Международные пути легализации преступных доходов 2 страница
2. Обращение в домашнее рабство женщин. Дополнительная а) женщину ее родители, опекун, члены семьи или другое б) муж женщины, его семья или его клан имеют право пе в) женщина по смерти мужа передается по наследству дру Для домашнего рабства характерны наличие у лиц права распоряжения судьбой женщины, возможность ее купли-продажи или наследования. С другой стороны, женщина не имеет права отказаться от нежелательных для нее перемен. Государства обязались отменить такие законы и обычаи, привлекать виновных к ответственности, установить минимальный брачный возраст, поощрять регистрацию браков, получение согласия на вступление в брак и др. 3. Долговая кабала — форма экономического рабства, т. е. отработки долга на каменоломне, то это будет вполне закон-но. Такая формулировка правонарушения не способствует его искоренению.
4. Крепостное состояние, «при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние» (ст. 1). Анализ данного определения позволяет сделать выводы о том, что крепостная кабала относится только к крестьянству. При этом лицо не может отказаться от работы на закрепленном за ним участке земли, а факт получения вознаграждения не влияет на квалификацию преступления. Крепостное состояние не может быть оправдано национальным законодательством. Поэтому государства-участники обязались отменить крепостное состояние и установить. за него уголовную ответственность. В противном случае требование Конвенции невыполнимо. Международно-правовые запреты закреплены также в Конвенциях Международной организации труда № 29 и 105 относительно запрещения принудительного и обязательного труда, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., где вновь подчеркнуто, что никто не должен содержаться в рабстве, что рабство и работорговля запрещаются во всех видах. Запрещено подневольное состояние, принудительный и обязательный труд (ст. 8). Если Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде запрещает даже каторжные работы по приговору суда, то Пакт такого запрета не содержит. Международным уголовным преступлением является и перевозка рабов на судах. Статья 99 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства принимать эффективные меры борьбы с этими преступлениями. При этом «раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно не плавало, фактически свободен». Если есть основания подозревать, что судно занимается работорговлей, то оно в установленном порядке может быть остановлено и подвергнуто Досмотру (ст. ПО).
В борьбе за искоренение рабства и сходных с ним обычаев и институтов важное место занимает ООН. Она разрабатывает и принимает конвенции по этим вопросам. В 1974 г. была создана рабочая группа по вопросам рабства в составе пяти членов. Она проводит ежегодные совещания, изучает информацию о выполнении названных конвенций, готовит доклады и вносит рекомендации Подкомиссии по предупреждениюдис- УК не содержит упоминаний о рабстве и работорговле, несмотря на то, что является участником всех соглашений по этому вопросу, а о фактах рабства и подневольного состояния отдельных лиц в России неоднократно сообщалось в средствах массовой информации. Более того, новый УК РФ отменил уголовную ответственность за принуждение женщины к вступлению в брак, продолжение брачного сожительства либо воспрепятствование ей вступить в брак, а также воспрепятствование женщине принимать участие в государственной, общественной и культурной деятельности, если оно соединено с насилием или угрозой применения такого насилия и др. Торговля женщинами и детьми без цели обращения в рабство не подпадает под действие международных соглашений о борьбе с работорговлей, поэтому образует самостоятельные преступления. Среди них ведущее место занимает продажажен-щин и детей для занятия проституцией'. С этой целью их продают и вывозят в другие страны, комплектуют дома терпимости, при этом третьи лица извлекают из этого рода деятельности большие доходы. В этих же целях практикуется продажа детей. В целях пресечения такого позорного явления в XIX веке принимаются двусторонние соглашения между государствами. В 1899 г. в Лондоне состоялся Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата. Конференция отметила устрашающие размеры торговли женщинами, обратилась к государствам с призывом заключить многостороннее соглашение по борьбе с этими преступлениями и повсеместно создать национальные комитеты по борьбе с проституцией. Такие комитеты были созданы во многих странах, в том числе и в России в 1900 г. Он назывался «Российское общество защиты женщин». В его задачу входило «содействие предохранения девушек от опасности быть вовлеченными в разврат и возвращению падших женщин к честной жизни; устройство приютов Св. Магдалины; распространение здоровых понятий о нравственности и вреде разврата».
1 Проституция (от слов позорю, бесчещу — лат. ) — социальное явление, возникшее в 3—2 веке до н. э., выражающееся в продаже женщиной своего тела с целью добыть средства к существованию. В период рабовладения проститутками были рабыни или бесправные чужестранки, в средние века — проданные или утратившие свое общественное положение лица, в настоящее время — представители самой низкой безнравственной и корыстной части населения. В большинстве стран проституция не является уголовно наказуемым деянием. В 1910г. была подписана Международная конвенция о пресечении торга женщинами. Она возложила на государства обязанность вести борьбу с таким преступлением, как «склонение или вовлечение в разврат несовершеннолетних и совершеннолетних женщин и девушек, даже если отдельные действия, являющиеся частями этого преступного деяния, были совершены в различных странах». Виновные должны быть наказуемы лишением свободы и выдаваться по требованию других государств. Вменялось в обязанность и оказание правовой помощи по уголовным делам: сообщать законы, передавать судебные поручения, выписки из приговоров. Однако в Конвенции не было норм об ответственности за насильственное задержание женщины в доме терпимости и за сам факт продажи женщин. Многие проблемы названного соглашения устранила Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми, принятая в 1921 г. Она рекомендовала государствам привлекать к уголовной ответственности субъектов, вовлекающих женщин в занятия проституцией или занимающихся куплей-продажей женщин и детей. При Лиге наций создается специальный Совещательный комитет по борьбе с торговлей женщинами и детьми. Важной вехой международной борьбы с рассматриваемыми преступлениями является принятие в 1949 г. в Нью-Йорке Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами, которая заменила все ранее действовавшие по этому вопросу международные соглашения'. Она признала международными уголовными преступлениями следующие деяния:
—сводничество, склонение или совращение в целях про —эксплуатацию проституции другими лицами, даже с их —содержание дома терпимости или управление им, а так —сдача в аренду или наем здания либо другого места, зная, что —покушение на совершение вышеуказанных действий, а 1 См. Российская юстиция. — 1995. — № 7. Все перечисленные деяния признаны экстрадиционными, т. е. влекущими за собой выдачу преступников как при наличии двустороннего договора между государствами, так и в отсутствие такового (ст. 8). Предусмотрено и уголовное преследование преступников по нормам национального законодательства (ст. 9). Само занятие проституцией не является преступлением. Запрещена регистрация проституток и выдача им особых документов (ст. 6). Эта норма призвана защитить человеческое достоинство женщины. Занятие проституцией, торговля своим телом во все времена считается порочащим явлением. Например, в средние века женщины из публичных домов должны были одеваться в определенные властями одежды, говорящие об их профессии. Однако отмена подобных, порочащих человека норм не меняет характера проституции. Для ее искоренения в дополнение к правовым необходим комплекс социально-культурных и экономических мер. Конвенция предусмотрела меры пресечения торговли людьми в целях проституции. При этом государства-участники взяли на себя следующие обязанности: —принимать необходимые нормативные акты для защиты —принимать меры для соответствующего оповещения на —обеспечивать наблюдение за железнодорожными стан —принимать необходимые меры по наблюдению за кон
—оказывать временную помощь лицам, которые стали Конвенция впервые распространялась не только на территорию метрополий государств-участников, но и на все другие территории, за которые они несут ответственность. При этом каждое государство должно учредить на своей территории специальный орган, который будет центральным и координационным органом борьбы с перечисленными международными преступлениями. Предусмотрены обмен информацией об этих преступлениях по установленной форме и принятие необхо- димых законодательных мер для обеспечения применения Конвенции (ст. 27). Это значит, что нормы ее должны быть трансформированы в национальное законодательство, а виновные в совершении этих преступлений подлежат наказанию по законам данного государства. После ратификации этой Конвенции в Италии, например, был принят Акт № 75, которым установлены строгие наказания за вовлечение в занятие проституцией, эксплуатацию проституции третьими лицами и торговлю людьми в целях занятия проституцией. Подобный же закон был принят в Японии. В Индии принимается Акт о запрещении аморальной торговли женщинами и детьми, установивший строгие уголовные наказания. В этой же связи следует подчеркнуть положение Декларации прав ребенка 1959 г. о том, что дети нуждаются в особой охране и заботе и им должна быть предоставлена специальная международная правовая защита от всех преступных посягательств. Поэтому по инициативе Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, которая открыта для подписания всем государствам. Она возложила на государства среди многих других обязанность защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях преступлениями в национальном законодательстве и международно-правовых актах должны признаваться следующие деяния: —склонение или принуждение ребенка к любой незакон —использование в целях эксплуатации детей в проститу —использование в целях эксплуатации детей в порногра Кроме этого, государства должны на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме (ст. 36). В настоящее время в России для сокрытия фактов торговли женщинами участились случаи вербовки женщин для занятия проституцией в другие страны под видом фотомоделей, массажистов, домашних работниц и предоставления различных сервисных услуг. По российскому уголовному законодательству преступлениями признаются: половое сношение с лицом, не достигшим 14 лет (ст. 136), развратные действия в отношении таких же лиц (ст. 137), вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией и совершение сексуальных действий (ст. 150), продажа и покупка ребенка с целью его сексуальной эксплуатации (ст. 151), вовлечение в занятие проституцией (ст. 229), а также организация или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 230). Распространение порнографии разлагающе действует на нравственные устои населения и особенно молодежь, пропагандирует доступность женщин, является питательной средой для изнасилований и других половых преступлений. В настоящее время порнографическая индустрия перешагнула границы государств и заполнила большинство стран. Поэтому борьба с этими преступлениями требует всестороннего сотрудничества государств'. Распространение порнографии известно еще из памятников древности. Так, среди развалин Помпеи есть настенные изображения сцен половой жизни и другие рисунки, имеющие неприличный характер. Возбуждение нездорового интереса к сексуальным отношениям вызывало возмущение определенной части населения, требовавшей запрета порнографии и наказания виновных. Поэтому борьба с этими преступлениями велась с помощью национального уголовного законодательства. Однако широкое наступление порнографических изданий из-за границы и рост масштабов таких преступных деяний вызвали необходимость разработки и принятия международным сообществом специальных договоров. Первым из них было заключенное в Париже 15 государствами в мае 1910г. Международное соглашение о борьбе с распространением порнографических изданий. Его участником была и Россия. Государства взяли на себя обязательства создать специальные внутригосударственные органы для централизации всех сведений о таких преступлениях, содействовать международному розыску и пресечению преступлений, сообщать друг другу о принятых законах, вынесенных судами приговорах по такого рода уголовным делам. Однако в соглашении не было даже перечня противоправных деяний, и вопросы материального уголовного права там не рассматривались. 1 Порнография (от греч. слова «развратник») — вульгарно натуралистическое непристойное изображение половой жизни в произведениях литературы, изобразительного искусства, в театре, кино, на фотографиях, рисунках и пр. По данным периодической печати, в настоящее время индустрия порнографии ежегодно приносит дельцам до 22 млрд. дол., от которых добровольно никто не откажется. Известия, 1992. — 10 июня. В 1923 г. в Женеве была заключена Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, которая без изменений и дополнений действует до настоящего времени. Преступлениями в Конвенции признаются следующие деяния: —изготовление, хранение порнографических изданий в це —ввоз, провоз, вывоз (лично или через другое лицо) в вы —торговля (даже не публичная), распространение, публич —анонсирование или оглашение путей, через которые эти Конвенция дает примерный перечень порнографических изданий, который может быть дополнен нормами национального законодательства. К ним отнесены сочинения, фильмы, открытки, рисунки, эмблемы, фотографии. Конвенция не дает и определения понятия порнографического издания, поэтому, вопрос о том, какое издание относится к порнографическому, решается на основе национального законодательства (ст. 1, 2). Статьи 4 и 5 Конвенции обязывают государства возбуждать уголовные дела против лиц, виновных в совершении перечисленных преступлений, и вносить в свои уголовные законы нормы о их наказуемости, возможности производства обысков в местах предполагаемого нахождения порнографических предметов, наложения на них ареста, конфискации и уничтожения. Юрисдикция по преступлениям этой категории аналогична другим международным уголовным преступлениям — по месту их совершения или государства гражданства данного преступника (ст. 2), если обвиняемый обнаружен и задержан на ее территории. Такое правило юридически закрепляет сложившуюся практику государств о невыдаче собственных граждан и включено в Конвенцию для обеспечения неотвратимости наказания за совершение рассматриваемых преступлений. При этом в Конвенции подчеркивается, что лицо не может Дважды предстать перед судом за одно и то же преступление в государстве своего гражданства и в государстве, где было совершено преступление. Советский Союз присоединился к Конвенции в 1935 г., после чего принял общесоюзный закон «Об ответственности за изготовление, хранение, рекламирование порнографических изданий, изображений и иных предметов и за торговлю ими». Соответствующие дополнения были внесены и в уголовные кодексы союзных республик. В российском Уголовном кодексе ст. 228 устанавливала ответственность за изготовление, распространение или рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера, а также торговлю ими или хранение в целях их продажи или распространения. В официальном толковании данной статьи указывалось, что не всякое описание или изображение половых отношений между мужчиной и женщиной могут быть отнесены к порнографии. Таковыми являются лишь грубо натуралистические, непристойные, вульгарные, цинично изображающие половую жизнь издания, имеющие своей целью нездоровое возбуждение половой страсти. При этом под изготовлением понималось сочинение литературных произведений, их печатание на машинке, ротаторе или иным способом, рисование или лепку с натуры или с рисунка, или по памяти, фотографирование, кино- и видеосъемка и тому подобные действия. Распространение, рекламирование и торговля представляет собой как прямую продажу порнографических предметов, так и опубликование их для обозрения, дарение и другие действия, благодаря которым они становятся достоянием многих лиц. Что касается их хранения, то оно должно иметь целью продажу или распространение среди других лиц. Уголовная ответственность исключалась и тогда, когда лицо изготовляет такие предметы для себя, без цели их распространения1. Международную конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими за 70 лет ее существования ратифицировали немногим более 60 государств. Никаких попыток к расширению сферы ее деятельности международное сообщество до настоящего времени не предпринимает. Это объясняется тем, что фактически эта Конвенция давно уже не выполняется в полном объеме. Изготовление порнографии все более входит в мир искусства буржуазного общества и не осуждается, что сводит на нет основные положения Конвенции. Не ведется должная борьба и с международным распространением порнографии. Буржуазная демократия счи- 1 Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М.: Юрид. лит. — 1971. — С. 478-479. тает своим историческим завоеванием вседозволенность сексуальной жизни человека. Огромными тиражами печатаются порнографические книги, журналы и даже газеты. Широкое распространение получили порнографические кино- и видеофильмы, телевизионные передачи. Термин «порнография» стал вытесняться некриминальным «эротика», а непристойные с точки зрения нравственности произведения и предметы сегодня стали именоваться эротическими и, следовательно, дозволенными. Не выполняются и национальные уголовные законы о борьбе с этими преступлениями. Например, всем известно широкое распространение порнографических произведений и предметов в Дании. Ее называют законодательницей «порнографической моды». В то же время в этой стране Уголовный кодекс предусматривает наказания не только за деяния, названные в Конвенции 1923 г., но и за ее смягченные виды, которые «служат исключительно для спекуляции на возбуждении чувственности». На практике эти нормы давно уже не применяются правоохранительными органами. То же самое можно сказать и об Австрии, где до настоящего времени действует «Закон о борьбе с непристойными публикациями и о защите молодежи от опасной нравственной порчи». Закон с таким хорошим названием также фиктивен. Идеи «сексуальной революции» и практика послабления борьбе с порнографией стали проникать в современную Российскую действительность и ее законодательство. В отличие от названного выше закона СССР новый УК РФ ввел значительные послабления и ограничил круг субъектов рассматриваемых преступлений. В ст. 231 преступлением признается лишь распространение, рекламирование или торговля печатными изданиями, кино- и видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера среди несовершеннолетних. Значительно смягчены и санкции — штраф или лишение свободы до 2-х лет. С учетом международной общественной опасности этих преступлений и их распространенности назрела необходимость пересмотра, ревизии Конвенции 1923 г. или принятия новой Универсальной конвенции о борьбе с порнографическими преступлениями и совершенствования национального уголовного законодательства об ответственности за их совершение. Пытки подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в расследовании и судебном разбирательстве, а также содержащихся под стражей являются наследием средневеко- вья и одним из самых иезуитских зол. Основной вклад в бор! бу с ними внесла ООН. Статьи, предусматривающие, что ш кто не может подвергаться пыткам, были включены в 1948 I. во Всеобщую декларацию прав человека (ст. 5) и в Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 7). В других конвенциях, например о геноциде, апартеиде и рабстве, практика применения пыток объявлена вне закона в отношении лиц, которых касаются эти международно-правовые акты. В декабре 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Декларация осуждает любой акт пыток, квалифицирует их как «оскорбление человеческого достоинства» и закрепляет основные принципы для всех государств, осуществляющих эффективную власть. Спустя два года Генеральная Ассамблея рекомендовала Комиссии по правам человека изучить вопрос о пытках и разработать проект конвенции в свете принципов, содержащихся в названной Декларации. Комиссии потребовалось на это семь лет. 10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея на основе консенсуса приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания1. Этим актом мировое сообщество раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на ужасную практику применения пыток. Статья 4 Конвенции требует, чтобы государства-участники рассматривали все акты пыток в соответствии с его уголовным законодательством как преступление. То же относится к покушениям подвергнуть лицо пыткам и всем формам соучастия в этих преступлениях. При этом «каждое государство-участник устанавливает соответствующее наказание за такие преступления с учетом их тяжкого характера». Другими словами, пытки относятся к категории тяжких преступлений. Впервые в международном уголовном праве ст. 1 Конвенции дает развернутое определение пытки как «любого действия, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозрева- ем., Российская юстиция. — 1995. — № 4. ется, а также запугать ил и принудить его ил и третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия». В это определение не включаются боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимых от этих санкций, или вызываются ими случайно (ст. 10). В этом определении можно выделить следующие признаки состава рассматриваемого правонарушения как международного уголовного преступления: 1. Преступность и наказуемость этого деяния юридически 2. С объективной стороны пытки состоят в причинении 3. Субъектом преступления является только официальное 4. С субъективной стороны данное преступление соверша Конвенция, кроме этого, возлагает на государства-участники обязанность предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, не только пытки, но и другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, совершенные указанными выше субъектами. Степень общественной опасности этих деяний значительно ниже, поэтому в Конвенции говорится о их предотвращении, а не уголовном наказании, которое в таких случаях не исключается (ст. 16). Никакие обстоятельства, будь то состояние войны, чрезвычайное положение, угроза войны, внутренняя политическая нестабильность, приказ вышестоящего начальника или государственной власти, не могут служить оправданием пыток (ст. 2). В целях предупреждения пыток каждое государство взяло на себя обязательства обеспечить, чтобы учебные материалы и информация о запрещении и наказании пыток в полной мере были включены в учебные программы подготовки работников правоохранительных органов, гражданского, военного, медперсонала и других лиц, связанных с содержанием лиц под стражей или обращением с ними (ст. 10). Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или невозможности выдачи преступников государство, на территории которого обнаружено лицо, применяющее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство при определенных в Конвенции условиях. При этом установлена универсальная уголовная юрисдикция. Кроме того, государство должно обеспечить право жертв пыток на реабилитацию и компенсацию. Для контроля за выполнением Конвенции создан Комитет против пыток, в который государства-участники раз в 4 года направляют доклады о мерах, принятых во исполнение рассматриваемой Конвенции. В Российском уголовном законодательстве не было и нет отдельной нормы об ответственности за преступления, связанные с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство человека видами обращения и наказания. Не соответствует Конвенции 1984 г. и ст. 283 «Принуждение к даче показаний», в диспозиции которой лишь включено слово «пытки» применительно к даче показаний. По смыслу ст. 1 Конвенции понятие пыток значительно шире. Систематические и массовые нарушения прав человека, норма вводится в число преступлений международного характера проектом кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Их субъектами в числе других могут быть индивиды из числа лиц, захвативших реальную власть в каком-либо регионе страны, бандиты или другие преступные группы, а также и отдельные лица. В ст. 21 проекта перечислены следующие формы совершения данного преступления: убийство, пытки; установление или поддержание в отношении лиц положения рабства, подневольного состояния или принудительного труда; преследование по социальному, политическому*
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|