Порядок разработки маркетинговых программ и
стратегических планов
Разработка маркетинговых программ и стратегических планов, определяющих пути развития фирмы, осуществляется в следующей последовательности: • определяются задачи и цели компании (чаще всего в количественных показателях) и реальные сроки их достижения; • оцениваются (путем анализа и прогноза рыночных условий) реально достижимые показатели на соответствующий период; • сравниваются показатели, желательные для фирмы, и показатели, наиболее реальные с позиций квалифицированного учета тенденций развития конкретных рынков и действий фирм-конкурентов; • анализируются основные причины, вызывающие их различие, и составляется перечень этих причин и факторов; • разрабатываются и анализируются средства управленческой политики, которые способны свести к минимуму возникшую разницу желаемого и реального уровней развития; • устанавливаются порядок и очередность применения наиболее эффективных мер для достижения желаемых результатов, а также предлагаются возможные альтернативные меры, которые могут сыграть важную роль в случае непредвиденной ситуации на рынке или неэффективности реализации основных намеченных в программе мер; • формулируются главные, скорректированные на реальной основе цели программы, и перечисляются конкретные меры управленческой политики, в частности, меры «маркетинг-микс», т.е. сводится воедино вся маркетинговая программа. Собранная информация по рынку и собственному предприятию позволяет маркетинговым службам сформулировать главные цели предпринимательской деятельности на определенный период времени. Так, целями могут быть: увеличение продаж на 20%, или увеличение доли на рынке до 33%, или увеличение прибыли на 15% и т.д. Такие цели называются количественными. Цели также могут предусматривать совершенствование организационной структуры управления, освоение новых сегментов рынка, повышение престижа фирмы, обеспечение занятости местного населения, поддержку образовательных, культурных и спортивных мероприятий местных органов власти и т.д. Такие цели называются качественными.
В маркетинговой деятельности определение целей основывается на следующих положениях. Определяется не одна, а несколько целей (построение дерева целей); к построению целей и их взаимоувязыванию применяется комплексный подход. Цели не должны противоречить друг другу, т.е. должны представлять собой разумный компромисс, быть реальными и выполнимыми. Цели призваны давать основу и стимул для дальнейшей деятельности, обеспечивать сосредоточение сил и средств предприятия на приоритетных участках его деятельности, «высвечивать» наиболее важные, фундаментальные направления. Они должны быть избирательными и не охватывать вес и вся. При определении целей следует добиваться максимального устранения субъективного и эмоционального подхода. «Цели должны быть сформулированы на основании ответа на вопрос – При определении цели последующей деятельности пользуются методом построения дерева целей, который заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формулируются ниже по уровню основные цели, затем промежуточные цели и подцели. При выборе конкретных задач и ориентиров для достижения главной цели производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы, при построении дерева целей применяют не последовательный, а комплексный подход. Например, для реализации главной цели – расширить экспорт фирмы в развитыестраны в предстоящие два года на 11% – ставятся основные цели следующего уровня: увеличить экспорт в ФРГ – на 15%, Великобританию – на 7%, Францию – на 12%. Далее формулируются цели третьего уровня: полностью обновить модели, предлагаемые для рынка Великобритании, затем – цели четвертого уровня: получить сертификат качества на свои товары на рынке ФРГ, далее – цели пятого уровня: обеспечить повышение производительности труда на фирме за счет организации курсов повышения квалификации рабочего, технического и инженерного персонала и т.д.
Несомненно, что необходимое условие для реализации поставленных целей – прибыльность деятельности фирмы, ведь в противном случае не будет достигнута ни одна цель.
5. Принцип скользящего планирования и многовариантности
Планирование в маркетинге – это непрерывный процесс. Маркетинговые исследования и маркетинговые программы осуществляются и составляются не от случая к случаю и не только в периоды, когда руководству фирмы кажется, что возникла необходимость в решении особых задач, а постоянно, перманентно. Только при непрерывном планировании может быть достигнута его эффективность, действенность и оптимальность. В маркетинге используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую, последовательную корректировку плановых показателей. В частности, если план рассчитан на один год, то каждые три месяца в него вносятся изменения, вызванные непредвиденными изменениями развития рыночной ситуации, и он в целом пересматривается; если план рассчитан напять лет, то подобный его пересмотр осуществляется ежегодно. Поправке подлежат не только прямые показатели, непосредственно связанные с произошедшими изменениями на рынке, но и все сопряженные показатели, поскольку план – это цельное, взаимоувязанное, взаимообусловленное и взаимозависимое регулирующее руководство деятельностью фирмы, где даже небольшие изменения внешних и внутренних условий и факторов развития могут нарушить предусмотренные структуры и баланс и поэтому потребовать полного пересмотра по всем составляющим плана. Маркетинговые программы, как основа плановой работы фирмы, наряду с маркетинговой концепцией в целом являются весьма гибким инструментом регулирования, чутко реагирующим на меняющиеся условия внешней и внутренней среды развития предпринимательской деятельности фирмы, и предполагают включение в содержание планов некоторых финансовых и ресурсных резервов – так называемых «подушек». Гибкость маркетингового программирования обеспечивается также специальными целевыми программами, разрабатываемыми для срочного решения ткущих и наиболее насущных задач.
При разработке планов внутрифирменного развития используют принцип многовариантности. Соответствующие структурные службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов работы плана фирмы, как правило, два или три, т.е. минимальный, оптимальный и максимальный. Минимальный вариант плана предусматривает развитие предпринимательской деятельности в наихудших условиях, а максимальный – в наилучших. Например, большинство японских фирм предпочитает минимальный вариант планов, имея цель получить экономический и социально-психологический эффект от более реального успеха его выполнения. Также весьма популярны оптимальные или средние варианты планов. Однако перечисленные требования предъявляются в основном к оперативному планированию. Стратегические планы менее подвержены частым корректировкам и пересмотрам. Как крайний вариант гибкости они могут предполагать полный отказ от периодизации этапов принятия стратегических решений, когда финансовые и другие организационные вопросы могут решаться на основе личных контактов руководства фирмы с руководством отдельных ее подразделений и отделов. Контрольные вопросы 1. Назовите этапы развития внутрифирменного планирования? 2. Дайте определение маркетинговой программы. 3. Какова структура функциональных планов работы фирмы? 4. Что входит в основные разделы бизнес-плана? 5. Какова последовательность разработки маркетинговых программ и стратегических планов? 6. Какие цели называются количественными, а какие качественными?
7. На чем основан метод построения дерева целей? 8. Раскройте принцип скользящего планирования. 9. Раскройте принцип многовариантности.
Лекция 8. Основные виды маркетинговой программы. Содержание и структура маркетинговой программы План лекции: 1. Программы, разрабатываемые в зависимости от адресата. 2. Программы, разрабатываемые в зависимости от срока. 3. Программы, разрабатываемые в зависимости от круга охватываемых задач. 4. Программы, разрабатываемые в зависимости от объекта составления. 5. Программы, разрабатываемые в зависимости от методов составления. 6. Программы, разрабатываемые в зависимости от сроков, трудоемкости разработки и общегокруга поставленных и решаемых вопросов. 7. Содержание маркетинговой программы. 8. Структура маркетинговой программы.
Ключевые понятия: программы для высшей администрации; программы для низовых звеньев фирмы; краткосрочные программы; среднесрочные программ; долгосрочные программы; обычные программы; целевые программы; программы по продукту; программы по производственному отделению; централизованные программы; децентрализованные программы; смешанные программы; простые программы; сложные программы, маркетинговая программа: преамбула; стратегия развития целевого рынка; SWOT-анализ; цели и задачи; маркетинговая стратегия; товарная политика; политика формирования и развития каналов товародвижения; ценовая политика; коммуникационная политика; бюджет, эффективность и контроль маркетинговой программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|