Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9 «Использование данных управленческого учета для обоснования решений на разных уровнях управления»

 

ПЛАН

9.1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации

9.2. Принятие решений по ценообразованию

9.3. Модель принятия решения при условии неопределенности

 

 

9.1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации

Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции, часто сродни искусству. Многие решения являются уникальными, и процесс их выработки не может быть определен правилами, конкретными шагами, четкой последовательностью или временными ограничениями, оно подчиняется внутренней логике — это цикл принятия решения.

Процесс принятия решений является сложным процессом, в основе которого лежит объективный анализ условий, в которых организация действует в настоящий момент, и которые предположительно будут иметь место в перспективе. Такие решения подготавливаются и принимаются в несколько этапов (рис. 9.1.).

         
            Этап 1 Определение проблемы 
 
Этап 2 Анализ проблемы
 
Этап 3 Определение критериев отбора


                                                                                                           

 

 


                                                                                                                  

 

 

Рисунок 9.1 Цикл процесса принятия решения

Специальный заказ. Руководство часто сталкивается с проблемой — принять или нет специальный заказ по цене ниже нормальной рыночной и иногда даже по цене ниже себестоимости. Компания может их принять только в случае, если позволяют производственные мощности. Необходимо провести сравнительный анализ возможных двух вариантов — без специального заказа и с учетом специального заказа. При анализе решений о принятии спецзаказа могут быть использованы формат сравнительной отчетности маржинальной прибыли и также приростной анализ.

Решение типа «купить или производить самим». Руководство производственных подразделений часто сталкивается с проблемой — производить самим или покупать на стороне отдельные или все части производимого продукта. В ситуации принятия решения «купить или производить» комплектующие для изделий, требующих сборочных операций, выбор оптимального решения основывается не только на сравнении данных о себестоимости их изготовления и цены закупки, но, главным образом, на анализе альтернативного использования высвобождаемого при этом оборудования и других производственных ресурсов.

При формировании производственной программы в условиях ограниченных производственных мощностей, для определения, какой продукт или продукты производить (продавать) с целью максимизации прибыли, полезно использовать МД и определить маржинальную прибыль для каждого продукта, а затем рассчитать маржинальную прибыль на единицу ограниченного ресурса.

Решение по прекращению деятельности неприбыльного сегмента. Анализ заключается в сравнении двух отчетов о прибылях и убытках компании, используя маржинальный подход, один из которых включает все данные о сегменте, а во втором эта информация исключается. Основная проблема, которую необходимо решить здесь — оставить продукт, услугу или подразделение или элиминировать их.

Для решения о ликвидации неприбыльного сегмента (производственной линии, услуги или подразделения) требуются два инструмента анализа:

1) составление отчета с использованием маржинального подхода, и

2) приростной анализ.

Модернизация оборудования. Проблемы модернизации оборудования, замены устаревших машин и станков на новые более производительные являются типичными задачами не только оперативного управления, гораздо в большей степени проблемами стратегического развития предприятия.

Решение "продавать или обрабатывать дальше" - решение связано с возможностью реализации продукции на определенной стадии ее производства или продолжения обработки с целью получения дополнительной прибыли.

Дополнительная обработка продукции может обеспечить новые качества или функции продукции и реализацию её по более высокой цене. Например, предприятие может рассмотреть альтернативу: реализовать урожай помидоров или направить часть урожая на переработку с целью производства томатного сока.

9.2 Принятие решений по ценообразованию

Одной из важнейших задач, стоящих перед большинством организаций, является установление цены на товары или услуги. Важность фактора себестоимости в ценообразовании объясняется тем, что для коммерческих организаций прибыль возможна лишь тогда, когда выручка превышает затраты. Устанавливая цену, менеджер в первую очередь рассчитывает, будет ли спрос на продукцию по предлагаемой цене. Если высока вероятность отрицательного ответа то цена будет снижена до уровня, удовлетворяющего покупателя. Одновременно должен решаться и вопрос снижения издержек производства данного продукта.

В управленческом учете используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены» и «краткосрочный нижний предел цены».

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел цены - это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».

Рассмотрим роль управленческого учета в ценообразовании с использованием базового подхода «затраты-плюс». Цена на продукт по методу «затраты-плюс» устанавливается за счет добавления надбавки к затратам и не зависит от соотношения цены и спроса. Предполагается, что цены должны зависеть только от затрат.

Формула ценообразования «затраты-плюс» служит страховым барьером, защищающим продавца от убытков. Однако этот аргумент является некорректным, поскольку вполне вероятна ситуация, при которой компания потеряет деньги, даже если она оценит каждый свой продукт выше трат на их производство. Это объясняется тем, что если спрос на продукцию падает ниже того уровня деятельности, который использовался в расчетах для определения постоянных издержек на единицу продукции, общие поступления от реализации могут оказаться недостаточными, чтобы покрыть общие постоянные издержи. Ценообразование по методу «затраты-плюс» только гарантирует, что учтены все затраты и что обеспечено получение целевой прибыли при условии, что объем реализации равен или выше уровня деятельности, при котором оценивались общие затраты на выпуск единицы продукции.

Широкое распространение ценообразования по методу «затраты-плюс» связано с тем, что оно может помочь организации предсказать цены на аналогичную продукцию других предприятий.

Ценообразование по подобной методике не представляет особых трудностей, а руководители могут быть уверены, что если фактическая себестоимость не слишком отличается от плановой, цена реализации гарантированно покрывает затраты. Таким образом, если объем производства превысит точку безубыточности, прибыль будет получена. Однако применение затратно-ориентированного подхода в чистом виде влечет за собой некоторые проблемы. Бездумное привязывание цены к себестоимости может привести к возникновению своеобразного замкнутого круга, особенно на предприятиях с высокой долей постоянных расходов.

Преодолеть недостатки затратного ценообразования помогает, в частности, целевое калькулирование себестоимости. В этом случае исходной точкой становится определение целевой цены реализации, из которой затем вычитается нормативная, или требуемая, маржа прибыли и получается целевая себестоимость продукции. Основная цель этого подхода - гарантировать непревышение целевых затрат над будущими. Этапы при целевой калькуляции затрат можно представить следующим образом:

1-й - определение целевой цены, по которой потребители готовы покупать предлагаемый им продукт.

2-й - определение целевых затрат, для чего из целевой цены следует вычесть целевую маржу прибыли.

3-й - определение фактических затрат, необходимых для выпуска продукта.

4-й - если оценочные фактические затраты превышают целевые, поиск решений, при помощи которых можно снизить фактические затраты до уровня целевых.

По сравнению с затратно-ориентированным методом целевое калькулирование себестоимости имеет ряд преимуществ, оно:

· ориентировано на рынок, признавая решающую роль рыночных факторов в ценообразовании;

· создает инструмент контроля затрат, устанавливая целевые уровни себестоимости, обусловленные необходимостью получения прибыли и завоевания рынка;

· предполагает сбор и оценку стратегической информации для определения поведения рынка.

9.3. Модель принятия решения при условии неопределенности

 

Одной из главных проблем принятия управленческих решений является невозможность предусмотреть все релевантные будущие события, которые не зависят от того, кто принимает решение. Предвидение будущих расходов или доходов усложняется в результате неопределенности явлений, которые влияют на деятельность предприятия.

Нехватка достаточной информации относительно возможных событий означает неопределенность, которая предопределяет риск, то есть возможность отклонения фактических результатов деятельности от ожидаемых. Чем больше неопределенность, тем больший риск при принятии решения. Для снижения меры риска целесообразно считаться с вероятностью тех или других явлений.

Вероятность - число, которое характеризует меру возможного наступления события. Событие - это явление, возможность возникновения которого изучается. По теории вероятности, все события, которые наблюдаются, можно разделить на три группы: достоверные, невозможные, случайные.

Вероятность случайного события А - это отношение числа благоприятных последствий испытания (m) к общему числу всех возможных последствий (n).

Р(А) = m: n

Перечень всех возможных результатов события и вероятности каждого из них называется распределением вероятности.

Вероятность событий, определенная через математические расчеты или на основании статистических наблюдений прошлых событий, является объективной вероятностью.

Ожидаемая величина - сумма возможных значений переменной величины, взвешенных с помощью вероятности их. Ожидаемую величину вычисляют по формуле:

n

А = Σ Аί -Рί

ί=1

где А - ожидаемая величина;

Аί - значение переменной величины для определенного события(ί);

Р - вероятность определенного события(ί);

Стандартное отклонение определяют как квадратный корень среднеквадратичного отклонения от ожидаемой величины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...