Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7 «Нормативный учет на базе переменных затрат (директ-костинг)»

ПЛАН

 

7.1. Сущность системы калькулирования по переменными расходами

7.2. Директ-костинг и его особенности

7.3. Порядок формирования себестоимости по методу «директ-костинг»

7.4. Простой директ-костинг

7.5. Развитый директ-костинг

 

 

7.1. Сущность системы калькулирования по переменными расходами

Различают две основных системы управленческого учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции и систему неполного, ограниченного включения расходов в себестоимость по любому признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, которая получила название директ-костинг.

С целью составления внутренних отчетов и принятия текущих решений обычно применяют калькулирование переменных расходов.

Система калькулирования переменных расходов предоставляет информацию, необходимую для принятия текущих решений относительно оптимизации производственной программы; ценообразования; приобретения или производства комплектующих изделий; расширения или сокращения производства определенной продукции и т. п.

Калькулирование переменных расходов (Variable Costing) - метод калькулирования, который предусматривает включение в себестоимость продукции только переменных производственных расходов.

Система учета и калькулирования по переменным расходам основывается на распределении всех затрат на переменные и постоянные и предусматривает, что себестоимость продукции определяется только по переменным расходам. К производственной себестоимости продукции относятся прямые материалы, прямая заработная плата и часть общепроизводственных расходов, которые являются переменными, по переменным расходам оценивают также остаток готовой продукции.

Постоянные общепроизводственные затраты не включают в себестоимость продукции, а относят к расходам периода. Контроль постоянных расходов осуществляют по центрами ответственности путём бюджетирования, выявления и анализа отклонений от бюджета (сметы).

На практике бывает достаточно сложно разделить постоянные и переменные затраты. Часто бывает так, что затраты не являются ни полностью постоянными, ни полностью переменными, и тогда нужен детальный анализ для того, чтобы установить эту разницу относительно характера деятельности предприятия.

Постоянные затраты не остаются неизменными на всех уровнях объема производства. Наступает момент, когда любое дальнейшее увеличение объема производства нуждается в дополнительном оборудовании, а возможно, и расширении производственных площадей. Поэтому некоторые затраты можно рассматривать как постоянные только в пределах определенного периода или для определенного ассортимента продукции.

Система калькулирования переменных расходов дает возможность определить маржинальний доход, широко применяемый для анализа прибыльности и принятия управленческих решений.

Маржинальний доход - это разница между доходом от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и суммой переменных расходов предприятия.

Следовательно, принципиальное отличие системы калькулирования переменных расходов от системы калькулирования полных расходов заключается в подходе к постоянным производственным накладным расходам.

В системе калькулирования полных расходов в себестоимость продукции включают все производственные расходы. Соответственно, все производственные накладные расходы (и переменные, и постоянные) распределяют между изделиями и включают в себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

Эта система калькулирования имеет как сторонников, так и критиков, поскольку у нее есть и преимущества, и недостатки.

Преимуществами системы калькулирования переменных расходов являются:

· отчеты, составленные на основе калькулирования переменных расходов, в большей степени отвечают интересам руководителей предприятия, поскольку дают возможность принимать текущие решения и осуществлять оценку отдельных сегментов деятельности (подразделений, регионов, категорий заказчиков и т. п.);

· упрощается калькулирование себестоимости продукции, а оценка запасов осуществляется в соответствии с текущими расходами, необходимыми для изготовления определенных изделий;

· величина операционной прибыли находится в прямой зависимости от объема реализации.

Недостатками системы калькулирования переменных расходов считают:

· отчетность предприятия, составленная на основе калькулирования переменных расходов, не отвечает общепринятым принципам подготовки финансовой отчетности и требованиям налоговой системы;

· для распределения расходов на переменные и постоянные нужны дополнительные расчеты, которые не всегда обеспечивают точный результат;

· для принятия стратегических решений необходима информация о полных расходах предприятия, которая нуждается в дополнительных расходах на распределение постоянных накладных расходов внесистемным путем.

 

 

7.2. Директ-костинг и его особенности

В условиях рыночных отношений предприятия становятся экономически независимыми, потому эффективность управления полностью зависит от уровня квалификации работников, а также полноты и качества информационного обеспечения. Нетрадиционной системой получения информации о затратах является директ-костинг, который получил широкое распространение в 50-ые годы XX ст. Он относится к альтернативному традиционному отечественному подходу калькулирования полной себестоимости и базируется на определении неполной (ограниченной) себестоимости.

Практический опыт свидетельствует об эффективности системы директ-костинга. В ней реализован рыночный подход, направленный на усовершенствование методики принятия управленческих решений, калькулирования себестоимости в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры и других внешних факторов.

Систему «директ-костинг», согласно которой в состав себестоимости включаются только переменные затраты, создал американский экономист Джонатан Гаррисон в 1936 году. В настоящее время система «директ-костинг» широко применяется во всех развитых странах. Так, в Германии и Австрии она известна как «учет частичных затрат» или «учет суммы покрытия», в Великобритании она имеет название «учет маржинальних затрат», во Франции - «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальний учет».

Использование калькулирования себестоимости продукции по неполным затратам вызвано такими недостатками системы учета по полным затратам:

- невозможность точно оценить непрямые затраты, осуществлённые в процессе производства продукции;

- путь конкретного элемента непрямых затрат в процессе производства отдельного продукта проследить практически невозможно;

- точность определения себестоимости продукции имеет тенденцию к уменьшению в результате постоянного роста части накладных затрат в структуре затрат предприятия, что объясняется широким внедрением автоматизации производственных процессов.

Сущность директ-костинга можно раскрыть на основе характеристики, которая приведена в «Справочнике бухгалтера-калькулятора»: «Директ-костинг должен быть определен как деление производственной себестоимости на затраты, которые являются постоянными, и которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Только основные затраты и переменные накладные затраты используются для оценки запасов и реализованной продукции. Остальные затраты относятся прямо на прибыли и убытки».

Необходимо подчеркнуть, что сущность системы «директ-костинг» заключается, в первую очередь, в распределении затрат, и оценка запасов является только второстепенной целью. Следовательно, основное внимание уделяется влиянию директ-костинга на прибыль (убытки). Основной характеристикой директ-костинга является разделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

В начале практического использования директ-костинга в себестоимость включались только прямые переменные затраты, а все непрямые относились на финансовый результат. Об этом свидетельствует также и его название - «директ-костинг». Позже директ-костинг трансформировался в систему, согласно которой в себестоимость стали включаться не только прямые переменные затраты, но и переменные накладные затраты.

Директ-костинг имеет такие особенности:

- осуществление учета и планирования себестоимости продукции только по переменными затратами, причем постоянные затраты списываются непосредственно на финансовый результат;

- оценивание остатков готовой продукции и незавершенного производства только по переменными затратами;

- существует возможность изучения взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью.

В системе «директ-костинг» отчет содержит, как минимум, два показателя - маржинальний доход (сумму покрытия) и прибыль.

Маржинальний доход в разных литературных источниках называют по-разному: валовая прибыль, брутто-прибыль, маржинальная прибыль, сумма покрытия. Но более целесообразно маржинальний доход, который состоит из суммы прибыли и постоянных затрат, называть маржинальним доходом или суммой покрытия.

Маржинальний доход по каждому конкретному продукту определяется как разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Совокупность брутто-прибылей, полученных в результате реализации каждого из видов продукции, называется общей суммой покрытия, которая предназначена для покрытия, в первую очередь, постоянных затрат.

При маржинальном подходе постоянные затраты не относятся к запасам готовой продукции и незавершенного производства. Вот почему система учета по неполными затратами переориентирует бухгалтерский учет из процесса производства на процесс реализации. Положенные в ее основу принципы отвечают требованиям рынка.

 

 

7.3. Порядок формирования себестоимости по методу «директ-костинг»

Процесс формирования себестоимости по методу «директ-костинг» включает такие основные этапы:

- классификация производственных затрат на переменные и постоянные;

- калькулирование себестоимости продукции по ограниченными затратам;

- определение суммы на покрытие, основным назначением которой является возмещение (покрытие) постоянных затрат и формирование прибыли;

- отнесение постоянных затрат к затратам периода, которые общей суммой списываются на финансовый результат и не сопоставляются с конкретными видами продукции;

- формирование отчета о прибылях (убытках).

Для деления затрат на переменные и постоянные необходимо установить взаимосвязь между величиной затрат и объемом производства. Дальше сравнивается доход от реализации каждого вида продукции с переменными затратами и определяется маржинальний доход (сумма покрытия).

Полученные результаты позволяют обнаруживать наиболее рентабельные виды продукции и оценить в целом рентабельность производства. Показатель суммы покрытия значительно лучше, чем показатель прибыли, характеризует эффект от реализации конкретных видов продукции.

На втором этапе общая сумма накладных (постоянных) затрат сопоставляется с суммой на покрытие всех видов продукции.

Следовательно, процесс формирования себестоимости по методу директ-костинг строится, по меньшей мере, в два этапа. На первом этапе определяется маржинальний доход (сумма покрытия), а все следующие - направлены на определение чистой прибыли.

Система учета сумм покрытия дает возможность в процессе управления предприятием принимать разнообразные оперативные решения, к которым относятся оптимизация ассортимента продукции при наличии узких мест, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам, ниже обычных, принятие решений относительно производства комплектующих деталей и узлов на собственных мощностях или закупке их со стороны, определение оптимального размера закупки партии товарно-материальных ценностей и серии деталей.

Формирование маржинальной себестоимости позволяет решить ряд таких проблем:

- оценить экономическую целесообразность изготовления на предприятии полуфабрикатов или закупки их со стороны;

- прогнозировать объемы производства (сопоставляя имеющиеся внутренние источники средств предприятия и возможности их эффективного использования);

- прогнозировать объемы реализации, сопоставляя цены реализации с маржинальной себестоимостью.

Такое сопоставление необходимо для группирования клиентов по типам (категориям) и конкретным видам готовой продукции, классификации видов продукции по уровню маржинальной себестоимости, определения объемов демпинговых продаж при условии поддержания цен на уровне, не ниже маржинальной себестоимости.

Для выбора метода калькулирования себестоимости продукции следует помнить, что не существует ни одного метода, который бы обеспечил единственное правильное решение всех проблем одновременно. Выбор того или другого метода зависит от многих факторов и, в частности, цели, которую необходимо достичь на его основе.

Приведем сравнительную характеристику методов учета затрат и калькулирования по полной и неполной себестоимости (таблица 7.1).

 

Таблица 7.1. Сравнительная характеристика методов учета по полной и неполной себестоимости

 

Признак Метод учета и калькулирования по неполной себестоимости Метод учета и калькулирования по полной себестоимости
По способу отнесения постоянных затрат на себестоимость продукции постоянные затраты не включаются в себестоимость продукции и запасов, а относятся на финансовый результат  постоянные затраты включают в себестоимость продукции и в стоимость запасов пропорционально базе распределения, что влияет на будущий финансовый результат
Для каких предприятий целесообразно использование для предприятий с широким ассортиментом для предприятий с узким ассортиментом
Для какой цели предназначен для принятия управленческих решений для определения полной себестоимости и долгосрочной цены
Соответствие экономической ситуации целесообразно использование в условиях экономического спада, недозагрузки мощностей или при выполнении специальных заказов целесообразно использование в стабильной ситуации в условиях полной загрузки мощностей
Степень влияния на финансовый результат способствует уменьшению прибыли в текущем периоде, поскольку постоянные затраты полностью списываются на финансовый результат способствует увеличению прибыли в текущем периоде за счет отнесения части постоянных затрат на незавершенное производство

 

Определение неполной себестоимости связано с необходимостью формирования относительно неизменных на единицу продукции (при любом объеме выпуска) неполных затрат. Они, в отличие от метода калькулирования себестоимости по полными затратами, не зависят от распределения и перераспределения непрямых (постоянных) затрат. Такую информацию в виде неполной себестоимости и маржинального дохода предоставляет система «директ-костинг».

Ввод и использование системы «директ-костинг» существенно переориентирует систему учета и контроля. К основным преимуществам системы «директ-костинг» относятся:

- установление связи между рентабельностью каждого вида продукции и результатом деятельности предприятия в целом, что ориентирует на выпуск наиболее выгодной для предприятия продукции;

- соблюдение связи калькуляции с анализом безубыточности производства, который позволяет достичь оптимального соотношения объема и прибыли;

- стимулирование сокращения постоянных затрат, которое способствует увеличению чистой прибыли;

- обеспечение более полезной для принятия управленческих решений информации;

- избежание капитализации постоянных накладных затрат в неликвидных запасах;

- оптимизация цен на разные виды продукции, которая способствует стимулированию производительности разных сегментов бизнеса;

- освобождение прибыли от влияния изменений запасов;

- предоставление важной информации для управления затратами на основе анализа поведения постоянных и переменных затрат, чего невозможно достичь на основе метода калькулирования с полным распределением затрат.

Сторонники метода «директ-костинг» вполне справедливо утверждают, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая бы позволила определять себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Это можно объяснить тем, что любое непрямое отнесение затрат на объект учета (продукцию), каким бы оно не было обоснованным, перекручивает фактическую себестоимость и уменьшает точность калькулирования. Именно поэтому на Западе декларируется принцип точности калькуляции, суть которого можно сформулировать в виде двух основных положений:

- во-первых, в себестоимость должны быть включены только те затраты, которые непосредственно связаны с выпуском конкретной продукции (работ, услуг);

- во-вторых, методика определения затрат и себестоимости продукции должна способствовать оперативному получению необходимой информации для регулирования производственного процесса, а не в конце отчетного периода, когда уже исправить ситуацию практически невозможно.

Следовательно, основным критерием качества информации в условиях динамической внешней среды можно считать не точность, а оперативность полученной информации.

В условиях рыночных отношений методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции должны быть гибкими, простыми для использования и позволять в оперативном порядке получить необходимую информацию для принятия управленческих решений. Точность и оперативность - понятия, которые исключают друг друга и находятся в обратно пропорциональной зависимости. Учитывая отмеченное, а также необходимость решения конкретных заданий в той или другой ситуации, менеджер сам решает, какая информация ему необходима – менее точная, но оперативно полученная, или более точная, но полученная значительно позже. Очевидно, что критерием точности при определении себестоимости изделий для принятия текущих решений должна быть не полнота включения затрат в себестоимость, а способ их отнесения на то или другое изделие. Следовательно, методы калькулирования полной себестоимости слишком противоречивы, потому на Западе широкое распространение получило калькулирование неполной себестоимости. Этот метод приобрел особенную актуальность в условиях колебания загрузки мощностей. Он позволяет более реально, чем при калькулировании полной себестоимости, оценить взнос каждого продукта (центров ответственности) в общий результат предприятия.

В системе «директ-костинг» формируется новый показатель результата деятельности - маржинальный доход (сумма покрытия), который определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (доходом) и переменными затратами. Если от суммы маржинального дохода отнять общие постоянные затраты, то получим конечный финансовый результат в виде прибыли или убытка. Когда маржинальний доход возмещает только сумму постоянных затрат, достигается момент безубыточности (точка критического объема производства). При этом финансовый результат равняется нулю, то есть предприятие не получает ни прибыль, ни убыток.

В системе «директ-костинг» формируется показатель полумаржи на основе классификации постоянных затрат по степени специфичности.

Постоянные затраты разделяют на два вида:

- специфические затраты;

- общие затраты.

К постоянным специфическим относятся затраты, связанные с производством и реализацией конкретного продукта (специальный инструмент, затраты на реализацию конкретного вида продукции).

К общим постоянным относятся затраты, связанные с функционированием предприятия в целом (затраты на управление и затраты на организацию предприятия).

Следовательно, директ-костинг базируется на использовании таких основных показателей калькулирования себестоимости продукции:

1) коэффициент переменных затрат - отношение величины переменных затрат к цене реализации;

2) коэффициент маржинальных поступлений - отношение разницы между ценой реализации и переменными затратами (маржинальним доходом) и ценой реализации;

3) маржинальний доход - излишек поступлений после возмещения переменных затрат по конкретным центрам ответственности (анализа), сегментам деятельности, отдельным видам продукции;

4) полумаржа – превышение маржинального дохода центра ответственности (изделия) над специфическими затратами;

5) запас финансовой прочности (зона безопасности), в грн - разница между плановым(фактическим) и безубыточным объемом реализации;

6) запас финансовой прочности (зона безопасности), в % - часть от деления разницы планового(фактического) и безубыточного объема реализации на выручку.

Если предприятие изготовляет значительное количество изделий, то метод калькулирования неполной себестоимости затрат дает возможность измерять «взнос» каждого изделия на возмещение постоянных затрат и формирование прибыли.

Система «директ-костинг» может применяться в сочетании с позаказным и попередельным методами учета затрат. Благодаря директ-костингу расширяются аналитические возможности учета; при этом наблюдается процесс интеграции учета и анализа. Вот почему директ- костинг в сочетании с принятием управленческих решений называют системой управления.

Метод директ-костинга может функционировать в виде двух основных вариантов:

1) простого директ-костинга, согласно которому в себестоимость продукции включаются только прямые переменные затраты;

2) развитого директ-костинга, согласно которому в себестоимость продукции кроме прямых переменных затрат включаются прямые постоянные затраты на производство и реализацию продукции.

В зависимости от того, какой вид директ-костинга (простой или развитый) применяется на предприятии, расчет суммы покрытия может осуществляться с разной степенью детализации. Система учета сумм покрытия, в первую очередь, направляет деятельность предприятий на рынок. Вот почему, чем больше объем реализации, тем большую прибыль получает предприятие.

Рассмотрим основные характеристики и принципы, характерные для простого и развитого директ-костинга.

 

 

7.4. Простой директ-костинг

В основу простого директ-костинга положено отражение в учете исключительно переменных затрат.

К основным принципам простого директ-костинга относятся:

- группирование затрат на переменные и постоянные;

- определение себестоимости продукции на основе переменных затрат;

- постоянное сопоставление переменной себестоимости с ценой реализации, которая обеспечивает определение маржинального дохода;

- возмещение (покрытие) постоянных затрат за счет маржинального дохода (суммы покрытия) для определения доходности и рентабельности конкретного вида продукции.

Следовательно, простой директ-костинг обеспечивает определение маржинального дохода, который можно охарактеризовать как превышение выручки от реализации над переменными затратами.

Определение маржинального дохода осуществляется по формуле:

Мд = Р - Пз (1)

где Мд - маржинальний доход;

Р - объем реализации;

Пз - переменные затраты.

Когда маржинальний доход обеспечивает полное возмещение суммы постоянных затрат, предприятие достигает критической точки, при этом финансовый результат равняется нулю.

Этот метод в условиях рыночных отношений позволяет проводить политику развития предприятия в зависимости от заданных ориентиров на основе минимального объема реализации, то есть критического объема реализации разных видов продукции.

Прибыль возникает только тогда, когда сумма покрытия как результат реализации продукции превышает величину постоянных затрат предприятия.

При планировании программы производства и сбыта необходимо пытаться в первую очередь включать виды продукции, которые имеют большую сумму покрытия, которая обеспечит максимальную величину прибыли.

В системе управленческого учета известны два варианта простого директ-костинга - американская и французская методики.

Результаты расчетов позволяют прийти к таким выводам относительно сущности метода директ-костинга:

1) для оценки запасов незавершенного производства и готовой продукции постоянные затраты не учитываются, а используются только переменные затраты;

2) постоянные затраты возмещаются за счет общего маржинального дохода;

3) единственным результатом деятельности по отдельными видами продукции является сумма покрытия (маржинальний доход), а финансовый результат (прибыль/убыток) не определяется.

К основным преимуществам метода простого директ-костинга относятся:

- простота расчетов и достижение объективности данных процесса калькулирования себестоимости продукции;

- отсутствие потребности в условном распределении постоянных затрат, которое приводит к разным искажениям;

- возможность определения минимальной цены продукции в краткосрочном периоде, которая равняется сумме переменных затрат;

- значительное расширение информационной базы для принятия управленческих решений за счет определения абсолютных и относительных сумм покрытия;

- возможность принятия оптимальных управленческих решений относительно определения наиболее рентабельных (выгодных) видов продукции на основе абсолютной и относительной сумм покрытия.

- реальность определения критической точки (точки безубыточности) для каждого вида продукции и всего ассортимента продукции, которую производит предприятие.

К основным недостаткам простого директ-костинга относятся:

1) сложность процесса распределения затрат на переменные и постоянные, поскольку затраты, обычно, полупеременные (полупостоянные), а сугубо постоянных/ переменных чрезвычайно мало;

2) рост риска возмещения общих постоянных затрат в случае расширения рынка сбыта и уменьшения цен до уровня переменных затрат (краткосрочных цен);

3) невозможность вычисления полной себестоимости готовой продукции/ незавершенного производства, когда возникает в этом потребность, из-за чего необходимо осуществлять дополнительное распределение условно-постоянных затрат;

4) при формировании цены необходимо учитывать не только переменные затраты для их возмещения, но и постоянные.

 

 

7.5. Развитый директ-костинг

Постоянное усовершенствование простого директ-костинга способствовало возникновению его развитого варианта. Было установлено, что некоторые специфические постоянные затраты могут быть отнесены непосредственно (без условного распределения на основе соответствующей базы) на конкретный вид продукции (группу изделий, центры ответственности, сегменты деятельности). В бухгалтерском учете концепция юридического лица постепенно начала изменяться, в результате чего возникло понятие полумаржи (разница между маржинальним доходом и суммой прямых постоянных затрат). Возникновение понятия полумаржи можно рассматривать как первый шаг экономического приближения до понятия финансового результата, которое характеризовало возмещение(покрытие) непрямых постоянных затрат и получение прибыли.

Существенное отличие развитого директ-костинга от простого заключается в том, что модель «затраты- объём-прибыль» стала действовать не только в центрах ответственности предприятия, но и за его пределами. Это способствовало необходимости определения результатов деятельности (марж, полумарж) по сегментам деятельности, то есть в маркетинговом аспекте.

Кроме того, на основе развитого директ-костинга усилился контроль за процессом производства. Возникла необходимость предварительного определения степени ответственности каждого подразделения, что обеспечивало получение информации о результатах деятельности каждого из них отдельно.

Для избежания условного распределения постоянных затрат между центрами ответственности при применении развитого директ-костинга было введено понятие полумаржи - разницы между суммой покрытия (маржинальним доходом) и прямыми (специфическими) постоянными затратами. В связи с этим, основой организации управленческого учета стало выделение сегментов деятельности и определение результатов деятельности по этими сегментами.

Полумаржа характеризует вклад каждого продукта для покрытия постоянных затрат и формирования финансового результата деятельности предприятия.

Для расширения информационной базы с целью принятия управленческих решений постоянные затраты целесообразно сгруппировать по такими основными видами:

- предприятие в целом;

- по отдельным подразделениям (центрам ответственности);

- по местам возникновения;

- по группам продукции;

- по отдельным видам продукции.

В зависимости от специфики деятельности постоянные затраты функциональных подразделений разделяют на специфические и общие.

К специфическим относятся постоянные затраты, которые возникают, например, в отделе материально-технического снабжения, отделе маркетинга и сбыта, производственном отделе. При этом величину специфических постоянных затрат для разных групп продукции определяют с учетом запланированных мощностей. Распределяются они на каждый объект затрат с использованием базы распределения (нормо-часов, веса выработанной продукции, времени, потраченного на производство каждой группы изделий).

Развитый директ-костинг сохраняет преимущества простого, которые связаны с возможностью определения сумм покрытия по конкретными видами продукции. В то же время он лишен недостатка, то есть не позволяет учитывать специфический характер постоянных затрат, характерных для конкретных видов продукции (центров ответственности, сегментов деятельности).

Сочетание преимуществ двух вариантов директ-костинга стало возможным на основе использования принципа пошагового расчета сумм покрытия. Он, в частности, повышает аналитичность учетных данных путем увеличения количества сумм покрытия, которые имеют такие особенности:

- сумма покрития- 1 характеризует превышение поступлений от центра ответственности над прямыми (переменными) затратами и, в то же время, является первым этапом на пути формирования финансового результата деятельности;

- сумма покрития- 2 отражает превышение поступлений от центра ответственности над специфическими постоянными затратами, характерными для конкретного центра ответственности (сегмента деятельности). В то же время, она характеризует вклад такого центра в формирование общего финансового результата деятельности предприятия.

С целью принятия управленческих решений на основе развитого директ-костинга переменные затраты дополнительно разделяют на материальные и трудовые. Это обеспечивает определение ряда полумарж - вспомогательных инструментов, которые существенно расширяют информационную базу.

Многостепенный расчет сумм покрытия (полумаржа) позволяет получить целенаправленную информацию для управления предприятием. За счет этого метод развитого директ-костинга переориентирует предприятие на рынок и предоставляет надежные данные для более эффективного планирования, контроля и принятия управленческих решений относительно цены реализации, величины затрат и прибыли по каждому виду продукции.

Сумма покрытия состоит из постоянных затрат и прибыли. Если выручка от реализации обеспечивает возмещение не только переменных, но и постоянных затрат, то предприятие не получает ни прибыль, ни убыток. На этом принципе основывается расчет точки безубыточности.

Под точкой безубыточности следует понимать объем реализации, при котором прибыль равняется нулю, а доходы предприятия равняются затратам.

Калькуляция по неполными затратами позволяет получить информацию о возможных пределах уменьшения цен в зависимости от влияния разных рыночных факторов. Вот почему в западном управленческом учете используют понятие долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.

Долгосрочный нижний предел цены равняется полной себестоимости продукции и показывает, какую цену необходимо установить для возмещения полных затрат на производство. Краткосрочный нижний предел цены равняется величине переменных затрат. При этом величина себестоимости продукции включает только прямые (переменные) затраты.

Применение развитого директ-костинга позволило создать эффективную систему оперативного рыночного ценообразования. При этом объектом анализа является результат, полученный в условиях конкуренции на основе выбора наиболее эффективного управленческого решения из имеющихся альтернатив. Решения, которые принимает менеджер, могут быть эффективными при условии, если они основываются на анализе взаимосвязи соотношения «затраты-объём-прибыль».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...