд В. Трактовка пьесы // Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 т. Т. 2. М., 1968. С. 286.

[406] Азов Вл. [Ашкинази З. Г. ]. Театр Комиссаржевской. «Победа Смерти» // Речь. 1907. 8 нояб.

[407] Осипов И. [Абельсон И. О. ]. «Заложники жизни». Премьера в Александринском театре // Обозрение театров. 1912. 8 нояб.

[408] Homo novus [Кугель А. Р. ]. Заметки // Театр и искусство. 1916. № 3. С. 62.

[409] Гуревич Л. «Гроза» Островского // Речь. 1916. 11 янв.

[410] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 279.

[411] См.: Бенуа А. «Гроза» в Александринке // Речь. 1916. 30 сент.

[412] См.: Волконский С. Человек на сцене. СПб., 1912. С. 71 – 85.

[413] См.: Весы. 1906. № 1. С. 72 – 74.

[414] См.: Волошин М. Лики творчества. Л., 1989. С. 349 – 355.

[415] Левинсон А. «Пизанелла, или Душистая Смерть» // Речь. 1913. 8 июля. Курсив мой. — Н. П.

[416] См.: Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1964. С. 31, 36.

[417] Левинсон А. «Мистерия-буфф» Маяковского // Жизнь искусства. 1918. 11 нояб.

[418] См.: Ауслендер С. Впечатления сезона. С. ‑ Петербург. 1. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. № 7. С. 142 – 147.

[419] Кузмин М. Скороходы истории // Жизнь искусства. 1920. 27 июня.

[420] Вл. С. [Соловьев В. Н. ]. Петроградские театры // Аполлон. 1917. № 8 – 10. С. 96 – 97.

[421] См.: Мейерхольд В. Э. Переписка. М., 1976. С. 158, 179, 181, 183, 200, 224.

[422] Там же. С. 152. См. также письма в этом издании: с. 147, 150, 157, 159, 177 и др.

[423] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160 – 161.

[424] Бескин Эм. Пути и формы нового театра // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 14 – 15.

[425] См.: Фамарин К. Драма в Москве // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 62.

[426] Цит. по: Рабочий зритель. 1924. № 6. С. 8, 9.

[427] Садко [Блюм В. И. ]. Мейерхольд — академик // Известия. 1922. 6 мая.

[428] Бескин Э. Под знаком «Рогоносца» // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 5.

[429] Садко [Блюм В. И. ]. К критике критической критики Луначарского // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 8.

[430] Там же.

[431] Загорский М. «Великодушный рогоносец» // Театральная Москва. 1922. № 38. С. 9.

[432] Там же.

[433] См.: Новый зритель. 1924. № 4. С. 3 – 6; № 5. С. 4 – 5.

[434] Авлов Гр. Гениальный агитатор // Рабочий и театр. 1925. № 36. С. 6.

[435] См.: Там же. № 34. С. 7 – 8.

[436] Садко [Блюм В. И. ]. Следующий этап Мейерхольда // Пролетарская правда (Киев). 1924. 5 авг.

[437] Херсонский Хрис. «Мандат» // Известия. 1925. 25 апр.

[438] Херсонский Х. О левом фронте театра // Известия. 1925. 27 марта.

[439] Там же.

[440] Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда // Кино (М. ). 1926. 21 дек.

[441] Загорский М. Письмо из Москвы // Жизнь искусства. 1924. № 10. С. 6, 7.

[442] Момус. К итогам сезона // Новый зритель. 1926. № 24. С. 8 – 9.

[443] Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда.

[444] См.: Блюм В. «Театральный Октябрь». Сборник I // Печать и революция. 1926. № 5. С. 228 – 230.

[445] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 244.

[446] Алперс Б. Блестящая шутка? // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 11.

[447] Там же. Эти слова купированы в сборнике Б. Алперса 1977 года «Театральные очерки».

[448] Алперс Б. Блестящая шутка? С. 11.

[449] Алперс Б. Лицо сезона // Рабочий и театр. 1925. № 18. С. 5 – 6.

[450] Алперс Б. Побеждающий смех // Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 129.

[451] Алперс Б. «Командарм‑ 2» в Театре имени Вс. Мейерхольда // Алперс Б. Театральные очерки. Т. 2. С. 145.

[452] Алперс Б. Театр социальной маски // Там же. Т. 1. М., 1977. С. 117.

[453] Там же С. 114.

[454] Жирмунский В. Поэзия как искусство слова // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб.

[455] Эрберг К. О догматах и ересях в искусстве // Искусство старое и новое: Сб. / Под ред. К. Эрберга. Пг., 1921. С. 1 – 19.

[456] Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 105.

[457] Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М., 1922. С. 14.

[458] Шкловский В. Кинематограф как искусство // Жизнь искусства. 1919. 20 мая.

[459] Положение об актере, выпускаемом ГЭКТЕМАСом — РГАЛИ, ф. 2385, оп. 1, ед. хр. 73, л. 3.

[460] См.: Отрывки из выступлений В. Э. Мейерхольда для Словаря терминологии. — РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 674, л. 137.

[461] См.: Шкловский В. Кинематограф как искусство.

[462] Пяст Вл. Слово о Театре без Слов и о театре Слова // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 нояб.

[463] Шкловский В. 15 порций городничихи // Красная газета. Веч. вып. 1926. 22 дек.

[464] Шкловский В. Особое мнение о «Лесе» // Жизнь искусства. 1924. № 26. С. 11.

[465] Шкловский В. «Ревизор» // Кино. 1926. 21 дек.

[466] Шкловский В. «Ревизор» // Кино. 1926. 21 дек.

[467] Шкловский В. Особое мнение о «Лесе». С. 11. (В газете вместо «изображают быт» — «изобретают». )

[468] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 324.

[469] См.: Жирмунский В. Задачи поэтики // Задачи и методы изучения истории искусств. Пг., 1924. С. 123 – 168.

[470] См.: Шкловский В. Искусство как прием. С. 101 – 114.

[471] Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра: (Опыт разбора игры) // Театральный Октябрь: Сб. I. М.; Л., 1926. С. 49.

[472] Письмо В. Э. Мейерхольда А. А. Гвоздеву, 17. IX. 1924. — Кабинет рукописей Российского института истории искусств, ф. 31, ед. хр. 306.

[473] Пиотровский А. Система Мейерхольда // Рабочий и театр. 1927. № 35. С. 7.

[474] См.: Пиотровский А. Кинофикация театра // Жизнь искусства. 1924. № 22. С. 4.

[475] Соловьев Вл. Тезисы к постановке «Леса» // Там же. С. 7.

[476] Мокульский С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. С. 16 – 17.

[477] Гвоздев А. «Лес» // З

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...