Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал 1. ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ




УГРОЗА ОБЪЯВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ВОЙНЫ – часто встречающийся способ разрешения торговых конфликтов. Любые дискриминационные меры к иностранному товару чреваты тем, что страна-экспортер негодующе воскликнет: “Ах, так! Тогда и вашим товарам будет плохо на нашем рынке”. Импортер может подлить масла в огонь, пригрозив ответными санкциями. Есть и другие способы ведения войны: например, объявить продукцию импортера вредной или опасной (что и произошло в истории с окорочками).

Но, в отличие от куриной истории, если речь идет о настоящей торговой войне, обе стороны действуют очень продуманно. Угроза высказывается вслух только после неудачи длительных переговоров – которых в данном случае не было. А собственно до войны, то есть фактического применения санкций, дело почти никогда не доходит. Недаром меры к иностранным товарам вводятся не сразу, а через определенный срок. За это время стороны обычно успевают договориться. Собственно, приведенные ниже истории, называемые обычно торговыми войнами, на самом деле являются историями угроз торговой войной. Но будем их называть, как принято.

АМЕРИКАНО-ЯПОНСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ВОЙНА – самая известная из последних торговых войн. Япония экспортирует в США свои автомобили на общую сумыу $40 млрд. Свой же внутренний рынок не хочет полностью открыть для американских мащин. Америка начала переговоры с Японией об этой несправедливости еще в 1994 году. Результата не было. Тогда США поступили решительно: в прошлом году они обещали ввести на импортируемые японские машины 100-процентный импортный налог, что сделало бы их продажу просто невозможной. Чтобы этого избежать, Японии предлагалось открыть свой автомобильный рынок для американского экспорта. Все переживали, комментировали события, считали миллиарды, которые потеряет Япония... Но за остававшиеся до начала действия санкций полтора месяца страны, конечно, договорились. В выигрыше неожиданно остались японские автофирмы: как расхватывали американцы их машины накануне возможного введения налога!

Не успели США закончить автомобильную войну, как подоспела ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ. Американцы решили, что их Кodak потому не очень удачно действует в Японии, что там его дискриминируют по сравнению с местной Fuji. Японцы ответили, что Коdak сам виноват – почему появился на японском рынке только в 84-м, о чем думал раньше? США уже грозили своим знаменитым 100-процентным налогом, но тут в дело вмешались адвокаты “Кодака”, которые понимали, что в данном случае война ни к чему не приведет, и урезонили правительство.

США – почти непременный участник торговых войн. ТОРГОВАЯ ВОЙНА США И КИТАЯ могла начаться из-за дискриминации американских товаров в Китае и распространения там незаконно скопированных американских видеокассет. Долгие переговоры ни к чему не привели. И тогда американский торговый представитель Мики Кантор обещал обложить ввозимые в США китайские товары все тем же 100-процентным налогом. Был даже опубликован список этих товаров. Китай ответил: обещал брать 100% с американских сигарет, видео- и аудиопродукции, телефонов. Но дату введения санкций обе стороны благоразумно отодвинули на два месяца. За это время они договорились. Китай обещал провести проверку своих фирм, торгующих видеокассетами.

АТОМНАЯ ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ РОССИЕЙ И США – пример другого способа ведения “боевых действий”. Это естественно, поскольку здесь задействованы три стороны. Россия строит в Иране ядерный реактор на легкой воде, США, которым хотелось бы того же, протестуют, утверждая, что в нем может быть получен оружейный плутоний. Россия доказывает, что получить его в таком реакторе невозможно. США грозят сократить помощь России. История продолжается.

Еще одна из недавних ОРУЖЕЙНЫХ ВОЙН – между Россией и союзом производителей стрелкового оружия. Россия в 94-м ввела по внутренним соображенияы 100-процентную импортную пошлину на иностранное оружие. Производители стрелкового оружия из Италии, Бельгии и Германии пригрозили торговой войной – введением такой же пошлины на российское оружие. Россия сразу же отменила 100-процентный налог.

Знаменитая БАНАНОВАЯ ВОЙНА – пример неудачи атакующей стороны. Ситуация такова: латиноамериканцы, экспортирующие бананы в Европу, платят за них пошлину, а объем их экспорта ограничен квотой. Экспортеры же из бывших французских и английских колоний (Африка, Карибский бассейн, Тихоокеанский регион) пошлин не платят, и квот для них нет. США, поддерживающие латиноамериканских экспортеров, пригрозили было начать торговую войну против ЕС. Но ЕС не испугался, а результат демарша был плачевен для латиноамериканцев (Сhiquita Brands International и др.). Понадеявшись на отмену пошлин, они увеличили производство – ни пошлины, ни квоты не отменили, а из-за увеличения производства сильно упали цены на бананы.

И наконец, самая недавняя история: РЫБНАЯ ВОЙНА между Канадой и ЕС. Не вдаваясь в дебри морского права, можно объяснить дело так: испанцы ловили рыбу в международных водах – но вместе с тем достаточно близко от канадской 200-мильной прибрежной зоны. С одной стороны, испанцы правы, с другой – рыба не знает границ, она могла бы приплыть в канадские воды, если бы испанцы ее не поймали. Поэтому канадцы арестовали испанское рыболовецкое судно. Европейский союз был возмущен и грозил эмбарго на канадские морепродукты (их в Европе продают на $1 млрд). Но никакого эмбарго, конечно, не было, зато в конце прошлого года было подписано новое соглашение о правилах рыболовства в международных водах.

“Коммерсантъ” № 10 26.03.96

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...