Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Ответственность. за уголовные преступления международного характера




Глава 5. Ответственность

за уголовные преступления международного характера

В различных источниках преступления международного характера именуются по-разному: «международные уголовные преступления», «уголовные преступления международного характера», «международные преступления уголовного харак­тера» «конвенционные преступления», «транснациональные преступления» и т. п. Однако эти различия носят терминоло­гический характер и перечисленные названия фактически яв­ляются синонимами.

з*                                          67


Указанные преступления чаще всего посягают на внутри­государственный, национальный правопорядок. Одновремен­но они затрагивают интересы других стран или международ­ного сообщества, подрывая основы сотрудничества государств и другие стороны международных отношений. По своей юри­дической природе они в своем большинстве могут быть отне­сены с общеуголовным преступлениям, осложненным «ино­странным элементом». В зависимости от того, какой признак преступления затрагивается, «иностранные элементы» можно условно подразделить на отдельные группы. Первая — отно­сится к субъекту преступления, которое будет носить между­народный характер, если исполнители и их соучастники явля­ются гражданами нескольких стран. К примеру, одни лица выращивали и продавали наркосодержащие растения в Колум­бии, другие перевозили их для переработки в героин в сосед­нюю Мексику, третьи распространяли изготовленный нарко­тик в странах Европы и т. п.

Вторая группа «иностранных элементов» может быть отне­сена к объекту преступного посягательства, который не всегда совпадает с местом совершения преступления. Классическим примером является незаконное изготовление американских долларов в Италии, сбыт их иностранным туристам во Фран­ции, Испании и других странах. При этом экономический ущерб причиняется денежному обращению США. По этому признаку названные преступления нередко именуются транс­национальными.

И, наконец, третья группа — объединяет «иностранные эле­менты», связанные с объективной стороной преступления, которая изначально юридически закреплена в международных договорах, конвенциях в силу их международной опасности и особых международных обязательств государств по борьбе с ними. Больше ничего иностранного в них нет. Чтобы подчерк­нуть их особую опасность, здесь нередко указываются и санк­ции. Примером может служить ответственность за пытки, ко­торые не имеют других «иностранных элементов», кроме того, что государство обязано применять репрессивные меры, яв­ляясь участником специального международного договора. По этому признаку рассматриваемые деяния называют конвенци­онными.

Подробное и обоснованное определение преступлений международного характера дают авторы монографии «Между­народное уголовное право». По их мнению, «это деяния, пре­дусмотренные международным договором, не относящиеся к


преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т. п. ), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам нацио­нального уголовного законодательства в соответствии с эти­ми договорами»1. Отсюда можно вычленить ряд особенностей рассматриваемых преступлений:

— в отличие от международных преступлений ответствен­
ность за преступления международного характера несут не го­
сударства, а физические лица, потому что международная опас­
ность этих деяний значительно ниже, чем международных пре­
ступлений;

— объектом преступного посягательства в данном случае
выступают не международный мир и безопасность человече­
ства, а лишь нормальные отношения, межгосударственное со­
трудничество, права человека и другие охраняемые междуна­
родным правом общечеловеческие ценности;

— уголовная ответственность за эти преступления насту­
пает на основе международных договоров, но по националь­
ным нормам уголовного, уголовно-процессуального и уголов­
но-исполнительного законодательства. Поэтому, если самолет
в России захвачен преступниками и угнан в Швецию, то всту­
пают в силу нормы Гаагской конвенции о борьбе с незакон­
ным захватом воздушных судов 1970 г. По запросу компетент­
ных органов России шведская сторона может принять реше­
ние о выдаче преступников нашему государству. Тогда винов­
ные привлекаются к уголовной ответственности по нормам УК
и УПК РФ. В случае отказа в выдаче угонщики самолета долж­
ны быть осуждены по законам Швеции.

Возможно, что в ближайшие годы юрисдикция в отноше­нии преступлений международного характера изменится. Как отмечено выше, Комиссия международного права ООН под­готовила проект Статута международного уголовного суда, который будет иметь силу международного договора с юрис­дикцией в отношении рассматриваемых преступлений. Такой постоянно действующий суд с обязательной юрисдикцией призван существенно повысить уровень и эффективность борьбы с международной преступностью. Однако не все госу-

1 Международное уголовное право. — М., 1995. — С. 116.


дарства поддерживают идею создания такого уголовного суда, считая его орудием вмешательства в свои внутренние дела. Поэтому в настоящее время основные проблемы в этом плане решают национальные правоохранительные органы.

По своему характеру и содержанию преступления между­народного характера неоднородны. У большинства их них «иностранные элементы» четко выражены. Другие находятся как бы на грани с общеуголовными преступлениями, не пося­гающими непосредственно на международный правопорядок. Однако предварительное расследование, судебное разбира­тельство, исполнение приговора требуют взаимной помощи государств. К примеру, субъект после разбойного нападения скрывается в другой стране, которая в соответствии с между­народным договором оказывает правовую помощь в его розы­ске, задержании, сборе доказательств. Другими словами, всту­пает в силу уже уголовно-процессуальная или уголовно-испол­нительная сторона международного уголовного права.

Отсюда вытекают различные подходы к перечню и квали­фикации некоторых преступлений. Например, Интерпол от­носит к числу международных уголовных преступлений кра­жу и перепродажу произведений искусства, автомобилей и других ценностей, сопровождающиеся пересечением государ­ственных границ (похищены в одной стране, переправлены в другую, проданы в третью). В таких случаях в этой междуна­родной организации официально признано присутствие сле­дующих признаков преступления:

1. Вид совершенного преступления.

2. Опасность преступления для внутренних интересов бо­
лее чем одного государства.

4. Характеристика преступника или хотя бы одного из его сообщников как разъезжающего по разным странам.

4. Поведение исполнителей преступления или его сообщ­ников.

Следовательно, первый и второй признаки по своей сущ­ности связаны с объектом и объективной стороной преступ­ления, его международным, «иностранным элементом», атре-тий и четвертый — с субъективной стороной поведения пре­ступников, преследующих международные цели и мотивы. По этим признакам к преступлениям международного характера здесь относят, например, кражи из гостиниц разных стран, совершенные одним и тем же лицом, а также другие общеуго­ловные преступления, совершенные «разъездными», «между­народными преступниками». Поэтому к их числу здесь отно-


я, чья преступная деятельность затрагивает юрисдикцию уХ и более государств, т. е. членов международных преступ­ных группировок, занимающихся в разных странах рэкетом, кражами, мошенничеством, перепродажей краденого имуще­ства или скрывающихся за границами своего государства от уголовной ответственности. В названных случаях отсутствует такой признак, какконвенционность, поэтому перечисленные преступления мы не можем отнести к числу преступлений меж-~ дународного характера.

В настоящее время ответственность за большинство из ис­следуемых преступлений в достаточной степени освещена в юридической литературе1. Однако четких критериев отнесе­ния тех или иных деяний к числу преступлений международ­ного характера пока не выработано.

В зависимости от объекта преступного посягательства, сте­пени международной опасности и других признаков уголов­ные преступления международного характера можно условно подразделить на следующие основные группы:

1. Преступления против стабильности международных отно­
шений:
международный терроризм; захват заложников; захват,
угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные де­
яния, совершаемые на борту воздушного судна и в междуна­
родных аэропортах; хищения ядерного материала; вербовка,
использование, финансирование и обучение наемников, а так­
же участие наемника в военных действиях; незаконное радио-
и телевещание, пропаганда войны.

2. Деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и
культурному развитию государств:
фальшивомонетничество;
легализация преступных доходов; незаконный оборот нарко­
тических средств и психотропных веществ; контрабанда; не­
легальная эмиграция и посягательства на культурные ценнос­
ти народов.

3. Преступные посягательства на личные права человека: раб­
ство, работорговля; торговля женщинами, детьми, эксплуата­
ция проституции третьими лицами; распространение порно­
графии; пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижа­
ющие достоинство виды обращения и наказания, а также пре­
дусмотренные в проекте кодекса преступлений против мира и

См., например, Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. — М., 1983; Галенская Л. Н. Международная борь­ба с преступностью. — М., 1972; КарпецИ. И. Преступления международно­го характера. — М., 1979; Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями, — М., 1993; Чучаев А. И. Пре­ступления на воздушном транспорте. Учеб. пособие. — М., 1986, и др.


безопасности человечества «Систематические и массовые на­рушения прав человека» (ст. 21), насильственные исчезнове­ния и др.

4. Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство
(морской разбой); разрыв или повреждение подводного кабе­
ля или трубопровода; столкновение морских судов; неоказа­
ние помощи на море; загрязнение морской среды вредными
веществами; нарушение правового режима континентального
шельфа и специальной экономической зоны; нарушения ус­
тановленных правил морских промыслов.

5. Военные преступления международного характера: приме­
нение запрещенных средств и методов ведения войны; наси­
лие над населением в районе военных действий; незаконное
ношение или злоупотребление знаками Красного Креста и
Красного Полумесяца; мародерство; дурное обращение с во­
еннопленными; небрежное исполнение обязанностей в отно­
шении раненых и больных военнопленных; совершение дей­
ствий, направленных во вред другим военнопленным, и др.

Приведенная классификация носит условный характер и произведена в учебных целях. При постоянном росте между­народной преступности и неутешительных прогнозах специа­листов в этой области перечень рассматриваемых преступле­ний не может быть исчерпывающим. Поэтому их число будет возрастать в условиях нестабильности международных отно­шений, вооруженных конфликтов международного и немеж­дународного характера, а также нарушений прав человека.

Рассмотрим перечисленные преступления подробнее.

Международный терроризм — самое тяжкое преступление международного характера, «влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятель­ность государств и их представителей и затрудняющее осуще­ствление международных контактов, встреч, а также транс­портных связей между государствами»1. Это деяние использу­ется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций. «В настоящее вре­мя в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За послед­ние десять лет ими совершено 6500 актов международного тер­роризма, от которых погибло 5 тыс. человек и 11, 5 тыс. пост­радало»2. Следует различать международный, национальный

1 Дипломатический словарь. — М.: 1986. —Т. 3. — С. 461.

2 Юридическая газета, — 1991. — № 9.


государственный терроризм. Последний нередко квалифи­цируется как акт агрессии.

Международным уголовным преступлением теракт квали-^иЦИрУ614^ в следующих случаях: а) преступник и потерпев­шие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами; б) теракт направлен против лиц, пользующихся международной защи­той; в) подготовка к преступлению ведется в одном государст­ве, а совершается преступление в другом; г) совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.

Международное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом начало складываться в 30-х годах. Например, в 1934 г. на Мадридской конференции по унификации уголов­ного законодательства удалось принять следующее определе­ние терроризма: «применение какого-либо средства, способ­ного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации».

В 1937 г. более 20 государств подписали Конвенцию о пре­дупреждении и наказании терроризма, под которым понима­лись «преступные действия, направленные против государст­ва, цель или характер которых состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или среди населения» (ст. 1). К ним были отнесены акты, направленные против жизни, здоровья и свободы глав государств, лиц, пользующихся прерогатива­ми глав государств, их наследственных или назначаемых пре­емников; супругов названных лиц; лиц, выполняющих обще­ственные функции или публичные должности, когда указан­ные действия совершены в связи с их функциями; а также раз­рушение или нанесение повреждения публичному имуществу или имуществу другого государства; намерение добиться ги­бели человеческих жизней путем создания общей опасности, факты изготовления, приобретения, хранения или поставки оружия, взрывчатых веществ или вредоносных составов в це­лях осуществления этих преступлений.

Одновременно для уголовного преследования террористов 13 государств подписали конвенцию «О создании международ­ного уголовного суда», которая, по мнению многих стран, ог­раничивала суверенное равенство государств. Кроме того, в этих конвенциях не предусматривалась обязательная выдача Международных террористов, а определение терроризма было слишком широким. По этим причинам конвенции не собрали необходимого количества ратификаций и в силу не вступили.


Однако их положительное воздействие на международное со-трудничество государств в этой области несомненно. Основ-ные нормы этих конвенций были использованы для совершен­ствования законодательства о борьбе с терроризмом.

Запрещение актов терроризма в период вооруженных кон­фликтов предусматривается нормами международного гума­нитарного права, в частности, положениями Дополнительных протоколов 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.

Послевоенный период отмечается количественным и ка­чественным ростом террористических организаций и групп. Среди них широко известны израильские «Штерн», «Иргун», в США — «Лига защиты евреев», а также «Тигры освобожде­ния «Тамил илама», банда «Баадер-Майнхоф», «Черный ин­тернационал», «Всемирный национал-социалистический союз», «Армянская секретная армия за освобождение Арме­нии». В 60 странах мира действуют неофашистские организа­ции. Большое число террористических организаций действу­ет в Европе: «Красные бригады» (Италия), «Фракция Красной Армии» (ФРГ), «Боевые коммунистические группы» (Бельгия), «Аксьон директ» (Франция), «ЭТА» (Испания), организация «Паладин», владеющая «фондом Бормана» (свыше 100 т золо­та и огромные денежные вклады в банках), и др.

Террористические акты стали совершаться не только по политическим мотивам, но и в целях вымогательства крупных денежных сумм и по другим обычным преступным мотивам, Что касается объектов посягательства, то ими становятся не только лица, пользующиеся международной защитой, но и обычные граждане. К таким терактам следует отнести, напри­мер, взрыв бомбы, подложенной в одном из баров Афин, по­сещаемых американскими военнослужащими, в результате ко­торого 34 американца получили ранения.

Одновременно расширяются рамки международного со­трудничества по борьбе с этими преступлениями. При ООН создан Специальный комитет по международному террориз­му, который координирует деятельность государств в изучении и устранении причин терроризма и борьбу с ним. По его ини­циативе Генеральная Ассамблея ООН неоднократно осуждал3 акты международного террора, указывала на недопустимость его расширительного толкования, а в 1984 г. приняла спеиИ" альную резолюцию «О недопустимости политики государсТ" венного терроризма и любых действий государств, направлен" ных на подрыв общественно-политического строя в ДРУГР1


суверенных государствах». В ней решительно отвергаются все концепции, оправдывающие международный терроризм.

В декабре 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений про­тив лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов1. В ст. 1 клицам, пользующимся меж­дународной защитой, отнесены глава государства, глава пра­вительства во время его нахождения в иностранном государ­стве, министр иностранных дел, члены семей, которые сопро­вождают названных лиц за границей; представитель государ­ства или иное должностное лицо, имеющее право на специ­альную защиту; должностное лицо либо агент межправитель­ственной международной организации и проживающие с ними члены семей.

Международным уголовным преступлением признаются следующие умышленные деяния: убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы этих лиц; на­сильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица, если нападение может уг­рожать его личности или свободе; угроза, покушение или со­участие в таком нападении.

При задержании террориста на своей территории государ­ство принимает в соответствии со своим законодательством необходимые меры, обеспечивающие «его присутствие для целей уголовного преследования или выдачи». Заинтересован­ным государствам или международным организациям сообща­ется о принятых мерах. При этом юрисдикция государств по этой категории уголовных дел осуществляется в следующих случаях (ст. 3):

—преступление совершено на территории данного государ­
ства или на борту транспортного средства (корабля, самолета
и т-п. ), зарегистрированного в этом государстве;

—предполагаемый преступник является гражданином это­
го государства;

—- преступление совершено против лица, пользующегося международной защитой и выполняющего официальные Функции от имени данного государства.

Названные нормы Конвенции обеспечивают неотврати-°сть наказания преступников независимо от места их нахож­дения и совершения теракта путем установления механизма выдай, либо суди». Среди других форм сотрудничества

От имени СССР она была подписана в 1974 г. и вступила в силу в 1977 г.


Конвенция предусматривает обмен информацией и коордц, нацию профилактических мер (ст. 4), обязательства стран ока-зывать друг другу «наиболее полную правовую помощь в свя­зи с уголовно-процессуальными действиями, предприятиями в отношении преступлений..., включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства (ст. 10), урегулирование споров путем переговоров, обращения в арбитраж или Международ­ный суд (ст. 13).

В общей форме обязательства государств по защите лиц, пользующихся международной защитой, изложены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. На государ­ство пребывания возлагаются специальные обязанности по предупреждению любых посягательств на их личность, свобо­ду или достоинство (ст. 29), а также принятие надлежащих мер по защите помещений дипломатического представительства «от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предот­вращения всякого нарушения спокойствия представительст­ва или оскорбления его достоинства» (ст. 22).

Меры по предупреждению международного терроризма и усилению борьбы с ним предусмотрены в решении VIII Кон­гресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями «Меры по борьбе с международным тер­роризмом» 1990 г. 1 и Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.

Определенную роль в деле предупреждения актов между­народного терроризма может сыграть Конвенция о маркиров­ке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 г. Государства взяли на себя обязательства подвергать производимые плас­тические В В специальной маркировке для их обнаружения в случае использования при терактах. В течение трех лет их за­пасы должны быть уничтожены, использованы или приведе­ны в негодность. Военные и полицейские запасы ликвидиру­ются в течение 15 лет.

Политические установки по борьбе с рассматриваемыми деяниями включены в итоговые документы встреч участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене и Париже. Введены в дей­ствие три региональных соглашения: Конвенция 1971 г. Орга­низации американских государств о предупреждении и нака­зании за совершение актов терроризма, принимающих форму

1 См., Приложение 10. — С. 241—246.


оеступлений против лиц, и связанного с этим вымогательст-когда такие акты носят международный характер; Европей­ская конвенция 1977 г. о борьбе с терроризмом; одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) Конвенция 1987г. по пресечению терроризма. В рам­ках Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) дейст­вует Комитет министров иностранных дел по терроризму.

Несмотря на обилие международно-правовых актов и ор­ганов, координирующих борьбу с международным террориз­мом, в международном праве до настоящего времени нет еди­ного универсального соглашения, определяющего понятие международного терроризма, его юридическую природу и от­ветственность. Нет и исчерпывающего перечня актов между­народного терроризма. Анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов:

—взрывы помещений посольств, миссий, представительств
или штаб-квартир международных организаций;

—диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокза­
лах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в по­
мещениях для торговой и профессиональной деятельности,
связанные с уничтожением или повреждением имущества и
причинением людям телесных повреждений или смерти;

—умышленное использование взрывных устройств, встро­
енных в посылки, бандероли, письма и другие почтовые от­
правления;

—любой диверсионный акт против общественных соору­
жений;

—заговор в целях совершения актов международного тер­
роризма и соучастие в них в любой форме и др.

В различных источниках к актам международного терро­ризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направ­ленные против безопасности гражданской авиации, а также не­законный захват и использование ядерного материала. Одна­ко в силу их особой международной опасности, распростра­ненности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

Распад СССР привел к росту терроризма во всех бывших союзных республиках. По данным печати, здесь появилось множество террористических группировок численностью око­ло 30 тыс. человек. В их арсенале около 6 тыс. стволов оружия. В 1990—1994 гг. они совершили более 200 взрывов, от которых погибло 50 и ранено 130 человек. Убито 15 народных депута-


тов. Недовольство внешней политикой России ведет к терак­там против ее зарубежных представительств.

Наше государство активно сотрудничает с другими страна­ми в борьбе с международным терроризмом.

Ряд норм названных международно-правовых актов транс­формированы в российское уголовное законодательство. Так, диспозиция ст. 196 «Терроризм» УК РФ гласит: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безо­пасности, устрашения населения либо воздействия на приня­тие решений органами власти». В качестве квалифицирующих признаков указываются повторность, рецидив, совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору, ор­ганизованной группой, наступление смерти или иных тяжких последствий, а также совершение актов терроризма преступ­ным сообществом.

Захват заложников как международное уголовное преступ­ление квалифицируется в соответствии с Конвенцией о борь­бе с захватом заложников, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. 1 За два года до этого в связи с ростом фактов заложничества на XXXI сессии был учрежден специ­альный комитет ООН по разработке проекта названной кон­венции. Кроме этой конвенции, сотрудничество государств в борьбе с захватом заложников регулируется рядом региональ­ных соглашений. Они возникли на Американском континен­те, страны которого стали первыми страдать от захвата залож­ников из числа дипломатических агентов иностранных госу­дарств и членов их семей. В 1970 г. Постоянный комитет Орга­низации американских государств (ОАГ) принял резолюцию, осуждающую похищения людей в целях вымогательства. Та­кие акции квалифицировались как преступления против че­ловечности. В 1971 г. в Вашингтоне была подписана одобрен­ная Генеральной ассамблеей ОАГ межамериканская конвен­ция, в которой предусматривалась унификация законодатель­ства в борьбе с похищениями, убийствами, вымогательствами и другими актами насилия против лиц, пользующихся между­народной защитой. Перечисленные преступления квалифици­ровались здесь как уголовные преступления, имеющие меж­дународное значение независимо от мотивов их совершения.

1 СССР присоединился к этой Конвенции в 1987 г.


9 этой Конвенции провозглашала ее открытой для под-исания и присоединения всех государств, не являющихся чле­нами ОАГ.

Выработка договоренностей по борьбе с захватом залож­ников проводилась и в рамках Европейского Совета. В 1973 г. его Консультативная ассамблея в своей рекомендации № 703 предложила государствам считать похищения ни в чем не по­винных людей или причинение угрозы их жизни тяжкими уго­ловными преступлениями. В 1977 г. в Страсбурге после дли­тельного обсуждения в органах Европейского Совета была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом. Среди других актов международного терроризма здесь были названы всякое похищение людей, взятие заложников или незаконное лише­ние свободы.

Уголовная ответственность за захват заложников предусмо­трена и в других названных выше международно-правовых актах о борьбе с международным терроризмом, а также Же­невской конвенцией о защите гражданского населения во вре­мя войны 1949 г. и Дополнительных протоколах 1977 г.

В соответствии со ст. 1 Конвенции 1979 г. заложиичество — это захват или задержание с последующим незаконным лише­нием свободы лица с целью заставить третью сторону (госу­дарство, других лиц или организации) совершить навязывае­мые действия (бездействие) в качестве условия для освобож­дения заложников. Объектами заложничества являются не только лица, пользующиеся международной защитой, но и представители администрации мест лишения свободы (в це­лях освобождения заключенных), крупные промышленники и бизнесмены, члены их семей (в целях получения выкупа). При вооруженных ограблениях они берутся для прикрытия бегства и т. п. Нередко заложники используются как средство мести за проводимую государством политику. Например, в 80-х годах исламские фундаменталисты в целях мести США и дру­гим странам, поддерживающим политику Израиля на Ближ­нем Востоке, похитили в Бейруте и других городах ряд лиц, многие из которых томились в застенках несколько лет.

Государство, на территории которого удерживается захва­ченный преступниками заложник, обязано принять все меры облегчения положения заложника, в частности обеспечить его освобождение и содействовать в необходимых случаях его отъ­езду после освобождения (ст. 3).

Принцип универсальной юрисдикции закреплен в ст. 5 Конвенции. При этом государство осуществляет свою юрис-


дикцию, если преступление в виде захвата заложников совер­шено: а) на его территории или на борту зарегистрированного в нем судна; б) любым из его граждан; в) для того чтобы заста­вить это государство совершить какой-либо акт или воздер­жаться от его совершения; г) в отношении заложника — граж­данина этого государства, а также если предполагаемый пре­ступник находится на территории этого государства.

Выдача преступника запрещена, если есть основание счи­тать, что она будет использована для преследования и нака­зания лица в связи с его политическими взглядами, расо­вой, религиозной принадлежностью и другими признаками (ст. 9).

С 1987 г. в УК РФ включена норма «Захват заложников», т. е. захват или удержание в качестве заложника, соединенное с угрозой убийства либо причинением телесных повреждений, совершенное в целях принуждения государства, международ­ной организации, юридического или физического лица совер­шить или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника (ст. 128). Квалифици­рующими признаками являются: захват заложников по пред­варительному сговору группой лиц, организованной группой, рецидив, применение физического насилия, опас­ного для жизни и здоровья, применение оружия в отноше­нии несовершеннолетних, двух или более лиц и совершен­ные преступным сообществом, повлекшие смерть, причи­нившие тяжкий вред здоровью людей либо иные тяжкие по­следствия.

Трансформация международно-правовых норм о захвате заложников в национальное законодательство является важ­ным вкладом в дело борьбы с этими преступлениями на тер­ритории Российской Федерации. В последние годы здесь зна­чительно увеличилось число фактов захвата заложников, осо­бенно в местах лишения свободы. Однако такие преступления следует отличать от аналогичных уголовных преступлений международного характера. Захват заложи и ков будет таковым, если: а) преступники и их жертвы являются гражданами одно­го и того же государства или разных государств, но преступле­ние совершено за их пределами; б) заложниками являются лица, пользующиеся международной защитой; в) готовилось это преступление в одном государстве, а совершено в другом; г) преступники укрываются в другом государстве и встает во­прос о их выдаче. Эти условия присущи всем без исключения актам международного терроризма.


Преступления, совершаемые на борту воздушного судна, по­дучили распространение с конца 60-х годов. До этого единич­ные случаи их совершения расценивались как акты «воздуш­ного пиратства». Этот термин заимствован из морского права и ничего общего с классическим пиратством не имеет. Пират­ство предполагает завладение имуществом пассажиров и чле­нов экипажа и другие личные цели. Захват, угон самолетов'и др. сопровождается взятием заложников, разрушением само­лета и т. п. Иными являются и цели преступлений на борту воз­душного судна.

В 1963 г. была принята Токийская конвенция о правонару­шениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна. Ее проект был разработан Международной организа­цией гражданской авиации (ИКАО); вступила в действие она в 1969 г. В Конвенции дано определение захвата воздушного судна: «Когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы совершило акт вмешательства, захвата или иным образом не­правомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете». Однако подобные деяния не квалифицировались как преступления, а государствам давались лишь соответствующие рекомендации.

В 1970 г. заключается Гаагская конвенция о борьбе с неза­конным захватом воздушных судов, которому дано определе­ние как уголовному преступлению международного характе­ра. Государства-участники, в том числе и СССР, обязались при­менять к преступникам строгие меры уголовного наказания. При этом право уголовного преследования предоставляется либо государству, на территории которого оказался угонщик, либо государству, на территории которого приземлился или зарегистрирован самолет при выдаче ему преступника. Этим самым обеспечивается неотвратимость наказания преступни­ка, где бы он ни скрывался от правосудия. Наказанию подле­жат и соучастники. Ответственность должна наступать как за оконченное преступление, так и за покушение на его совер­шение в самых различных формах. Недостатком этой Конвен­ции является ограничение круга преступлений захватом и уго­ном воздушного судна.

В 1971 г. принимается Монреальская конвенция о борьбе с

незаконными актами, направленными против безопасности

гРажданской авиации. В ней перечень уголовно наказуемых

Деяний на борту воздушного судна значительно расширен.

1омимо захвата и угона воздушных судов, государства приня-


ли на себя обязательства применять суровые меры наказания
в отношении лиц, совершающих незаконно и умышленно сле­
дующие действия:                             '

—совершение акта насилия в отношении лица, находяще­
гося на борту воздушного судна в полете, если такой акт мо­
жет угрожать безопасности этого воздушного судна;

—разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуа­
тации, или причинение этому судну повреждения, которое
выводит его из строя или может угрожать его безопасности в
полете;

—помещение или совершение действий, приводящих к по­
мещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации,
каким бы то ни было способом устройства или вещества, ко­
торое может разрушить, вывести из строя или причинить по­
вреждение воздушному судну, могущие угрожать его безопас­
ности в полете;

—разрушение или повреждение аэронавигационного обо­
рудования или вмешательство в его эксплуатацию, если лю­
бой такой акт может угрожать безопасности воздушного судна
в полете;

—сообщение заведомо ложных сведений и создание тем
самым угрозы безопасности воздушного судна в полете (ст. 1).

Преступлением должны признаваться и покушение (попыт­ки) совершить любое из перечисленных действий и соучастие в них. Эта Конвенция также отвечает задачам эффективной международной борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, поэтому наше государ­ство является ее активным участником.

Общественная опасность таких преступлений заключена в нанесении большого ущерба государству, в возможности ги­бели людей не только на борту самолета, но и находящихся на земле и могущих попасть в зону аварии. Угоны транспортных воздушных судов сопровождаются навигационными труднос­тями, опасностью полетов над морем для самолетов, не при­способленных для этого, реальностью становится нехватка горючего. П

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...