Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. «Основные модели учета затрат»

ПЛАН

 

3.1. Учет фактической себестоимости продукции на базе реальных, средних и нормативных затрат

3.2. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции на основе полной и сокращенной себестоимости

3.3. Концепция маржинальной прибыли. Анализ безубыточности в управленческом учете

 

 

3.1. Учет фактической себестоимости продукции на базе реальных, средних и нормативных затрат

Под системой учета затрат понимается система сбора информации о затратах и дальнейшего их распределения между различными видами произведенной продукции, а затем распределения затрат между реализованной продукцией и запасами нереализованной продукции. Все существующие системы учета затрат направлены на: калькулирование себестоимости единицы продукции; расчет стоимости запасов; определение прибыли отчетного периода. Наиболее часто применяемые системы учета затрат: система полного учета затрат; система учета по переменным затратам; система нормативного учета затрат; система учета затрат по видам деятельности (система АВС).

Технологические и организационные особенности производства, длительность производственного цикла, количественные и качественные характеристики продуктов требуют различного сочетания и соотношения способов и приемов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Применительно к этому действующие системы можно классифицировать по следующим признакам:

1) по объектам группировки: позаказная, попередельная и попроцессная система;

2) по степени нормирования: системы учета, основанные на исчислении реальных, действительно имевших место в данном отчетном периоде расходов, определение средних затрат за это же время и учете фактических затрат на производство и сбыт на базе нормативных затрат;

3) по полноте охвата затрат: учет затрат и исчисление себестоимости продукции на основе полной и сокращенной себестоимости;

4) по процессам: полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство и бесполуфабрикатный вариант;

5) другие.

Учет фактической себестоимости на базе реальных затрат предполагает, что расходы фиксируются и включаются в себестоимость продукции в той величине, в которой они имели место в данном отчетном периоде. Достоинства метода: отражаются действительно имевшие место в данном месяце расходы и финансовые результаты от продажи каждого вида продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Недостаток: высокая трудоемкость учета и сложность калькуляционных расчетов. Эта система наиболее эффективна на небольших предприятиях.

Учет себестоимости на основе средних затрат предполагает: сырье материалы оцениваются по средним ценам, транспортно-заготовительные расходы списывают на израсходованные материалы по среднему проценту, используются усредненные ставки распределения косвенных расходов между отчетными периодами. Этот метод предполагает использование счетов по учету расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей. Достоинства метода: облегчение учетной работы, снижение трудоемкости, выравнивание затрат по месяцам и кварталам в пределах года. Недостаток: средние затраты могут отличаться от реальных расходов. Этот метод эффективен на крупных и средних предприятиях.

По итогам работы за год оба метода должны дать одинаковый финансовый результат. Однако, в управленческом учёте основной упор нужно делать на учете реальных затрат, так как именно они учитываются при принятии управленческих решений.

Учет фактической себестоимости на базе нормативных затрат является наиболее прогрессивным методом. Он применим в тех производствах, где выпускается массовая или крупносерийная продукция, и имеются заранее установленные нормы и нормативы затрат. Он требует дальнейшего детального изучения.

 

 

3.2. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции на основе полной и

сокращенной себестоимости

Учет затрат и исчисление себестоимости продукции на основе полной себестоимости является традиционным для нашей страны. Цель этого метода – расчет показателя себестоимости, которая может быть положена в основу цены продукта. Полная себестоимость является результатом поэтапного процесса калькулирования: 1) прямые затраты относятся в себестоимость конкретных продуктов; 2) косвенные расходы цехов распределяются между продуктами пропорционально заранее установленной базе и формируют вместе с прямыми затратами цеховую себестоимость; 3) добавляя косвенные общехозяйственные расходы, получают производственную себестоимость; 4) после присоединения расходов на продажу рассчитывают полную или коммерческую себестоимость.

Достоинства метода: наличие показателя себестоимости, который используется для установления цены продукта. Недостатки: трудоемкость расчета показателя себестоимости, условность распределения косвенных затрат делает показатель полной себестоимости бесполезным для принятия управленческого решения.

Учет затрат и исчисление сокращенной себестоимости применяется в нашей стране в усеченном виде. Для целей финансового учета разрешено списание косвенных общехозяйственных расходов на финансовые результаты деятельности, без распределения между продуктами. Однако, сокращенная себестоимость должна включать в себя только переменные затраты, а все постоянные расходы должны быть признаны расходами периода. Для этого на счетах по учету общепроизводственных и общехозяйственных расходов необходимо организовать раздельный учет их переменной и постоянной частей. Далее переменные затраты списываются в себестоимость конкретных продуктов, а постоянные на финансово-результатные счета. Достоинства метода: показатель сокращенной себестоимости имеет практическую ценность для принятия управленческих решений, трудоемкость учета снижается, так как отпадает необходимость распределения постоянных расходов между продуктами. Недостатки метода: трудоемкость деления затрат на переменные и постоянные, сложности при формировании отчета о прибылях и убытках.

3.3. Концепция маржинальной прибыли. Анализ безубыточности в управленческом учете

Исчисление сумм покрытий предоставляет менеджеру важнейшую для принятия управленческих решений информацию об эффективности производства и реализации продукции по ее видам и группам, а также об эффективности работы отдельных производственных участков. На их основе рассчитывают такие показатели, как средняя величина маржинального дохода и норма маржинального дохода (коэффициент выручки). Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара. Он показывает, сколько рублей маржинального дохода получает предприятие с каждого рубля выручки. Высокий коэффициент выручки характеризует эффективную работу организации, но в то же время свидетельствует о высокой чувствительности ее бизнеса к колебаниям объемов продаж.

Важнейшим показателем эффективности деятельности организации является точка безубыточности (ТНП). Под ТНП (порогом рентабельности) понимается такая выручка и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, то есть это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Эту точку также называют «критической», или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе можно встретить обозначение этой точки как BEP (аббревиатура «Break-even point), то есть точка или порог рентабельности.

Для вычисления ТНП используют обычно два метода: графический и метод уравнений. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем – прибыль» (рис. 1).

Рис. 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле:

 

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль

 

В ТНП общая сумма затрат равна общей сумме выручки:

 

Выручка - Переменные затраты – Постоянные затраты = 0

 

В результате математических действий получаем формулу ТНП в количественном выражении:

 

ТНП = Постоянные затраты / Цена – Переменные затраты на единицу

 

ТНП может быть выражена не только в количественном, но и в стоимостном выражении. Количественное значение ТНП показывает, при каком объеме производства прибыль равна нулю. Стоимостное значение ТНП показывает, при какой величине выручки прибыль равна нулю и может быть использовано для расчета запаса финансовой прочности предприятия и коэффициента риска получения убытков от возможного снижения объема продаж:

 

Запас финансовой прочности = Выручка ожидаемая (Выручка максимальная) – Выручка критическая (Выручка в ТНП)

 

Криска = Выручка ожидаемая (Выручка максимальная) – Выручка критическая (Выручка в ТНП) / Выручка ожидаемая (Выручка максимальная)

 

Запас финансовой прочности показывает в стоимостном выражении, насколько, можно снизить выручку от продажи, не боясь получить убытки. Коэффициент риска имеет тот же смысл, только является относительным показателем и выражается в долях, которые можно перевести в проценты. Чем выше коэффициент риска, тем больше запас прочности у предприятия.

Расчет ТНП используют при принятии управленческих решений: о цене реализации продукции, об объеме производства и сбыта продукции, об ассортименте продукции и т.д. Если ассортимент представлен несколькими видами продукции, то формула ТНП имеет следующий вид:

Хо = Затраты постоянные

(Ц пр.1 – З. пер. пр.1) * Уд.вес пр.1 + (Ц пр.2 – З. пер. пр.2) * Уд.вес пр.2,

где удельный вес продуктов находится путем деления объема выпуска каждого продукта в количественном выражении на общий объем производства всех продуктов.

Ц * Хо = Затраты постоянные

1 - (З.пер.пр.1 * уд.вес пр.1 + З.пер.пр.2 * уд.вес пр.2),

                             Ц пр.1                              Ц пр.2

где удельный вес продуктов находится путем деления выручки за каждый продукт на выручку за все продукты.

При проведении анализа безубыточности всегда нужно учитывать определенные допущения, игнорирование которых может привести к необоснованным решениям и другим негативным явлениям. Основные допущения:

1) поведение совокупных затрат и выручки четко определено и линейно в пределах области релевантности;

2) все расходы организации можно поделить на переменные и постоянные;

3) постоянные расходы независимы от объема в пределах области релевантности;

4) переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности;

5) цена продажи не изменяется;

6) цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;

7) производительность сохраняется;

8) отсутствуют структурные сдвиги в ассортименте производства;

9) объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны;

10) ассортимент продукции в организации является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующую продукцию и услуги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...