Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы эссе для подготовки к практическим занятиям




 

Один из видов самостоятельной работы студентов – написание эссе. Это особая группа заданий творческого характера по дисциплине. В отличие от других форм эссе содержит авторскую точку зрения по какому-либо вопросу методики профессионального обучения, высказанную в произвольной, непринужденной форме.

Темы эссе № 1

1. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.

2. Отличия категории «принцип» от понятий: «правило», «требование», «рекомендация», «предписание».

3. Подходы к классификации закономерностей обучения.

4. Подходы к классификации принципов обучения различными авторами.

5. Различие понятий «систематичность» и «системность».

 

Темы эссе № 2

1. Сущность структурирования содержания учебного занятия.

2. Воспитательные задачи учебного занятия.

3. Конспект учебного занятия как педагогический проект.

4. Соотношение понятий «мониторинг», «диагностика» и «контроль» результатов обучения.

5. Сущность понятий «педагогические условия», «организационные условия», «технические условия».

Критерии оценки эссе: актуальность выбранной темы; логичность изложения; полнота раскрытия содержания представленного эссе; авторские оригинальные идеи; выражение авторского отношения к выбранной теме.

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Целями контрольной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» являются:

· изучение методической деятельности педагога профессионального обучения;

· обобщение знаний по проектированию содержания, средств и технологий обучения;

· овладение навыками разработки и проектирования процесса обучения по дисциплинам.

Главными задачами контрольной работы являются:

· овладение понятийно-категориальным аппаратом методики профессионального обучения;· познание объективных связей теоретического и производственного обучения;· овладение современными образовательными технологиями и методиками, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества обучения.

Контрольная работа по дисциплине «Методика профессионального обучения» (МПО) состоит из двух заданий.

Первое задание по форме является общим для всех студентов.

Задание 1 – это план учебного занятия (урока) производственного (практического) обучения (выбор темы и типа учебного занятия студент осуществляет самостоятельно).

Задание 2 – теоретические вопросы, в ответах на которые полностью должно быть раскрыто их содержание, указаны ссылки на используемые источники.

Представлять материал следует в виде проекта презентации (8-10) слайдов по каждому вопросу): схемы, таблицы, цели, задачи, определения, выводы, причем минимальное количество информации – в виде текста. В тексте ответа на вопрос выделить тот материал, который выносится на слайд. Электронную презентацию готовить не требуется.

Номер варианта задания определяется последними цифрами номера зачетной книжки.

Варианты контрольных работ

Задание 1. Спроектируйте план учебного занятия (урока) производственного (практического) обучения. Степень детализации этапов занятия – максимальная.

Форма представления плана занятия

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема __________________________________(количество часов)

Цели занятия:

обучающая _______________________________________

воспитательная ____________________________________

развивающая ______________________________________

методическая ______________________________________

 

Ход (этапы) занятия Технология
методы обучения средства обучения формы организации деятельности учащихся
       
       
       
       
       

Преподаватель ___________ ___________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Задание 2

Второе задание заключается в подборе и структурировании содержания информации по отдельным теоретическим вопросам методики профессионального обучения. В ответах на вопросы должно быть раскрыто их содержание, указаны ссылки на используемые источники.

Раскройте содержание теоретических вопросов в соответствии с вариантом и представьте в виде текста сообщения (доклада) и проекта электронной презентации.

Перечень вопросов каждого варианта определяется с помощью табл. 10. На месте пересечения строки и столбца находятся номера вопросов, которые соответствуют данному варианту (например: для варианта 26 это вопросы 27, 77 и 127).

Таблица 10

Варианты второго задания контрольной работы

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
  1, 51, 2, 52, 102 3, 53, 103 4, 54, 5, 55, 105 6, 56, 106 7, 57, 107 8, 58, 108 9, 59, 109 10, 60, 110
  11, 61, 111 12, 62, 112 13, 63, 113 14, 64, 114 15, 65, 115 16, 66, 116 17, 67, 117 18, 68, 118 19, 69, 119 20, 70, 120
  21, 71, 121 22, 72, 122 23, 73, 123 24, 74, 124 25, 75, 125 26, 76, 126 27, 77, 127 28, 78, 128 29, 79, 129 30, 80, 130

Окончание таблицы 10

  31, 81,131 32, 82, 132 33, 83, 133 34, 84, 134 35, 85, 135 36, 86, 136 37, 87, 137 38, 88, 138 39, 89, 139 40, 90, 140
  41, 91, 141 42, 92, 133 43, 93, 143 44, 94, 144 45, 95, 145 46, 96, 146 47, 97, 147 48, 98, 148 49, 99, 149 50, 100, 150
  7, 99, 147 17, 89, 137 27, 79, 127 37, 69, 117 47, 59, 107 8, 100, 148 18, 90, 138 28, 80, 128 38, 70, 118 48, 60, 108
  5, 97, 145 15, 87, 135 25, 77, 125 35, 67, 115 45, 57, 105 6, 98, 146 16, 88, 136 26, 78, 126 36, 68, 116 46, 58, 106
  3, 95, 143 13, 85, 133 23, 75, 123 33, 65, 113 43, 55, 103 4,96, 144 14, 86, 134 24, 76, 124 34, 66, 114 44, 56, 104
  2, 93, 141 12, 83, 131 22, 73, 121 32, 63, 111 42, 53, 101 3, 94, 142 13, 84, 132 23, 74, 122 33, 64, 43, 54, 102
  1, 91, 149 11, 81, 139 21, 71, 129 31, 61, 119 41, 51, 109 2, 92, 150 12, 82, 140 22, 72, 130 32, 62, 120 42, 52, 110

Перечень вопросов для второго задания контрольной работы

1. Цель, задачи, значение и содержание курса «Методика профессионального обучения».

2. Место методики профессионального обучения в системе психолого-педагогических и отраслевых дисциплин.

3. Сущность терминов: профессия, специальность, квалификация, должность, профессиональная характеристика.

4. Развитие профессионального обучения в России и зарубежных странах.

5. Задачи общего и профессионального образования.

6. Коллективная и индивидуальная формы методической работы.

7. Педагогическое проектирование, его сущность и структура.

8. Этапы и принципы педагогического проектирования.

9. Модель педагогической системы, ее состав, строение и структура.

10. Педагогическая технология (технология обучения), ее сущность и характеристики.

11. Проектирование целей обучения.

12. Реализация общих дидактических принципов в технологии обучения.

13.Отбор содержания обучения, принципы отбора содержания, ступени абстракции учебного материала.

14. Основные дидактические функции педагога профессионального обучения.

15. Обоснование форм, методов и средств обучения в педагогической технологии.

16. Реализация самоконтроля в технологии обучения как компонента педагогической системы.

17. Реализация контроля в технологии обучения как компонента педагогической системы, контрольный инструментарий.

18. Результат процесса обучения, показатели (критерии) достижения результата, соотнесение полученного результата с поставленными целями. 19. План теоретического занятия, методика его проведения.

20. Классификация уроков в зависимости от дидактической цели.

21. Этапы комбинированного урока.

22. Исторический обзор развития методического знания в профессиональном обучении.

23. Проблемная ситуация, уровни проблемных ситуаций.

24. Проблемное обучение, сравнение целей традиционного и проблемного обучения.

25. Структура этапов создания и разрешения проблемной ситуации.

26. Алгоритм учебной деятельности, алгоритм управления, обобщенный алгоритм функционирования учебного процесса.

27. Педагогическое проектирование. Принципы проектирования.

28. Педагогическая система преподавания предмета.

29. Модель учебного процесса (педагогической системы) и технология обучения (педагогическая технология).

30. Конкурентоспособность выпускника профессиональной образовательной организации в новых социально-экономических условиях.

31. Учебно-программная и нормативная документация профессионального образования.

32. Задачи и функции теоретического обучения.

33. Реализация принципов дидактики при изучении учебных дисциплин.

34. Организационные формы, методы и средства теоретического обучения.

35. Основные психолого-педагогические теории усвоения знаний.

36. Дидактические системы теоретического обучения (классно-урочная, лекционно-семинарская, модульная системы, проблемное обучение и его методы и др. дидактические системы).

37. Уровни усвоения знаний (по Блюму и Беспалько).

38. Общие вопросы методики практического обучения (функции, задачи, принципы, виды практического обучения).

39. Дидактические системы практического обучения.

40. Методика проведения лабораторно-практических занятий.

41. Методика учебной практики.

42. Методика конспектирования и приемы запоминания учебного материала. 43. Методика руководства самостоятельной работой учащихся с книгой.

44. Методика индивидуального обучения учащихся.

45.Учебное проектирование: курсовое и дипломное.

46. Типы занятий теоретического обучения и их структура в образовательных организациях СПО.

47. Методика изучения нового материала с помощью экскурсий и других внеаудиторных форм учебных занятий.

48. Структура, виды и содержание профессионально-педагогической деятельности.

49. Квалификационная характеристика как отражение модели деятельности.

50. Содержание подготовки педагога профессионального обучения.

51. Основные направления подготовки педагога профессионального обучения.

52.Теоретическая и практическая подготовка педагога профессионального обучения.

53. Принципы отбора содержания и разработка учебно-программной документации подготовки педагога профессионального обучения.

54. Задачи профессионального образования.

55. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) СПО (назначение, структура).

56. Сущность, задачи и соотношение теоретического и практического обучения.

57. Виды практического (производственного) обучения.

58. Выбор и применение методов сообщения учебного материала как управление учебно-познавательной деятельностью на уроках теоретического обучения.

59. Задачи профессиональной подготовки по рабочей профессии.

60. Задачи среднего профессионального образования.

61. Задачи высшего профессионального образования.

62. Основные факторы, определяющие содержание образования.

63.Квалификационная характеристика (назначение, структура).

64. Учебный план и его структура.

65. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) СПО (назначение, структура).

66. Анализ квалификационной характеристики по направлению подготовки.

67. Характеристика содержания и структуры профессиональной подготовки.

68. Реализация принципа оперативности профессиональных знаний.

69. Содержание и структура общепрофессиональной подготовки.

70. Содержание и структура специальной подготовки.

71. Реализация принципа наглядности в содержании обучения.

72. Реализация принципа научности в содержании обучения.

73. Реализация принципа доступности и посильности в содержании обучения.

74. Реализация принципа систематичности и последовательности в содержании обучения.

75. Реализация принципа связи теории с практикой в содержании обучения.

76. Теоретическое обучение. Роль и задачи теоретического обучения. Его соотношение с практическим (производственным) обучением.

77. Характеристика методов теоретического обучения.

78. Формы организации теоретического обучения.

79. Анализ программы (любого) предмета и оценка его роли в подготовке специалиста.

80. Перспективно-тематическое (календарно-тематическое) планирование теоретических занятий

81. Методическая разработка теоретического занятия (план занятия и методика проведения занятия).

82. Сущность методического анализа учебного материала.

83. Комплексная структура теоретического занятия.

84. Планирование теоретических занятий.

85. Работа над пройденным материалом. Актуализация опорных знаний учащихся на теоретическом занятии, приемы проведения.

86. Методика изучения нового материала.

87. Понятия, сущность и характеристика методов теоретического и практического обучения.

88. Понятие, сущность и характеристика средств обучения. Функции средств обучения. Классификация средств обучения.

89. Применение технических средств обучения на теоретических занятиях.

90. Лабораторно-практические занятия. Функции и задачи лабораторно-практических занятий (ЛПЗ). Выбор тематики ЛПЗ. Организация ЛПЗ.

91. Совмещенный (интегрированный, бинарный) урок, его цели и задачи. Перспективы применения и недостатки интегрированных уроков.

92. Нормативные документы, регламентирующие содержание профессионального образования системы СПО.

93. Организация рабочих мест и планировка лабораторий.

94. Формы организации проведения лабораторно-практических занятий.

95. Знаковые и логические регулятивы обучающей деятельности педагога профессионального обучения.

96. Типы занятий теоретического обучения и их структура в образовательных организациях СПО.

97. Факторы, влияющие на выбор типа структуры занятия по предметам теоретического обучения. Недостатки традиционного урока.

98. Применение нетрадиционных форм организации учебных занятий в образовательных организациях СПО.

99. Формы наглядного представления учебной информации.

100. Практическое обучение. Задачи и функции практического обучения. Принципы практического обучения. Виды практического (производственного) обучения.

101. Учебная практика. Задачи, функции учебной практики. Организация и планирование учебной практики. Характеристика содержания практики.

102. Производственная технологическая практика. Задачи производственной технологической практики. Планирование и организация практики.

103. Уровни и формы осуществления методической деятельности педагога.

104. Учебное проектирование. Задачи и виды учебного проектирования.

105. Сущность проблемного обучения. Проблемная ситуация. Противоречие. Гипотеза.

106. Сущность объяснительно-иллюстрированного, программированного, проблемного обучения и модульной системы обучения.

107. Сущность понятий: проблема, проблемная ситуация, проблемное обучение, методы проблемного обучения.

108. Виды методической деятельности педагога.

109. Методика использования закономерностей памяти в учебном процессе.

110. Обобщенный алгоритм педагогического проектирования.

111. Основные дидактические функции преподавателя.

112. Искусственные средства структурирования учебной информации.

113. Организация изучения теоретического материала в Белл-Ланкастерской системе теоретического обучения.

114. Структура методического анализа учебного материала.

115. Типы проблемных ситуаций.

116. Структурно-логический анализ учебного материала.

117. Сущность и структура методической разработки занятия.

118. Закономерности и принципы профессионального обучения.

119. Задачи профессионального образования.

120. Структура объекта изучения в профессиональной подготовке и структура деятельности будущего специалиста. Их сущность.

121. Модель педагогической системы (состав, строение и структура).

122. Уровни проблемности в обучении. Особенности организации проблемного обучения на разных уровнях проблемности.

123. Учебно-программная и нормативная документация для подготовки специалиста.

124. Характеристика обучающей (дидактической), воспитательной и развивающей целей теоретического занятия. Привести примеры постановки этих целей (по любому предмету и теме).

125. Классификация уровней систем профессионального образования.

126. Уровни усвоения учебного материала. Их характеристика.

127. Технология создания проблемных ситуаций.

128. Структура и функции методической работы в образовательной организации системы СПО.

129. Характеристика индивидуально-групповой системы организации теоретического обучения.

130. Педагогическая система, педагогическое проектирование, модель системы, технология обучения.

131. Принципы педагогического проектирования.

132. Понятия: технологический, трудовой и педагогический процессы.

133. Сущность и особенности организации изучения теоретического материала в модульной системе обучения.

134. Результаты методической работы педагога профессионального обучения и формы их представления.

135. Сущность и определение понятий: должность, профессия, специальность, квалификация, компетентность, компетенции.

136. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание.

137. Организация изучения теоретического материала в лекционно-семинарской системе теоретического обучения.

138. Сущность и назначение профессиональных стандартов.

139. Организация изучения теоретического материала в классно-урочной системе теоретического обучения.

140. Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования.

141. Схема формирования умственных действий согласно теории поэтапного формирования умственных действий. Характеристика этапов.

142. Сущность содержания образования. Характеристика системы содержания образования.

143. Уровни усвоения знаний (по Блюму и Беспалько).

144. Методическая разработка теоретического занятия (план занятия и методика его проведения).

145. Организация изучения теоретического материала в бригадно-лабораторной системе теоретического обучения.

146. Понятие, назначение и структура учебного плана.

147. Календарно-тематический (перспективно-тематический) план изучения курса. Внутрипредметные и межпредметные связи.

148. Дидактическая модель педагогической системы (модель образовательного процесса в виде блок-схемы с пояснениями сущности всех элементов модели).

149. Анализ содержания теоретического обучения и его специфика в образовательных организациях системы СПО.

150. Основные требования к программе учебного предмета и принципы ее разработки.

Требования к оформлению работы

Контрольная работа может быть представлена в двух вариантах:

- рукописном – выполненном от руки синими или черными чернилами четким, разборчивым почерком;

- компьютерном – выполненном на компьютере и распечатанным на принтере.

Контрольная работа выполняется на белой бумаге формата А4. Для рукописного и компьютерного вариантов при размещении основного текста на страницах контрольной работы следует оставлять поля: сверху, снизу – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 15 мм. В компьютерном варианте текст должен быть распечатан 14-м размером шрифта, стиль «Times New Roman», межстрочный интервал – 1,5. Объем работы – от 10 до 24 страниц.

Первая страница контрольной работы – титульный лист.

На второй странице следует указать содержание контрольной работы с номерами страниц каждого раздела.

На последней странице необходимо представить список литературы (не менее пяти источников). В тексте контрольной работы должны быть сделаны ссылки на соответствующие источники: в конце цитаты или другой информации, заимствованной из литературного источника. В квадратных скобках следует указать порядковый номер источника по списку литературы и номер страницы (диапазон страниц) источника, откуда произведено заимствование. В списке литературы должны содержаться полные выходные данные источников: автор(ы), название, место издание (город, издательство), год издании, количество страниц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...