Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные пути легализации преступных доходов 2 страница




2. Обращение в домашнее рабство женщин. Дополнительная
конвенция запрещает покупку невесты, а также деяния, заклю­
чающиеся втом, что:

а) женщину ее родители, опекун, члены семьи или другое
любое лицо или группа лиц за вознаграждение, деньгами или
натурой, выдают замуж (или обещают выдать) без права отка­
за с ее стороны;

б) муж женщины, его семья или его клан имеют право пе­
редать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом;

в) женщина по смерти мужа передается по наследству дру­
гому лицу.

Для домашнего рабства характерны наличие у лиц права распоряжения судьбой женщины, возможность ее купли-про­дажи или наследования. С другой стороны, женщина не имеет права отказаться от нежелательных для нее перемен. Государ­ства обязались отменить такие законы и обычаи, привлекать виновных к ответственности, установить минимальный брач­ный возраст, поощрять регистрацию браков, получение согла­сия на вступление в брак и др.

3. Долговая кабала — форма экономического рабства, т. е.
положение или состояние, возникающее вследствие заклада
должником в обеспечение долга своего личного труда или тру­
да зависимого от него лица, если надлежаще определяемая
ценность выполняемой работы не засчитывается в погаше­
ние долга или если продолжительность этой работы на огра­
ничена и характер ее не определен (ст. 1). Следовательно,
обычный труд в погашение долга запрещен. Кабальным, раб­
ским считается труд, не засчитываемый в погашение долга
или не ограниченный временем и характером труда. Если же,
например, заимодатель определит должнику пятилетний срок


отработки долга на каменоломне, то это будет вполне закон-но. Такая формулировка правонарушения не способствует его искоренению.

4. Крепостное состояние, «при котором пользователь обя­зан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на зем­ле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без тако­вого и не может изменить свое состояние» (ст. 1). Анализ дан­ного определения позволяет сделать выводы о том, что крепо­стная кабала относится только к крестьянству. При этом лицо не может отказаться от работы на закрепленном за ним участ­ке земли, а факт получения вознаграждения не влияет на ква­лификацию преступления. Крепостное состояние не может быть оправдано национальным законодательством. Поэтому государства-участники обязались отменить крепостное состо­яние и установить. за него уголовную ответственность. В про­тивном случае требование Конвенции невыполнимо.

Международно-правовые запреты закреплены также в Кон­венциях Международной организации труда № 29 и 105 отно­сительно запрещения принудительного и обязательного тру­да, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., где вновь подчеркнуто, что никто не должен содержаться в рабстве, что рабство и работорговля запреща­ются во всех видах. Запрещено подневольное состояние, принудительный и обязательный труд (ст. 8). Если Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде запрещает даже каторжные работы по приговору суда, то Пакт такого за­прета не содержит.

Международным уголовным преступлением является и пе­ревозка рабов на судах. Статья 99 Конвенции ООН по морско­му праву 1982 г. обязывает государства принимать эффектив­ные меры борьбы с этими преступлениями. При этом «раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно не плавало, фактически свободен». Если есть основания по­дозревать, что судно занимается работорговлей, то оно в уста­новленном порядке может быть остановлено и подвергнуто Досмотру (ст. ПО).

В борьбе за искоренение рабства и сходных с ним обычаев и институтов важное место занимает ООН. Она разрабатывает и принимает конвенции по этим вопросам. В 1974 г. была со­здана рабочая группа по вопросам рабства в составе пяти чле­нов. Она проводит ежегодные совещания, изучает информа­цию о выполнении названных конвенций, готовит доклады и


вносит рекомендации Подкомиссии по предупреждениюдис-
криминации и защите меньшинств и т. п.                     ;;

УК не содержит упоминаний о рабстве и работорговле, не­смотря на то, что является участником всех соглашений по этому вопросу, а о фактах рабства и подневольного состояния отдельных лиц в России неоднократно сообщалось в средст­вах массовой информации. Более того, новый УК РФ отме­нил уголовную ответственность за принуждение женщины к вступлению в брак, продолжение брачного сожительства либо воспрепятствование ей вступить в брак, а также воспрепятст­вование женщине принимать участие в государственной, об­щественной и культурной деятельности, если оно соединено с насилием или угрозой применения такого насилия и др.

Торговля женщинами и детьми без цели обращения в рабст­во не подпадает под действие международных соглашений о борьбе с работорговлей, поэтому образует самостоятельные преступления. Среди них ведущее место занимает продажажен-щин и детей для занятия проституцией'. С этой целью их прода­ют и вывозят в другие страны, комплектуют дома терпимости, при этом третьи лица извлекают из этого рода деятельности боль­шие доходы. В этих же целях практикуется продажа детей.

В целях пресечения такого позорного явления в XIX веке принимаются двусторонние соглашения между государствами. В 1899 г. в Лондоне состоялся Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата. Конферен­ция отметила устрашающие размеры торговли женщинами, обратилась к государствам с призывом заключить многосто­роннее соглашение по борьбе с этими преступлениями и по­всеместно создать национальные комитеты по борьбе с про­ституцией. Такие комитеты были созданы во многих странах, в том числе и в России в 1900 г. Он назывался «Российское об­щество защиты женщин». В его задачу входило «содействие предохранения девушек от опасности быть вовлеченными в разврат и возвращению падших женщин к честной жизни; ус­тройство приютов Св. Магдалины; распространение здоровых понятий о нравственности и вреде разврата».

1 Проституция (от слов позорю, бесчещу — лат. ) — социальное явление, воз­никшее в 3—2 веке до н. э., выражающееся в продаже женщиной своего тела с целью добыть средства к существованию. В период рабовладения про­ститутками были рабыни или бесправные чужестранки, в средние века — проданные или утратившие свое общественное положение лица, в настоя­щее время — представители самой низкой безнравственной и корыстной части населения. В большинстве стран проституция не является уголовно наказуемым деянием.


В 1910г. была подписана Международная конвенция о пре­сечении торга женщинами. Она возложила на государства обя­занность вести борьбу с таким преступлением, как «склоне­ние или вовлечение в разврат несовершеннолетних и совер­шеннолетних женщин и девушек, даже если отдельные дейст­вия, являющиеся частями этого преступного деяния, были со­вершены в различных странах». Виновные должны быть нака­зуемы лишением свободы и выдаваться по требованию других государств. Вменялось в обязанность и оказание правовой по­мощи по уголовным делам: сообщать законы, передавать су­дебные поручения, выписки из приговоров. Однако в Конвен­ции не было норм об ответственности за насильственное за­держание женщины в доме терпимости и за сам факт продажи женщин.

Многие проблемы названного соглашения устранила Же­невская конвенция о запрещении торговли женщинами и де­тьми, принятая в 1921 г. Она рекомендовала государствам при­влекать к уголовной ответственности субъектов, вовлекающих женщин в занятия проституцией или занимающихся куплей-продажей женщин и детей. При Лиге наций создается специ­альный Совещательный комитет по борьбе с торговлей жен­щинами и детьми.

Важной вехой международной борьбы с рассматриваемы­ми преступлениями является принятие в 1949 г. в Нью-Йорке Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации про­ституции третьими лицами, которая заменила все ранее дей­ствовавшие по этому вопросу международные соглашения'. Она признала международными уголовными преступлениями следующие деяния:

—сводничество, склонение или совращение в целях про­
ституции другого лица, даже с его согласия;

—эксплуатацию проституции другими лицами, даже с их
согласия;

—содержание дома терпимости или управление им, а так­
же сознательное финансирование и участие в финансирова­
нии дома терпимости;

—сдача в аренду или наем здания либо другого места, зная, что
они будут использоваться в целях проституции третьими лицами;

—покушение на совершение вышеуказанных действий, а
также подготовка к ним и умышленное соучастие в этих дей­
ствиях (ст. 1—4).

1 См. Российская юстиция. — 1995. — № 7.


Все перечисленные деяния признаны экстрадиционными, т. е. влекущими за собой выдачу преступников как при нали­чии двустороннего договора между государствами, так и в от­сутствие такового (ст. 8). Предусмотрено и уголовное пресле­дование преступников по нормам национального законода­тельства (ст. 9). Само занятие проституцией не является пре­ступлением. Запрещена регистрация проституток и выдача им особых документов (ст. 6). Эта норма призвана защитить че­ловеческое достоинство женщины. Занятие проституцией, торговля своим телом во все времена считается порочащим явлением. Например, в средние века женщины из публичных домов должны были одеваться в определенные властями одеж­ды, говорящие об их профессии. Однако отмена подобных, порочащих человека норм не меняет характера проституции. Для ее искоренения в дополнение к правовым необходим ком­плекс социально-культурных и экономических мер.

Конвенция предусмотрела меры пресечения торговли людь­ми в целях проституции. При этом государства-участники взя­ли на себя следующие обязанности:

—принимать необходимые нормативные акты для защиты
женщин и детей из числа иммигрантов и эмигрантов в пунк­
тах их прибытия и отправления, а также в пути их следования;

—принимать меры для соответствующего оповещения на­
селения об опасностях торговли людьми;

—обеспечивать наблюдение за железнодорожными стан­
циями, аэропортами, морскими портами для предупреждения
этих преступлений, уведомлять соответствующие власти о при­
были подозреваемых в совершении таких преступлений лиц и
их жертв;

—принимать необходимые меры по наблюдению за кон­
торами по найму труда в целях ограждения лиц от возможной
их эксплуатации в целях проституции (ст. 17, 20);

—оказывать временную помощь лицам, которые стали
жертвами международной торговли людьми, а при их желании
способствовать репатриации.

Конвенция впервые распространялась не только на терри­торию метрополий государств-участников, но и на все другие территории, за которые они несут ответственность. При этом каждое государство должно учредить на своей территории спе­циальный орган, который будет центральным и координаци­онным органом борьбы с перечисленными международными преступлениями. Предусмотрены обмен информацией об этих преступлениях по установленной форме и принятие необхо-


димых законодательных мер для обеспечения применения Конвенции (ст. 27). Это значит, что нормы ее должны быть трансформированы в национальное законодательство, а ви­новные в совершении этих преступлений подлежат наказанию по законам данного государства. После ратификации этой Конвенции в Италии, например, был принят Акт № 75, кото­рым установлены строгие наказания за вовлечение в занятие проституцией, эксплуатацию проституции третьими лицами и торговлю людьми в целях занятия проституцией. Подобный же закон был принят в Японии. В Индии принимается Акт о запрещении аморальной торговли женщинами и детьми, ус­тановивший строгие уголовные наказания.

В этой же связи следует подчеркнуть положение Деклара­ции прав ребенка 1959 г. о том, что дети нуждаются в особой охране и заботе и им должна быть предоставлена специаль­ная международная правовая защита от всех преступных по­сягательств. Поэтому по инициативе Международного дет­ского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1989 г. была принята Кон­венция о правах ребенка, которая открыта для подписания всем государствам. Она возложила на государства среди мно­гих других обязанность защищать ребенка от всех форм сек­суальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях преступлениями в национальном законодательстве и международно-правовых актах должны признаваться следу­ющие деяния:

—склонение или принуждение ребенка к любой незакон­
ной сексуальной деятельности;

—использование в целях эксплуатации детей в проститу­
ции или в другой незаконной сексуальной практике;

—использование в целях эксплуатации детей в порногра­
фии и порнографических материалах (ст. 34).

Кроме этого, государства должны на национальном, дву­стороннем и многостороннем уровнях принимать все необхо­димые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме (ст. 36).

В настоящее время в России для сокрытия фактов торгов­ли женщинами участились случаи вербовки женщин для за­нятия проституцией в другие страны под видом фотомоделей, массажистов, домашних работниц и предоставления различ­ных сервисных услуг.

По российскому уголовному законодательству преступле­ниями признаются: половое сношение с лицом, не достигшим


14 лет (ст. 136), развратные действия в отношении таких же лиц (ст. 137), вовлечение несовершеннолетних в занятие проститу­цией и совершение сексуальных действий (ст. 150), продажа и покупка ребенка с целью его сексуальной эксплуатации (ст. 151), вовлечение в занятие проституцией (ст. 229), а также организа­ция или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 230).

Распространение порнографии разлагающе действует на нравственные устои населения и особенно молодежь, пропа­гандирует доступность женщин, является питательной средой для изнасилований и других половых преступлений. В насто­ящее время порнографическая индустрия перешагнула грани­цы государств и заполнила большинство стран. Поэтому борьба с этими преступлениями требует всестороннего сотрудниче­ства государств'.

Распространение порнографии известно еще из памятни­ков древности. Так, среди развалин Помпеи есть настенные изображения сцен половой жизни и другие рисунки, имею­щие неприличный характер. Возбуждение нездорового инте­реса к сексуальным отношениям вызывало возмущение опре­деленной части населения, требовавшей запрета порнографии и наказания виновных. Поэтому борьба с этими преступлени­ями велась с помощью национального уголовного законода­тельства. Однако широкое наступление порнографических из­даний из-за границы и рост масштабов таких преступных дея­ний вызвали необходимость разработки и принятия междуна­родным сообществом специальных договоров.

Первым из них было заключенное в Париже 15 государст­вами в мае 1910г. Международное соглашение о борьбе с рас­пространением порнографических изданий. Его участником была и Россия. Государства взяли на себя обязательства создать специальные внутригосударственные органы для централиза­ции всех сведений о таких преступлениях, содействовать меж­дународному розыску и пресечению преступлений, сообщать друг другу о принятых законах, вынесенных судами пригово­рах по такого рода уголовным делам. Однако в соглашении не было даже перечня противоправных деяний, и вопросы мате­риального уголовного права там не рассматривались.

1 Порнография (от греч. слова «развратник») — вульгарно натуралистичес­кое непристойное изображение половой жизни в произведениях литерату­ры, изобразительного искусства, в театре, кино, на фотографиях, рисунках и пр. По данным периодической печати, в настоящее время индустрия пор­нографии ежегодно приносит дельцам до 22 млрд. дол., от которых добро­вольно никто не откажется. Известия, 1992. — 10 июня.


В 1923 г. в Женеве была заключена Международная кон­венция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, которая без изменений и дополнений дейст­вует до настоящего времени. Преступлениями в Конвенции признаются следующие деяния:

—изготовление, хранение порнографических изданий в це­
лях их продажи, распространения или публичного исполне­
ния;

—ввоз, провоз, вывоз (лично или через другое лицо) в вы­
шеуказанных целях таких изданий или пуск их в обращение;

—торговля (даже не публичная), распространение, публич­
ное выставление, сдача в прокатные пункты порнографичес­
ких изданий;

—анонсирование или оглашение путей, через которые эти
издания можно достать.

Конвенция дает примерный перечень порнографических изданий, который может быть дополнен нормами националь­ного законодательства. К ним отнесены сочинения, фильмы, открытки, рисунки, эмблемы, фотографии. Конвенция не дает и определения понятия порнографического издания, поэтому, вопрос о том, какое издание относится к порнографическому, решается на основе национального законодательства (ст. 1, 2).

Статьи 4 и 5 Конвенции обязывают государства возбуждать уголовные дела против лиц, виновных в совершении перечис­ленных преступлений, и вносить в свои уголовные законы нор­мы о их наказуемости, возможности производства обысков в местах предполагаемого нахождения порнографических пред­метов, наложения на них ареста, конфискации и уничтоже­ния.

Юрисдикция по преступлениям этой категории аналогич­на другим международным уголовным преступлениям — по месту их совершения или государства гражданства данного преступника (ст. 2), если обвиняемый обнаружен и задержан на ее территории. Такое правило юридически закрепляет сло­жившуюся практику государств о невыдаче собственных граж­дан и включено в Конвенцию для обеспечения неотвратимос­ти наказания за совершение рассматриваемых преступлений. При этом в Конвенции подчеркивается, что лицо не может Дважды предстать перед судом за одно и то же преступление в государстве своего гражданства и в государстве, где было со­вершено преступление.

Советский Союз присоединился к Конвенции в 1935 г., по­сле чего принял общесоюзный закон «Об ответственности за


изготовление, хранение, рекламирование порнографических изданий, изображений и иных предметов и за торговлю ими». Соответствующие дополнения были внесены и в уголовные кодексы союзных республик. В российском Уголовном ко­дексе ст. 228 устанавливала ответственность за изготовление, распространение или рекламирование порнографических со­чинений, печатных изданий, изображений или иных пред­метов порнографического характера, а также торговлю ими или хранение в целях их продажи или распространения. В официальном толковании данной статьи указывалось, что не всякое описание или изображение половых отношений между мужчиной и женщиной могут быть отнесены к порнографии. Таковыми являются лишь грубо натуралистические, непри­стойные, вульгарные, цинично изображающие половую жизнь издания, имеющие своей целью нездоровое возбужде­ние половой страсти.

При этом под изготовлением понималось сочинение лите­ратурных произведений, их печатание на машинке, ротаторе или иным способом, рисование или лепку с натуры или с ри­сунка, или по памяти, фотографирование, кино- и видеосъемка и тому подобные действия.

Распространение, рекламирование и торговля представля­ет собой как прямую продажу порнографических предметов, так и опубликование их для обозрения, дарение и другие дей­ствия, благодаря которым они становятся достоянием многих лиц. Что касается их хранения, то оно должно иметь целью про­дажу или распространение среди других лиц. Уголовная ответ­ственность исключалась и тогда, когда лицо изготовляет та­кие предметы для себя, без цели их распространения1.

Международную конвенцию о пресечении обращения пор­нографических изданий и торговли ими за 70 лет ее существо­вания ратифицировали немногим более 60 государств. Ника­ких попыток к расширению сферы ее деятельности междуна­родное сообщество до настоящего времени не предпринима­ет. Это объясняется тем, что фактически эта Конвенция давно уже не выполняется в полном объеме. Изготовление порно­графии все более входит в мир искусства буржуазного общест­ва и не осуждается, что сводит на нет основные положения Конвенции. Не ведется должная борьба и с международным распространением порнографии. Буржуазная демократия счи-

1 Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М.: Юрид. лит. — 1971. — С. 478-479.


тает своим историческим завоеванием вседозволенность сек­суальной жизни человека. Огромными тиражами печатаются порнографические книги, журналы и даже газеты. Широкое распространение получили порнографические кино- и видео­фильмы, телевизионные передачи. Термин «порнография» стал вытесняться некриминальным «эротика», а непристойные с точки зрения нравственности произведения и предметы сего­дня стали именоваться эротическими и, следовательно, доз­воленными.

Не выполняются и национальные уголовные законы о борь­бе с этими преступлениями. Например, всем известно широ­кое распространение порнографических произведений и пред­метов в Дании. Ее называют законодательницей «порногра­фической моды». В то же время в этой стране Уголовный ко­декс предусматривает наказания не только за деяния, назван­ные в Конвенции 1923 г., но и за ее смягченные виды, которые «служат исключительно для спекуляции на возбуждении чув­ственности». На практике эти нормы давно уже не применя­ются правоохранительными органами. То же самое можно ска­зать и об Австрии, где до настоящего времени действует «За­кон о борьбе с непристойными публикациями и о защите мо­лодежи от опасной нравственной порчи». Закон с таким хоро­шим названием также фиктивен.

Идеи «сексуальной революции» и практика послабления борьбе с порнографией стали проникать в современную Рос­сийскую действительность и ее законодательство. В отличие от названного выше закона СССР новый УК РФ ввел значи­тельные послабления и ограничил круг субъектов рассматри­ваемых преступлений. В ст. 231 преступлением признается лишь распространение, рекламирование или торговля печат­ными изданиями, кино- и видеоматериалами, изображения­ми или иными предметами порнографического характера сре­ди несовершеннолетних. Значительно смягчены и санкции — штраф или лишение свободы до 2-х лет.

С учетом международной общественной опасности этих преступлений и их распространенности назрела необходимость пересмотра, ревизии Конвенции 1923 г. или принятия новой Универсальной конвенции о борьбе с порнографическими пре­ступлениями и совершенствования национального уголовно­го законодательства об ответственности за их совершение.

Пытки подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участву­ющих в расследовании и судебном разбирательстве, а также содержащихся под стражей являются наследием средневеко-


вья и одним из самых иезуитских зол. Основной вклад в бор! бу с ними внесла ООН. Статьи, предусматривающие, что ш кто не может подвергаться пыткам, были включены в 1948 I. во Всеобщую декларацию прав человека (ст. 5) и в Междуна­родный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 7). В других конвенциях, например о геноциде, апартеиде и раб­стве, практика применения пыток объявлена вне закона в от­ношении лиц, которых касаются эти международно-правовые акты.

В декабре 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Дек­ларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бес­человечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Декларация осуждает любой акт пыток, квалифи­цирует их как «оскорбление человеческого достоинства» и за­крепляет основные принципы для всех государств, осуществ­ляющих эффективную власть. Спустя два года Генеральная Ассамблея рекомендовала Комиссии по правам человека изу­чить вопрос о пытках и разработать проект конвенции в свете принципов, содержащихся в названной Декларации. Комис­сии потребовалось на это семь лет.

10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея на основе кон­сенсуса приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания1. Этим актом мировое сообщество раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на ужас­ную практику применения пыток. Статья 4 Конвенции требу­ет, чтобы государства-участники рассматривали все акты пы­ток в соответствии с его уголовным законодательством как преступление. То же относится к покушениям подвергнуть лицо пыткам и всем формам соучастия в этих преступлениях. При этом «каждое государство-участник устанавливает соот­ветствующее наказание за такие преступления с учетом их тяж­кого характера». Другими словами, пытки относятся к катего­рии тяжких преступлений.

Впервые в международном уголовном праве ст. 1 Конвен­ции дает развернутое определение пытки как «любого дейст­вия, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозрева-

ем., Российская юстиция. — 1995. — № 4.


ется, а также запугать ил и принудить его ил и третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются го­сударственным должностным лицом или иным лицом, вы­ступающим в официальном качестве, или по подстрекатель­ству, или с их ведома или молчаливого согласия». В это опре­деление не включаются боль и страдания, которые возника­ют лишь в результате законных санкций, неотделимых от этих санкций, или вызываются ими случайно (ст. 10). В этом оп­ределении можно выделить следующие признаки состава рас­сматриваемого правонарушения как международного уголов­ного преступления:

1. Преступность и наказуемость этого деяния юридически
закреплена Конвенцией против пыток.

2. С объективной стороны пытки состоят в причинении
лицу сильной боли, физического или нравственного страда­
ния (причинение телесных повреждений, побоев, ударов, му­
чений и т. п., а также угрозы причинить сильную боль допра­
шиваемому или его близким, ухудшить условия содержания
под стражей, оставление без пищи, глумление над жертвой
пыток и др. ).

3. Субъектом преступления является только официальное
государственное должностное лицо (органы дознания, пред­
варительного следствия и суда), а также другие лица, действо­
вавшие по подстрекательству, с ведома или молчаливого со­
гласия этих должностных лиц.

4. С субъективной стороны данное преступление соверша­
ется только умышленно и с целью получить от пытаемого лица
ложные или правдивые показания, признания или иные све­
дения, наказать его за содеянное, а также запугать или прину­
дить его или третье лицо по любой причине. В качестве моти­
ва часто выступают карьеризм и соображения ложно понятой
государственной пользы и службы в правоохранительных ор­
ганах, а также месть, корысть и т. п.

Конвенция, кроме этого, возлагает на государства-участ­ники обязанность предотвращать на любой территории, нахо­дящейся под его юрисдикцией, не только пытки, но и другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинст­во обращения и наказания, совершенные указанными выше субъектами. Степень общественной опасности этих деяний значительно ниже, поэтому в Конвенции говорится о их пре­дотвращении, а не уголовном наказании, которое в таких слу­чаях не исключается (ст. 16).


Никакие обстоятельства, будь то состояние войны, чрез­вычайное положение, угроза войны, внутренняя политичес­кая нестабильность, приказ вышестоящего начальника или государственной власти, не могут служить оправданием пы­ток (ст. 2). В целях предупреждения пыток каждое государство взяло на себя обязательства обеспечить, чтобы учебные мате­риалы и информация о запрещении и наказании пыток в пол­ной мере были включены в учебные программы подготовки работников правоохранительных органов, гражданского, во­енного, медперсонала и других лиц, связанных с содержанием лиц под стражей или обращением с ними (ст. 10).

Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или невозможности выдачи преступ­ников государство, на территории которого обнаружено лицо, применяющее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство при определенных в Конвенции ус­ловиях. При этом установлена универсальная уголовная юри­сдикция. Кроме того, государство должно обеспечить право жертв пыток на реабилитацию и компенсацию.

Для контроля за выполнением Конвенции создан Комитет против пыток, в который государства-участники раз в 4 года направляют доклады о мерах, принятых во исполнение рас­сматриваемой Конвенции.

В Российском уголовном законодательстве не было и нет отдельной нормы об ответственности за преступления, связан­ные с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство человека видами обращения и на­казания. Не соответствует Конвенции 1984 г. и ст. 283 «При­нуждение к даче показаний», в диспозиции которой лишь включено слово «пытки» применительно к даче показаний. По смыслу ст. 1 Конвенции понятие пыток значительно шире.

Систематические и массовые нарушения прав человека, нор­ма вводится в число преступлений международного характера проектом кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Их субъектами в числе других могут быть инди­виды из числа лиц, захвативших реальную власть в каком-либо регионе страны, бандиты или другие преступные группы, а также и отдельные лица. В ст. 21 проекта перечислены следу­ющие формы совершения данного преступления: убийство, пытки; установление или поддержание в отношении лиц по­ложения рабства, подневольного состояния или принудитель­ного труда; преследование по социальному, политическому*

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...