Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Официальная безработица к концу года может составить 3-4 млн человек




Потребность предприятий в рабочей силе продолжает снижаться. На работу принимается меньше людей, чем увольняется, причем эта разница в 1996 г. (2,4 млн человек) в два раза превысила показатель предыдущего года. Основная часть выбывших из организаций, как и за год до того, увольнялась по собственному желанию (67%). Но при этом доля потерявших работу в связи с сокращением штатов все-таки возросла и составила 8,3% (6% в 1995 г).

В 1996 г. на крупных и средних предприятиях было ликвидировано почти в три раза больше рабочих мест, чем введено дополнительно. Наиболее высокие темпы снижения занятости отмечались в промышленности (на 7%), сельском хозяйстве (на 9%), строительстве (на 8,8%). Руководители предприятий продолжали отправлять сотрудников в отпуска без сохранения зарплаты. Часть населения вынужденно работала в режиме неполного времени (3 млн человек ежемесячно, что в 1,5 раза выше показателя 1995 г.).

Между тем положительным моментом в итоге прошлого года можно было бы считать то, что и общая безработица, и уровень безработицы росли более медленными темпами, чем в 1995 г. С июня 1996 г наблюдалось снижение численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных и уровня регистрируемой безработицы. Так, к концу 1996 г. общая численность безработных, по расчетам Госкомстата России, увеличилась на 6,2% и составила 6,8 млн человек. В том числе численность зарегистрированных безработных увеличилась на 8,7% и составила 2,5 млн человек.

Общий уровень безработицы, т.е. отношение числа безработных к численности экономически активного населения, изменился в течение года с 8,8% до 9,3% (в том числе регистрируемой безработицы – с 3,2% до 3,4%).

Однако это снижение темпа было обусловлено отчасти сезонным фактором ослабления напряженности на рынке труда, отчасти – изменениями в порядке регистрации (в соответствии с дополнениями к федеральному закону “О занятости населения в РФ”). Изменения связаны, в частности, с тем, что люди, занятые в общественных работах (т.е. работах, не требующих квалификации), стали рассматриваться как работающие. Вторая причина в том, что из-за задолженности по выплате пособий некоторые перестали обращаться в службу занятости.

Как уже говорилось, число занятых в промышленности продолжало снижаться. Но очень важно отметить, что этот процесс начал компенсироваться повышением количества работающих в непроизводственной сфере – здравоохранении, образовании, культуре, кредитовании. Появление признаков этой тенденции, общей для многих современных экономик, можно считать обнадеживающим обстоятельством. По нашим прогнозам, количество работающих материальной сфере сократится в этом году на 1 млн, что будет отчасти компенсироваться появлением новых рабочих мест в области финансов, кредитовании, страхования.

Состав зарегистрированных безработных позволяет представить общую картину полнее. Доля женщин, состоящих на учете в органах федеральной государственной службы занятости, практически не изменилась с предыдущего года и составила 63%. Обнадеживающим признаком можно считать и то, что доля молодежи (16 – 29 лет) в общей численности безработных снизилась за год с 35,8% до 34%.

Каждый четвертый официальный безработный является выпускником учебного заведения, но людей с высшим образованием в рядах безработных лишь 7,5%. В качестве негативной тенденции следует отметить возрастание по сравнению с 1995 г. доли безработной молодежи, имеющей среднее специальное образование.

В прошлом году усилилась дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. К концу года в 45 регионах России уровень регистрируемой безработицы превышал среднероссийский показатель. В наиболее кризисной ситуации оказались 12 регионов, где уровень безработицы превышал средний в два и более раз. Среди самых неблагополучных регионов – Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Владимирская, Псковская и Архангельская области. Наиболее благополучными регионами можно считать Москву, Ростовскую, Смоленскую, Оренбургскую области, Республику Саха. В них безработица колебалась от 0,8% до 2,5%. То есть самый высокий уровень регистрируемой безработицы сохраняется в районах с преобладанием какой-либо одной из отраслей промышленности, больше других пострадавших в новых экономических условиях.

В 1997 г., если процесс реформ, и прежде всего реструктуризации предприятий, будет развиваться, следует ожидать неминуемого повышения количества безработных. К концу года оно может составить 1-4 млн человек. В связи с этим правительство планирует внести коррективы в государственную политику занятости. Должен быть усовершенствован закон о занятости, который пока не стимулирует к активному поиску работы. Необходимо также ужесточение критериев определения подходящей работы, назначение пособий по безработице и продолжение периода их выплаты с учетом причин увольнения с последнего места работы, а также готовности безработного участвовать в программах содействия занятости. Пособие будет ограничено величиной прожиточного минимума на данной территории (сейчас оно зависит от средней зарплаты). Достигнутое таким образом снижение расходов высвободит средства на реализацию программ активной политики занятости, т.е. обучение, переквалификацию на профессии, пользующиеся большим спросом, создание временных рабочих мест. Эта мера повысит мотивацию к поиску работы.

НАТАЛЬЯ ВЛАСОВА, заместитель начальника департамента политики занятости Министерства труда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...