Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




 

Студенты дневной формы обучения изучают дисциплину на лекциях, практических занятиях и самостоятельно. Основным видом занятий студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа.

Основная цель практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» – формирование у студентов методических умений, связанных с инвариантной основой деятельности педагога профессионального обучения.

На практических занятиях студенты самостоятельно, но под руководством педагога выполняют методические задания по анализу и составлению учебно-нормативной документации, разработке дидактических средств обучения, выбору методов и организационных форм обучения, проектированию деятельности педагога и обучающихся на занятиях теоретического и производственного (практического) обучения.

Самостоятельную работу следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует от студентов высокого уровня самосознания, самодисциплины, приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания, способствующий планомерному переходу от учения к профессиональной деятельности.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения» является организация систематического изучения дисциплины в течение двух семестров, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и развитие самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Основные виды самостоятельной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения»: самостоятельное изучение теоретического курса; решение методических задач; выполнение учебного исследования –курсовой работы; ответы на задания тестов тематического контроля в системе «Таймлайн», другие виды самостоятельной работы.

Самостоятельное изучение теоретического курса предполагает освоение содержания учебного материала, которое не вошло в основные разделы дисциплины. Продуктами самостоятельного изучения теоретического курса являются планы-конспекты, разработанные студентами.

Методические задачи – основное средство формирования методических умений по дисциплине «Методика профессионального обучения». Методические задачи содержат структурные компоненты: требования (цели) и условия, которые отражают специфику обучающей деятельности педагога профессионального обучения. Примерами методических задач могут служить следующие: разработка тестов контроля знаний и умений учащихся; выявление знаний и умений учащихся на учебном занятии; определение уровня сформированности знаний, умений и навыков; корректировка методики изучения темы, по которой проводился контроль знаний и умений; предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся; обеспечение материально-технической базы для индивидуальной и коллективной работы и т.п.

Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения» нацелена на формирование умений по решению актуальных педагогических и методических проблем. В процессе выполнения курсовой работы происходит знакомство с методикой научного исследования, изучение передового педагогического опыта, углубление и систематизация теоретических знаний в области методики профессионального обучения.

Подготовка к промежуточному тестированию проводится после теоре­тического изучения каждого раздела дисциплины.

Видами самостоятельной работы студентов могут выступать также написание рефератов, подготовка докладов и сообщений, научной статьи, эссе по вопросам методики профессионального обучения, подготовка презентаций, разработка дидактических средств и т.п.

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

 

Задания к разделу I «Теоретико-методологические основы методики профессионального обучения»

План-конспект

1. Тема «Методическая деятельность педагога профессионального обучения». План-конспект «Логические регулятивы обучающей деятельности педагога профессионального обучения: эмпирический уровень».

2. Тема «Формы наглядного представления учебной информации». План-конспект «Наглядные средства обучения: схема, блок-схема, метаплан-техника».

М етодические задачи

Задача 1

Тема: Основные понятия «Методики профессионального обучения» и методическая терминология.

Исходные данные: содержание темы дисциплины «Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания».

Задание: выявить основные понятия дисциплины, приведенные в различных источниках, и подходы к их определению.

Продукт: таблица методических понятий (табл. 3), учебная карта (табл. 4).

Таблица 3

Характеристика понятийного аппарата МПО

№ п/п Термин Источник Определение Примечание
         

 

 

Таблица 4

Учебная карта

Элементы Содержание
Цель (чему я должен научиться)  
Предмет (с чем я работал)  
Средства (чем я пользовался)  
Состав (последовательность моих действий)  
Продукт   Знания: Умения:

Задача 2

Тема: Реализация дидактических принципов обучения в опыте работы преподавателей-мастеров.

Исходные данные: содержание темы дисциплины «Закономерности и принципы профессионального обучения».

Задание: составить иерархию использования дидактических принципов на учебных занятиях по предметам общепрофессионального цикла.

Продукт: схема, учебная карта (табл. 4).

Темы докладов и рефератов

1. Приоритеты подготовки рабочих в современных социально-экономических условиях.

2. Компетентностный подход к подготовке учащихся в системе СПО.

3. Развитие трудового и профессионального обучения в России и зарубежных странах.

4. Этапы развития отечественной системы профессионального обучения в ХХ в.

5. Тенденции развития профессионального обучения в ХХI в.

6. Сравнительный анализ систем производственного обучения.

Контрольные задания

В заданиях 1 – 9 выберите номер правильного варианта ответа

1. У чение о методах и принципах познания называется

а) методика;

б) технология;

в) методология;

г) онтология.

2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области – это

а) умение;

б) знания;

в) компетенция;

г) навыки.

3. Совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке профессионально-педагогических кадров –

а) система образования РФ;

б) методическое обеспечение образования;

в) система управления образованием;

г) учебно-методическое объединение.

4. Организации профессионального образования ведомственной подготовки рабочих в 20-30 гг. ХХ в. –

а) учебно-показательные мастерские;

б) школы фабрично-заводского ученичества;

в) профессионально-технические курсы;

г) профессионально-технические школы.

5. Система производственного обучения носила название «русской»

а) операционно-комплексная;

б) проблемно-аналитическая;

в) операционная;

г) система ЦИТ.

6. Основная система производственного обучения в СССР

а) операционно-поточная;

б) моторно-тренировочная;

в) операционно-комплексная;

г)конструкторско-технологическая.

7. Самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию и конструированию, исследованию средств обучения – деятельность

а) учебная;

б) методическая;

в) педагогическая;

г) технологическая.

8. Устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету – _________ методической деятельности.

а) образцы;

б) виды;

в) методы;

г) формы.

9. Свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний –

а) умение;

б) знание;

в) качество;

г) навык.

В заданиях 10– 12 выберите номера правильных вариантов ответа

10.Продуктами (результатами) методической деятельности являются

а) экзаменационная ведомость;

б) учебная программа;

в) научная статья;

г) план-конспект занятия.

11. К видам методической деятельности относятся

а) чтение лекции;

б) планирование системы уроков;

в) разработка видов и форм контроля знаний, умений и навыков;

г) проверка контрольных работ.

12. Формы методической деятельности подразделяют на…

а) коллективные;

б) индивидуальные;

в) фронтальные;

г) бригадные.

 

Задания к разделу II «Педагогический процесс
в профессиональных образовательных организациях»

План-конспект

1. Тема «Содержание профессионального образования и обучения». План-конспект «Анализ профессионально-квалификационных характеристик и способы их составления».

2. Тема «Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования». План-конспект «Радиальная, концентрическая, ступенчатая структуры учебного курса. Формирование содержания экономических дисциплин».

Методические задачи

Задача 3

Тема: Проектирование эскиза заполнения доски.

Исходные данные: содержание темы дисциплины «Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования».

Задание: выбрать рациональный способ конспектирования учебного материала и разработать эскиз заполнения доски в процессе изложения.

Продукт: эскиз доски.

Задача 4

Тема: Проектирование эвристической беседы.

Исходные данные: содержание темы дисциплины «Методы, средства и формы теоретического и практического обучения».

Задание: для заданной темы учебного материала разработать вопросы для эвристической беседы.

Продукт: перечень вопросов в форме диалога между преподавателем и учащимся.

Темы докладов и рефератов

1. Фундаментальность и профессиональность образования.

2. Учение как познавательная деятельность учащихся.

3. Уровни усвоения содержания дисциплины, их описание в учебной программе.

4. Особенности учебного процесса в условиях информационных технологий обучения.

5. Вопросы методики применения технических средств обучения.

6. Психологические и эргономические требования к знаковым визуальным средствам обучения.

Контрольные задания

В заданиях 1 – 8 выберите номер правильного варианта ответа

1. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации и улучшается ее восприятие

а) вопросы;

б) средства обучения;

в) упражнения;

г) задачи.

2. Совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа образовательного учреждения – это

а) учебный план;

б) образовательный стандарт;

в) содержание обучения;

г) система обучения.

3. Структурное соотношение элементов содержания обучения, последовательность и предполагаемая продолжительность их освоения устанавливаются

а) образовательным стандартом;

б) учебным планом;

в) графиком учебного процесса;

г) рабочей программой дисциплины.

4. Объекты, используемые в учебном процессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся – это

а) способы познавательной деятельности;

б) компоненты учебного процесса;

в) методы контроля;

г) средства обучения.

5. Наглядность, информативность, адаптивность, компенсаторность и интегративность – это общие функции

а) методов обучения;

б) дидактической системы;

в) средств обучения;

г) учебного процесса.

6. Процесс и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности – это

а) профессиональная подготовка;

б) профессиональное образование;

в) формирование компетенций;

г) повышение квалификации.

7. Документ показывает длительность учебных полугодий (семестров), сессий, каникул, виды практик, распределение часов на различные виды обучения –

а) график учебного процесса;

б) учебный план;

в) рабочая программа;

г) образовательный стандарт.

8. К уровням логических регулятивов обучающей деятельности относятся

а) эмпирический;

б) производственный;

в) исследовательский;

г) теоретический.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...