Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

24. Боден. 25. ППУ Реформации. 26. Дж. Вико.. 27. Г. Гроция.




24. Боден.

С защитой королевского абсолютизма выступал идеолог франц. буржуазии Жан Боден (1530-1596). Его работа «Шесть книг о республике». Боден выдвинул важную идею – идею Гос. Суверенитета. В центре его теории – мысль о неделимой, единой, стоящей над законом гос. власти. Суверенитет, по Бодену, это свободная от подчинения законам власть над гражданами и подданными (т. е. абсолютная власть). Но это вовсе не значит, что властью может обладать только единоличный правитель или монарх. Власть м. б. выражена в государе и одной палате, в двух палатах и т. д. Суверенитет складывается из внешнего (независимость высшей гос. власти от др. властей) и внутреннего (верховенство полит. власти). Три признака внутр. суверенитета: 1) постоянство (бессрочность монархии); 2) неограниченность (власть монарха выше закона), 3) единство (неделимость). Наилучшая форма правления – монархия. Т. к. только там можно осущ-ть истинную, нераздельную и надзаконную власть. Боден отвергает идею смешанной формы гос-ва. Большое значение придаётся частной собственности (на неё даже не может посягать сам монарх). В государстве Бодена частная собственность и семья – священны. Теория суверенитета Бодена отражала интересы нарождающейся буржуазии.

трем, что выражает воззрение о мире как о пастбище. Цель жизни человека – достижение спасения. Спасения не м. б. вне церкви. Учение Августина Блаженного – основной источник католицизма.

 

25. ППУ Реформации.

 

Мартин Лютер. Августинский монах, настоятель в церкви, доктор теологии. Германии необходимо было это учение, чтобы освободится от католического гнёта. Весь 15 в. западная Европа провела под знаком борьбы за церковные соборы. Лютер до конца жизни оставался католиком, папа объявил его еретиком и приговорил к сожжению. Отличия протестантизма от католицизма - это отрицание протестантами священного предания (толкование текстов священного писания) в качестве источника веры. Основной постулат протестантов – это то, что человек может оправдываться только верой. Лютер в своих возражениях исходит из деления права на естественное и позитивное, но естественное право он начинает отделять от божественного, т. е. естественное право – это установленные законы природы, основы человеческого общежития. Лютер говорит, что вся власть происходит от бога. Но церковь, как общество верующих, не должно подменять собой государство и каждый человек подчиняется государству, которое находится с обществом в определённых договорных отношениях. Вера – это внутренне дело каждого человека и вере человеку не нужны посредники. Он отвергает всю католическую церковную иерархию. Лютер не призывает к преобразованиям, кроме того, как исключить церковь как политический институт. Лютеранство сменило власть духовную на власть светскую.

Жан Кальвин. «Наставление в христианской вере» в 3 томах. Он написал только одно произведение и не сомневался в его верности. В основе кальвинизма: оправдание человека верой;

изначальное предопределение человека. Бог определил, кто спасётся, а кто погибнет. Основное в кальвинизме: вера в бога и в свою правоту, выполнение возложенных обязанностей, отказ от увеселения. Главное – личное спасение. Вся власть исходит от бога, люди не имеют права восставать против существующей власти, кроме случаев, когда исчерпаны все иные способы сопротивления. Удел человека – работа, через которую бог даёт шанс спастись. В западной Европе возникает течение тираноборцев, то есть ряд авторов, выступающих от имени народа, идеологически оправдывали нежелание аристократии подчиняться монарху.

 

26. Дж. Вико.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) предвосхитил научную социологию. История для Вико – бесконечная вереница человеческих поступков (Социальный мир – несомненно, дело рук человека), но направляет эти поступки божественное провидение. Главный труд: Основания новой науки об общей природе наций. Пройденный историей цикл включает три фазы: 1) Божественная, эпоха богов – законами служат мистерии и прорицания оракулов, сообщающих людям волю богов. Он не связывает возникновение гос-ва с договором. Каждой форме государственности он указывает своё особое основание, свои причины появления; 2) Эпоха героев. Гос-во существует как власть аристократии. Право здесь – право грубой силы; 3) Эпоха людей. Республиканско-демократическое устройство или же представительные монархии с достойными чел-ка правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми.

 

27. Г. Гроция.

Гуго Гроций (1583-1645). Он основоположник классической естественной школы права и науки МП. Своё учение он изложил в знаменитой книге «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а так же принципы публичного права». Здесь Гроция интересует? как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, он старается уяснить природу права. Он считает, что существует право естественное и волеустановленное. Волеустановленное опирается на право божественное и Священное Писание. Естественное право – это требование человеческого разума, которое коренится в природе человека. Природа человека – это мать естественного права. Требованиям человеческого права должны соответствовать нормы права волеустановленного: не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; вознаграждать за причинённый вред; испрашивать обещание; выдавать заслуженное наказание. Право – это то, что не противоречит справедливости, то, что не противно природе существ, обладающих разумом. Праву этому должно соответствовать божественное право. Положительное право должно соответствовать естественному. Право как воплощение справедливости призвано обеспечивать, реализовывать справедливость.

Государство является результатом сознательной деятельности людей. Оно возникает в результате общественного договора, волеизъявления людей, в результате их согласия. Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Государство характеризуется тем, что ему присуща верховная власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению. Принципиально суверенитет принадлежит народу, который добровольно (по договору) передаёт его избранным лица. Народ, создавая государство, мог избрать любую форму правления (монархию, аристократию и т. д. ) но, избрав её – обязан повиноваться правителю, без согласия которого не может изменить форму правления. Народ должен подчиняться, терпеть «для охраны спокойствия». Если не терпится, то наступает момент крайней нужды. Злоупотребление властью ведёт к гибели народа. Тогда народ вправе восстать, восстание будет правомерно. Нельзя знать, как управлять королевством, если не знаешь правильно управлять городом (деревней, семьёй, собой, рассудком).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...