Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные пути легализации преступных доходов 4 страница




В первую очередь следует назвать Брюссельскую конвенцию для объединения некоторых правил относительно оказания по­мощи и спасения на море, принятую в 1910г. Статья 11 обязы­вает капитана морского судна «насколько он может сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебно­му, встреченному в море в опасности погибнуть». Как видим, перечисленные требования распространяются не только на мирное, но и на военное время. В случае неоказания помощи капитан подл ежит ответственности (ст. 12).

Обязанность капитана оказать помощь после столкновения морских судов другому судну, его экипажу и его пассажирам изложена в ст. 12 Международной конвенции для объедине­ния некоторых правил относительно столкновения судов 1910г. Капитану также вменяется в обязанность сообщить наимено­вание своего судна, порт его регистрации и ближайший порт на пути его следования.

В 1978 г. была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, которая подтвердила обязанность капитана и других должностных лиц морского судна оказы­вать помощь людям, терпящим бедствие на море. Получив со-


общение о бедствии, они должны полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие. Если капитан лишен воз­можности сделать это или в силу особых обстоятельств данно­го случая считает ненужным или излишним следовать на по­мощь, он обязан сделать в судовом журнале запись о причинах.

Конвенция об открытом море 1959 г. налагает на каждое государство обязанность предусмотреть в законодательном порядке, чтобы капитан любого морского судна, плавающего под его флагом, оказывал помощь любому лицу, которому уг­рожает гибель на море.

В 1979 г. в Гамбурге была принята Международная конвен­ция по поиску и спасению на море, которая обязала государства организовывать поисковую и спасательную работу и у своих берегов, координировать спасательные операции, создавать в каждой стране Спасательно-координационный центр для по­иска и спасения. Сторонам рекомендованв^аключать двусто­ронние соглашения с сопредельными странами относительно объединения их усилий и координации такой деятельности. Конвенция регламентирует порядок проведения операций на каждой из аварийных стадий.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила необходимость спасения людей на море и обязала капитанов судов после получения сообщения о бедствии следовать на помощь со всей возможной скоростью, когда на такую помощь можно разумно рассчитывать. Конвенция расширила масшта­бы такой помощи, распространив ее и на случаи аварии или гибели летательных аппаратов, в том числе объектов, вернув­шихся после запуска в космическое пространство, а также на случаи столкновения судов, когда одно из столкнувшихся су­дов нуждается в помощи. Свое нормативное закрепление здесь нашла и обязанность прибрежных государств по организации поисково-спасательной службы и сотрудничеству с сопредель­ными странами (ст. 98).

В целях предупреждения аварий и гибели людей на море Конвенция 1982 г. требует от государств в каждом случае про­водить расследование квалифицированными экспертами. Рас­следование осуществляется в соответствии с национальным законодательством и с участием представителей заинтересо­ванных стран. В нашей стране организация помощи морским судам возложена на специальное объединение мореплавания и аварийно-спасательных работ морского ведомства РФ.

По общему правилу требования об оказании помощи на море не распространяются на военные корабли и другие госу-


дарственные морские суда. Об этом прямо говорится в ст. 14 Брюссельской конвенции. Однако внутреннее законодатель­ство нашего и ряда других государств приравнивает эти суда к торговым в отношении спасения людей и оказания другой по­мощи на море. Об этом и деталях оказания помощи команди­ром военного корабля говорится в ст. 162, 174 Корабельного устава ВМФ РФ.

В военное время оказание помощи на море регламентируется детально Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава во­оруженных сил на море 1949 г. Она распространяется не только на факты кораблекрушения, но и на вынужденные посадки са­молетов на море или падение их в море. Конвенция обязывает находящиеся в вооруженном конфликте государства:

—подбирать в море всех раненых, больных и потерпевших
кораблекрушение, оказывать им медицинскую и другую по­
мощь независимо от цвета кожи, пола, религии, возраста, про­
исхождения и т. п. (ст. 3);

—после каждого боя подбирать потерпевших кораблекру­
шение и других находящихся в море лиц, ограждать их от ог­
рабления и дурного обращения, обеспечивать им необходимый
уход, подбираются и мертвые тела для последующего погребе­
ния в море по установленным обычаям и правилам;

—воюющие стороны вправе обращаться с призывом к че­
ловеколюбию капитанов нейтральных торговых судов, яхт и
мелких судов подбирать в море и принимать на борт раненых,
больных, умерших, потерпевших кораблекрушение и ухажи­
вать за ними; все такие морские суда будут пользоваться спе­
циальным покровительством, содействием для выполнения их
миссии по оказанию этой помощи и не могут быть захвачены
за совершение такой перевозки (ст. 21);

—особым покровительством международного права поль­
зуются военные госпитальные суда, суда Красного Креста, их
спасательные шлюпки и другие небольшие суда, используемые
Для проведения прибрежных спасательных работ. Разрешает­
ся всякому госпитальному судну, находящемуся в порту, кото­
рый попадает во власть неприятеля, покинуть этот порт бес­
препятственно.

Нормы международного морского права не предусматри­вают какого-либо вознаграждения государствам и участникам оказания помощи на море. Однако спасение имущества и ока­зание помощи бедствующему морскому судну может оплачи­ваться соответствующим образом с согласия его капитана.


Таким образом, уголовная ответственность капитана судца и других подчиненных ему должностных лиц за неоказание помощи на море наступает только при наличии следующих условий:

—в открытом море обнаружены терпящие бедствие люди,
однако никакой помощи для их спасения оказано не было;

—капитан судна получил сигнал бедствия, находился на
расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия и
своевременно оказать помощь, но не поспешил к погибающе­
му судну;

—оказание помощи не подвергало серьезной опасности са­
мого судна, экипажа и пассажиров.

Виновные привлекаются к уголовной ответственности по законодательству государства флага такого морского судна. Проблем юрисдикции государств поданной категории уголов­ных дел не возникает.

Наше государство является участником названных между­народных соглашений и необходимости оказания помощи на море. Наши моряки с риском для жизни оказывали помощь терпяшим бедствие людям на море. Основные нормы транс­формированы в законодательства государства.

Статья 254 Уголовного кодекса Российской Федерации при­знает уголовно наказуемым неоказание помощи капитаном судна людям, гибнущим на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. При этом не име­ет значения, погибло судно и люди или им удалось спастись. Преступлением считается сам факт неоказания помощи, не­смотря на имеющуюся к тому возможность.

Загрязнение моря вредными веществами — закономерный результат интенсивного судоходства, использования морей в качестве места сброса и захоронения промышленных и быто­вых отходов, добычи полезных ископаемых на морском дне и т. д. Наибольшую опасность в этой связи представляет загряз­нение нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными вещества­ми, отходами промышленных и бытовых сточных вод, а также выносами химических удобрений. К примеру, из различных источников загрязнения ежегодно в морские воды поступает около 6 млн. т нефти. Загрязнение моря не знает государст­венных границ и распространяется на огромные территории. Вот почему ни одному государству не под силу решить про­блему загрязнения и требуется принятие специальных мер международного характера.


Вопросами защиты и сохранения морской среды посвящен целый ряд международных соглашений, участником которых является и наша страна. К ним относятся Женевская конвен­ция об открытом море 1958 г., Договор об Антарктике 1959 г., (Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. с Протоколом 1978 г., Конвенция по предот­вращению загрязнения моря сбросами отходов и других мате­риалов 1972 г., ст. 7 которой требует от сторон принятия на сво­ей территории мер для наказания виновных в загрязнении моря, Международная конвенция по предотвращению загряз­нения с судов 1973 г. и др. Действует и целый комплекс регио­нальных соглашений по этому вопросу, в том числе итоговые документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит спе­циальный раздел XII «Защита и сохранение морской среды», где подчеркнуто, что обязательства, принятые государствами ранее по другим международным соглашениям, остаются в силе и настоящей Конвенцией не затрагиваются. Конвенция предписывает всем государствам защищать и сохранять мор­скую среду (ст. 192). На военные корабли и другие специаль­ные государственные морские суда эти запреты не распрост­раняются. Однако и они должны действовать «в Мировом оке­ане таким образом, чтобы, насколько это возможно, они не загрязняли морскую среду» (ст. 236).

Названные международные соглашения по охране морской среды либо вовсе не упоминают уголовно-правовые меры борь­бы с загрязнением моря, либо отводят им вспомогательный характер. Они носят отсылочный, бланкетный характер. По­этому привлечение виновных к уголовной ответственности за названные международные уголовные преступления осуществ­ляется по национальному законодательству. В уголовных за­конах государств предусматривается перечень уголовно нака­зуемых деяний, посягающих на защиту моря от загрязнения. Споров о юрисдикции по таким делам не возникает потому, что должности капитана и других должностных лиц могут за­нимать только граждане страны флага морского судна.

В соответствии со ст. 240 УК РФ загрязнение вод открыто­го моря с береговых, морских, воздушных источников либо незаконное захоронение в морской среде вредных для здоро­вья людей или живых ресурсов моря веществ, отходов и мате­риалов наказывается штрафом, увольнением с должности либо


лишением свободы до 3 лет. Более строгие санкции установ­лены за те же деяния, причинившие существенный вред здо­ровью людей, животному миру, окружающей природной сре­де, зонам отдыха, другим правоохраняемым интересам; а так­же повлекшие смерть человека.

Нарушения правового режима континентального шельфа при­брежного государства стали квалифицироваться как междуна­родные уголовные преступления после принятия в 1958 г. Кон­венции о континентальном шельфе. Международно-правовая охрана шельфа, занимающего свыше 40% площади Мирового океана, обусловлена уникальностью этих районов, именно здесь проявляется наибольшая активность биологических и других природных процессов, характерных для данной среды. Здесь осуществляется взаимодействие суши и моря. Трудно переоце­нить и значение разведанных и добываемых живых, минераль­ных и других природных ресурсов для\рибрежных государств1.

Установив правовой режим континентального шельфа, Конвенция 1958 г. неоднозначно определила его пределы, что давало право прибрежному государству по своему усмотрению переносить внешнюю его границу далеко за пределы геогра­фического шельфа. Неопределенность внешних границ кон­тинентального шельфа потенциально содержала угрозу захва­та развитыми капиталистическими странами обширных пло­щадей морского дна, распространения национальной юрис­дикции на его ресурсы. Такое положение не отвечало в равной мере интересам большинства стран.

Эти пробелы были устранены в Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г., которая в ст. 76 дала исчерпывающее оп­ределение континентального шельфа и его внешних границ, устанавливаемых национатьным законодательством прибреж­ного государства, избрав наиболее приемлемый для него спо­соб, указанный в Конвенции. Унифицированы и нормы, рег­ламентирующие правовой режим шельфа прибрежного госу­дарства, которое наделено комплексом прав и обязанностей. Другие государства, пользующиеся континентальным шель­фом прибрежного государства, также имеют соответствующие права и обязанности, раскрытие которых выходит за пределы настоящей работы.

1 Под природными ресурсами понимаются неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих» видов (организ­мы, которые в надлежащий, с промысловой точки зрения, период своего развития либо прикреплены к морскому дну или под ним, либо могут пере­двигаться только по морскому дну или же в его недрах).


Названные конвенции не регламентируют вопросы уголов­ной ответственности за нарушение правового режима конти­нентального шельфа и юрисдикцию государств по этой кате­гории деяний. В то же время ст. 77 Конвенции 1982 г. устанав­ливает, что «прибрежное государство осуществляет над кон­тинентальным шельфом суверенные права в целях его развед­ки и разработки его природных ресурсов». Следовательно, и вопросы уголовного преследования за совершенные на шель­фе правонарушения осуществляет прибрежное государство. Национальное законодательство не только трансформирует основные нормы конвенций, но и осуществляет охрану свое­го континентального шельфа.

В России в 1995 г. принят Закон о континентальном шель­фе РФ, который детально регулирует правовой режим этих морских пространств. В вопросах уголовной ответственности сделаны отсылки к Уголовному кодексу РФ. В него теперь включена ст. 241 «Нарушение законодательства на континен­тальном шельфе». Преступными здесь признаются незакон­ное возведение сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них зон безопасности, нарушение правил эксплуатации сооружений и средств обеспечения бе­зопасности морского судоходства, а также незаконные иссле­дования, разведка и разработка естественных богатств конти­нентального шельфа РФ.

Нарушение правил морских промыслов как преступление в юридической литературе не получило пока должного иссле­дования. В то же время в международной практике такие на­рушения не являются редкими, а вопросы уголовной юрисдик­ции по данной категории дел не вызывают международных споров. Однако чаще всего нарушители правил морских про­мыслов привлекаются к административной, материальной или гражданско-правовой ответственности. В условиях совершен­ствования международного морского права идет процесс уни­фикации норм и об уголовной ответственности.

Свобода открытого моря, закрепленная в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., включает в себя и свободу рыбо­ловства как для прибрежных, так и для других государств. Од­нако эта свобода должна осуществляться в соответствии с Принципами международного права и при условии ихдоговор-Ных обязательств и соблюдения прав, обязанностей и интере-с°в прибрежных государств. В настоящее время нормы меж­дународного права регламентируют правила морских промыс­лов всех ресурсор открытого моря: рыбы, морских млекопита-


ющих, водных беспозвоночных и растений. Там же предусмо­трены и вопросы международной уголовной ответственности.

К числу универсальных и региональных соглашений отно­сятся Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов от­крытого моря 1958 г., Конвенция о рыболовстве в северной части Атлантического океана 1959 г., Конвенция по сохране­нию живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969г., Меж­дународная конвенция по регулированию китобойного про­мысла 1946 г., Всемирная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Соглашение об охране белых медведей 1976 г., Соглашение об охране балтийского лосося 1962 г., Соглашение о воспроизводстве лосося в Бал­тийском море 1980 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Вольтах 1973 г., Конвен­ция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г. и др. Многие из них содержат нормы об ответственности за нарушения правил промыслов.

Правила морских промыслов, ответственность за их нару­шения, охрану живых ресурсов в территориальных водах, эко­номической зоне и на континентальном шельфе регламенти­руются национальным законодательством. Оно базируется на суверенном праве прибрежного государства на разведку, до­бычу, исследование и разработку живых и других ресурсов моря.

Общие принципы уголовной ответственности за наруше­ния правил морских промыслов изложены в Конвенции ООН по морскому праву. В ст. 73 подчеркивается, что прибрежное государство устанавливает правила разведки, эксплуатации, сохранения живых ресурсов и управление ими в исключитель­ной экономической зоне. Оно вправе установить правила до­смотра судов, инспекцию, арест, судебное разбирательство. После предоставления разумного залога или другого обеспе­чения арестованное за нарушение правил морских промыслов судно или экипаж освобождаются. При этом из числа наказа­ний, налагаемых за данные преступления, исключается тюрем­ное заключение при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном. В случае задержания или ареста ино­странного судна прибрежное государство немедленно уведом­ляет об этом государство флага.

Национальное уголовное законодательство прибрежных государств к числу криминальных нарушений правил морских промыслов чаще всего относит производство промысла без надлежащего на то разрешения, в запретное время, в недозво-


ленных местах, а также недозволенными орудиями, способа­ми и приемами. Уголовная ответственность установлена и за производство незаконного промысла китов, морских котиков, морских бобров и других морских млекопитающих, находя­щихся под международно-правовой охраной.

Например, в 1976 г. в Великобритании принят Закон о рас­ширении рыболовной юрисдикции и о последующих положе­ниях, связанных с регулированием морского рыболовства, ко­торым запрещен допуск иностранных промыслов судов в бри­танскую зону. За нарушение этого правила по обвинительно­му акту решением суда капитан судна подвергается неограни­ченному штрафу. Добытая рыба и орудия лова могут быть кон­фискованы. В ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федера­ции установлена уголовная ответственность за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если эти действия причини­ли крупный ущерб, совершены с применением самоходных плавсредств, взрывчатых и химических веществ, электротока и иных способов массового истребления; совершены в местах нереста или миграционных путях к ним; с использованием служебного положения, в зонах экологического бедствия. В этой статье особо выделена ответственность за незаконное добывание котиков и морских бобров в открытом море или в запретных зонах.

В отличие от других деяний военные преступления имеют существенную особенность — в одних случаях они могут ква­лифицироваться как международные преступления, а в дру­гих — как преступления международного характера. К числу последних из названных выше относятся случайные преступ­ления, совершенные индивидами из корыстных и других лич­ных побуждений (грабеж, убийство, насилие над населением в районе военных действий и т. п. ). Они не связаны с государ­ством и представляют собой «эксцессы исполнителей». Поэто­му их называют индивидуальной преступностью. В качестве «иностранных элементов» здесь выступают иностранцы-по­терпевшие, иностранная собственность, а также конвенци-онность запрещенных действий.

На практике такое разграничение военных преступлений осуществляется не только в зависимости от их связи с госу­дарством, но и по степени их международной и общественной опасности, объекта посягательства, тяжести последствий и Других обстоятельств. В этой связи установлены три вида во-енных преступлений: нарушения и серьезные нарушения Женев-

/                  149


ских конвенций 1949 г., Дополнительных протоколов к ним 1977 г. и других запретительных норм1, а также исключительно серьезные военные преступления, перечисленные в ст. 22 назван­ного проекта кодекса преступлений. Представляется, что к преступлениям международного характера нельзя относить исключительно серьезные военные преступления. Ответствен­ность за их совершение будут нести государство и связанные с ним физические лица. По вопросу нарушений можно отме­тить, что при смягчающих обстоятельствах они могут квали­фицироваться и как дисциплинарные проступки, подлежащие наказанию властью командиров и начальников.

Что касается подсудности военных преступлений между­народного характера, то кроме конвенционных действует обычная норма, согласно которой виновные в совершении этих преступлений несут ответственность не только перед сво­им государством, но и по уголовным законам враждебного го­сударства в случае их пленения.

В ст. 9 Устава Международного трибунала по Югославии юридически закреплен институт параллельной юрисдикции, согласно которому национальные суды вправе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших преступления против международного гуманитарного права, военные пре­ступления. Однако юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе предварительного расследования и су­дебного разбирательства Международный трибунал может официально просить эти суды передать производство по делу указанному Международному трибуналу.

Российское уголовное законодательство традиционно от­носило военные преступления международного характера к во­инским преступлениям против порядка несения военной служ­бы в боевой обстановке и в районе военных действий2. В но­вом УК РФ установлено, что ответственность военнослужащих за воинские преступления в военное время и в боевой обстанов­ке определяется законодательством военного времени (ст. 305).

Отсылка к законам военного времени позволяет предпо­ложить, что в перечень военных преступлений международ-

1 В международном гуманитарном праве принято различать Женевское пра­
во, регулирующее международную защиту жертв войны, и Гаагское право,
устанавливающее запрещенные средства и методы ведения боевых дейст­
вий в случае вооруженного конфликта.

2 См., Воинские преступления. М., ВПА, 1970; Военное право. М., 1984, гл. 15;
Комментарии к Уголовному кодексу РСФСР и др.


ного характера, кроме воинских, могут быть включены и дру­гие деяния, указанные в ст. 49, 50 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; ст. 50, 51 Конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.; ст. 82, 85, 129 и 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.; ст. 146 и 147 Конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., а также ст. 18, 65, 85, 87 Дополнительного протокола I 1977 г. к названным выше конвенциям 1949 г.

В настоящее время борьба с преступлениями международ­ного характера осуществляется на основе нормативных актов, показанных в Таблице.

Вид преступления                     Международно-правовое                   Нормы

регулирование                            УК РФ

~             1                                                        2                                         3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...