Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема будущего. Образы бунтарей




ТЕМА БУДУЩЕГО

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания, но только настоящий писатель может в сегодняшнем дне увидеть прообраз грядущего

А. С. Пушкин Гоголь А. П. Чехов Георгий Иванов В. В. Маяковский А. П. Платонов Е. И. Замятин
Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» поэма “Мёртвые души” Пьеса «Вишневый сад» Стихотворение Вступление в поэму «Во весь голос». Повести «Котлован» и «Джан» Роман - антиутопия «Мы»
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило. В этом стихотворении раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о смысле жизни, о настоящем и будущем. Автор призывает нас с оптимизмом смотреть в будущее В лирическом отступлении поэмы «Мёртвые души» сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты? ” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет.   Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова. Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Сад — символ вечного обновления жизни Как пишет литературовед Л. Калюжная, «Георгий Иванов положил последний штрих на полотне той эпохи в искусстве, которую мы называем русской классикой, вписав на скрижали ХХ века строки поэтов прошлого, и, прорвав это полотно, устремился в будущее, но этого «будущего», может показаться, ни в чем не находил: От будущего я немного, Точнее, ничего не жду. Не верю в милосердье Бога! Не верю, что сгорю в аду.   Мечта о будущем – лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции. Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявил о себе как искусство будущего. В поэме «Во весь голос». поэт обращается к читателям будущего, называя их «товарищи потомки». Здесь нет ни одного слова, относящегося к человеку реального времени, он разговаривает с нами «через хребты веков», «как живой с живыми говорит». Поэт снова твердит, что всё новое рано или поздно ворвётся в жизнь и будет существовать, что его «стих громаду лет прорвёт/ и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод, / сработанный ещё рабами Рима». Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский буквально кричит, призывает и вдохновляет читателей к строительству светлого будущего. А. Платонов мечтал и стремился только к одному: «Но не бойтесь, мы очистимся; мы ненавидим свое убожество, мы упорно идем из грязи. В этом наш смысл. Из нашего уродства вырастет душа мира». И в повестях «Котлован» и «Джан» он поднимал тему будущего. Андрей Платонов пытается донести до читателя мысль о том, что нет будущего у тех начинаний, где людей не объединяют обоюдные интересы, общие идеи и светлые надежды.  В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: “Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели”. К сожалению, в таком обществе нет ничего, чтобы не предвещала современная писателю реальность.

ОБРАЗЫ БУНТАРЕЙ

Слово бунтарь имеет несколько значений, одно из которых звучит так: неспокойный, всегда протестующий человек, призывающий к решительным действиям, к ломке старого.

Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств.

М. Ю. Лермонтов А. Н. Островский К. Бальмонт М. Горький В. В. Высоцкий
Поэма «Мцыри» Драма «Гроза» Стихотворение «Пред картиной Греко» Роман «Фома Гордеев» лирика
Мцыри — романтический герой-бунтарь, герой-беглец. Его побег — это бунт. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Катерина – героиня, которая нашла в себе силы выразить протест против «тёмного царства». Она чужая в этом мире. Героиня вспоминает, что жила она у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку – в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. В стихотворении «Пред картиной Греко» Константин Бальмонт рисует образ героя-бунтаря. Поэт всегда мятежник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, который сливается с другими художниками-бунтарями иных времен и в то же время обречен на трагедию: Сумрачный художник, ангел возмущенный, Неба захотел ты, в небо ты вступил, - И с высот низвергнут, Богом побежденный… Фома продолжает череду героев - бунтарей, но это самый яркий тип в произведениях Горького. Он вступает в схватку с ненавистным ему обществом в критический этап истории, когда каждый чувствовал на себе эти изменения. Лирический герой Высоцкого – бунтарь, мятежник. Это самый простой человек, современник, но его духовные силы превышают возможности обычных людей. Он, например, смертен, но он в силах «постоять хоть немного на самом краю». Лирический герой Высоцкого простой, но совсем не «маленький» человек. Для него свойственно ощущение своей временности, даже кратковременности своего пребывания на Земле. Оттого ему так важно увидеть тех, кто придет за ним в жизнь. Жизнь — это эстафета, где финиш — горизонт. Мне судьба до последней черты, до креста... Отсюда неудовлетворенность и стремление все успеть: Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхожденье… В. С. Высоцкий создал образ мятежника-бунтаря. Говоря словами Лермонтова, «а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...