Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Философские и общенаучные методы




§ 2. ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являют-

ся диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с раз-

личными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса

был соединен с материализмом, а у Г. В. Ф. Гегеля – с идеализмом.

Российские ученые-юристы для исследования государственно-правовых

явлений применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют

всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления.

При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из

следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процес-

сы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного;

содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности;

необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во

всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии;

г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

В качестве примера рассмотрим значение философских законов и кате-

горий диалектики для наук уголовного права и криминологии.

В науке уголовного права преступление рассматривается в свете за-

кона единства и борьбы противоположностей. Под диалектическими проти-

воположностями понимаются такие стороны того или иного предмета (явле-

ния, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредпола-

гают друг друга54. Отношение между противоположностями называется диа-

лектическим противоречием. Применительно к преступлению противоречие

выражается в противоположности поведения лица требованиям норм уголов-

ного права. Преступное поведение, причиняющее или способное причинить

вред физическим лицам, организациям, обществу и государству, и уста-

новленная государством уголовно-правовая норма – это две борющиеся

противоположности, которые находятся в диалектическом единстве.

Поведение лица, не соблюдающего правила поведения, предусмот-

ренные Уголовным кодексом, и реагирование государства на это правонару-

шение можно рассмотреть в свете закона отрицания отрицания. Лицо, совер-

шающее преступление, отрицает требования норм уголовного права. Государ-

ственное реагирование на преступление состоит в возбуждении уголовного

дела, привлечении правонарушителя к уголовной ответственности и его на-

казании, т. е. в отрицании отрицания55.

Преступление – это единичное, отдельные группы преступлений –

особенное, а вся преступность – общее.

Криминологами преступность рассматривается как объективное социаль-

ное явление, в его взаимодействии с другими явлениями и процессами (на-

пример, с пьянством, наркотизмом, бродяжничеством, теневой экономи-

кой), в движении и изменении (изучается её прошлое и настоящее, прогно-

зируется будущее)56.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить

на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедук-

ция, аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на со-

ставные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Раз-

новидностями анализа являются классификация и периодизация. Например,

метод анализа используется для квалификации содеянного, когда состав пре-

ступления расчленяется на объект, объективную, субъективную стороны и

субъекта.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследова-

ния в единое целое. Например, объединение юридических норм, регулирую-

щих однородные общественные отношения, в самостоятельную группу дает

54 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 159.

55 Более подробно см.: Марцев А. И. Вопросы учения о преступлении и ответственности:

Избр. ст. Омск, 1998. С. 187 – 197.

56 См., например: Криминология: Учеб. для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. М., 1997.

С. 37 – 38.

институт права. Так, существуют институты права собственности в граждан-

ском праве, соучастия в преступлении в уголовном праве, ответственности

должностных лиц в административном праве.

Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных

случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на

мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруден-

ции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на-

ступившими последствиями. В криминологии этот логический прием по-

зволил сделать умозаключение о том, что многочисленные факты совер-

шения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной не-

нависти или вражды свидетельствуют о появлении в России преступности

на почве межнациональных конфликтов.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо об-

щего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к ут-

верждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктив-

ных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей57.

Дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как не-

обходимо применять общие положения методики расследования отдельных

видов преступлений к частным случаям.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на ос-

новании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором

из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключе-

ние об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции про-

белы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по

аналогии. Аналогия закона – это применение к неурегулированному нормой

права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отно-

шение. К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, ги-

потетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от

абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в

том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без

доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выво-

дятся остальные знания. Этот метод может быть использован, например, при

исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За ак-

сиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее

преступление, знало о существовании уголовно-правового запрета, осозна-

вало общественную опасность своих действий и предвидело возможность на-

ступления вредных последствий. Поэтому субъект преступления не может

57 См.: Ивлев Ю. В. Логика для юристов: Учеб. М., 1996. С. 77.

оправдываться незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны

знать опубликованный закон и незнание его не освобождает от ответственности.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной

гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие,

или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный спо-

соб исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктив-

но связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эм-

пирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях

изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия

(заключения) с помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий58.

Гипотетический метод не может не использоваться при конструиро-

вании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере

13 процентов на доходы физических лиц (ст. 224 Налогового кодекса РФ)

вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта

мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить по-

ступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза

полностью подтвердилась.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой

форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики,

химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответ-

ствующими знаками. Использование искусственного формализованного

языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки ес-

тественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования опери-

руют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусствен-

ных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность како-

го-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирова-

ния, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса ис-

следования. Этот метод используется, например, для создания компьютер-

ных программ квалификации преступлений59.

58 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 263 – 264.

59 См.: Андреев Б., Бушуев Г. Компьютерная программа квалификации преступлений // Закон-

ность. 1994. № 3. С. 41.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и от-

ношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя

свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства

и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих

свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в

них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в осо-

бый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, ко-

торые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В

теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости,

актуальной бесконечности60.

Примером абстрагирования может служить процесс образования юри-

дических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абст-

ракциями. Они не отражают всех существенных свойств государственно-

правовых явлений и содержат только те признаки, которые существенны в оп-

ределенном отношении. Так, понятие «оскорбление» включает такие сущест-

венные признаки, как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное

в неприличной форме (ст. 130 УК РФ).

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и

явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные,

основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем

обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых

признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опира-

ется на философские категории общего, особенного и единичного.

Примером различной степени обобщения является деление объектов

преступления на четыре группы: 1) общий (совокупность охраняемых

уголовным правом общественных отношений); 2) родовые (отдельные

группы однородных общественных отношений); 3) видовые (обществен-

ные отношения одного вида); 4) непосредственные (конкретные общест-

венные отношения).

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и

на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при

котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение воз-

никновения и развития объектов исследования в хронологической последова-

тельности.

Примерами использования этого метода являются: изучение пре-

ступности в течение длительного времени с целью обнаружения её

свойств и тенденций; рассмотрение истории развития уголовного законода-

тельства.

60 См.: Кохановский В. П. Указ. соч. С. 268.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного по-

знания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изу-

чаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в

различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во

всей полноте его сущность61.

Использование этого метода, например, для изучения преступности

предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих свой-

ствах преступности, её причинах и мерах борьбы с нею. Поскольку преступ-

ность постоянно изменяется, то нахождение её новых связей, детерминант по-

зволяет своевременно разработать превентивные меры.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. опреде-

ленной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её ком-

понентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимо-

связи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы,

которые отсутствуют у составляющих её объектов62.

Применение этого метода позволило ученым выделить следующие

правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалисти-

ческую, религиозную, обычного права.

К примеру, этот метод широко используется в криминологии для изуче-

ния преступности. Преступность рассматривается, во-первых, как совокуп-

ность взаимосвязанных и взаимодействующих преступлений и лиц, их совер-

шивших. В результате обнаруживаются такие её свойства, которые отсутст-

вуют у отдельных преступлений. Во-вторых, преступность исследуется в

рамках таких более общих систем, как общество и негативные социальные

отклонения63.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание,

счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном

восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В ре-

зультате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и

отношениях предметов и явлений.

Как метод научного исследования наблюдение применяется, например,

для сбора социологической информации в области права, в криминологиче-

ских и криминалистических исследованиях.

В криминологии применяется визуальное наблюдение за поведением

людей, ситуацией, условиями, в которых осуществляется их деятельность.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту

изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в на-

61 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 404.

62 См.: Рузавин Г. И. Указ. соч. М., 1999. С. 276.

63 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 46 – 47, 75 – 79.

блюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к

объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Вто-

рое характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включает-

ся в группу, её деятельность в качестве участника. Например, в первом случае

он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного дви-

жения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участ-

ников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его на-

зывают полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специ-

ально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным 64. Ре-

зультаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, кар-

точках, на кинопленках и другими способами.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые

устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание

бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспри-

нимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследова-

тель отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами

(например, характеристики НЛО).

Счет – это определение количественных соотношений объектов ис-

следования или параметров, характеризующих их свойства. Количествен-

ный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии

для изучения преступности и личности преступников. Так, юридическая

статистика изучает количественную сторону массовых и других юридиче-

ски значимых явлений и процессов, т. е. их величину, степень распростра-

ненности, соотношение отдельных составных частей, изменение во вре-

мени и пространстве 65.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины

путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется

для определения: расстояния между предметами; скорости движения транс-

портных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных

явлений и процессов; температуры, размера, веса и т. п.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или не-

скольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них

общего.

В научном исследовании этот метод применяется, например, для срав-

нения государственно-правовых институтов различных государств. Метод

сравнительного государствоведения и правоведения – это способ исследова-

ния, который выражается в установлении общих (тождественных) или отли-

64 Более подробно см.: Козлов В. А., Суслов Ю. А. Указ. соч. С. 69 – 75; Девятко И. Ф. Методы

социологического исследования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1998. С. 15 – 43.

65 См.: Лунеев В. В. Юридическая статистика: Учеб. М., 1999. С. 37 – 38.

чительных признаков сравниваемых сходных государственно-правовых явле-

ний. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов,

выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким пу-

тем можно решить практические задачи совершенствования государствен-

ных институтов, отечественного законодательства и практики его применения.

Криминологи указывают следующие разновидности сравнительного ме-

тода: метод сходства, метод различия, метод контрольной группы 66.

При использовании метода сходства устанавливаются, в частности,

повторяющиеся свойства преступности в разных государствах или его регио-

нах либо повторяющиеся личностные характеристики преступников.

При использовании метода различий определяются те характеристики

преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обна-

руживаются в других.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения

основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по

всем признакам, кроме изучаемого.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса

в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

по отраслям научных исследований – физические, биологические, хи-

мические, социальные и т. д.;

по характеру взаимодействия средства исследования с объектом –

обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с

исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследова-

ния). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и мате-

риальные (реальные).

Приведенная классификация не является исчерпывающей.

Социальные эксперименты иногда проводятся в правовой сфере. Напри-

мер, закрепленный в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве

новый вид исправительной колонии – колония-поселение – прошел вначале

экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность этого

исправительного учреждения была подтверждена практикой, колонии-

поселения стали создаваться67. В порядке эксперимента в 1993 г. в не-

скольких субъектах Российской Федерации был введен суд присяжных.

Научный эксперимент зачастую применяется в криминалистике, на-

пример при производстве экспертных исследований.

Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с

помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается

66 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 48 – 49; Орехов В. В.

Социология в науке уголовного права: Учеб. пособие. Л., 1985. С. 47.

67 См.: Орехов В. В. Указ. соч. С. 50.

мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта.

На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по

аналогии переносятся на этот объект.

В теории моделирования различают:

1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде ри-

сунков, записей, знаков, математической интерпретации;

2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты,

муляжи, предметы-аналоги для опытов при экспертизах, реконструкция

внешнего облика человека по методу М. М. Герасимова.

Метод моделирования применяется ученым-юристом в том случае, ко-

гда он в результате исследования предлагает включить в закон новую норму

права или изменить содержание уже существующей. Любая норма права, ре-

гулирующая поведение людей, есть формально-определенная его модель, за-

крепленная в официальном акте.

Моделирование помогает при поиске наиболее эффективных схем ор-

ганизации государственного аппарата, административно-территориального

устройства и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...