Международные пути легализации преступных доходов 1 страница
по указанию клиентаГоанкПгарантиру перевод денег в авторитетный, известный иностранный банк на имя подставной фирмы импорт экспорт реставрацию строительство покупку недвижимости открытие банков инвестиции иные легальные вклады
о со фиктивные операции между банками с целью невозможности последующего выявления происхождения денег
наркобизнес вымогательство контрабанда рэкет коррупция фальшивомонетничество незаконные доходы другие преступления перевоз наличности перевоз наличности перевоз наличности «муравьи» «муравьи* «муравьи» «муравьи* «муравьи» «муравьи» перевод денег в банки Карибского «налогового рая» и других офшорных зон вклады разных лиц в различные банки добытых преступным путем денег на суммы на менее 10 000 дол. США глашения либо недобросовестного использования работника-ми банков информации о вкладах своих клиентов. Государства обязались юридически закрепить право доступа уполномоченным работникам правоохранительных органов к банковским операциям, позволяющим своевременное выявление этих преступлений. Ряд государств, присоединившихся к этой Конвенции, ухе внесли в свое законодательство существенные дополнения. К примеру, в Великобритании с 1994 г. действует закон, в соответствии с которым работники всех банков, не сообщившие правоохранительным органам о необычных, подозрительных перемещениях денежных средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности и получить от 2 до 14 лет лишения свободы. Еще раньше в Нидерландах начал действовать закон, обязывающий банковских работников информировать правоохранительные органы о поступлении на счета своих клиентов сумм свыше 25 тыс. гульденов. О происхождении таких средств владелец счета обязан дать объяснение. Аналогичные нормы есть в США, Италии и других странах1. К сожалению, Россия не является участником рассматриваемой Конвенции, однако в своем законодательстве имеет норму об уголовной ответственности за легализацию преступных доходов2. Вступление России в Совет Европы, несомненно, ускорит процесс ее присоединения к этому важному источнику международного уголовного права.
Определенный вклад в усиление борьбы с этими преступлениями внесли Международная конференция по предотвращению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними, проведенная ООН в г. Кур-майер (Италия) в июне 1994 г., и Всемирная конференция на уровне министров по организованной и транснациональной преступности, организованная ООН в г. Неаполе (Италия) в ноябре 1994 г. На Всемирной конференции были приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, которые в том же году были утверждены резолюцией Генеральной 1 См., Таблицу 1 Приложения 16. — С. 305—308. 2 ВновомУКРФ это преступление предусмотрено ст. 173 «Легализация (от дссамблеи ООН. В названной Декларации главы государств и правительств, министры и должностные лица правоохранительных органов приняли решение защитить свои страны от преступных доходов и от международных преступных организаций путем эффективных законодательных мер и оперативных средств. В Глобальном плане действий подчеркивалась необходимость оказания технической помощи со стороны ООН, включая обмен опытом и специалистами, разработки законопроектов, специальную подготовку должностных лиц уголовного правосудия, сбора, анализа информации в отношении указанных преступлений и обмена ею.
На Конференции было принято предложение представителей Италии об учреждении на ее территории Международного учебного центра для сотрудников правоохранительных органов и системы уголовного правосудия. Одна из его задач — обмен опытом борьбы с легализацией преступных доходов и другими экономическими преступлениями международного характера. Среди других документов следует назвать и Факультативный протокол к Типовому договору о взаимной помощи в области уголовного правосудия, касающийся доходов от преступлений, принятому резолюцией ГА ООН в 1990 г. Контрабанда совершается только на территории двух и более государств и по признаваемому государствами международному обычаю является международным правонарушением. Наказание за контрабанду устанавливается в национальном административном или уголовном законодательстве1. До настоящего времени многостороннего соглашения по борьбе с контрабандой не принято. В этом отношении можно отметить лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с нарушениями таможенных правил, принятую в 1977 г. в Найроби (Кения). Однако РФ ее участником не является. По общему правилу контрабанда включает в себя незаконное перемещение каких-либо ценностей через границу различных государств. Ее опасность для международного правопорядка заключается в том, что она подрывает отношения дружбы и сотрудничества государств, монополию государств или иной порядок в области внешней торговли, наносит ущерб экономическому и культурному развитию государств. Известны случаи, когда контрабанда и последующая торговля дефицитными продуктами и другими товарами организуются пре- Вопросы военной контрабанды в работе не рассматриваются. ступниками гораздо лучше, чем государством и другими офи. циальными организациями, от чего государство несет колоссальные убытки. В отдельные годы из Аргентины, например незаконно вывозилось товаров больше, чем при нормальном экспорте официальным путем. Контрабанда становится наиболее доходной областью преступного бизнеса.
Контрабанда является питательной средой международного терроризма, средством незаконных операций с наркотическими и психотропными веществами, фальшивомонетничества и средством совершения других международных уголовных преступлений. Она также характеризуется высокой степенью организованности, технической оснащенности и международными связями. Нередко контрабандисты имеют свои вертолеты, самолеты, морские суда и вооруженные отряды. Борьба с такими преступлениями невозможна без тесного сотрудничества между государствами. В отличие от других преступлений контрабанда очень динамична, постоянно «совершенствуется» преступниками и ее модификации непредсказуемы. В настоящее время наибольшую опасность для международного сообщества представляет контрабанда оружия в горячие точки планеты. Нередко услугами контрабандистов пользуются представители отдельных государств, которые снабжают контрабандным оружием различные экстремистские, правые, левацкие, националистические, бандитские, откровенно фашистские группировки, атак-же террористов и просто уголовников. Предметом подобной контрабанды все чаще становятся автоматы и пулеметы конструкции М. Калашникова. Они находятся на вооружении 55 стран мира. Автомат Калашникова изображен в национальных гербах шести государств. Более 50 млн. штук этого оружия уже выпущено нашими промышленными предприятиями. Для сравнения — известных в мире оружейного бизнеса американских винтовок «М-16» выпущено всего 8, 5 млн. штук1. Похищаемые из воинских арсеналов, казарм, предприятий, транспортных средств и у военнослужащих автоматы, пулеметы и другое оружие и боеприпасы нелегально скупаются, перепродаются и переправляются через государственные границы. Расширяется и круг производителей такого оружия. После незначительных изменений в конструкции приклада, например, наши «братские страны» налаживали самостоятельный выпуск автоматов Калашникова без ка- 1 Аргументы и факты. — 1992. — Февраль. — № 7.
ких бы то ни было лицензий. «Сегодня это оружие, сделанное в Чехословакии, Сирии, Китае и т. д., контрабандой переправляется в воюющие государства СНГ, им убивают российских солдат»1. Предметом контрабанды являются не только стрелковое, но и другие виды оружия, боеприпасы и взрывчатые вещества. Поданным ООН, услугами контрабандистов оружия пользуются и представители некоторых государств. «Существует также черный рынок оружия, в частности стрелкового оружия, который получатель может использовать в случае, если иностранные правительства не будут удовлетворять их потребности. Размеры этого рынка невозможно определить, и поэтому также невозможно представить его реальное значение»2. На практике международно-правовая борьба с такой контрабандой не ведется потому, что оружие является законным объектом внешней торговли, а экспорт оружия — законным инструментом внешней политики. В силу своей общественной опасности контрабанда известна национальному праву всех государств. В нашей стране борьба с нею ведется на основании таможенного, административного и уголовного кодексов. В соответствии со ст. 219 Таможенного кодекса Российской Федерации контрабандой признается перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ; оружия и боеприпасов; ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения; стратегически важных сырьевых товаров; некоторых культурных ценностей и других предметов. Криминальной контрабандой признается перемещение и других товаров в крупных размерах, организованное группой лиц и др. Новый УК РФ уточняет описание объективной стороны этого преступления как перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием таможенного контроля, сопряженное либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостаточным декларированием наркотичес- ' Аргументы и факты. — 1992. — Апрель. — № 13. 2 Разоружение. Периодический обзор ООН. 1990. —Т. XIII. — №2. — С. 332. ких средств, психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия^ патронов к нему или боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов к нему), ядерного, химического, биологического и других видов ОМУ, в отношении которых установлены специальные правила вывоза из РФ, стратегически важных сырьевых товаров, а также предметов, имеющих особую художественную, историческую или научную ценность.
Все другие виды незаконного перемещения товаров и других ценностей для бытовых нужд через государственную границу квалифицируются как административно наказуемая контрабанда или нарушение таможенных правил. К ним, например, отнесены незаконные вывоз, ввоз, пересылка или передача из-за границы национальной валюты и валютных ценностей, ювелирных изделий, драгоценных металлов, драгоценных камней; недекларирование предметов или декларирование их не своим наименованием и др. Нелегальная эмиграция — сравнительно новое преступление, посягающее на государственный суверенитет, экономическое и социальное развитие государств'. Однако оно получило уже повсеместное распространение. Нелегальная эмиграция совершается чаще всего в развитые в экономическом отношении страны, в которых работодатели заинтересованы в использовании дешевой и по своей сути бесправной рабочей силе. Ее незаконной переброской в другие страны занимаются различные подпольные конторы и другие преступные организации, действующие на территориях многих государств. В этих целях широко используется международный туризм. Другой вид нелегальной эмиграции — «противозаконная деятельность политического характера, часто скрывающая истинные намерения государств, внешне стоящих в стороне от этого явления, наделе же стимулирующих незаконную эмиграцию, скрывая свои в конечном счете экспансионистские устремления. Поскольку здесь речь идет о нарушении прав и интересов государств, мы полагаем, что этот вид противозаконной деятельности приобрел ныне черты преступной деятельности международного характера»2. 1 В советской юридической литературе развернутый анализ этого преступ 2 Там же. С. 133. Нельзя смешивать этот вид нелегальной эмиграции с законным передвижением мигрантов-рабочих из страны в страну по установленным квотам. Нередко их правовой статус не определен, они в первую очередь подлежат увольнению, не защищены профсоюзами, а их заработная плата значительно ниже, чем у рабочих данной страны. Сегодня нелегальная эмиграция стала широкомасштабным бизнесом. По сообщениям Международной организации по проблемам миграции, контрабанда мигрантов зачастую является таким же прибыльным занятием, как и торговля наркотиками. Не случайно поэтому в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г. ) и в Итоговом документе Венской встречи представителей государств—участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г. ) закреплена необходимость улучшения положения и предоставления прав рабочим-мигрантам и их семьям в европейских государствах, законно проживающим в принимающих их странах. Парижская Хартия для новой Европы (1990 г. ) подтвердила необходимость защиты их прав и выполнение международных обязательств. Бланкетные нормы, отсылающие к национальному законодательству государств по борьбе с нелегальной эмиграцией, содержатся в ряде соглашений, принятых в рамках Международной организации труда (МОТ). Так, в Конвенции № 97 о трудящихся-мигрантах (1949 г. ) указано: «Всякое лицо, способствующее тайной или незаконной иммиграции, подлежит соответствующему наказанию» (Приложение 1, 2). В Конвенции № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г. ) установлена уголовная ответственность, включая тюремное заключение, для организаторов нелегальной миграции лиц, пытающихся найти в других странах работу, и предпринимателей, незаконно использующих их труд. В рамках своей юрисдикции государства взяли на себя обязательства пресекать эти преступления и привлекать к ответственности преступников независимо от страны их совершения. Чаще всего субъектами данного преступления являются лица, пересекающие государственные границы для сокрытия других преступлений, по бытовым мотивам, для занятия контрабандой или другими правонарушениями, с целью избежать ответственности за совершенные преступления и т. п. В то же время не квалифицируется как нелегальная эмиграция факт незаконного пересечения границы для получения права убежища. В международном праве, к сожалению, до настоящего времени нет единого соглашения о борьбе с нелегальной эмиграцией. Каждое государство, в котором распространены эти преступления, ведет с ними борьбу своими средствами, согласуй ее с сотрудничеством с сопредельными государствами путем двусторонних соглашений. При этом укрепляется пограничная и таможенная служба, совершенствуется законодательство и юрисдикция в отношении правонарушителей. Уголовное законодательство РФ ответственность за нелегальную эмиграцию не устанавливает. Преступные посягательства на окружающую среду не знают национальных границ и затрагивает интересы мирового сообщества. На Генеральной Ассамблее ООН было заявлено, что «ухудшение состояния окружающей среды угрожает нашей безопасности не меньшем, чем гонка вооружений. Мы забираем из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращаем лишь отходы и отраву. В конечном счете все должны внести вклад в решение этой проблемы»1. Всеобъемлющая система международной безопасности предусматривает международную экологическую безопасность, в рамках которой найдет свое отражение и ответственность за международные уголовные преступления, связанные с посягательствами на окружающую среду. В настоящее время действуют около 300 международных соглашений по охране окружающей среды. В них предусмотрены как деликты, ответственность за которые несут государства, так и международные уголовные преступления конкретных физических лиц. Среди них можно назвать хищническое потребление или уничтожение тропических лесов и других отдельных компонентов природы, приводящих к гибели животных, птиц, растений, образованию пустынь и т. п.; загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными веществами и другими результатами деятельности человека; применение в вооруженных конфликтах и испытаниях оружия массового уничтожения; факты биоцида, экоцида, ведение геофизических, метеорологических, экологических войн и т. п. Целый ряд запретов на использование окружающей среды в военных целях закреплен в ст. 35 и 55 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. В 1977 г. принимается Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздей- 1 Хроника ООН. — Март 1990. — С. 36 — 37. ствия на природную среду, которая перечисляет и запрещает известные средства преступного воздействия на природу. Запрету подлежит и разработка новых средств. Государствам предложено принимать любые меры по запрещению и предотвращению этих преступлений. Такими мерами являются и уголовные наказания. В Парижской Хартии для новой Европы указано, что для обеспечения эффективного осуществления политики в области окружающей среды она должна подкрепляться соответствующими законодательными мерами и административными структурами. Такими мерами является национальное уголовное законодательство. К примеру, в соответствии с Конвенцией об охра-нересурсов Балтийского моря в Уголовный кодекс Российской федерации включены новые статьи. Одна из них предусматривает ответственность за непринятие мер по защите живых ресурсов моря от вредоносных отходов (ст. 167-1), другая — за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря (ст. 223-1). Новый УК РФ включил целую главу 26 «Экологические преступления», в которой установлена уголовная ответственность за нарушения правил экологической безопасности при производстве работ (ст. 235), нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов (ст. 236), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 237), загрязнение вод (ст. 238), загрязнение атмосферы (ст. 239), загрязнение моря (ст. 240), порча земли (ст. 242) и др. Должностные лица Чернобыльской атомной электростанции, по вине которых произошла известная катастрофа 26 апреля 1986г., бывшие директор атомной электростанции (АЭС), главный инженер, заместитель главного инженера, начальник смены, начальник реакторного цеха и государственный инспектор Госатомэнергонадзора, были осуждены судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда СССР не только за посягательство на окружающую среду, но и за халатное отношение к выполнению служебных обязанностей и другие должностные преступления. Преступления, связанные с посягательствами на культурные ценности, могут быть самыми разнообразными. Преступность и наказуемость этих деяний в период вооруженных конфликтов была установлена Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. В ча- стности, к числу культурных ценностей отнесены движимые и недвижимые, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа памятники искусства, истории, религии, археологические находки, произведения искусства, рукописи, книги, научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукции ценностей, музеи, крупные библиотеки, антиквариат и т. п. (ст. 1). В настоящее время среди международных уголовных преступлений названной категории на второе место после торговли наркотиками вышли кражи и перепродажа произведений искусства и антиквариата. Поданным Интерпола, в мире ежедневно похищается 450—500 произведений живописи, ваяния, антиквариата, религиозного культа, археологических ценностей и других произведений и памятников культуры разных эпох и нардов. Общая стоимость похищенных ценностей, по данным Международного совета музеев, составила в 1995 г. несколько миллиардов долларов. Усилиями ЮНЕСКО была подготовлена и принята Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., а также Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. Государства—участники Конвенции 1970 г. взяли на себя обязательства привлекать к уголовной ответственности, содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства и принимать меры против их нелегальной скупки на своей территории. Она обязала их также требовать у лиц, вывозящих или ввозящих в страну культурные ценности, предъявления специальных разрешений на их провоз через государственную границу. В 1986 г. под эгидой ЮНЕСКО было принято Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей. В нем разрешен ряд проблем процессуального характера, связанных с усилением борьбы с этими преступлениями. Сотрудничество полицейских органов различных государств в борьбе с кражами и незаконным вывозом за границу культурных ценностей, а также их розыск в других странах возглавляет Интерпол. При этом он активно сотрудничает с ЮНЕСКО, Международным советом музеев и таможенными службами разных государств, участвует в различных конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых этими организациями, по вопросам борьбы с этими международными уголов- нь1ми преступлениями. Должное внимание уделяется и борь-^ с такими посягательствами на культурные ценности, как акты их варварского уничтожения (вандализма). В целях предупреждения комментируемых преступлений производится полный учет и составление каталогов (картотек) всех имеющихся в государстве художественных и исторических ценностей независимо от места их хранения (в музеях, государственных и частных коллекциях, церквях и т. п. ). Если все произведения искусства, составляющие культурную ценность страны, будут учтены, внесены в каталоги и сфотографированы, то их невозможно будет продать или вывезти за границу. Количество краж сократится. VIII Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г. ) принял Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей. В частности, предложено в рамках ООН разработать и принять единый международно-правовой акт, регламентирующий международно-правовую ответственность за эти преступления. На региональном уровне принят целый ряд конвенций по борьбе с этими посягательствами. Примером может служить Европейская культурная конвенция 1954 г., Европейская конвенция о преступлениях в отношении культурных ценностей 1985 г., Конвенция об охране архитектурного наследия Европы 1969 и 1985 гг., Европейская конвенция о защите археологического наследия в редакции 1992 г. Юрисдикция государств каких-либо изъятий из общих правил по этим преступлениям не имеет. Уголовная ответственность за их совершение наступает по нормам национального уголовного права. В ст. 163 УК РФ установлена ответственность за похищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. При перевозке культурных ценностей за границу наступает ответственность и за контрабанду. Рабство и работорговля являются наследием рабовладельческого строя. В модифицированном виде они процветали в XVIII — XIX веках. Отмена рабства в США привела к сокращению рынка сбыта рабов. Однако рабство и работорговля сохранялись в Эфиопии, Либерии, Тибете, Непале и других государствах. Первые международные соглашения касались борьбы с торговлей рабами. Среди них можно назвать Венский конгресс 1815г. и Аахенский конгресс 1818г., которые не толь- ко осудили такие деяния, но и признали их преступными. Каких-либо практических мер на них принято не было, поэтому преступники практически оставались безнаказанными. В 1885 г. 16 государств на Берлинской конференции подписали Генеральный акт о Конго, который подтвердил международно-правовой запрет этого преступления и дополнительно запретил использование территории в бассейне реки Конго в качестве рынка невольников или транзитных путей перевозки рабов. Комплекс конкретных мер по искоренению работорговли предусматривался Генеральным актом, подписанным в 1890 г. на Брюссельской конференции. Государства взяли на себя обязательства принять законы об уголовной ответственности за работорговлю, учредить специальные органы по борьбе с нею, установить надзор в портах и т. п. Первые международные соглашения об искоренении рабства появились под влиянием Октябрьской социалистической революции в России. Среди них в первую очередь назовем подписанную 38 государствами в 1926 г. Конвенцию о рабстве, участником которой являлся и Советский Союз. Здесь дается определение рабства как «состояния или положения человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них» (ст. 1 п. 1). Далее в ней указано: «Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека в целях продажи его в рабство; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного в целях продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольника» (п. 2 ст. 1). Стороны приняли на себя обязательства постепенно и в возможно короткий срок полностью отменить рабство во всех его формах, а также предотвращать и пресекать работорговлю, принимать законодательные меры, устанавливающие строгие наказания за совершение названных запрещенных действий, оказывать содействие в борьбе за уничтожение рабства. Конвенция впервые обратила внимание на опасность принудительного или обязательного труда, который может привести к созданию положения, аналогичного рабству (ст. 5). Государства обязались применять такой труд только в общественных целях (ликвидация последствий различных стихийных бедствий, аварий и катастроф и др. ). Там же, где обязательный труд применяется как каторжные или исправительные работы либо другие виды уголовного наказания по приговору суда, а равно на военной службе, государства «постараются постепенно и в возможно короткий срок положить ему конец». Таким образом, Конвенция 1926 г. фактически не запретила Рабство, принудительный и обязательный труд, а выразила лишь намерения государств искоренить эти позорные для человечества явления. Не было дано и определение запрещенных видов труда. После Второй мировой войны наступил крах колониальной системы. Борьба с рассматриваемыми преступлениями ведется уже в рамках ООН. При ЭКОСОС создается специальный комитет по вопросам рабства, который после соответствующих исследований установил существование рабства в различных странах как в неприкрытой, так и в завуалированной форме. В принятой ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека подчеркивалось, что «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 4). Однако и после этого специальная комиссия Международной конференции по правам человека констатировала, что, по неполным ее данным, в мире насчитывается 9 млн. рабов. По данным ЭКОСОС ООН 1982 г., проблема рабства до настоящего времени не решена. В Саудовской Аравии, например, численность рабов составляет около 250 тыс., из них 60% — иностранцы, проданные в рабство. В некоторых странах на смену рабства пришли гнусные и отвратительные формы брака, эксплуатации детей, которые калечат женщин и молодежь физически и духовно, нанося непоправимый вред развитию личности. В 1956 г. Женевская конференция представителей 43 государств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Ее нормы квалифицируют как преступления, подлежащие уголовному наказанию, деяния лиц, способствующих обращению другого лица в рабство, либо занимающиеся перевозкой рабов, калечением, клеймением других людей, чтобы закрепить их в рабстве, а также склоняющих других людей к отдаче себя в рабство (ст. 5, 6). Однако и в этом международном соглашении нет норм об упразднении рабства в кратчайшие сроки. Само название Дополнительной конвенции свидетельствует о существенных дополнениях Конвенции 1926 г. Рабство в его классическом виде постепенно исчезает, модифицируясь в обычаи и институты, сходные с ним по своей сущности. Поэтому в Дополнительной конвенции особое внимание уделено борьбе с такими явлениями, квалификация которых уточ- няется в целом ряде других международных соглашений. Рассмотрим основные обычаи и институты, сходные с рабством, запрещенные международным правом. 1. Продажа детей и эксплуатация детского труда. От обыч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|