§ 2. Философские и общенаучные методы
§ 2. ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являют- ся диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с раз- личными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г. В. Ф. Гегеля – с идеализмом. Российские ученые-юристы для исследования государственно-правовых явлений применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов: 1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов: а) единства и борьбы противоположностей; б) перехода количественных изменений в качественные; в) отрицания отрицания. 2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процес- сы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия. 3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности. 4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически. 5. Проверять полученные знания на практике. В качестве примера рассмотрим значение философских законов и кате- горий диалектики для наук уголовного права и криминологии. В науке уголовного права преступление рассматривается в свете за- кона единства и борьбы противоположностей. Под диалектическими проти-
воположностями понимаются такие стороны того или иного предмета (явле- ния, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредпола- гают друг друга54. Отношение между противоположностями называется диа- лектическим противоречием. Применительно к преступлению противоречие выражается в противоположности поведения лица требованиям норм уголов- ного права. Преступное поведение, причиняющее или способное причинить вред физическим лицам, организациям, обществу и государству, и уста- новленная государством уголовно-правовая норма – это две борющиеся противоположности, которые находятся в диалектическом единстве. Поведение лица, не соблюдающего правила поведения, предусмот- ренные Уголовным кодексом, и реагирование государства на это правонару- шение можно рассмотреть в свете закона отрицания отрицания. Лицо, совер- шающее преступление, отрицает требования норм уголовного права. Государ- ственное реагирование на преступление состоит в возбуждении уголовного дела, привлечении правонарушителя к уголовной ответственности и его на- казании, т. е. в отрицании отрицания55. Преступление – это единичное, отдельные группы преступлений – особенное, а вся преступность – общее. Криминологами преступность рассматривается как объективное социаль- ное явление, в его взаимодействии с другими явлениями и процессами (на- пример, с пьянством, наркотизмом, бродяжничеством, теневой экономи- кой), в движении и изменении (изучается её прошлое и настоящее, прогно- зируется будущее)56. Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические. Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедук- ция, аналогия. Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на со- ставные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Раз-
новидностями анализа являются классификация и периодизация. Например, метод анализа используется для квалификации содеянного, когда состав пре- ступления расчленяется на объект, объективную, субъективную стороны и субъекта. Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследова- ния в единое целое. Например, объединение юридических норм, регулирую- щих однородные общественные отношения, в самостоятельную группу дает 54 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 159. 55 Более подробно см.: Марцев А. И. Вопросы учения о преступлении и ответственности: Избр. ст. Омск, 1998. С. 187 – 197. 56 См., например: Криминология: Учеб. для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 37 – 38. институт права. Так, существуют институты права собственности в граждан- ском праве, соучастия в преступлении в уголовном праве, ответственности должностных лиц в административном праве. Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруден- ции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на- ступившими последствиями. В криминологии этот логический прием по- зволил сделать умозаключение о том, что многочисленные факты совер- шения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной не- нависти или вражды свидетельствуют о появлении в России преступности на почве межнациональных конфликтов. Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо об- щего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к ут- верждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктив- ных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей57. Дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как не- обходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям. Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на ос- новании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключе-
ние об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции про- белы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона – это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отно- шение. К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, ги- потетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа. Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выво- дятся остальные знания. Этот метод может быть использован, например, при исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За ак- сиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее преступление, знало о существовании уголовно-правового запрета, осозна- вало общественную опасность своих действий и предвидело возможность на- ступления вредных последствий. Поэтому субъект преступления не может 57 См.: Ивлев Ю. В. Логика для юристов: Учеб. М., 1996. С. 77. оправдываться незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны знать опубликованный закон и незнание его не освобождает от ответственности. Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный спо- соб исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктив- но связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эм- пирических фактах. В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит: 1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов; 2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;
3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции; 4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий58. Гипотетический метод не может не использоваться при конструиро- вании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц (ст. 224 Налогового кодекса РФ) вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить по- ступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась. Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответ- ствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки ес- тественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования опери- руют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусствен- ных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность како- го-либо положения. Формализация является основой для алгоритмизации и программирова- ния, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса ис- следования. Этот метод используется, например, для создания компьютер- ных программ квалификации преступлений59. 58 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 263 – 264. 59 См.: Андреев Б., Бушуев Г. Компьютерная программа квалификации преступлений // Закон- ность. 1994. № 3. С. 41. Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и от- ношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в осо- бый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, ко- торые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности60. Примером абстрагирования может служить процесс образования юри- дических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абст-
ракциями. Они не отражают всех существенных свойств государственно- правовых явлений и содержат только те признаки, которые существенны в оп- ределенном отношении. Так, понятие «оскорбление» включает такие сущест- венные признаки, как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 130 УК РФ). Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опира- ется на философские категории общего, особенного и единичного. Примером различной степени обобщения является деление объектов преступления на четыре группы: 1) общий (совокупность охраняемых уголовным правом общественных отношений); 2) родовые (отдельные группы однородных общественных отношений); 3) видовые (обществен- ные отношения одного вида); 4) непосредственные (конкретные общест- венные отношения). Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение воз- никновения и развития объектов исследования в хронологической последова- тельности. Примерами использования этого метода являются: изучение пре- ступности в течение длительного времени с целью обнаружения её свойств и тенденций; рассмотрение истории развития уголовного законода- тельства. 60 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 268. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного по- знания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изу- чаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность61. Использование этого метода, например, для изучения преступности предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих свой- ствах преступности, её причинах и мерах борьбы с нею. Поскольку преступ- ность постоянно изменяется, то нахождение её новых связей, детерминант по- зволяет своевременно разработать превентивные меры. Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. опреде- ленной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её ком- понентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимо- связи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов62. Применение этого метода позволило ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалисти- ческую, религиозную, обычного права. К примеру, этот метод широко используется в криминологии для изуче- ния преступности. Преступность рассматривается, во-первых, как совокуп- ность взаимосвязанных и взаимодействующих преступлений и лиц, их совер- шивших. В результате обнаруживаются такие её свойства, которые отсутст- вуют у отдельных преступлений. Во-вторых, преступность исследуется в рамках таких более общих систем, как общество и негативные социальные отклонения63. К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В ре- зультате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Как метод научного исследования наблюдение применяется, например, для сбора социологической информации в области права, в криминологиче- ских и криминалистических исследованиях. В криминологии применяется визуальное наблюдение за поведением людей, ситуацией, условиями, в которых осуществляется их деятельность. В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в на- 61 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 404. 62 См.: Рузавин Г. И. Указ. соч. М., 1999. С. 276. 63 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 46 – 47, 75 – 79. блюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Вто- рое характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включает- ся в группу, её деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного дви- жения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участ- ников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его на- зывают полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специ- ально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным 64. Ре- зультаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, кар- точках, на кинопленках и другими способами. Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспри- нимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследова- тель отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО). Счет – это определение количественных соотношений объектов ис- следования или параметров, характеризующих их свойства. Количествен- ный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии для изучения преступности и личности преступников. Так, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридиче- ски значимых явлений и процессов, т. е. их величину, степень распростра- ненности, соотношение отдельных составных частей, изменение во вре- мени и пространстве 65. Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транс- портных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т. п. Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или не- скольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. В научном исследовании этот метод применяется, например, для срав- нения государственно-правовых институтов различных государств. Метод сравнительного государствоведения и правоведения – это способ исследова- ния, который выражается в установлении общих (тождественных) или отли- 64 Более подробно см.: Козлов В. А., Суслов Ю. А. Указ. соч. С. 69 – 75; Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1998. С. 15 – 43. 65 См.: Лунеев В. В. Юридическая статистика: Учеб. М., 1999. С. 37 – 38. чительных признаков сравниваемых сходных государственно-правовых явле- ний. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким пу- тем можно решить практические задачи совершенствования государствен- ных институтов, отечественного законодательства и практики его применения. Криминологи указывают следующие разновидности сравнительного ме- тода: метод сходства, метод различия, метод контрольной группы 66. При использовании метода сходства устанавливаются, в частности, повторяющиеся свойства преступности в разных государствах или его регио- нах либо повторяющиеся личностные характеристики преступников. При использовании метода различий определяются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обна- руживаются в других. Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований – физические, биологические, хи- мические, социальные и т. д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследова- ния). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и мате- риальные (реальные). Приведенная классификация не является исчерпывающей. Социальные эксперименты иногда проводятся в правовой сфере. Напри- мер, закрепленный в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве новый вид исправительной колонии – колония-поселение – прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность этого исправительного учреждения была подтверждена практикой, колонии- поселения стали создаваться67. В порядке эксперимента в 1993 г. в не- скольких субъектах Российской Федерации был введен суд присяжных. Научный эксперимент зачастую применяется в криминалистике, на- пример при производстве экспертных исследований. Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается 66 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 48 – 49; Орехов В. В. Социология в науке уголовного права: Учеб. пособие. Л., 1985. С. 47. 67 См.: Орехов В. В. Указ. соч. С. 50. мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект. В теории моделирования различают: 1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде ри- сунков, записей, знаков, математической интерпретации; 2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи, предметы-аналоги для опытов при экспертизах, реконструкция внешнего облика человека по методу М. М. Герасимова. Метод моделирования применяется ученым-юристом в том случае, ко- гда он в результате исследования предлагает включить в закон новую норму права или изменить содержание уже существующей. Любая норма права, ре- гулирующая поведение людей, есть формально-определенная его модель, за- крепленная в официальном акте. Моделирование помогает при поиске наиболее эффективных схем ор- ганизации государственного аппарата, административно-территориального устройства и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|