Раздел 2. Педагогический процесс в профессиональных образовательных организациях
Тема 2.1. Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения Учебный процесс как система. Структура учебного процесса. Методическая подструктура учебного процесса. Системообразующие связи в учебном процессе. Цели и задачи обучения. Системный характер подготовки педагога профессионального обучения. Тема 2.2. Содержание профессионального образования Нормативные документы, регламентирующие содержание профессионального образования системы СПО. Профессиональные стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основные понятия и термины, используемые в ФГОС. Основные образовательные программы и требования к ним. Модель учебного плана для организаций системы СПО. Тематические и сводно-тематические планы. Задачи изучения, корректировки, перспективной разработки тематических планов. Программа учебного предмета. Основные требования к программе учебной дисциплины и принципы ее разработки. Тема 2.3. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования Источники формирования содержания профессионального обучения. Структура и содержание профессионального обучения. Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Факторы, определяющие содержание специальной подготовки. Критерии отбора учебного материала профессионального обучения. Конкретизация содержания образования в учебной литературе. Анализ содержания теоретического обучения и его особенности в образовательных организациях системы СПО. Анализ содержания производственного (практического) обучения.
Тема 2.4. Методы, средства и формы теоретического Понятие, сущность методов теоретического и практического обучения и их классификация. Общее и особенное в методах теоретического и практического (производственного) обучения. Методы передачи и усвоения учебной информации, их характеристика. Методы активизации учебной деятельности. Характеристика методов обучения. Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, программированный, алгоритмический. Проблемные и проблемно-развивающие методы. Эффективность метода обучения. Структура и содержание методов обучения. Содержание методов проблемно-развивающего обучения. Понятие, сущность и характеристика средств обучения. Функции средств обучения. Классификация средств обучения. Знаковые средства обучения. Дидактические функции учебника, учебного пособия. Логические регулятивы обучающей деятельности педагога. Теоретический и эмпирический уровни логических регулятивов. Особенности применения отдельных дидактических средств. Понятие, сущность и характеристика форм теоретического обучения. Типы занятий теоретического обучения в образовательных организациях СПО. Факторы, влияющие на выбор типа структуры учебного занятия по дисциплинам теоретического обучения. Современные подходы к лабораторно-практическим работам как связующему звену между теоретическим и практическим обучением. Понятие, сущность и характеристика форм практического обучения. Применение нетрадиционных форм организации учебных занятий в образовательных организациях СПО. Совмещенный (интегрированный, бинарный) урок, его цели и задачи. Внеурочная работа по дисциплинам профессиональной подготовки. Раздел 3. Общие вопросы проектирования учебного процесса Тема 3.1. Методический анализ учебной информации Проектирование содержания учебного предмета как дидактическая задача. Сущность методического анализа учебного материала. Цели и функции методического анализа. Объект методического анализа, предмет методического анализа учебного материала экономических дисциплин.
Структура методического анализа: подбор учебного материала, структурно-логический анализ, методическая редукция, определение состава предметно-познавательных действий, выбор методов обучения, конкретизация обучающей и учебных целей. Рефлексия методической деятельности. Тема 3.2. Проектирование целей обучения Уровни учебных целей; знание, понимание, применение, оценка, анализ, синтез. Характеристика учебной деятельности на уровнях учебных целей. Проектирование предметно-познавательных действий. Формулировка учебных целей. Тема 3.3. Выбор и применение методов обучения Критерии выбора методов обучения. Выбор и применение методов сообщения учебного материала как управление учебно-познавательной деятельностью на занятиях теоретического обучения. Основные методы сообщения учебного материала и управление учебно-познавательной деятельностью. Методика устного изложения материала общепрофессиональных (специальных) предметов. Правила конструирования и реализация методов проблемно-развивающего обучения. Приемы и способы деятельности учащихся при восприятии учебной информации. Правила конструирования и реализация методов проблемно-развивающего обучения. Тема 3.4. Проектирование технологий обучения Критерии выбора технологий обучения. Проектирование составляющих технологии. Разработка дидактических средств обучения в соответствии с выбранной методической системой. Методика применения опорных конспектов на занятиях теоретического и производственного (практического) обучения. Технология разработки опорных конспектов. Конструирование листа рабочей тетради. Особенности применения рабочих тетрадей на различных этапах учебного занятия. Роль дидактических материалов, инструкционных карт, опорных конспектов, рабочих тетрадей в формировании профессиональных компетенций обучающегося. 3.5. Материально-техническое оснащение учебного процесса Средства осуществления учебного процесса и дидактические средства реализации методов обучения. Нормативные и справочные материалы по оснащению и оборудованию учебных помещений профессиональных образовательных организаций. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебном помещении. Необходимость использования санитарно-гигиенических средств в учебном процессе при планировании и оборудовании учебных и лабораторных кабинетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|