Основополагающие принципы маркетинга.
Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы: 1) ориентация фирмы на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей предприятия; 2) сегментация и выявление целевого рынка; 3) адаптация или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса и изменение рыночных условий; 4) инновация; 5) стратегическое планирование и др. Рассмотрим названные принципы более подробно. Ориентация фирмы на запросы потребителя Ориентация фирмы на запросы потребителя (consumer orientation) предполагает объемную, требующую высокой квалификации научно-практическую, исследовательскую и аналитическую работу (marketing research), глубокое и всестороннее изучение потребностей рынка, рыночной среды и мотиваций потребителя. Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, особенности построения и методы работы фирм-партнеров, каналы сбыта, способы стимулирования продаж, специфика коммерческой работы и т.д. Также изучаются производственно-сбытовые возможности самого предприятия, включающие ревизию товарного ассортимента, производственных мощностей, системы материально-технической обеспеченности и снабжения, научно-технического потенциала предприятия; проводится анализ структуры и уровня квалификации кадрового состава, финансовых возможностей, условий формирования и характера деятельности сбытовых и коммерческих служб и т.д. Эти исследования преследуют цель определить стратегию и тактику последующей деятельности предприятия на изучаемом целевом рынке и обеспечил ему преимущественный успех: по сравнению с фирмами-конкурентами
Основными методами изучения рынка, маркетинговой среды и предпочтений потребителей служат кабинетные и полевые исследования и, в частности, опрос, наблюдение, тестирование и имитация. Главным условием крупномасштабных и трудоемких маркетинговых исследований является хорошо оснащенная и детально разработанная информационная система с, использованием компьютерной техники, банков данных, соответствующих программ софт-обеспечения, а также новых средств связи, включающих факсимильные аппараты, модемные линии и др. Сегментация и выявление целевого рынка Сегментация (segmentation) и выявление целевого рынка (target market) состоит в том, что в целях достижения преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами, повышения эффективности и целенаправленности своих действий, избегания конфликтов и обострения прямой конкурентной борьбы на рынке предприятие должно выявить целый ряд групп потребителей, отличающихся однородным характером потребительских предпочтений и однотипной реакцией на меры маркетингового воздействия. Кроме того, предполагается выбор наиболее соответствующего своему профилю и возможностям фирмы целевого сегмента рынка, то есть конкретной группы потребителей, в отношении которой и будет производиться интенсивная маркетинговая работа по продвижению товаров. Сегментация и выбор целевого рынка связаны с задачей оптимизации затрат предприятия и повышению конкурентоспособности при освоении и расширении рынков сбыта. Адаптация или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса Адаптация или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса (adaptation) предполагает адаптивность и мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса и предложения как по цене, так и по другим условиям.
Тесный контакт с рынком, тщательное изучение претерпевающего изменения целевого сегмента рынка и учет специфики спроса потребителей определяют основные направления реформирования и совершенствования всей работы фирмы: ее организационного построения, методов и форм деятельности, инновационных процессов в разработке, производстве и сбыте товаров. Принцип адаптации требует ориентации производства на дифференциацию и индивидуализацию выпускаемой фирмой продукции. Этот принцип затрагивает и техническую, производственную сферу деятельности, подразумевая активное совершенствование используемого оборудования и применение гибких производственных линий и обрабатывающих центров,
Инновация Инновация (innovation) – как составляющий принцип маркетинговой концепции управления охватывает производственную и сбытовую деятельность. Прежде всего она подразумевает постоянное совершенствование, видоизменение и обновление выпускаемой продукции, разработку более совершенных технологий и новых направлений научно-исследовательских и конструкторских работ. В инновационную политику включается также внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, введение новизны в стимулирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении фирмой, определение новых каналов товародвижения и сбытовой сети.
8. Стратегическое планирование Стратегическое планирование (strategic planning) какпринцип маркетинговой деятельности ни в коей мере не противоречит другому ее принципу, а именно адаптивности – гибкости и чуткому реагированию на меняющиеся характеристики требований предпринимательской среды рынка и запросов потребителя. Планирование тесно увязано с ним и является его логичным продолжением и дополнением. Принцип стратегического планирования предполагает построение производственно-сбытовых маркетинговых программ, основанных на рыночных прогнозах и прогнозах развития научно-технического прогресса и предполагающих не только приспособление политики фирмы к требованиям рынка и потребителя, но и активное воздействие на них, то есть конструирование рынка и запросов потребителей согласно стратегическим целям фирмы. В этом проявляется в основном не пассивная, а активная сторона маркетинга.
Маркетинговые программы включают в себя конкретные стратегии и меры, направленные на реализацию поставленных перед фирмой целей. Они в наибольшей степени привлекают предпринимателей с точки зрения формирования нового метода планового управления, снижающего уровень риска работы в условиях стихийных рыночных отношений, создающего комфортность и стабильность развития фирмы и обеспечивающего гарантированный рост объемов сбыта производимой продукции. Внутрифирменное планирование, основываясь на маркетинговых программах отличается большой обоснованностью и реальностью и в определенной степени способствует также смягчению остроты рыночной конкуренции. Принципом маркетинга также является активное воздействие фирмы на рынке, конструирование спроса и мотиваций потребителя и др. Контрольные вопросы 1. Что такое маркетинг? Какова его роль в экономике? 2. В чем состоят основные принципы и функции маркетинга? 3. Объясните, почему на маркетинг стали ориентироваться многие некоммерческие организации? 4. Перечислите основные этапы развития маркетинга. 5. В чем заключается ориентация фирмы на запросы потребителя? 6. Что такое сегментация и выявление целевого рынка? 7. Как влияют рыночные условия на адаптацию или гибкое реагирование производства и сбыта? 8. В чем заключается инновация? 9. В чем заключается стратегическое планирование?
Лекция 2. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы. Основные виды маркетинга
План лекции: 1. Комплексное исследование рынка, рыночной среды и запросов потребителей. 2. Сегментация рынка. 3. Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы.
4. Выбор целевого рынка. 5. Разработка маркетинговой стратегии и программы. 6. Товарная политика. 7. Ценовая политика. 8. Сбытовая (дистрибьюционная) политика. 9. Коммуникационная политика (формирование спроса и стимулирование сбыта). 10. Формирование структур маркетинговых служб. 11. Контроль маркетинговой деятельности и оценка её эффективности. 12. Менеджеристский маркетинг 13. Бихевиористский маркетинг 14. Интегрированный маркетинг 15. Инновационный маркетинг 16. Прямой маркетинг 17. Стратегический маркетинг 18. Экологический или «зеленый» маркетинг 19. Социальный или социально-этичный маркетинг 20. Внутренний маркетинг 21. Экспортный маркетинг 22. Импортный маркетинг 23. Внешнеторговый маркетинг 24. Зарубежный научно-технический маркетинг 25. Маркетинг прямых зарубежных инвестиций 26. Внешнеэкономический маркетинг 27. Международный маркетинг 28. Мультинациональный маркетинг 29. Глобальный маркетинг Ключевые понятия: исследование рынка; политика фирмы; маркетинговая служба; контроль маркетинговой деятельности, виды маркетинга, менеджеристский, бихейвиористский, прямой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|