Глава 5. Ответственность. за уголовные преступления международного характера
Глава 5. Ответственность за уголовные преступления международного характера В различных источниках преступления международного характера именуются по-разному: «международные уголовные преступления», «уголовные преступления международного характера», «международные преступления уголовного характера» «конвенционные преступления», «транснациональные преступления» и т. п. Однако эти различия носят терминологический характер и перечисленные названия фактически являются синонимами. з* 67 Указанные преступления чаще всего посягают на внутригосударственный, национальный правопорядок. Одновременно они затрагивают интересы других стран или международного сообщества, подрывая основы сотрудничества государств и другие стороны международных отношений. По своей юридической природе они в своем большинстве могут быть отнесены с общеуголовным преступлениям, осложненным «иностранным элементом». В зависимости от того, какой признак преступления затрагивается, «иностранные элементы» можно условно подразделить на отдельные группы. Первая — относится к субъекту преступления, которое будет носить международный характер, если исполнители и их соучастники являются гражданами нескольких стран. К примеру, одни лица выращивали и продавали наркосодержащие растения в Колумбии, другие перевозили их для переработки в героин в соседнюю Мексику, третьи распространяли изготовленный наркотик в странах Европы и т. п. Вторая группа «иностранных элементов» может быть отнесена к объекту преступного посягательства, который не всегда совпадает с местом совершения преступления. Классическим примером является незаконное изготовление американских долларов в Италии, сбыт их иностранным туристам во Франции, Испании и других странах. При этом экономический ущерб причиняется денежному обращению США. По этому признаку названные преступления нередко именуются транснациональными.
И, наконец, третья группа — объединяет «иностранные элементы», связанные с объективной стороной преступления, которая изначально юридически закреплена в международных договорах, конвенциях в силу их международной опасности и особых международных обязательств государств по борьбе с ними. Больше ничего иностранного в них нет. Чтобы подчеркнуть их особую опасность, здесь нередко указываются и санкции. Примером может служить ответственность за пытки, которые не имеют других «иностранных элементов», кроме того, что государство обязано применять репрессивные меры, являясь участником специального международного договора. По этому признаку рассматриваемые деяния называют конвенционными. Подробное и обоснованное определение преступлений международного характера дают авторы монографии «Международное уголовное право». По их мнению, «это деяния, предусмотренные международным договором, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т. п. ), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами»1. Отсюда можно вычленить ряд особенностей рассматриваемых преступлений: — в отличие от международных преступлений ответствен
— объектом преступного посягательства в данном случае — уголовная ответственность за эти преступления насту Возможно, что в ближайшие годы юрисдикция в отношении преступлений международного характера изменится. Как отмечено выше, Комиссия международного права ООН подготовила проект Статута международного уголовного суда, который будет иметь силу международного договора с юрисдикцией в отношении рассматриваемых преступлений. Такой постоянно действующий суд с обязательной юрисдикцией призван существенно повысить уровень и эффективность борьбы с международной преступностью. Однако не все госу- 1 Международное уголовное право. — М., 1995. — С. 116. дарства поддерживают идею создания такого уголовного суда, считая его орудием вмешательства в свои внутренние дела. Поэтому в настоящее время основные проблемы в этом плане решают национальные правоохранительные органы. По своему характеру и содержанию преступления международного характера неоднородны. У большинства их них «иностранные элементы» четко выражены. Другие находятся как бы на грани с общеуголовными преступлениями, не посягающими непосредственно на международный правопорядок. Однако предварительное расследование, судебное разбирательство, исполнение приговора требуют взаимной помощи государств. К примеру, субъект после разбойного нападения скрывается в другой стране, которая в соответствии с международным договором оказывает правовую помощь в его розыске, задержании, сборе доказательств. Другими словами, вступает в силу уже уголовно-процессуальная или уголовно-исполнительная сторона международного уголовного права.
Отсюда вытекают различные подходы к перечню и квалификации некоторых преступлений. Например, Интерпол относит к числу международных уголовных преступлений кражу и перепродажу произведений искусства, автомобилей и других ценностей, сопровождающиеся пересечением государственных границ (похищены в одной стране, переправлены в другую, проданы в третью). В таких случаях в этой международной организации официально признано присутствие следующих признаков преступления: 1. Вид совершенного преступления. 2. Опасность преступления для внутренних интересов бо 4. Характеристика преступника или хотя бы одного из его сообщников как разъезжающего по разным странам. 4. Поведение исполнителей преступления или его сообщников. Следовательно, первый и второй признаки по своей сущности связаны с объектом и объективной стороной преступления, его международным, «иностранным элементом», атре-тий и четвертый — с субъективной стороной поведения преступников, преследующих международные цели и мотивы. По этим признакам к преступлениям международного характера здесь относят, например, кражи из гостиниц разных стран, совершенные одним и тем же лицом, а также другие общеуголовные преступления, совершенные «разъездными», «международными преступниками». Поэтому к их числу здесь отно- я, чья преступная деятельность затрагивает юрисдикцию уХ и более государств, т. е. членов международных преступных группировок, занимающихся в разных странах рэкетом, кражами, мошенничеством, перепродажей краденого имущества или скрывающихся за границами своего государства от уголовной ответственности. В названных случаях отсутствует такой признак, какконвенционность, поэтому перечисленные преступления мы не можем отнести к числу преступлений меж-~ дународного характера.
В настоящее время ответственность за большинство из исследуемых преступлений в достаточной степени освещена в юридической литературе1. Однако четких критериев отнесения тех или иных деяний к числу преступлений международного характера пока не выработано. В зависимости от объекта преступного посягательства, степени международной опасности и других признаков уголовные преступления международного характера можно условно подразделить на следующие основные группы: 1. Преступления против стабильности международных отно 2. Деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и 3. Преступные посягательства на личные права человека: раб См., например, Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. — М., 1983; Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью. — М., 1972; КарпецИ. И. Преступления международного характера. — М., 1979; Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями, — М., 1993; Чучаев А. И. Преступления на воздушном транспорте. Учеб. пособие. — М., 1986, и др. безопасности человечества «Систематические и массовые нарушения прав человека» (ст. 21), насильственные исчезновения и др. 4. Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство
5. Военные преступления международного характера: приме Приведенная классификация носит условный характер и произведена в учебных целях. При постоянном росте международной преступности и неутешительных прогнозах специалистов в этой области перечень рассматриваемых преступлений не может быть исчерпывающим. Поэтому их число будет возрастать в условиях нестабильности международных отношений, вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, а также нарушений прав человека. Рассмотрим перечисленные преступления подробнее. Международный терроризм — самое тяжкое преступление международного характера, «влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами»1. Это деяние используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций. «В настоящее время в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тыс. человек и 11, 5 тыс. пострадало»2. Следует различать международный, национальный 1 Дипломатический словарь. — М.: 1986. —Т. 3. — С. 461. 2 Юридическая газета, — 1991. — № 9. государственный терроризм. Последний нередко квалифицируется как акт агрессии. Международным уголовным преступлением теракт квали-^иЦИрУ614^ в следующих случаях: а) преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами; б) теракт направлен против лиц, пользующихся международной защитой; в) подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом; г) совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче. Международное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом начало складываться в 30-х годах. Например, в 1934 г. на Мадридской конференции по унификации уголовного законодательства удалось принять следующее определение терроризма: «применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации». В 1937 г. более 20 государств подписали Конвенцию о предупреждении и наказании терроризма, под которым понимались «преступные действия, направленные против государства, цель или характер которых состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или среди населения» (ст. 1). К ним были отнесены акты, направленные против жизни, здоровья и свободы глав государств, лиц, пользующихся прерогативами глав государств, их наследственных или назначаемых преемников; супругов названных лиц; лиц, выполняющих общественные функции или публичные должности, когда указанные действия совершены в связи с их функциями; а также разрушение или нанесение повреждения публичному имуществу или имуществу другого государства; намерение добиться гибели человеческих жизней путем создания общей опасности, факты изготовления, приобретения, хранения или поставки оружия, взрывчатых веществ или вредоносных составов в целях осуществления этих преступлений. Одновременно для уголовного преследования террористов 13 государств подписали конвенцию «О создании международного уголовного суда», которая, по мнению многих стран, ограничивала суверенное равенство государств. Кроме того, в этих конвенциях не предусматривалась обязательная выдача Международных террористов, а определение терроризма было слишком широким. По этим причинам конвенции не собрали необходимого количества ратификаций и в силу не вступили. Однако их положительное воздействие на международное со-трудничество государств в этой области несомненно. Основ-ные нормы этих конвенций были использованы для совершенствования законодательства о борьбе с терроризмом. Запрещение актов терроризма в период вооруженных конфликтов предусматривается нормами международного гуманитарного права, в частности, положениями Дополнительных протоколов 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Послевоенный период отмечается количественным и качественным ростом террористических организаций и групп. Среди них широко известны израильские «Штерн», «Иргун», в США — «Лига защиты евреев», а также «Тигры освобождения «Тамил илама», банда «Баадер-Майнхоф», «Черный интернационал», «Всемирный национал-социалистический союз», «Армянская секретная армия за освобождение Армении». В 60 странах мира действуют неофашистские организации. Большое число террористических организаций действует в Европе: «Красные бригады» (Италия), «Фракция Красной Армии» (ФРГ), «Боевые коммунистические группы» (Бельгия), «Аксьон директ» (Франция), «ЭТА» (Испания), организация «Паладин», владеющая «фондом Бормана» (свыше 100 т золота и огромные денежные вклады в банках), и др. Террористические акты стали совершаться не только по политическим мотивам, но и в целях вымогательства крупных денежных сумм и по другим обычным преступным мотивам, Что касается объектов посягательства, то ими становятся не только лица, пользующиеся международной защитой, но и обычные граждане. К таким терактам следует отнести, например, взрыв бомбы, подложенной в одном из баров Афин, посещаемых американскими военнослужащими, в результате которого 34 американца получили ранения. Одновременно расширяются рамки международного сотрудничества по борьбе с этими преступлениями. При ООН создан Специальный комитет по международному терроризму, который координирует деятельность государств в изучении и устранении причин терроризма и борьбу с ним. По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН неоднократно осуждал3 акты международного террора, указывала на недопустимость его расширительного толкования, а в 1984 г. приняла спеиИ" альную резолюцию «О недопустимости политики государсТ" венного терроризма и любых действий государств, направлен" ных на подрыв общественно-политического строя в ДРУГР1 суверенных государствах». В ней решительно отвергаются все концепции, оправдывающие международный терроризм. В декабре 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов1. В ст. 1 клицам, пользующимся международной защитой, отнесены глава государства, глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве, министр иностранных дел, члены семей, которые сопровождают названных лиц за границей; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо либо агент межправительственной международной организации и проживающие с ними члены семей. Международным уголовным преступлением признаются следующие умышленные деяния: убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы этих лиц; насильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица, если нападение может угрожать его личности или свободе; угроза, покушение или соучастие в таком нападении. При задержании террориста на своей территории государство принимает в соответствии со своим законодательством необходимые меры, обеспечивающие «его присутствие для целей уголовного преследования или выдачи». Заинтересованным государствам или международным организациям сообщается о принятых мерах. При этом юрисдикция государств по этой категории уголовных дел осуществляется в следующих случаях (ст. 3): —преступление совершено на территории данного государ —предполагаемый преступник является гражданином это —- преступление совершено против лица, пользующегося международной защитой и выполняющего официальные Функции от имени данного государства. Названные нормы Конвенции обеспечивают неотврати-°сть наказания преступников независимо от места их нахождения и совершения теракта путем установления механизма выдай, либо суди». Среди других форм сотрудничества От имени СССР она была подписана в 1974 г. и вступила в силу в 1977 г. Конвенция предусматривает обмен информацией и коордц, нацию профилактических мер (ст. 4), обязательства стран ока-зывать друг другу «наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предприятиями в отношении преступлений..., включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства (ст. 10), урегулирование споров путем переговоров, обращения в арбитраж или Международный суд (ст. 13). В общей форме обязательства государств по защите лиц, пользующихся международной защитой, изложены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. На государство пребывания возлагаются специальные обязанности по предупреждению любых посягательств на их личность, свободу или достоинство (ст. 29), а также принятие надлежащих мер по защите помещений дипломатического представительства «от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства» (ст. 22). Меры по предупреждению международного терроризма и усилению борьбы с ним предусмотрены в решении VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями «Меры по борьбе с международным терроризмом» 1990 г. 1 и Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г. Определенную роль в деле предупреждения актов международного терроризма может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 г. Государства взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические В В специальной маркировке для их обнаружения в случае использования при терактах. В течение трех лет их запасы должны быть уничтожены, использованы или приведены в негодность. Военные и полицейские запасы ликвидируются в течение 15 лет. Политические установки по борьбе с рассматриваемыми деяниями включены в итоговые документы встреч участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене и Париже. Введены в действие три региональных соглашения: Конвенция 1971 г. Организации американских государств о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму 1 См., Приложение 10. — С. 241—246. оеступлений против лиц, и связанного с этим вымогательст-когда такие акты носят международный характер; Европейская конвенция 1977 г. о борьбе с терроризмом; одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) Конвенция 1987г. по пресечению терроризма. В рамках Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму. Несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом, в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международного терроризма, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма. Анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов: —взрывы помещений посольств, миссий, представительств —диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокза —умышленное использование взрывных устройств, встро —любой диверсионный акт против общественных соору —заговор в целях совершения актов международного тер В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера. Распад СССР привел к росту терроризма во всех бывших союзных республиках. По данным печати, здесь появилось множество террористических группировок численностью около 30 тыс. человек. В их арсенале около 6 тыс. стволов оружия. В 1990—1994 гг. они совершили более 200 взрывов, от которых погибло 50 и ранено 130 человек. Убито 15 народных депута- тов. Недовольство внешней политикой России ведет к терактам против ее зарубежных представительств. Наше государство активно сотрудничает с другими странами в борьбе с международным терроризмом. Ряд норм названных международно-правовых актов трансформированы в российское уголовное законодательство. Так, диспозиция ст. 196 «Терроризм» УК РФ гласит: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо воздействия на принятие решений органами власти». В качестве квалифицирующих признаков указываются повторность, рецидив, совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, наступление смерти или иных тяжких последствий, а также совершение актов терроризма преступным сообществом. Захват заложников как международное уголовное преступление квалифицируется в соответствии с Конвенцией о борьбе с захватом заложников, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. 1 За два года до этого в связи с ростом фактов заложничества на XXXI сессии был учрежден специальный комитет ООН по разработке проекта названной конвенции. Кроме этой конвенции, сотрудничество государств в борьбе с захватом заложников регулируется рядом региональных соглашений. Они возникли на Американском континенте, страны которого стали первыми страдать от захвата заложников из числа дипломатических агентов иностранных государств и членов их семей. В 1970 г. Постоянный комитет Организации американских государств (ОАГ) принял резолюцию, осуждающую похищения людей в целях вымогательства. Такие акции квалифицировались как преступления против человечности. В 1971 г. в Вашингтоне была подписана одобренная Генеральной ассамблеей ОАГ межамериканская конвенция, в которой предусматривалась унификация законодательства в борьбе с похищениями, убийствами, вымогательствами и другими актами насилия против лиц, пользующихся международной защитой. Перечисленные преступления квалифицировались здесь как уголовные преступления, имеющие международное значение независимо от мотивов их совершения. 1 СССР присоединился к этой Конвенции в 1987 г. 9 этой Конвенции провозглашала ее открытой для под-исания и присоединения всех государств, не являющихся членами ОАГ. Выработка договоренностей по борьбе с захватом заложников проводилась и в рамках Европейского Совета. В 1973 г. его Консультативная ассамблея в своей рекомендации № 703 предложила государствам считать похищения ни в чем не повинных людей или причинение угрозы их жизни тяжкими уголовными преступлениями. В 1977 г. в Страсбурге после длительного обсуждения в органах Европейского Совета была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом. Среди других актов международного терроризма здесь были названы всякое похищение людей, взятие заложников или незаконное лишение свободы. Уголовная ответственность за захват заложников предусмотрена и в других названных выше международно-правовых актах о борьбе с международным терроризмом, а также Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны 1949 г. и Дополнительных протоколах 1977 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции 1979 г. заложиичество — это захват или задержание с последующим незаконным лишением свободы лица с целью заставить третью сторону (государство, других лиц или организации) совершить навязываемые действия (бездействие) в качестве условия для освобождения заложников. Объектами заложничества являются не только лица, пользующиеся международной защитой, но и представители администрации мест лишения свободы (в целях освобождения заключенных), крупные промышленники и бизнесмены, члены их семей (в целях получения выкупа). При вооруженных ограблениях они берутся для прикрытия бегства и т. п. Нередко заложники используются как средство мести за проводимую государством политику. Например, в 80-х годах исламские фундаменталисты в целях мести США и другим странам, поддерживающим политику Израиля на Ближнем Востоке, похитили в Бейруте и других городах ряд лиц, многие из которых томились в застенках несколько лет. Государство, на территории которого удерживается захваченный преступниками заложник, обязано принять все меры облегчения положения заложника, в частности обеспечить его освобождение и содействовать в необходимых случаях его отъезду после освобождения (ст. 3). Принцип универсальной юрисдикции закреплен в ст. 5 Конвенции. При этом государство осуществляет свою юрис- дикцию, если преступление в виде захвата заложников совершено: а) на его территории или на борту зарегистрированного в нем судна; б) любым из его граждан; в) для того чтобы заставить это государство совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения; г) в отношении заложника — гражданина этого государства, а также если предполагаемый преступник находится на территории этого государства. Выдача преступника запрещена, если есть основание считать, что она будет использована для преследования и наказания лица в связи с его политическими взглядами, расовой, религиозной принадлежностью и другими признаками (ст. 9). С 1987 г. в УК РФ включена норма «Захват заложников», т. е. захват или удержание в качестве заложника, соединенное с угрозой убийства либо причинением телесных повреждений, совершенное в целях принуждения государства, международной организации, юридического или физического лица совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника (ст. 128). Квалифицирующими признаками являются: захват заложников по предварительному сговору группой лиц, организованной группой, рецидив, применение физического насилия, опасного для жизни и здоровья, применение оружия в отношении несовершеннолетних, двух или более лиц и совершенные преступным сообществом, повлекшие смерть, причинившие тяжкий вред здоровью людей либо иные тяжкие последствия. Трансформация международно-правовых норм о захвате заложников в национальное законодательство является важным вкладом в дело борьбы с этими преступлениями на территории Российской Федерации. В последние годы здесь значительно увеличилось число фактов захвата заложников, особенно в местах лишения свободы. Однако такие преступления следует отличать от аналогичных уголовных преступлений международного характера. Захват заложи и ков будет таковым, если: а) преступники и их жертвы являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за их пределами; б) заложниками являются лица, пользующиеся международной защитой; в) готовилось это преступление в одном государстве, а совершено в другом; г) преступники укрываются в другом государстве и встает вопрос о их выдаче. Эти условия присущи всем без исключения актам международного терроризма. Преступления, совершаемые на борту воздушного судна, подучили распространение с конца 60-х годов. До этого единичные случаи их совершения расценивались как акты «воздушного пиратства». Этот термин заимствован из морского права и ничего общего с классическим пиратством не имеет. Пиратство предполагает завладение имуществом пассажиров и членов экипажа и другие личные цели. Захват, угон самолетов'и др. сопровождается взятием заложников, разрушением самолета и т. п. Иными являются и цели преступлений на борту воздушного судна. В 1963 г. была принята Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна. Ее проект был разработан Международной организацией гражданской авиации (ИКАО); вступила в действие она в 1969 г. В Конвенции дано определение захвата воздушного судна: «Когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете». Однако подобные деяния не квалифицировались как преступления, а государствам давались лишь соответствующие рекомендации. В 1970 г. заключается Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, которому дано определение как уголовному преступлению международного характера. Государства-участники, в том числе и СССР, обязались применять к преступникам строгие меры уголовного наказания. При этом право уголовного преследования предоставляется либо государству, на территории которого оказался угонщик, либо государству, на территории которого приземлился или зарегистрирован самолет при выдаче ему преступника. Этим самым обеспечивается неотвратимость наказания преступника, где бы он ни скрывался от правосудия. Наказанию подлежат и соучастники. Ответственность должна наступать как за оконченное преступление, так и за покушение на его совершение в самых различных формах. Недостатком этой Конвенции является ограничение круга преступлений захватом и угоном воздушного судна. В 1971 г. принимается Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гРажданской авиации. В ней перечень уголовно наказуемых Деяний на борту воздушного судна значительно расширен. 1омимо захвата и угона воздушных судов, государства приня- ли на себя обязательства применять суровые меры наказания —совершение акта насилия в отношении лица, находяще —разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуа —помещение или совершение действий, приводящих к по —разрушение или повреждение аэронавигационного обо —сообщение заведомо ложных сведений и создание тем Преступлением должны признаваться и покушение (попытки) совершить любое из перечисленных действий и соучастие в них. Эта Конвенция также отвечает задачам эффективной международной борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, поэтому наше государство является ее активным участником. Общественная опасность таких преступлений заключена в нанесении большого ущерба государству, в возможности гибели людей не только на борту самолета, но и находящихся на земле и могущих попасть в зону аварии. Угоны транспортных воздушных судов сопровождаются навигационными трудностями, опасностью полетов над морем для самолетов, не приспособленных для этого, реальностью становится нехватка горючего. П
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|