Карта обеспеченности учебной литературой
ЛИТЕРАТУРА Основная литература
2. Безуглов И. Г. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников/ И. Г. Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов. – М., 2010.
6. Стрельникова А. Г. Дипломная работа. Подготовка и оформление: Практическое пособие. М.: издательство СпецЛит, 2010. - 96 с. 7. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. 244 с.
Дополнительная литература 1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы “Консультант-плюс”: Учебное пособие. - М.: ЗАО “К. Плюс”, 1999. 2. Введенский Н. Е. Условия продуктивности умственной работы. - М. , 1952. 3. Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М.: Книга, 1984. 4. Жолковская Л. А., Нагаев В. В., Усманова Е. А. Научно-исследовательская работа студентов по психологии: Методическое пособие. – Сыктывкар: изд-во СыкГУ, 2005. – 124 с. 5. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие. - М., 2003. 6. Мардахаев Л. В. Основы самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие. М., 1998. 7. Новикова С. С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учебное пособие / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. - М. : Академ. Проект; Гаудеамус, 2005. – 496 с. 8. Основы социально-психологических исследований: Учебник. М.: Гардарика, 2007.
9. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 2003. 10. Учитесь учиться: Советы и рекомендации студентам института по организации учебной деятельности / Под общ. ред. Л. В. Тычиной. - М., 1997. 11. Шабанов Г. А. Как быстро конспектировать лекции и читать учебную литературу: Учебно-методическое пособие. - М., 1995. 12. Яшина Л. А. Основы научных исследований: учебное пособие/ СГУ, МО и науки РФ. – Сыктывкар: изд-во СыктГУ, 2004. – 84 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Лабораторные занятия студентов по «Основам научных исследований» проводятся в специально оборудованных компьютерных классах с выходом в Интернет. На лабораторных занятиях при решении исследовательских задач и обработке данных применяются различные пакеты программ (Microsoft Word, Power Point, Консультант-плюс). Карта обеспеченности учебной литературой Дисциплины «Основы научного исследования» По направлению (бакалавриат) социальная работа Институт социальных технологий Форма обучения дневная, заочная Блок дисциплин Б3. В. 12
Составитель, преподаватель______________ Л. В. Хотемова Зав. кафедрой______________И. А. Козырева Дата составления карты «___»________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО: Представитель библиотеки СыктГУ _______________ «____»___________2014 г.
Глава III. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ § 1. ПОНЯТИЯ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последователь- ность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: матема- тические, биологические, медицинские, социально-экономические, право- вые и т. д. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней 42. 42 См.: Основы научных исследований: Учеб. / Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М., 1986. С. 60. К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, срав- нение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, экспе- римент, моделирование и т. д. К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипо- тетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, об- щелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др. Методами метатеоретического уровня являются диалектический, ме- тафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню от- носят метод системного анализа43, а другие его включают в число общелогиче- ских методов44. В зависимости от сферы применения и степени общности различают ме- тоды: 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах
познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) частные – для родственных наук; 4) специальные – для конкретной науки, области научного познания. Подобную классификацию методов можно встретить и в юридической литера- туре45. От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования. Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой ис- следования – определенную последовательность действий, способ органи- зации исследования 46. Методика – это совокупность способов и приемов познания. Напри- мер, под методикой криминологических исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника и других крими- нологических явлениях 47. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях: 43 Там же. С. 61. 44 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 277. 45См.: Сырых В. М. Указ. соч. М., 1980. С. 13; Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 1997. С. 11 – 17. 46См.: Панкратов В. В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972. С. 37; Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Сырых. М., 2001. С. 319. 47 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 1995. С. 41. 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятель- ности (науке, политике и т. д. ); 2) учение о научном методе познания 48. Каждая наука имеет свою методологию. Юридические науки также пользуются определенной методологией. Ученые-юристы определяют её по-разному. Так, В. П. Казимирчук толкует методологию правоведения как применение обусловленных принципами материалистической диалектики
системы логических приемов и специальных методов исследования пра- вовых явлений 49. Сходное понятие научной методологии права и государства дано в учебнике по теории государства и права: это применение обусловленной фи- лософским мировоззрением совокупности определенных теоретических прин- ципов, логических приемов и специальных методов исследования государст- венно-правовых явлений 50. По мнению других авторов, методология есть учение о методах, приме- няемых в правовых науках для изучения своего предмета 51. С точки зрения А. Д. Горбузы, И. Я. Козаченко и Е. А. Сухарева, методо- логия правоведения – это базирующееся на принципах материализма науч- ное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отра- жающее их диалектическое развитие 52. По поводу последней точки зрения следует заметить, что понятие методологии несколько уже понятия научного познания, поскольку по- следнее не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его истинности, границы познавательной деятельности и т. д. 53 В конечном счете и юристы, и философы под методологией научно- го исследования понимают учение о методах (методе) познания, т. е. о сис- теме принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успеш- ного решения познавательных задач. Соответственно методология юридиче- ской науки может быть определена как учение о методах исследования го- сударственно-правовых явлений. 48 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 354; Со- временный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 376. 49 См.: Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965. С. 44. 50 См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 19. 51 См.: Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 69; Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. М., 1997. С. 11. 52 См.: Горбуза А. Д., Козаченко И. Я., Сухарев Е. А. Понятие методологии уголовно-правовой науки // Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью в условиях перестройки: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 11. 53 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 171. Существуют следующие уровни методологии: 1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отно- шению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. 2. Частная методология научных исследований для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и
частные методы познания, например, государственно-правовых явлений. 3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, кри- минологии и других юридических наук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|