Международные пути легализации преступных доходов 3 страница
расовому, религиозному или культурному признакам, осуществляемым на систематической основе или в массовом масштабе, а также депортация или принудительное перемещение населения. Перечень деяний является исчерпывающим. Общим для всех перечисленных деяний признаком является серьезное нарушение основных прав и свобод человека. Однако преступлением они будут считаться в двух случаях: 1. Должны носить систематический характер, т. е. отличать 2. По масштабам осуществления, количеству потерпевших Комментариев требует такое нарушение прав человека, как установление или поддержание в отношении лиц положения рабства, подневольного состояния или принудительного труда. Определения этих преступлений даны в Конвенции против рабства 1926 г., Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. Здесь же дано определение долговой кабалы. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 8) запрещает и уточняет определения рабства, подневольного состояния и принудительного труда. Конвенции Международной организации труда № 29 и 105 запрещают и упраздняют принудительный труд. Следует также подчеркнуть, что преступлением считается не только доведение людей до рабского или подневольного существования или принудительного труда, но и удержание их в таком состоянии в момент вступления настоящего Кодекса в силу.
Преследования по социальному, политическому, расовому, Религиозному или культурному признакам могут быть совершены должностными лицами или организованными группами лиц. С объективной стороны преследование может осуществляться в таких формах, как запрещение отправления рели-гиозных культов, длительное и систематическое содержание под стражей отдельных лиц, представляющих определенную политическую, религиозную или культурную группу; запрещение использования родного языка, систематическое уничто-^ение памятников или зданий, представляющих определен- 5 В'П. Панов 1 29 ную социальную, религиозную либо культурную ценностьдля какой-либо группы населения. Депортация или принудительное перемещение населения отнесены к особым деяниям. Они предполагают в неотъемлемом порядке элемент массовости, затрагивают большие группы населения и могут быть совершены не только в период вооруженного конфликта, но и в мирное время. При этом следует различать депортацию и принудительное перемещение населения. Это не однозначные понятия. Депортация подразумевает высылку с национальной территории с запрещением проживать в данной стране. Принудительное перемещение населения может происходить полностью внутри границ одного и того же государства. Целью такого перемещения может быть изменение демографического состава какой-либо территории по политическим, расовым, религиозным и другим причинам, а также переселение народа с мест его исконного проживания в порядке репрессалий за измену или другую преступную деятельность его отдельных представителей. В данном аспекте рассматриваемые преступления имеют некоторые признаки геноцида.
Насильственные исчезновения — новое в международном уголовном праве преступление международного характера. Его появление связано с тем, что в странах с нестабильной политической обстановкой, высоким уровнем преступности, введенным чрезвычайным положением, или участвующих в вооруженном конфликте отмечается большое количество пропавших без вести людей. Таковыми считаются лица в случаях, если в течение установленного гражданским законодательством срока в месте их постоянного жительства нет сведений о месте их пребывания. К числу насильственно исчезнувших относятся не только погибшие, но и тайно плененные комба-танты, угнанные на принудительные работы, в рабство и т. п. Впервые рассматриваемые деяния признаны преступлением в Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1992 г. В Венской декларации и программе действий Всемирной конференции по правам человека 1993 г. содержится призыв к государствам принять необходимые законодательные, судебные и иные меры с целью пресечения и наказания виновных в насильственных исчезновениях людей. Всемирная конференция по правам человека подтвердила обязанность всех государств в любых обстоятельствах проводить расследования в случаях, когда имеются основания полагать, что натер- ритории, находящейся под их юрисдикцией, имели место насильственные исчезновения и — если утверждения соответст-вуют действительности — подвергать судебному преследованию лиц, виновных в их совершении1. Характерно, что названные международно-правовые документы не формулируют диспозицию и основные признаки насильственных исчезновений как преступления международного характера. Они лишь предписывают государствам принять соответствующие уголовные законы, сформулировав в них преступность и наказуемость этих деяний. В новом Уголовном кодексе России такое преступление не значится. Пиратство (морской разбой) — один из древних видов преступлений, посягающих на интересы государств, использующих морское пространство. Оно наносит большой материальный ущерб мореплавателям всех стран. Не случайно пиратов называли «врагами рода человеческого». В древние времена их наказывали только смертной казнью — либо топили, либо вешали на рее корабля без суда и следствия. Лишь в XIX веке их доставляли в крупные порты и передавали в руки правосудия.
Долгие годы пиратство считалось международным уголовным преступлением по обычному праву, поэтому в разных странах оно трактовалось по-разному. Пиратами объявляли личный состав кораблей, которые примкнули к восставшему населению. Так было, например в 1961 г., когда Португалия объявила в пиратстве патриотов, захвативших корабль «Санта-Мария». Однако до настоящего времени в международном праве нет единого специального договора о борьбе с пиратством и все вопросы регламентируются в комплексе с другими проблемами использования открытого моря. Действующие правила борьбы с пиратством изложены в статьях 14—22 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и ст. ЮО—107 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Под пиратством здесь понимается неправомерный акт насилия, задержание или грабеж в открытом море или в месте, находящемся вне юрисдикции государства, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный против другого судна и летательного аппарата, против лиц и имущества, находящихся на борту. Аналогично оценивается подстрекательство и 1 См., Российский ежегодник международного права. 1993—94. СПб, 1995. -С. 368. соучастие в пиратстве. Однако данное определение охватывает далеко не все незаконные акты насилия, практически совершаемые в настоящее время в открытом море. Число таких актов растет. По данным Международной морской организации (ИМО), только с 1983 по май 1992 г. зарегистрировано 216 случаев пиратства в виде вооруженных ограблений судов1. Вопросы противоправности иных деяний были отрегулированы разработанными в рамках ИМО и принятыми в 1988 г. в Риме Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протоколом о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Действие Римской конвенции не распространяется только на военные, полицейские и таможенные корабли. Государства-участники взяли обязательство установить уголовные наказания за следующие деяния:
—акт насилия против лица на борту судна, если этот акт —захват судна и осуществление контроля над ним силой или —разрушение судна, нанесение ему или его грузу повреж —помещение или совершение действий в целях помещения —разрушение морского навигационного оборудования или —сообщение заведомо ложных сведений, создавая тем са —нанесение ранения любому другому лицу или убийство —покушение на совершение таких деяний, подстрекатель 1 Аргументы и факты. — 1992. — № 28 (613). Названные деяния по своей юридической природе условно можно назвать способами совершения морского разбоя или пиратства, которому свойственны следующие признаки, отличающие его от сходных деяний: 1. Пиратство может быть совершено только в открытом 2. Пиратство направлено против другого судна, летатель 3. Пиратским может быть признано только частновладель
4. Пиратство должно сопровождаться насилием, угрозой 5. Пиратскими могут быть только действия, совершенные Протокол, принятый участниками Римской конвенции 1988 г., носит факультативный характер. В нем объектом морского разбоя квалифицируются насильственный или путем запугивания захват стационарной платформы на континентальном шельфе или осуществление контроля над ней; совершение акта насилия против лица на стационарной платформе, разрушение платформы или нанесение ей повреждения, если такие действия могут угрожать ее безопасности; помещение на платформу устройства или вещества, мо- ' Каперами назывались частновладельческие морские суда, которые получали от военно-морского ведомства воюющего государства специальный патент, разрешавший экипажу судна в период войны нападать на любые суда противника и нейтральных стран, перевозящих контрабанду, захватывать груз и судно, топить их и т. п. Оно было запрещено в 1856 г. Декларацией о морской войне. гущих разрушить платформу или создать угрозу ее безопаи ности (ст. 2). Конвенции разрешают задержание пиратского судна любому государству. При этом установлено, что только военные корабли, летательные аппараты или другие государственные суда, на то уполномоченные, вправе преследовать, останавливать и задерживать такие суда, арестовывать виновных лиц и имущество. В конвенциях обеспечивается принцип неотвратимости наказания путем установления универсальной юрисдикции. Государство, производящее захват пиратского судна, осуществляет в отношении виновных уголовное преследование и наказание преступников. При наличии соответствующих обращений оно вправе выдать преступников, передать заинтересованному государству доказательства их вины, судно, имущество и оказать другую правовую помощь. Римская конвенция 1988 г. в качестве уголовного наказания за перечисленные деяния с учетом их тяжести называет заключение под стражу. Если захват судна по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, то государству флага захваченного судна должен быть возмещен материальный и другой ущерб, причиненный этим захватом (ст. 105, 106, 110 Конвенции 1982 г. ). Национальное законодательство некоторых стран предусматривает выплату денежного вознаграждения лицам, захватившим пиратское судно. Так, Закон о пиратстве, принятый в 1890 г. в Великобритании, предусматривает выплату такого вознаграждения в размере 12, 5% стоимости захваченного имущества и самого судна. Определенную сложность для государства, захватившего пиратское судно, представляет разрешение вопросов, связанных с определением судьбы судна и имущества. В настоящее время эти вопросы нормами международного права не регламентируются. Однако арбитражно-судебная практика разных стран придерживается следующих правил: —собственник судна или имущества может предъявить свои —истец вправе предъявить свои материальные и другие —стоимость возвращаемого владельцам имущества опре — судебные издержки оплачивает собственник. удается установить его владельца. В таких случаях оно вместе с бесхозяйным имуществом конфискуется в пользу этого го Советский Союз ратифицировал названные конвенции, российская Федерация имеет выход к трем океанам и 14 морям, ее береговая линия превышает 100 тыс. км. Корабли с ее флагом всегда находятся в открытом море. Однако Российский уголовный кодекс не содержал нормы об уголовной ответственности за морской разбой и другие пиратские действия. Новый УК РФ в ст. 215 определяет пиратство как нападение на морское или речное судно с целью завладения имуществом, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья находящихся на судне людей, или угрозы применения такого насилия. В качестве квалифицирующих признаков указаны организованная группа, повторность, применение оружия, а также совершение пиратства преступным сообществом. Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода США предлагали квалифицировать как акты пиратства. Однако Институт международного права не согласился с таким предложением. В 1884 г. 28 государств, в числе которых была и Россия, заключили в Париже Международную конвенцию по охране подводных телеграфных кабелей, которая установила уголовную ответственность за их повреждение только в мирное время (в военное время такие повреждения могли повлечь только материальную ответственность). При этом преступным признавался разрыв или повреждение подводного кабеля, произведенные умышленно или по преступной оплошности, могущие иметь последствием перерыв или приостановку телеграфных сообщений; подлежат наказанию, независимо от гражданского иска о возмещении издержек и убытков (ст. 2). В Конвенции отмечается, что не является преступлением разрыв или повреждение кабеля, виновники которых преследовали единственно законные цели по сохранению своей жизни и безопасности своих судов. К тому же он и предварительно приняли все необходимые меры предосторожности для избежания таких повреждений. Анализ данного определения и других норм Конвенции 1884 г. позволяет выделить следующие особенности этого международного уголовного преступления: — Под охрану поставлен только телеграфный кабель, проло — Уголовная ответственность наступает только в том слу родного правопорядка характер своего действия или бездействия, предвидело возможность разрыва или повреждения кабеля, желало этого или сознательно допускало наступление этих последствий) или по преступной оплошности. Последний термин не принят в уголовном праве, поэтому можно считать, что он подразумевает неосторожность в форме преступной небрежности (лицо предвидело возможность разрыва или повреждения кабеля, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение) либо в форме преступной самонадеянности (лицо не предвидело возможности разрыва или повреждения кабеля, хотя должно было и могло их предвидеть). — Ответственность наступает лишь в случае нарушения и — Уголовное преследование виновных осуществляет госу — Военный корабль или другое государственное судно Дальнейшее развитие законодательство об ответственности за эти преступления получило в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Объектом преступного посягательства в них являются не только телеграфные кабели, но и трубопровод и высоко- рольтный кабель, прокладка которых разрешена в открытом море за пределами континентального шельфа любому государству. Уточнено и понятие рассматриваемого преступления. Им может быть «разрыв или повреждение подводного кабеля в открытом море каким-либо судном... либо лицом..., совершенные намеренно или в силу преступной небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь, а равно разрыв или повреждение при таких же обстоятельствах подводного трубопровода или высоковольтного кабеля. Это положение также относится к действиям, которые рассчитаны на то, чтобы привести к таким разрывам или повреждениям, или могут привести к ним (ст. 113 Конвенции 1982 г. ). Следовательно, преступными являются приготовление и покушение на данное преступление. Конвенция 1884 г. остается в силе для подписавших ее государств. Названные Конвенции 1958 и 1982 гг. регламентируют и вопросы возмещения ущерба. При этом на государства возложены обязанности принимать законы и правила, предусматривающие, что если находящиеся под его юрисдикцией владельцы кабеля или трубопровода в открытом море причинят при прокладке или ремонте этих сооружений разрыв или повреждение соседнему кабелю или трубопроводу, они будут нести расходы по ремонту (ст. 114 Конвенции 1982 г. ). В таких законах и правилах также должны быть предусмотрены нормы о возмещении материального ущерба владельцам судов, которые докажут, что пожертвовали якорем, сетью или другой рыболовной снастью во избежание повреждения кабеля или трубопровода, приняв при этом все разумные меры предосторожности. В Российском уголовном законодательстве вопрос об ответственности за подобные преступления решается в ряде статьей Уголовного кодекса. К примеру, ст. 303 устанавливает ответственность за неосторожное повреждение телеграфного кабеля, если оно вызвало или могло вызвать перерыв телеграфного сообщения. В ней нет упоминания о повреждении трубопроводов, высоковольтных и других кабелей, что является существенным пробелом Особенной части Уголовного кодекса. Если повреждение государственного или общественного имущества, каковыми могут быть трубопроводы и кабели, проложенные по дну моря, повлекли человеческие жертвы или иные тяжкие последствия, то такие деяния дополнительно квалифицируются по ст. 168 УК. Уголовная ответственного за умышленное повреждение или уничтожение любого кабеля или трубопровода наступает по ст. 167 Кодекса. При этом отягчающими ответственность обстоятельствами являются повреждения или разрывы данных сооружений общеопасным способом (применение взрывчатых веществ, снарядов, пуль и пр. ), человеческие жертвы, крупный материальный ущерб и другие тяжкие последствия. Ответственность наступает как при прямом, так и при косвенном умысле. Возможна квалификация рассматриваемых деяний и по ст. 276 этого кодекса, если должностное лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности по охране трубопровода или кабеля либо по организации их ремонта, эксплуатации таких сооружений, а также при нарушении правил кораблевождения. Для капитана, штурмана или другого должностного лица военного корабля ответственность дополнительно может наступить и по ст. 330 за нарушение правил кораблевождения, повлекшее тяжкие последствия. Ответственность может быть исключена только в том случае, если проводка корабля осуществлялась лоцманом при условии, что разрыв или повреждение кабеля или трубопровода произошли из-за местных условий, которые могли быть известны только лоцману. Столкновения морских судов совершаются в основном вследствие нарушения установленных правил мореплавания. Такие правила длительное время принимались государствами. Однако развитие морского судоходства потребовало их унификации в целях предупреждения столкновения судов. В настоящее время действуют Международные правила 1972 г. для предупреждения столкновения судов в море, которые содержат технические нормы на сигнализацию, расхождение судов и порядок обеспечения безопасности плавания морских судов. Кроме этого, действуют национальные уставы, правила и различные инструкции в области морского мореплавания. Международно-правовая ответственность за столкновение морских судов впервые была установлена в 1910г. Брюссельской конвенцией для объединения некоторых правил относительно столкновения судов. Ее участником была и Россия. В этой Международной конвенции отражен комплексный характер этого преступления. Его субъектом могут быть лишь капитан судна, штурман, дежурный помощник, командир, вахтенный офицер военного корабля или другое должностное лицо. С другой стороны, это преступные нарушения техники безопасности, правил эксплуатации и кораблевождения. При этом ответственность наступает в случае виновного действия или бездействия указанных лиц. Если столкновение судов произошло вследствие урагана, цунами, морского землетрясения и другой непреодолимой силы, то ответственность лиц исключается. В Конвенции не решен вопрос о подсудности дел о столкновении морских судов. Это привело к тому, что суды некоторых государств стали рассматривать дела о столкновении иностранных морских судов. В разрешение споров о подсудности вынуждено было вступить международное правосудие. Известным прецедентом стало дело «Лотоса». Суть дела заключалась в том, что французский пароход «Лотос» и турецкое судно «Боз-Курт» столкнулись в открытом море, в результате чего погибло 8 турецких граждан и затонул их пароход. По прибытии «Лотоса» в Константинополь турецкие власти возбудили уголовное дело против своего капитана и французского вахтенного офицера. Суд приговорил их к тюремному заключению. Французские власти не согласились с таким решением, считая, что Турция не имела права преследовать в уголовном порядке французского гражданина за деяния, совершенные в открытом море и на борту иностранного судна. Этот спор рассматривала Постоянная палата международного суда и вынесла решение о том, что Турция не нарушила принципов международного права потому, что нарушение установленных правил кораблевождения на борту «Лотоса» вызвали тяжкие последствия на борту «Боз-Курт», являющегося турецкой территорией. Поэтому Турция приобрела право уголовной юрисдикции в отношении иностранного гражданина. Аналогичные споры были не единичны. В 1952 г. была принята Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к уголовной компетенции в вопросе столкновения судов и других случаев, связанных с навигацией. Право уголовного преследования получило государство, под флагом которого находилось судно в момент столкновения. Однако такое правило не получило всеобщего признания и широкого распространения, так как круг участников данной Конвенции был слишком узок. Окончательное разрешение вопрос о подсудности дел данной категории получил в Конвенции 1958 г. об открытом море и Конвенции ООН по морскому праву. В частности, установлено, что капитан судна или другое лицо, состоящие на службе на таком судне, по вине которых произошло столкновение или навигационный инцидент, привлекаются к уголовной ответственности по законам государства флага судна либо государства гражданства данного лица. «Ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага» (ст. 97 Конвенции 1982 г. ). Однако эти обстоятельства не исключают международную ответственность государства (судовладельца) за материальный ущерб, причиненный судном, плавающим под его флагом. Изъятие у должностных лиц корабля документов на право кораблевождения (диплома судоводителя, разрешение или свидетельство о квалификации) могут произвести после должной процедуры расследования и разбирательства только представители государства флага судна. Следовательно, в настоящее время при столкновении судов любое государство не может претендовать на свое право преследовать виновных в уголовном порядке. В первую очередь такое право предоставлено государству флага судна, по вине экипажа которого произошло столкновение. В качестве конкурента может выступать государство, гражданином которого является виновное в столкновении судов лицо. По мнению специалистов в области международного морского права, такие случаи могут возникать, если виновный избежал уголовной ответственности, или государство, гражданином которого является виновный, лишит своего гражданина диплома судоводителя или квалификационного свидетельства. Таким же путем идет и судебная практика по рассматриваемой категории уголовных дел. В соответствии с названными конвенциями в Уголовном кодексе Российской Федерации установлена ответственность за нарушение работником водного транспорта правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее несчастные случаи с людьми, аварию или другие тяжкие последствия (ст. 248). Вина капитана судна, как правило, может быть только в форме неосторожности. Прямой умысел влечет квалификацию по другим статьям кодекса. Должностные лица военного корабля несут ответственность по ст. 330 этого же кодекса, т. е. за нарушения правил кораблевождения1. Уголовно наказуемыми признаются только такие нарушения правил кораблевождения, которые повлекли за собой гибель либо серьезные повреждения корабля, человеческие жертвы или другие тяжкие последствия. На практике гибель и повреждения корабля являются следствием столкновения морских судов. 1 Правила кораблевождения военных судов регламентируются различными актами, главным образом Корабельным уставом Военно-Морского Флота. В то же время Корабельный устав ВМФ, например, требует От командира корабля, чтобы он управлял кораблем смело, энергично, решительно, без боязни ответственности за рискованный маневр, диктуемые обстановкой (ст. 148). Это означает, что в конкретной ситуации тяжкие последствия вследствие столкновения судов могут наступить не в силу нарушений правил кораблевождения, допущенных по неосторожности, а в результате сознательных действий в сложной обстановке, направленных на выполнение приказа или иного задания, в условиях служебного риска. Речь может идти в таких случаях о действиях в состоянии крайней необходимости, исключающей уголовную ответственность. Неоказание помощи на море в юридической литературе рассматривается как последствие столкновения морских судов и нередко объединяется одним названием — «столкновение судов и неоказание помощи на море». Однако люди за бортом судна оказываются и вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий, столкновений с айсбергом, рифом и т. п. Ответственность за неоказание помощи на море и признание этих деяний международными уголовными преступлениями особо регламентируются международным правом и нормами национального законодательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|