Международные пути легализации преступных доходов 4 страница
В первую очередь следует назвать Брюссельскую конвенцию для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасения на море, принятую в 1910г. Статья 11 обязывает капитана морского судна «насколько он может сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море в опасности погибнуть». Как видим, перечисленные требования распространяются не только на мирное, но и на военное время. В случае неоказания помощи капитан подл ежит ответственности (ст. 12). Обязанность капитана оказать помощь после столкновения морских судов другому судну, его экипажу и его пассажирам изложена в ст. 12 Международной конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910г. Капитану также вменяется в обязанность сообщить наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт на пути его следования. В 1978 г. была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, которая подтвердила обязанность капитана и других должностных лиц морского судна оказывать помощь людям, терпящим бедствие на море. Получив со- общение о бедствии, они должны полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие. Если капитан лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств данного случая считает ненужным или излишним следовать на помощь, он обязан сделать в судовом журнале запись о причинах. Конвенция об открытом море 1959 г. налагает на каждое государство обязанность предусмотреть в законодательном порядке, чтобы капитан любого морского судна, плавающего под его флагом, оказывал помощь любому лицу, которому угрожает гибель на море.
В 1979 г. в Гамбурге была принята Международная конвенция по поиску и спасению на море, которая обязала государства организовывать поисковую и спасательную работу и у своих берегов, координировать спасательные операции, создавать в каждой стране Спасательно-координационный центр для поиска и спасения. Сторонам рекомендованв^аключать двусторонние соглашения с сопредельными странами относительно объединения их усилий и координации такой деятельности. Конвенция регламентирует порядок проведения операций на каждой из аварийных стадий. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила необходимость спасения людей на море и обязала капитанов судов после получения сообщения о бедствии следовать на помощь со всей возможной скоростью, когда на такую помощь можно разумно рассчитывать. Конвенция расширила масштабы такой помощи, распространив ее и на случаи аварии или гибели летательных аппаратов, в том числе объектов, вернувшихся после запуска в космическое пространство, а также на случаи столкновения судов, когда одно из столкнувшихся судов нуждается в помощи. Свое нормативное закрепление здесь нашла и обязанность прибрежных государств по организации поисково-спасательной службы и сотрудничеству с сопредельными странами (ст. 98). В целях предупреждения аварий и гибели людей на море Конвенция 1982 г. требует от государств в каждом случае проводить расследование квалифицированными экспертами. Расследование осуществляется в соответствии с национальным законодательством и с участием представителей заинтересованных стран. В нашей стране организация помощи морским судам возложена на специальное объединение мореплавания и аварийно-спасательных работ морского ведомства РФ. По общему правилу требования об оказании помощи на море не распространяются на военные корабли и другие госу-
дарственные морские суда. Об этом прямо говорится в ст. 14 Брюссельской конвенции. Однако внутреннее законодательство нашего и ряда других государств приравнивает эти суда к торговым в отношении спасения людей и оказания другой помощи на море. Об этом и деталях оказания помощи командиром военного корабля говорится в ст. 162, 174 Корабельного устава ВМФ РФ. В военное время оказание помощи на море регламентируется детально Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. Она распространяется не только на факты кораблекрушения, но и на вынужденные посадки самолетов на море или падение их в море. Конвенция обязывает находящиеся в вооруженном конфликте государства: —подбирать в море всех раненых, больных и потерпевших —после каждого боя подбирать потерпевших кораблекру —воюющие стороны вправе обращаться с призывом к че —особым покровительством международного права поль Нормы международного морского права не предусматривают какого-либо вознаграждения государствам и участникам оказания помощи на море. Однако спасение имущества и оказание помощи бедствующему морскому судну может оплачиваться соответствующим образом с согласия его капитана.
Таким образом, уголовная ответственность капитана судца и других подчиненных ему должностных лиц за неоказание помощи на море наступает только при наличии следующих условий: —в открытом море обнаружены терпящие бедствие люди, —капитан судна получил сигнал бедствия, находился на —оказание помощи не подвергало серьезной опасности са Виновные привлекаются к уголовной ответственности по законодательству государства флага такого морского судна. Проблем юрисдикции государств поданной категории уголовных дел не возникает. Наше государство является участником названных международных соглашений и необходимости оказания помощи на море. Наши моряки с риском для жизни оказывали помощь терпяшим бедствие людям на море. Основные нормы трансформированы в законодательства государства. Статья 254 Уголовного кодекса Российской Федерации признает уголовно наказуемым неоказание помощи капитаном судна людям, гибнущим на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. При этом не имеет значения, погибло судно и люди или им удалось спастись. Преступлением считается сам факт неоказания помощи, несмотря на имеющуюся к тому возможность. Загрязнение моря вредными веществами — закономерный результат интенсивного судоходства, использования морей в качестве места сброса и захоронения промышленных и бытовых отходов, добычи полезных ископаемых на морском дне и т. д. Наибольшую опасность в этой связи представляет загрязнение нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными веществами, отходами промышленных и бытовых сточных вод, а также выносами химических удобрений. К примеру, из различных источников загрязнения ежегодно в морские воды поступает около 6 млн. т нефти. Загрязнение моря не знает государственных границ и распространяется на огромные территории. Вот почему ни одному государству не под силу решить проблему загрязнения и требуется принятие специальных мер международного характера.
Вопросами защиты и сохранения морской среды посвящен целый ряд международных соглашений, участником которых является и наша страна. К ним относятся Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Договор об Антарктике 1959 г., (Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. с Протоколом 1978 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., ст. 7 которой требует от сторон принятия на своей территории мер для наказания виновных в загрязнении моря, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и др. Действует и целый комплекс региональных соглашений по этому вопросу, в том числе итоговые документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит специальный раздел XII «Защита и сохранение морской среды», где подчеркнуто, что обязательства, принятые государствами ранее по другим международным соглашениям, остаются в силе и настоящей Конвенцией не затрагиваются. Конвенция предписывает всем государствам защищать и сохранять морскую среду (ст. 192). На военные корабли и другие специальные государственные морские суда эти запреты не распространяются. Однако и они должны действовать «в Мировом океане таким образом, чтобы, насколько это возможно, они не загрязняли морскую среду» (ст. 236). Названные международные соглашения по охране морской среды либо вовсе не упоминают уголовно-правовые меры борьбы с загрязнением моря, либо отводят им вспомогательный характер. Они носят отсылочный, бланкетный характер. Поэтому привлечение виновных к уголовной ответственности за названные международные уголовные преступления осуществляется по национальному законодательству. В уголовных законах государств предусматривается перечень уголовно наказуемых деяний, посягающих на защиту моря от загрязнения. Споров о юрисдикции по таким делам не возникает потому, что должности капитана и других должностных лиц могут занимать только граждане страны флага морского судна. В соответствии со ст. 240 УК РФ загрязнение вод открытого моря с береговых, морских, воздушных источников либо незаконное захоронение в морской среде вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря веществ, отходов и материалов наказывается штрафом, увольнением с должности либо
лишением свободы до 3 лет. Более строгие санкции установлены за те же деяния, причинившие существенный вред здоровью людей, животному миру, окружающей природной среде, зонам отдыха, другим правоохраняемым интересам; а также повлекшие смерть человека. Нарушения правового режима континентального шельфа прибрежного государства стали квалифицироваться как международные уголовные преступления после принятия в 1958 г. Конвенции о континентальном шельфе. Международно-правовая охрана шельфа, занимающего свыше 40% площади Мирового океана, обусловлена уникальностью этих районов, именно здесь проявляется наибольшая активность биологических и других природных процессов, характерных для данной среды. Здесь осуществляется взаимодействие суши и моря. Трудно переоценить и значение разведанных и добываемых живых, минеральных и других природных ресурсов для\рибрежных государств1. Установив правовой режим континентального шельфа, Конвенция 1958 г. неоднозначно определила его пределы, что давало право прибрежному государству по своему усмотрению переносить внешнюю его границу далеко за пределы географического шельфа. Неопределенность внешних границ континентального шельфа потенциально содержала угрозу захвата развитыми капиталистическими странами обширных площадей морского дна, распространения национальной юрисдикции на его ресурсы. Такое положение не отвечало в равной мере интересам большинства стран. Эти пробелы были устранены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая в ст. 76 дала исчерпывающее определение континентального шельфа и его внешних границ, устанавливаемых национатьным законодательством прибрежного государства, избрав наиболее приемлемый для него способ, указанный в Конвенции. Унифицированы и нормы, регламентирующие правовой режим шельфа прибрежного государства, которое наделено комплексом прав и обязанностей. Другие государства, пользующиеся континентальным шельфом прибрежного государства, также имеют соответствующие права и обязанности, раскрытие которых выходит за пределы настоящей работы. 1 Под природными ресурсами понимаются неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих» видов (организмы, которые в надлежащий, с промысловой точки зрения, период своего развития либо прикреплены к морскому дну или под ним, либо могут передвигаться только по морскому дну или же в его недрах). Названные конвенции не регламентируют вопросы уголовной ответственности за нарушение правового режима континентального шельфа и юрисдикцию государств по этой категории деяний. В то же время ст. 77 Конвенции 1982 г. устанавливает, что «прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов». Следовательно, и вопросы уголовного преследования за совершенные на шельфе правонарушения осуществляет прибрежное государство. Национальное законодательство не только трансформирует основные нормы конвенций, но и осуществляет охрану своего континентального шельфа. В России в 1995 г. принят Закон о континентальном шельфе РФ, который детально регулирует правовой режим этих морских пространств. В вопросах уголовной ответственности сделаны отсылки к Уголовному кодексу РФ. В него теперь включена ст. 241 «Нарушение законодательства на континентальном шельфе». Преступными здесь признаются незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них зон безопасности, нарушение правил эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, а также незаконные исследования, разведка и разработка естественных богатств континентального шельфа РФ. Нарушение правил морских промыслов как преступление в юридической литературе не получило пока должного исследования. В то же время в международной практике такие нарушения не являются редкими, а вопросы уголовной юрисдикции по данной категории дел не вызывают международных споров. Однако чаще всего нарушители правил морских промыслов привлекаются к административной, материальной или гражданско-правовой ответственности. В условиях совершенствования международного морского права идет процесс унификации норм и об уголовной ответственности. Свобода открытого моря, закрепленная в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., включает в себя и свободу рыболовства как для прибрежных, так и для других государств. Однако эта свобода должна осуществляться в соответствии с Принципами международного права и при условии ихдоговор-Ных обязательств и соблюдения прав, обязанностей и интере-с°в прибрежных государств. В настоящее время нормы международного права регламентируют правила морских промыслов всех ресурсор открытого моря: рыбы, морских млекопита- ющих, водных беспозвоночных и растений. Там же предусмотрены и вопросы международной уголовной ответственности. К числу универсальных и региональных соглашений относятся Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., Конвенция о рыболовстве в северной части Атлантического океана 1959 г., Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969г., Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Всемирная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Соглашение об охране белых медведей 1976 г., Соглашение об охране балтийского лосося 1962 г., Соглашение о воспроизводстве лосося в Балтийском море 1980 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Вольтах 1973 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г. и др. Многие из них содержат нормы об ответственности за нарушения правил промыслов. Правила морских промыслов, ответственность за их нарушения, охрану живых ресурсов в территориальных водах, экономической зоне и на континентальном шельфе регламентируются национальным законодательством. Оно базируется на суверенном праве прибрежного государства на разведку, добычу, исследование и разработку живых и других ресурсов моря. Общие принципы уголовной ответственности за нарушения правил морских промыслов изложены в Конвенции ООН по морскому праву. В ст. 73 подчеркивается, что прибрежное государство устанавливает правила разведки, эксплуатации, сохранения живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне. Оно вправе установить правила досмотра судов, инспекцию, арест, судебное разбирательство. После предоставления разумного залога или другого обеспечения арестованное за нарушение правил морских промыслов судно или экипаж освобождаются. При этом из числа наказаний, налагаемых за данные преступления, исключается тюремное заключение при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном. В случае задержания или ареста иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет об этом государство флага. Национальное уголовное законодательство прибрежных государств к числу криминальных нарушений правил морских промыслов чаще всего относит производство промысла без надлежащего на то разрешения, в запретное время, в недозво- ленных местах, а также недозволенными орудиями, способами и приемами. Уголовная ответственность установлена и за производство незаконного промысла китов, морских котиков, морских бобров и других морских млекопитающих, находящихся под международно-правовой охраной. Например, в 1976 г. в Великобритании принят Закон о расширении рыболовной юрисдикции и о последующих положениях, связанных с регулированием морского рыболовства, которым запрещен допуск иностранных промыслов судов в британскую зону. За нарушение этого правила по обвинительному акту решением суда капитан судна подвергается неограниченному штрафу. Добытая рыба и орудия лова могут быть конфискованы. В ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если эти действия причинили крупный ущерб, совершены с применением самоходных плавсредств, взрывчатых и химических веществ, электротока и иных способов массового истребления; совершены в местах нереста или миграционных путях к ним; с использованием служебного положения, в зонах экологического бедствия. В этой статье особо выделена ответственность за незаконное добывание котиков и морских бобров в открытом море или в запретных зонах. В отличие от других деяний военные преступления имеют существенную особенность — в одних случаях они могут квалифицироваться как международные преступления, а в других — как преступления международного характера. К числу последних из названных выше относятся случайные преступления, совершенные индивидами из корыстных и других личных побуждений (грабеж, убийство, насилие над населением в районе военных действий и т. п. ). Они не связаны с государством и представляют собой «эксцессы исполнителей». Поэтому их называют индивидуальной преступностью. В качестве «иностранных элементов» здесь выступают иностранцы-потерпевшие, иностранная собственность, а также конвенци-онность запрещенных действий. На практике такое разграничение военных преступлений осуществляется не только в зависимости от их связи с государством, но и по степени их международной и общественной опасности, объекта посягательства, тяжести последствий и Других обстоятельств. В этой связи установлены три вида во-енных преступлений: нарушения и серьезные нарушения Женев- / 149 ских конвенций 1949 г., Дополнительных протоколов к ним 1977 г. и других запретительных норм1, а также исключительно серьезные военные преступления, перечисленные в ст. 22 названного проекта кодекса преступлений. Представляется, что к преступлениям международного характера нельзя относить исключительно серьезные военные преступления. Ответственность за их совершение будут нести государство и связанные с ним физические лица. По вопросу нарушений можно отметить, что при смягчающих обстоятельствах они могут квалифицироваться и как дисциплинарные проступки, подлежащие наказанию властью командиров и начальников. Что касается подсудности военных преступлений международного характера, то кроме конвенционных действует обычная норма, согласно которой виновные в совершении этих преступлений несут ответственность не только перед своим государством, но и по уголовным законам враждебного государства в случае их пленения. В ст. 9 Устава Международного трибунала по Югославии юридически закреплен институт параллельной юрисдикции, согласно которому национальные суды вправе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших преступления против международного гуманитарного права, военные преступления. Однако юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе предварительного расследования и судебного разбирательства Международный трибунал может официально просить эти суды передать производство по делу указанному Международному трибуналу. Российское уголовное законодательство традиционно относило военные преступления международного характера к воинским преступлениям против порядка несения военной службы в боевой обстановке и в районе военных действий2. В новом УК РФ установлено, что ответственность военнослужащих за воинские преступления в военное время и в боевой обстановке определяется законодательством военного времени (ст. 305). Отсылка к законам военного времени позволяет предположить, что в перечень военных преступлений международ- 1 В международном гуманитарном праве принято различать Женевское пра 2 См., Воинские преступления. М., ВПА, 1970; Военное право. М., 1984, гл. 15; ного характера, кроме воинских, могут быть включены и другие деяния, указанные в ст. 49, 50 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; ст. 50, 51 Конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.; ст. 82, 85, 129 и 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.; ст. 146 и 147 Конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., а также ст. 18, 65, 85, 87 Дополнительного протокола I 1977 г. к названным выше конвенциям 1949 г. В настоящее время борьба с преступлениями международного характера осуществляется на основе нормативных актов, показанных в Таблице. Вид преступления Международно-правовое Нормы регулирование УК РФ ~ 1 2 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|