Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ ангела. Образ демона




 

                                                             

 

 

 

 

Оглавление

А Образ ангела (образ демона)

Б

Тема будущего
Образы героев - бунтарей

В

Тема войны в лирике
Тема войны в прозе
Вставные новеллы в произведениях русской литературы

Г

Тема гибели «дворянских гнезд»
Говорящие фамилии
Тема гордыни

Д

Тема денег
Тема добра и зла
Тема детства
Двойники-персонажи
Тема дома
Тема дороги (пути)
Образ демона (см. образ ангела)
Тема дружбы в лирике
Тема дружбы в прозе

Ж

Жизненные (нравственные ) ценности
Мотив жизни и смерти в поэзии
Мотив жизни и смерти в прозе
З Заветы отца

К

Образ креста в лирике
Образ креста в прозе

Л

Лагерная тема
Образ «лишнего» человека
Тема лени
Тема лести, лицемерия, неискренности

М

Тема «маленького человека»
Образ мадонны, Богоматери в лирике
Образ мадонны, Богоматери в прозе
Образ матери
Образ метели в лирике
Образ метели в прозе
Тема мещанства
Образ моря
Образ музы поэта
Музыка

Н

Несколько примеров литературных героев, имена которых сталинарицательными
Образ Наполеона
Образ неба

П

Тема памяти в лирике
Тема памяти в прозе
Тема памятника
Образ Петербурга в лирике
Образ Петербурга в прозе
Образ поэта и поэзии
Образ праведника
Образ предпринимателя
Тема природы и человека в прозе
Тема природы и человека в лирике
Три «Пророка» в литературе
Образ птицы
Тема пути в русской литературе //Тема дороги

Р

Тема революции в лирике
Тема революции в прозе
Тема Родины в лирике
Тема Родины в прозе

С

Мотив сна в лирике
Мотив сна в прозе
Функции сна в произведении
Образ солнца
Тема судьбы
Сущность русского характера
Тема счастья в лирике
Тема счастья в прозе

Т

Тема творчества в лирике
Тема творчества в прозе
Тема труда
У Образ учителя

Ф

Фантастические элементы в произведениях
Тема «футлярной» жизни
Фольклорные элементы, приемы, жанры в творчестве писателей
Фольклорные элементы, приемы, жанры в творчестве поэтов
Х Образ Христа
Ч Образ чиновника

 


В литературе и искусстве существуют вечные темы и вечные образы. Добро и зло - эта одно из тех единств противоположностей, которые определяют и творчество, и человеческую жизнь. Одно без другого невозможно, мы не поняли бы суть добра, не познав зло, и зло уничтожило бы этот мир, если бы всегда ему не противостояло добро.

Есть в нашей литературе и искусстве с библейских времен два образа, олицетворяющих эти понятия - Ангел и Демон. Именно они шагнули на страницы книг, являя собой все стороны и грани этих понятий. Так получилось, что они и ведут вечный спор за душу человека, и неизменно остаются героями литературных произведений.

ОБРАЗ АНГЕЛА

Ангел М. Ю. Лермонтова Ангел Е. С. Лескова Ангел Л. Андреева и А. Блока В. П. Астафьев
«Ангел» (1831) «Запечатлённый ангел» Рассказ Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворение А. Блока «Сусальный ангел» Рассказ “Ангел-хранитель” из сборника “Последний поклон”
«Ангел» - самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Само стихотворение словно песнь ангела, оно мелодичное, его хочется слушать и внимать ему. Думается, образ ангела, воспетый в стихотворении, – это образ души Лермонтова, которая ищет воплощение его мечты и идеалов. Писателя в большей степени интересует не только создание иконы (запечатлённого ангела), сколько “ангел в душе человечьей”. В рассказе Л. Андреева “Ангелочек” и поэтическом отклике на него – стихотворении А. Блока “Сусальный ангел” символически звучит образ ангела. Оба произведения объединены центральным мотивом: человека над земной обыденностью возвышает мечта, порыв к возвышенному. Однако образа тающего ангела (воскового у Л. Андреева и сахарного у А. Блока) подчёркивает трагическую безысходность земного бытия. Определение, вынесенное в название рассказа, связано с образом бабушки. Рассуждая о её значении в своей жизни (автобиографичность повествования – центральная особенность сборника), писатель использует высокий, неземной образ, говоря о ведущей роли бабушки в формировании духовного облика ребёнка

ОБРАЗ ДЕМОНА

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад. Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами

И. Гёте М. Ю. Лермонтов Демон А. С. Пушкина М. А. Булгаков
«Фауст» Стихотворение «Мой Демон» (1829) и поэма «Демон» «Демон» (1823) Роман «Мастер и Маргарита»
Мефистофель - фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли. Он наделил этот персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями действительности. В понимании Гете Мефистофель - дух отрицания, опровержения, в первую очередь стремящийся к тому, чтобы остановить поток жизни и не дать чему бы то ни было осуществиться. Активность Мефистофеля направлена вовсе не против Бога, а против Жизни.   Образ становится более зловещим и вытесняет ангела, разрушая до сих пор царившее равновесие. При столкновении с ним исчезают мораль, ценности меняются, теряют свою прелесть и значение: чистая любовь, молитва, восторг - смешны и почти нереальны. Так в мире начинает незаметно царить зло. Поэма «Демон» За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. М. Ю. Лермонтов сочувствует своему герою и в то же время осуждает его за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта. Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения». Пушкинское стихотворение «Демон» построено целиком в форме прошедшего времени, как рассказ о пережитом, уже не имеющем отношения к настоящему. Встреча с демоном у Пушкина - лишь эпизод в развитии внутреннего мира поэта, и самый образ демона выступает как бы сквозь дымку воспоминания, обрисованный сжато и только в духовном плане, без каких-либо внешних портретных примет и декоративных подробностей: ... Часы надежд и наслаждений Тоской внезапно осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд Воланд - персонаж романа " Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, " князь тьмы", " дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля " Фауста" Иоганна Вольфганга Гёте Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые. Воланд М. Булгакова совершает добро. Он спешит уравновесить чашку весов. По его мнению, если исчезнет добро, то и мир разрушится окончательно. Воланд один из всех духов решился появиться в Москве, и вынужден, споря с атеистами, доказывать, что бог существует, всеми доступными ему способами.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...