Глава 6. Международный уголовный процесс
Глава 6. Международный уголовный процесс При характеристике международного уголовного права как комплексной отрасли правоведения отмечалось, что в составе его источников большинство норм не материального уголовного права, а процессуального права. Последние выступают в качестве механизма реализации материальных норм об ответственности за преступления против международного права. Однако есть и другая точка зрения на эту проблему1. В то же время в системе международно-правового процесса в качестве одного из институтов можно рассматривать международный уголовный процесс как совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств, а также государств и международных судебных органов, в сфере расследования и судебного разбирательства дел о преступлениях против международного права и их предупреждении. Правовой основой международного уголовного процесса являются Устав Нюрнбергского международного военного трибунала 1945 г., Устав Токийского международного военного трибунала 1946 г. В контексте формирования и становления международного правосудия их значение неоценимо. Известно, что Президент США Рузвельт и Премьер-министр Великобритании Черчилль еще в 1942 г. договорились в Квебеке (Канада) о денацификации Германии. При этом они склонялись к идее политической казни военных преступников и считали, что руководители Германского государства, главные преступники подлежат расстрелу на месте их задержания по установлении их личности без всякого суда, а более мелких военных преступников следовало направлять на работы по возмещению материального ущерба, причиненного государствам в
1 См., например, Д. Мэрфи, А. М. Ларин. Международное уголовно-процессуальное право. В кн. Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма/ Под ред. И. А. Ледях и И. И. Лукашук. М.: 1995. ходе войны. Когда эта информация просочилась в Германию, Геббельс использовал ее для сплочения своих вооруженных сил призывами — лучше драться до последней капли крови, чем быть казненными союзниками. СССР поддерживал концепцию международного трибуна-ладля суда над нацистскими преступниками. Однако ее оценка была неоднозначной. Так, в 1942 г. наш министр иностранных дел В. М. Молотов в дипломатической ноте высказал мнение Советского правительства, что главные нацистские преступники должны быть судимы специальным Международным трибуналом. Однако И. В. Сталин в 1944 г. выдвинул идею смертной казни этих лиц после быстро проведенного судебного процесса, мотивируя это тем, что сомнений в виновности этих лиц быть не может. При этом он высказал предложение, что при назначении главным военным преступникам пожизненного тюремного заключения судебное разбирательство необязательно. Конец спорам положили известные решения о создании МВТ, которые имели юридическую силу международных договоров. МВТ состоял из 4 членов и 4 заместителей — по одному от государств-учредителей: СССР, США, Великобритании и Франции. Для кворума необходимо было присутствие всех 4 членов МВТ или их заместителей. Признание виновности и назначение наказания могли выноситься большинством голосов не менее 3 членов МВТ. При МВТ был создан Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников в составе 4 главных обвинителей. Приговор приводился в исполнение по приказу Контрольного совета в Германии, который мог смягчить наказание, изменить его, не повышая санкций. Большинство норм Устава МВТ являются уголовно-процес-Поэтому авторы его проекта встретили большие
трудности, связанные с преодолением коллизий общего, континентального и англо-саксонского, американского уголовного процесса. Компромиссные решения привели к тому, что в процессе судебного разбирательства были внесены элементы состязательности и укреплена его доказательственная сторона. Было принято решение, что обвинительный акт будет содержать в себе больше сведений, чем это могло быть в американском суде, и даст подсудимым значительно меньше информации, чем они получили бы в судах СССР, Франции или Германии. В связи с определением роли судей и обвинителей было принято предложение СССР о том, что основную роль в изло- 6 В П. Панов 161 жении обстоятельств дела играли судьи. Они определяют круг свидетелей, относимость документов к доказательствам, ведут допросы свидетелей, потерпевших и других лиц. «Однако в этом отношении пошли главным образом по пути, намеченному общим правом. То есть проведение допроса свидетелей было почти полностью предоставлено участвующим в деле адвокатам сторон, а судьи не играли той роли судебных следователей, которую они обычно играют на континенте»'. Предварительный допрос подсудимых по обстоятельствам, относящимся к их собственной роли в совершении преступления, производился под присягой, после чего они подвергались перекрестному допросу, как это принято в англо-американской системе судопроизводства. Устав предусматривал возможность рассмотрения дела в отсутствие подсудимого, заочно, «если он не был обнаружен или если Трибунал по каким-либо причинам сочтет необходимым в интересах правосудия провести слушание дела в его отсутствие» (ст. 13). В судах США такая практика недопустима, как противоречащая конституции. На Нюрнбергском процессе подсудимый Борман был приговорен к смертной казни заочно. В ст. 16 Устава МВТ указан ряд процессуальных норм, гарантирующих подсудимым справедливое судебное разбирательство. Среди них права иметь адвоката для осуществления своей защиты, предоставлять суду доказательства в свою защиту, подвергать перекрестному допросу любых свидетелей, вызванных в суд обвинением, вызывать в суд свидетелей и задавать им вопросы, требовать представления документов и других доказательств, назначать чиновников для выполнения задач, указанных Трибуналом, включая отобрание доказательств комиссией. В Правилах процедуры и доказывания, которые принимаются судьями и обвинителями МВТ, детализируется целый комплекс уголовно-процессуальных норм.
МВТ для Дальнего Востока был учрежден на основе соглашения между СССР, США, Англией, Китаем, Францией, Австралией, Канадой, Н. Зеландией и Голландией, а также Индией и Филиппинами. Практическая реализация этого соглашения была возложена на главнокомандующего союзных держав на Дальнем Востоке, который в соответствии со своими полномочиями в 1946 г. издал специальную прокламацию-приказ «Об организации Международного Военного Трибунала 1 Нюрнбергский процесс. М.: 1995. — С. 70. для Дальнего Востока». К приказу были приложены Устав МВТ для Дальнего Востока и Правила процедуры. В соответствии с Уставом в состав МВТ вошли представители 11 названных стран. Среди них СССР и страны континентального уголовного процесса были в меньшинстве, поэтому в нормах этого Устава в отличие от Устава МВТ 1945 г. сказывалось влияние англо-американской системы уголовного процессуального права. Это привело к необоснованной затяжке процесса более чем на два года и освобождению от наказания целого ряда военных преступников. Несмотря на это, процессуально-правовое регулирование деятельности названных МВТ базировалось на общих принципах сотрудничества государств и их солидарности в борьбе с международными преступлениями, принципах международной законности, демократизма и справедливости. Уставные нормы международного уголовного процесса впервыеотрегу-лировали целый комплекс вопросов. Среди них: —организация международных военных трибуналов, на —права и обязанности судей, обвинителей, лиц, произво
—порядок задержания, ареста и содержания под стражей —допустимость доказательств, порядок их собирания и до —основные гарантии предоставления обвиняемым и под —процедура голосования судей при вынесении различных Нормы уставов МВТ имели решающее значение в послевоенном становлении и совершенствовании международного уголовного права. Они не утратили своей юридической ценности и в настоящее время, поэтому были с успехом использованы для создания и принятия Советом Безопасности ООН Устава Международного трибунала по Югославии1 и Устава международного уголовного трибунала по Руанде2 и соответ- 1 См., Российский ежегодник международного права, 1992, «Россия-Нева», 2 См., Приложение9. -С. 230-240. ствующих Правил процедуры и доказывания. В ихосновеяе-жат общие принципы международного уголовного права. ' • Однако новые международные трибуналы существенно отличаются по способам формирования, составу судей и компетенции. Они состоят из 11 судей, входящих в Судебную и Апелляционную камеры, обвинителя и секретариата, обслуживающего камеры и обвинителя. Юрисдикция этих трибуналов распространяется только на физических лиц и в отношении конкретных преступлений, перечисленных в уставах. Судьям предоставлено право принимать Правила процедуры и доказывания при производстве досудебного разбирательства дела и разрешения других процессуальных вопросов. Уставы запрещают национальным судам повторно предавать суду преступников, которые уже были судимы Международным трибуналом за эти же деяния. Однако лицо, которое было осуждено национальным судом за указанные в Уставе преступления, может быть повторно судимо Международным трибуналом в двух случаях: 1. Деяние, за которое оно было осуждено, квалифицирова 2. Судебное разбирательство в национальном суде не было При назначении наказания в таких случаях Международный трибунал принимает во внимание степень отбывания наказания, определенного национальным судом за совершение того же деяния (ст. 10 Устава по Югославии).
В отличие от судей МВТ судьи рассматриваемых Международных трибуналов избираются Генеральной Ассамблеей ООН из представляемого Советом Безопасности списка сроком на 4 года. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью и удовлетворять другим требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. При этом учитывается их опыт в области уголовного права, международного права, в том числе и международного гуманитарного права, и норм в области прав человека. Обвинитель назначается Советом Безопасности ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН сроком на 4 года. Кроме перечисленных требований, он должен обладать наивысшим уровнем профессиональной компетенции и опытом в расследовании и обвинении по уголовным делам. По своему служебному положению он приравнивается к заместителю Генерального секретаря ООН. Приняв решение о начале расследования, Обвинитель вправе допрашивать подозреваемых, жертв, свидетелей, собирать доказательства и проводить расследование на месте. Собрав необходимые доказательства, Обвинитель составляет обвинительное заключение, где кратко излагаются факты и преступление, в котором обвиняется конкретное лицо в соответствии с Уставом. После этого обвинительное заключение направляется судье Судебной камеры, который может его утвердить или отклонить. В случае утверждения судья вправе отдать приказ и выдать ордер на арест, задержание, выдачу, передачу лиц и отдать иные распоряжения, которые могут быть необходимы для проведения судебного разбирательства. Судебный процесс осуществляет Судебная камера в составе 3 судей. Вначале оглашается обвинительное заключение одним из судей. Обвиняемому разъясняются его права, подтверждается, что он понимает содержание обвинительного заключения, после чего ему предлагается сделать заявление. Только после этого назначается дата судебного разбирательства. До вынесения обвинительного приговора обвиняемый считается невиновным. При этом ему гарантированы следующие права: —быть своевременно уведомленным на языке, который он —иметь достаточное время и возможности для подготовки —быть судимым без неопределенной задержки и в его при —допрашивать свидетелей, показывающих против него, —пользоваться бесплатной помощью переводчика и не Приговор выносится большинством судей Судебной палаты и оглашается публично. К нему прилагаются особые мне- ния судей. Осужденный или обвинитель вправе обжаловать приговор в Апелляционную камеру, состоящую из 5 судей. Основанием являются ошибки в вопросе права, в результате которых принято решение, либо ошибки в вопросе факта, приводящие к вынесению неправосудного решения. При вновь открывшихся обстоятельствах, имеющих решающее значение для вынесения приговора, осужденный или обвинитель могут обратиться в Международный трибунал с ходатайством о пересмотре вынесенного решения. Назначенное наказание в виде тюремного заключения отбывается осужденным в государстве, определенном Международным трибуналом, с применением уголовно-исполнительного законодательства этой страны. Исходя из интересов правосудия и общих принципов права, к осужденному могут быть применены помилование или смягчение наказания. Об этом государство уведомляет в установленном порядке Международный трибунал, который и принимает окончательное решение по этому вопросу. Нормы международного уголовного процесса содержатся в многочисленных канветтциях—уститгавлйвающих преступность и наказуемость деяний против международного права, а также и в других международных договорах. Возьмем, к примеру, Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. ТЕе процессуальные нормы регулируют сотрудничество государств в борьбе с различными проблемами незаконного оборота наркотиков, имеющего международный характер. При этом государство устанавливает свою юрисдикцию в случаях, когда правонарушение совершено на его территории, на борту судна, несущего его флаг, или воздушного судна, зарегистрированного по его законам, либо правонарушение совершено его гражданином, и т. п. (ст. 4). Детально регулируются порядок выдачи преступников (ст. 6), взаимная юридическая помощь государств в сборе доказательств наркопреступлений, ознакомления с материалами судебного разбирательства, производства обысков и арестов подозреваемых, обследований предметов и мест, предоставления информации, доказательственных предметов, оригиналов или заверенных копий документов, определения и выявления доходов, собственности, средств или других вещей для доказательственных целей (ст. 7). В Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. установлена универсальная юрисдикция государств в целях обеспечения неотвратимости уголовного нака- зания лиц, совершивших захват заложников. При этом ст. 8 гарантирует им справедливое обращение на всех стадиях судебного разбирательства, в том числе пользование всеми правами и гарантиями, предусмотренными законодательством государств, на территории которого он находится. В Конвенции раскрывается ряд уголовно-процессуальных действий, осуществляемых в порядке правовой помощи. В договорах о правовой помощи государств по уголовным делам, кроме этого, детально регулируются основания и порядок выдачи преступников (обязанность выдачи, случаи отказа от выдачи, оформление и представление требования о выдаче, отсрочка выдачи, порядок ареста, передачи, транзитной перевозки и т. п. ); порядок рассмотрения уголовных дел, подсудных судам двух и более государств, порядок передачи документов, предметов и других вещественных доказательств, уведомление о вынесенных судами обвинительных приговорах в отношении граждан других стран, передача сведений о судимости, порядок сношений по вопросам уголовного преследования и др. Характерной в этом отношении является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам СНГ 1993 г., которая содержит некоторые новые юрисдикционные нормы международного уголовного процесса. К их числу, например, относятся статьи 72—76, согласно которым государства-участники взяли на себя обязательства по поручению другого государства в соответствии со своим национальным законодательством осуществлять уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории другой страны — участника Конвенции. В таком уголовном деле рассматриваются и гражданско-правовые требования потерпевших, понесших ущерб от этого преступления, при наличии ходатайств о возмещении материального или морального вреда. Юридическим основанием для осуществления такого уголовного преследования является уголовно-процессуальный документ, называемый «Поручение об осуществлении уголовного преследования». Конвенция требует, чтобы оно включало в себя наименование запрашивающего государства и учреждения; описание совершенного подозреваемым деяния с указанием времени, места этого события; тексты норм уголовного, уголовно-процессуального кодексов и других статей законов, имеющих значение для производства по данному делу; по- дробные сведения о личности подозреваемого, заявления потерпевших с указанием размеров ущерба, материалы уголовного дела, в том числе вещественные доказательства, и другие документы. В обязанность запрашиваемого государства входит письменное уведомление запрашивающей стороны о результатах уголовного преследования с направлением копии приговора или другого документа об окончательном решении по делу. Достойное место среди источников международного уголовного процесса займет Статут Международного уголовного суда, проект которого разработан Комиссией международного права ООН по заданию ГА ООН, а также его Регламент или другие правила процедуры. Сторонники создания этого Суда идут дальше простого преследования международных преступников. Они не без оснований доказывают, например, что агрессивные войны и другие международные преступления нельзя исключить принятием бесчисленных международных договоров, деятельностью ООН и других международных организаций. В миссии поддержания международного мира и правопорядка основное место должно занять международное правосудие, международное уголовное преследование индивидов, посягающих на международный правопорядок. Как внутригосударственное уголовное право и уголовный процесс являются одними из главных орудий обуздания правонарушителей, агрессивных, индивидуалистических черт антиобщественно настроенных лиц, так и международное уголовное право и процесс должны стать важным средством подавления агрессивных, националистических и других эгоистических проявлений со стороны руководителей отдельных государств, государст-венноподобных образований и исполнителей их преступных приказов. Международный уголовный суд станет постоянным органом международного правосудия с юрисдикцией в отношении преступлений, предусмотренных в Кодексе преступлений против мира и безопасности человечества и других международных договорах. Судьи будут избираться Генеральной Ассамблеей ООН. Нормы международного уголовного процесса будут сформулированы в основном в его Статуте и Регламенте. Процессуальные гарантии прав обвиняемых и подсудимых уже определены действующими нормами международного уголовного права. В связи с созданием этого Суда возникает комплекс процессуальных вопросов, связанных с предварительным рассле- дованием уголовных дел и установлением фактов, с применимым правом, организацией обвинения и защиты в процессе, созданием на постоянной основе интернациональных полицейских сил, которые бы взаимодействовали с Судом, отбыванием назначенного наказания и др. Решение этих проблем значительно ускорит создание названного Суда. Нормы международного уголовного процесса имеются также в Уставе Международной организации уголовной полиции (Интерпола), в проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, решениях ООН и ее специализированных учреждений. К примеру, в названном проекте кодекса предусмотрены обязанности государств предавать национальному суду или выдавать преступников для уголовного преследования другому государству; не применять сроков давности к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества; предоставлять обвиняемым следующие судебные гарантии их прав: презумпция невиновности, беспристрастность судебного разбирательства, своевременное уведомление о характере и основаниях обвинения на понятном ему языке, право на защиту, право быть судимым без неопределенной задержки, в его присутствии, возможность допроса показывающих против него и других показаний против самого себя или к признанию себя виновным (ст. 6—8). Процессуальные нормы этого документа предусматривают право национальных судов любого государства предавать суду и подвергать уголовному наказанию лиц за совершение предусмотренных Кодексом преступлений, если деяние имело место на территории данного государства или если это государство является основной жертвой совершенных преступлений (ст. 9). Показанные в работе отдельные институты международного уголовного права далеко не охватывают содержание этой отрасли международного права. Сегодня она находится в стадии развития и совершенствования применительно к условиям роста международной преступности. Поэтому не вызывает сомнения необходимость дальнейшего и постоянного научного исследования проблем международного уголовного права, его изучения в рамках юридического образования в стране и в процессе правовоспитательной работы. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила последнюю Декаду XX века Десятилетием международного права, целью которого является прогресс в соблюдении принципов между- народного права, поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации Поэтому совершенствование международного уголовного права, его кодификация и трансформация в национальное уголовное законодательство могут стать вкладом в достижение этих целей и укрепление принципа права в международных отношениях в сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|