Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Студенты дневной формы обучения изучают дисциплину на лекциях, практических занятиях и самостоятельно. Основным видом занятий студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа. Основная цель практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» – формирование у студентов методических умений, связанных с инвариантной основой деятельности педагога профессионального обучения. На практических занятиях студенты самостоятельно, но под руководством педагога выполняют методические задания по анализу и составлению учебно-нормативной документации, разработке дидактических средств обучения, выбору методов и организационных форм обучения, проектированию деятельности педагога и обучающихся на занятиях теоретического и производственного (практического) обучения. Самостоятельную работу следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует от студентов высокого уровня самосознания, самодисциплины, приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания, способствующий планомерному переходу от учения к профессиональной деятельности. Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения» является организация систематического изучения дисциплины в течение двух семестров, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и развитие самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Основные виды самостоятельной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения»: самостоятельное изучение теоретического курса; решение методических задач; выполнение учебного исследования –курсовой работы; ответы на задания тестов тематического контроля в системе «Таймлайн», другие виды самостоятельной работы.
Самостоятельное изучение теоретического курса предполагает освоение содержания учебного материала, которое не вошло в основные разделы дисциплины. Продуктами самостоятельного изучения теоретического курса являются планы-конспекты, разработанные студентами. Методические задачи – основное средство формирования методических умений по дисциплине «Методика профессионального обучения». Методические задачи содержат структурные компоненты: требования (цели) и условия, которые отражают специфику обучающей деятельности педагога профессионального обучения. Примерами методических задач могут служить следующие: разработка тестов контроля знаний и умений учащихся; выявление знаний и умений учащихся на учебном занятии; определение уровня сформированности знаний, умений и навыков; корректировка методики изучения темы, по которой проводился контроль знаний и умений; предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся; обеспечение материально-технической базы для индивидуальной и коллективной работы и т.п. Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения» нацелена на формирование умений по решению актуальных педагогических и методических проблем. В процессе выполнения курсовой работы происходит знакомство с методикой научного исследования, изучение передового педагогического опыта, углубление и систематизация теоретических знаний в области методики профессионального обучения. Подготовка к промежуточному тестированию проводится после теоретического изучения каждого раздела дисциплины.
Видами самостоятельной работы студентов могут выступать также написание рефератов, подготовка докладов и сообщений, научной статьи, эссе по вопросам методики профессионального обучения, подготовка презентаций, разработка дидактических средств и т.п.
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Задания к разделу I «Теоретико-методологические основы методики профессионального обучения» План-конспект 1. Тема «Методическая деятельность педагога профессионального обучения». План-конспект «Логические регулятивы обучающей деятельности педагога профессионального обучения: эмпирический уровень». 2. Тема «Формы наглядного представления учебной информации». План-конспект «Наглядные средства обучения: схема, блок-схема, метаплан-техника». М етодические задачи Задача 1 Тема: Основные понятия «Методики профессионального обучения» и методическая терминология. Исходные данные: содержание темы дисциплины «Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания». Задание: выявить основные понятия дисциплины, приведенные в различных источниках, и подходы к их определению. Продукт: таблица методических понятий (табл. 3), учебная карта (табл. 4). Таблица 3 Характеристика понятийного аппарата МПО
Таблица 4 Учебная карта
Задача 2 Тема: Реализация дидактических принципов обучения в опыте работы преподавателей-мастеров. Исходные данные: содержание темы дисциплины «Закономерности и принципы профессионального обучения». Задание: составить иерархию использования дидактических принципов на учебных занятиях по предметам общепрофессионального цикла. Продукт: схема, учебная карта (табл. 4). Темы докладов и рефератов 1. Приоритеты подготовки рабочих в современных социально-экономических условиях. 2. Компетентностный подход к подготовке учащихся в системе СПО.
3. Развитие трудового и профессионального обучения в России и зарубежных странах. 4. Этапы развития отечественной системы профессионального обучения в ХХ в. 5. Тенденции развития профессионального обучения в ХХI в. 6. Сравнительный анализ систем производственного обучения. Контрольные задания В заданиях 1 – 9 выберите номер правильного варианта ответа 1. У чение о методах и принципах познания называется а) методика; б) технология; в) методология; г) онтология. 2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области – это а) умение; б) знания; в) компетенция; г) навыки. 3. Совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке профессионально-педагогических кадров – а) система образования РФ; б) методическое обеспечение образования; в) система управления образованием; г) учебно-методическое объединение. 4. Организации профессионального образования ведомственной подготовки рабочих в 20-30 гг. ХХ в. – а) учебно-показательные мастерские; б) школы фабрично-заводского ученичества; в) профессионально-технические курсы; г) профессионально-технические школы. 5. Система производственного обучения носила название «русской» а) операционно-комплексная; б) проблемно-аналитическая; в) операционная; г) система ЦИТ. 6. Основная система производственного обучения в СССР а) операционно-поточная; б) моторно-тренировочная; в) операционно-комплексная; г)конструкторско-технологическая. 7. Самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию и конструированию, исследованию средств обучения – деятельность а) учебная; б) методическая; в) педагогическая; г) технологическая. 8. Устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету – _________ методической деятельности. а) образцы; б) виды; в) методы; г) формы. 9. Свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний –
а) умение; б) знание; в) качество; г) навык. В заданиях 10– 12 выберите номера правильных вариантов ответа 10.Продуктами (результатами) методической деятельности являются а) экзаменационная ведомость; б) учебная программа; в) научная статья; г) план-конспект занятия. 11. К видам методической деятельности относятся а) чтение лекции; б) планирование системы уроков; в) разработка видов и форм контроля знаний, умений и навыков; г) проверка контрольных работ. 12. Формы методической деятельности подразделяют на… а) коллективные; б) индивидуальные; в) фронтальные; г) бригадные.
Задания к разделу II «Педагогический процесс План-конспект 1. Тема «Содержание профессионального образования и обучения». План-конспект «Анализ профессионально-квалификационных характеристик и способы их составления». 2. Тема «Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования». План-конспект «Радиальная, концентрическая, ступенчатая структуры учебного курса. Формирование содержания экономических дисциплин». Методические задачи Задача 3 Тема: Проектирование эскиза заполнения доски. Исходные данные: содержание темы дисциплины «Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования». Задание: выбрать рациональный способ конспектирования учебного материала и разработать эскиз заполнения доски в процессе изложения. Продукт: эскиз доски. Задача 4 Тема: Проектирование эвристической беседы. Исходные данные: содержание темы дисциплины «Методы, средства и формы теоретического и практического обучения». Задание: для заданной темы учебного материала разработать вопросы для эвристической беседы. Продукт: перечень вопросов в форме диалога между преподавателем и учащимся. Темы докладов и рефератов 1. Фундаментальность и профессиональность образования. 2. Учение как познавательная деятельность учащихся. 3. Уровни усвоения содержания дисциплины, их описание в учебной программе. 4. Особенности учебного процесса в условиях информационных технологий обучения. 5. Вопросы методики применения технических средств обучения. 6. Психологические и эргономические требования к знаковым визуальным средствам обучения. Контрольные задания В заданиях 1 – 8 выберите номер правильного варианта ответа 1. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации и улучшается ее восприятие а) вопросы;
б) средства обучения; в) упражнения; г) задачи. 2. Совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа образовательного учреждения – это а) учебный план; б) образовательный стандарт; в) содержание обучения; г) система обучения. 3. Структурное соотношение элементов содержания обучения, последовательность и предполагаемая продолжительность их освоения устанавливаются а) образовательным стандартом; б) учебным планом; в) графиком учебного процесса; г) рабочей программой дисциплины. 4. Объекты, используемые в учебном процессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся – это а) способы познавательной деятельности; б) компоненты учебного процесса; в) методы контроля; г) средства обучения. 5. Наглядность, информативность, адаптивность, компенсаторность и интегративность – это общие функции а) методов обучения; б) дидактической системы; в) средств обучения; г) учебного процесса. 6. Процесс и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности – это а) профессиональная подготовка; б) профессиональное образование; в) формирование компетенций; г) повышение квалификации. 7. Документ показывает длительность учебных полугодий (семестров), сессий, каникул, виды практик, распределение часов на различные виды обучения – а) график учебного процесса; б) учебный план; в) рабочая программа; г) образовательный стандарт. 8. К уровням логических регулятивов обучающей деятельности относятся а) эмпирический; б) производственный; в) исследовательский; г) теоретический.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|