Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

21. ППИ Древней Руси. 22. Филофей. «Москва – третий Рим».. 23. Н. Макиавелли.




21. ППИ Древней Руси.

Основные вопросы: является ли Киевская Русь единым государством, либо Киевская Русь – это союз равноправных княжеств. Политико-правовые воззрения Киевской Руси традиционно рассматриваются с точки зрения, что Киевская Русь – единое государство => делается вывод о переносе шапки Мономаха в Москву. Традиционно история политико-правовых учений Киевской Руси изучается с точки зрения православия. До 11 в. православие и католицизм – это была единая религия – православные храмы появились в Киеве благодаря стараниями католических монахов. Учения данного периода характеризуются направлениями: обоснование централизации земель вокруг Киева либо обоснование децентрализации; воззрения, направленные против иных конфессий и в первую очередь против евреев; воззрения, направленные на самостоятельность государства в решении внешнеполитических вопросов. Илларион – это «Ярославов книжник», это первый митрополит, который был поставлен на митрополию благодаря взятке. Основной труд – «Слово о законе и благодати» – содержало политические заметки о соотношении Ветхого и Нового заветов. Илларион желал погибнуть за Христа от рук иудеев. Сравнивает ветхий завет с той водой, которая должна смыть скверность с сосуда человеческой души, который затем должен быть наполнен молоком благодати. Ветхий завет был дан людям, которые не были готовы воспринять Христа. Это мягкая пища, а учение Христа – это пища взрослого. Если закон позволяет людям не нарушать заповеди под страхом наказания, то благодать позволяет людям жить во Христе.

Данный трактат сыграл значительную роль в жизни Киевской Руси, значительно уменьшило влияние на князя иудеев. Илларион считает, что Киевская Русь – это самостоятельный субъект международного права, который не зависит от Византии и недолжен ей подчиняться. Илларион определяет дальнейшее направление русской политико-правовой мысли. Князь – это единовластный господин всей земли, должен поддерживать церковь, не вмешиваясь во внутренние дела, должен быть справедливым, князь должен противостоять боярам, другим группировкам, князь должен опираться на дружину, князь должен единоначально осуществлять суд. В переработанную в 1118 г. Игуменом Сильвестром «Повесть временных лет» были включены «Поучение» Вл. Мономаха, его письмо к князю Олегу и автобиографию. В своих произведениях Мономах выступает против княжеских раздоров. Он даже отказался мстить за своего сына, когда тот полез наражон к кн. Олегу. В «Поучении» Мономах рисует образ идеального князя, кот. за всем смотрит сам, не надеясь на других. Политику надо строить с учётом населения и его интересов. Надо оказывать помощь убогим. Предостерегает от судебной жестокости, несправедливых приговоров. В «Поучениях» ясно прослеживается забота о величине и славе русского государства.

 

22. Филофей. «Москва – третий Рим».

Возвеличению русского гос-ва служила теория «Москва – третий Рим». Теория была сформулирована в посланиях монаха псковского монастыря Филофея: «История чел-ва – история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемых Богом. 1-е мировое царство – Рим. Приемником Рима стала Византия со столицей в Константинополе – это был 2-й Рим. Но Византия изменила православию и была за это наказана богом – погибла под натиском турок. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала 3-м Римом и останется им до скончания мира». В представлении Филофея, Москва – центр всего православного мира, а моск. государь – его глава.

 

23. Н. Макиавелли.

Родоначальник итальянской прозы, политик, юрист, дипломат, историк, государственный деятель; 8 лет был секретарём Флорентийской республики, потом попал в опалу – стал нищим, жил в бедности, занимался литературным трудом. Произведения: «3 декады Тита Ливия», «Государь» и «История Флоренции».

В «3 декадах Тита Ливия» и в «Истории Флоренции» Макиавелли анализирует историю Рима и выясняет причины, приведшие к могуществу Рима, а затем к его падению. Макиавелли впервые в основу политического движения кладёт борьбу классов. Развал Рима произошёл потому, что в нём были 2 противоборствующих класса (патриции и плебеи). В Риме изначально существовали противоречия. Макиавелли говорил об идеальной форме правления. Он затрагивает вопросы религии, воспитания народа, армии и так далее. «Государь». По Макиавелли государство делится на 2 типа. 1 тип легко завоевать, но трудно удержать. 2 тип – наоборот. Задача государя – найти баланс между знатью и народом. Знать желает всё более эксплуатировать народ, а народ не желает, чтобы его эксплуатировали. Нельзя опираться только на народ, или на знать – золотая середина. Государь сразу должен использовать момент захвата власти для применения жестокости. Если жестокость будет возрастать, то будут народные волнения. Князь должен быть скорым на расправу, которая не должна быть особо жесткой, похвала князя должна быть растянута во времени. Князь должен иметь собственные войска, которые подчинялись только ему и из его рук получают жалование. Наёмники и союзные войска не подчиняются князю. Сила государя основывается на хороших законах и любви народа. Народ должен или поддерживать государя (любить его) или бояться. Второе лучше. Государь должен держать чиновников, которые назначаются государём и от него зависят в своей деятельности. Макиавелли первым разделил понятия государство и общество и дал юридическое определение государства – территория с определённым влиянием. Должен быть честным по отношению к народу. Макиавелли разделяет мораль и политику. Сам государь не должен пачкать руки в крови. Непосредственная форма государства зависит от числа правящих лиц: 1) единовластие; 2)правление немногих; 3) правление всего народа. В числе этих 3-х разновидностей он разграничивает государства правильные и неправильные. К правильным относятся монархия, аристократия, демократия. К неправильным – тирания, олигархия, распущенность (антипод демократии). Все неправильные потому неправильные, что правящие заботятся только о собственной пользе. В числе форм идеальных Н. М. считает умеренную демократию. «Народы развращённые, им характерна единовластная форма правления».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...