В литературе и искусстве существуют вечные темы и вечные образы. Добро и зло - эта одно из тех единств противоположностей, которые определяют и творчество, и человеческую жизнь. Одно без другого невозможно, мы не поняли бы суть добра, не познав зло, и зло уничтожило бы этот мир, если бы всегда ему не противостояло добро.
Есть в нашей литературе и искусстве с библейских времен два образа, олицетворяющих эти понятия - Ангел и Демон. Именно они шагнули на страницы книг, являя собой все стороны и грани этих понятий. Так получилось, что они и ведут вечный спор за душу человека, и неизменно остаются героями литературных произведений.
|
ОБРАЗ АНГЕЛА
|
Ангел М. Ю. Лермонтова
| Ангел Е. С. Лескова
| Ангел Л. Андреева и А. Блока
| В. П. Астафьев
|
«Ангел» (1831)
| «Запечатлённый ангел»
| Рассказ Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворение А. Блока
«Сусальный ангел»
| Рассказ “Ангел-хранитель” из сборника “Последний поклон”
|
«Ангел» - самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Само стихотворение словно песнь ангела, оно мелодичное, его хочется слушать и внимать ему.
Думается, образ ангела, воспетый в стихотворении, – это образ души Лермонтова, которая ищет воплощение его мечты и идеалов.
| Писателя в большей степени интересует не только создание иконы (запечатлённого ангела), сколько “ангел в душе человечьей”.
| В рассказе Л. Андреева “Ангелочек” и поэтическом отклике на него – стихотворении А. Блока “Сусальный ангел” символически звучит образ ангела. Оба произведения объединены центральным мотивом: человека над земной обыденностью возвышает мечта, порыв к возвышенному. Однако образа тающего ангела (воскового у Л. Андреева и сахарного у А. Блока) подчёркивает трагическую безысходность земного бытия.
| Определение, вынесенное в название рассказа, связано с образом бабушки. Рассуждая о её значении в своей жизни (автобиографичность повествования – центральная особенность сборника), писатель использует высокий, неземной образ, говоря о ведущей роли бабушки в формировании духовного облика ребёнка
|
ОБРАЗ ДЕМОНА
|
Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад. Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами
|
И. Гёте
| М. Ю. Лермонтов
| Демон А. С. Пушкина
| М. А. Булгаков
|
«Фауст»
| Стихотворение «Мой Демон» (1829) и поэма «Демон»
| «Демон» (1823)
| Роман «Мастер и Маргарита»
|
Мефистофель - фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли. Он наделил этот персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями действительности.
В понимании Гете Мефистофель - дух отрицания, опровержения, в первую очередь стремящийся к тому, чтобы остановить поток жизни и не дать чему бы то ни было осуществиться. Активность Мефистофеля направлена вовсе не против Бога, а против Жизни.
| Образ становится более зловещим и вытесняет ангела, разрушая до сих пор царившее равновесие. При столкновении с ним исчезают мораль, ценности меняются, теряют свою прелесть и значение: чистая любовь, молитва, восторг - смешны и почти нереальны. Так в мире начинает незаметно царить зло.
Поэма «Демон»
За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. М. Ю. Лермонтов сочувствует своему герою и в то же время осуждает его за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.
Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».
| Пушкинское стихотворение «Демон» построено целиком в форме прошедшего времени, как рассказ о пережитом, уже не имеющем отношения к настоящему.
Встреча с демоном у Пушкина - лишь эпизод в развитии внутреннего мира поэта, и самый образ демона выступает как бы сквозь дымку воспоминания, обрисованный сжато и только в духовном плане, без каких-либо внешних портретных примет и декоративных подробностей:
... Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапно осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд
| Воланд - персонаж романа " Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, " князь тьмы", " дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля " Фауста" Иоганна Вольфганга Гёте
Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые.
Воланд М. Булгакова совершает добро. Он спешит уравновесить чашку весов. По его мнению, если исчезнет добро, то и мир разрушится окончательно. Воланд один из всех духов решился появиться в Москве, и вынужден, споря с атеистами, доказывать, что бог существует, всеми доступными ему способами.
|