Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы. Информационное обеспечение маркетинговых исследований




План лекции:

1. Назначение анализа производственно-сбытовых возможностей фирмы.

2. SWOT-анализ.

3. Перспективы, соответствующие возможностям компании.

4. Понятие информации и ее характеристики.

5. Методы исследований.

6. Маркетинговая информационная система.

 

Ключевые понятия: производственно-сбытовые возможности; SWOT-анализ; сила; слабость; рыночные возможности; угрозы; цепочка ценностей, информация; кабинетные исследования; полевые исследования; наблюдение; маркетинговая информационная система; маркетинговая информационная среда.

 

Назначение анализа производственно-сбытовых

Возможностей фирмы

 

Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы яв­ляется второй важной составляющей маркетинговых исследова­ний. Его результаты позволяют оценить соответствие возможно­стей предприятия рыночным запросам, на основе чего разраба­тываются обоснованные программы развития компании и ее по­ведения на рынке, принимаются решения по выбору целевых рынков.

Анализ состояния компании позволяет обеспечить баланс ры­ночных запросов и реальных возможностей самой компании, по­лучить необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений и разработки рыночной стратегии и по­литики. Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы предполагает оценку ее финансового положения, организацион­ной структуры управления, производственных мощностей и ма­териально-технической базы (обеспеченность материалами, сырьем, энергией), научно-технического кадрового потенциала, товарного ассортимента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, издержек производства по всей номенклатуре выпус­каемых изделий, системы сбыта и продвижения товара на рынок, существующих стратегий, информационной инфраструктуры и т.д.

На основе анализа вышеперечисленных факторов с учетом ре­зультатов исследования внешней среды можнооценить состоя­ние компании, ответив при этом на следующие вопросы:

1) Насколько эффективна действующая стратегия?

2) Каковы сильные, слабые стороны компании, какие у нее есть возможности и что представляет для неё угрозу.

3) Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособ­ными?

4) Насколько прочна конкурентная позиция компании?

5) С какими стратегическими проблемами сталкивается компания?

Чтобы ответить на эти вопросы, можно использовать различ­ные аналитические инструменты, к которым в частности, отно­сятся SWOT анализ, анализ издержек, анализ цепочки ценностей и оценка конкурентной позиции.

SWOT-анализ

SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.

Сила (Strength) – это то, в чем компания преуспела, или ка­кая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные воз­можности. Слабость (Weakness) – это отсутствие чего-то важного для ее функционирования или то, что не удается компании (по сравнению с другими) или нечто, ставящее её в неблагоприятные условия. Слабая сторона фирмы, в зависимости от того, насколь­ко она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет.

К потенциально сильным сторонам компании можно отнести наличие финансовых ресурсов, необходимых для достижения по­ставленных целей; хорошую репутацию в глазах потребителей, хорошо продуманные функциональные стратегии, низкие из­держки, наличие технологий, защищенных правом собственно­сти; лидерство по «кривой опыта», совершенство управления, хо­рошо организованную рекламу, отлаженную систему обновления продукции и т.п.

К потенциально слабым сторонам компании можно отнести отсутствие четкой стратегии, устаревшие производственные мощности, недостаток навыков и таланта управления у руково­дства фирмы, отставание в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок, плохо организованную сис­тему сбыта, недостаток финансовых ресурсов для реализации планов, узкую номенклатуру выпускаемой продукции, слабые на­выки в области маркетинговой деятельности у сотрудников ком­пании и т.п.

Рыночные возможности (Opportunities) во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий отрасли возмож­ности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных (абсолютно необхо­димо их использовать) до интересующих фирму в последнюю очередь (в самом конце списка приоритетов компании).

Оценивая возможности отрасли и ранжируя их привлекатель­ность, необходимо помнить, что интересы отрасли и интересы компании – это не всегда одно и то же. Не каждая компания имеет достаточно хорошие позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности, – некоторые компании являются более конкурентоспособными, чем другие, а некоторыемогут быть вообще безнадежно выбывшими из борьбы или ограничиваться более скромной ролью. Слабые и сильные стороны компании, а также ее способность конкурировать, позволяют ей лучше использовать одни возможности, чем другие. Наиболее выгодными для фирмы являются те возможности отрасли, кото­рые обеспечивают компании максимальный рост прибыли, т.е. при которых фирма приобретает наибольшие конкурентные пре­имущества, а также те, которые являются приемлемыми для компании в финансовом отношении.

К потенциальным внешним возможностям, выявленным в процессе анализа внешней среды, можно отнести способность обслуживать дополнительные группы клиентов или выходить на новые рынки, расширять ассортимент выпускаемой продукции, использовать навыки и технологические «ноу-хау» в выпуске но­вой продукции, осуществлять вертикальную интеграцию (вперед или назад), а также возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса, снижение барьеров вхождения на привле­кательных рынках, слабые позиции фирм-конкурентов и т.д.

Зачастую на благосостояние фирмы отрицательно влияют весьма определенные факторы внешней среды. Угрозу (Threat) могут представлять: появление более дешевых технологий, вне­дрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта, выход на рынок новых конкурентов с низкими издержками, не­благоприятная политика государственного регулирования при спадах и колебаниях уровня деловой активности, возможность поглощения более крупной фирмой, неблагоприятные демогра­фические изменения, неблагоприятные изменения курсов ино­странных валют; политические перемены (переворот) в стране, где компания осуществляет свою деятельность; растущая степень влияния поставщиков и покупателей, замедление темпов роста рынка и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...