Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные пути легализации преступных доходов 1 страница





по указанию клиентаГоанкПгарантиру­
ет выдачу ему ссуд иностранным
банком, которые перечисляются
легально своим фирмам на: __________

перевод денег в авторитетный, известный иностранный банк на имя подставной фирмы


импорт

экспорт

реставрацию

строительство

покупку недвижимости

открытие банков

инвестиции

иные легальные вклады


 


о со


фиктивные операции между банками с целью невозможности последующе­го выявления происхождения денег


 


наркобизнес

вымогательство

контрабанда

рэкет

коррупция

фальшивомонетничество

незаконные доходы

другие преступления


перевоз наличности перевоз наличности перевоз наличности

«муравьи» «муравьи* «муравьи» «муравьи* «муравьи» «муравьи»


перевод денег в банки Карибского «налогового рая» и других офшорных зон

вклады разных лиц в различные банки добытых преступным путем денег на суммы на менее 10 000 дол. США


глашения либо недобросовестного использования работника-ми банков информации о вкладах своих клиентов. Государст­ва обязались юридически закрепить право доступа уполномо­ченным работникам правоохранительных органов к банков­ским операциям, позволяющим своевременное выявление этих преступлений.

Ряд государств, присоединившихся к этой Конвенции, ухе внесли в свое законодательство существенные дополнения. К примеру, в Великобритании с 1994 г. действует закон, в соот­ветствии с которым работники всех банков, не сообщившие правоохранительным органам о необычных, подозрительных перемещениях денежных средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности и получить от 2 до 14 лет лишения свободы.

Еще раньше в Нидерландах начал действовать закон, обя­зывающий банковских работников информировать правоохра­нительные органы о поступлении на счета своих клиентов сумм свыше 25 тыс. гульденов. О происхождении таких средств вла­делец счета обязан дать объяснение. Аналогичные нормы есть в США, Италии и других странах1. К сожалению, Россия не является участником рассматриваемой Конвенции, однако в своем законодательстве имеет норму об уголовной ответствен­ности за легализацию преступных доходов2. Вступление Рос­сии в Совет Европы, несомненно, ускорит процесс ее присое­динения к этому важному источнику международного уголов­ного права.

Определенный вклад в усиление борьбы с этими преступ­лениями внесли Международная конференция по предотвра­щению отмывания денег и использования доходов от преступ­ной деятельности и борьбе с ними, проведенная ООН в г. Кур-майер (Италия) в июне 1994 г., и Всемирная конференция на уровне министров по организованной и транснациональной преступности, организованная ООН в г. Неаполе (Италия) в ноябре 1994 г.

На Всемирной конференции были приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий про­тив организованной транснациональной преступности, кото­рые в том же году были утверждены резолюцией Генеральной

1 См., Таблицу 1 Приложения 16. — С. 305—308.

2 ВновомУКРФ это преступление предусмотрено ст. 173 «Легализация (от­
мывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незакон­
ным путем».


дссамблеи ООН. В названной Декларации главы государств и правительств, министры и должностные лица правоохрани­тельных органов приняли решение защитить свои страны от преступных доходов и от международных преступных органи­заций путем эффективных законодательных мер и оператив­ных средств. В Глобальном плане действий подчеркивалась необходимость оказания технической помощи со стороны ООН, включая обмен опытом и специалистами, разработки законопроектов, специальную подготовку должностных лиц уголовного правосудия, сбора, анализа информации в отно­шении указанных преступлений и обмена ею.

На Конференции было принято предложение представи­телей Италии об учреждении на ее территории Международ­ного учебного центра для сотрудников правоохранительных органов и системы уголовного правосудия. Одна из его задач — обмен опытом борьбы с легализацией преступных доходов и другими экономическими преступлениями международного характера.

Среди других документов следует назвать и Факультатив­ный протокол к Типовому договору о взаимной помощи в об­ласти уголовного правосудия, касающийся доходов от преступ­лений, принятому резолюцией ГА ООН в 1990 г.

Контрабанда совершается только на территории двух и бо­лее государств и по признаваемому государствами междуна­родному обычаю является международным правонарушением. Наказание за контрабанду устанавливается в национальном ад­министративном или уголовном законодательстве1. До насто­ящего времени многостороннего соглашения по борьбе с кон­трабандой не принято. В этом отношении можно отметить лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с наруше­ниями таможенных правил, принятую в 1977 г. в Найроби (Ке­ния). Однако РФ ее участником не является.

По общему правилу контрабанда включает в себя незакон­ное перемещение каких-либо ценностей через границу различ­ных государств. Ее опасность для международного правопо­рядка заключается в том, что она подрывает отношения друж­бы и сотрудничества государств, монополию государств или иной порядок в области внешней торговли, наносит ущерб экономическому и культурному развитию государств. Извест­ны случаи, когда контрабанда и последующая торговля дефи­цитными продуктами и другими товарами организуются пре-

Вопросы военной контрабанды в работе не рассматриваются.


ступниками гораздо лучше, чем государством и другими офи. циальными организациями, от чего государство несет колос­сальные убытки. В отдельные годы из Аргентины, например незаконно вывозилось товаров больше, чем при нормальном экспорте официальным путем. Контрабанда становится наи­более доходной областью преступного бизнеса.

Контрабанда является питательной средой международно­го терроризма, средством незаконных операций с наркотиче­скими и психотропными веществами, фальшивомонетниче­ства и средством совершения других международных уголов­ных преступлений. Она также характеризуется высокой сте­пенью организованности, технической оснащенности и меж­дународными связями. Нередко контрабандисты имеют свои вертолеты, самолеты, морские суда и вооруженные отряды. Борьба с такими преступлениями невозможна без тесного со­трудничества между государствами.

В отличие от других преступлений контрабанда очень ди­намична, постоянно «совершенствуется» преступниками и ее модификации непредсказуемы. В настоящее время наиболь­шую опасность для международного сообщества представляет контрабанда оружия в горячие точки планеты. Нередко услу­гами контрабандистов пользуются представители отдельных государств, которые снабжают контрабандным оружием раз­личные экстремистские, правые, левацкие, националистиче­ские, бандитские, откровенно фашистские группировки, атак-же террористов и просто уголовников.

Предметом подобной контрабанды все чаще становятся ав­томаты и пулеметы конструкции М. Калашникова. Они нахо­дятся на вооружении 55 стран мира. Автомат Калашникова изображен в национальных гербах шести государств. Более 50 млн. штук этого оружия уже выпущено нашими промыш­ленными предприятиями. Для сравнения — известных в мире оружейного бизнеса американских винтовок «М-16» выпуще­но всего 8, 5 млн. штук1. Похищаемые из воинских арсеналов, казарм, предприятий, транспортных средств и у военнослужа­щих автоматы, пулеметы и другое оружие и боеприпасы неле­гально скупаются, перепродаются и переправляются через го­сударственные границы. Расширяется и круг производителей такого оружия. После незначительных изменений в конструк­ции приклада, например, наши «братские страны» налажива­ли самостоятельный выпуск автоматов Калашникова без ка-

1 Аргументы и факты. — 1992. — Февраль. — № 7.


ких бы то ни было лицензий. «Сегодня это оружие, сделанное в Чехословакии, Сирии, Китае и т. д., контрабандой переправ­ляется в воюющие государства СНГ, им убивают российских солдат»1.

Предметом контрабанды являются не только стрелковое, но и другие виды оружия, боеприпасы и взрывчатые вещест­ва. Поданным ООН, услугами контрабандистов оружия поль­зуются и представители некоторых государств. «Существует также черный рынок оружия, в частности стрелкового оружия, который получатель может использовать в случае, если иност­ранные правительства не будут удовлетворять их потребнос­ти. Размеры этого рынка невозможно определить, и поэтому также невозможно представить его реальное значение»2. На практике международно-правовая борьба с такой контрабан­дой не ведется потому, что оружие является законным объек­том внешней торговли, а экспорт оружия — законным инст­рументом внешней политики.

В силу своей общественной опасности контрабанда изве­стна национальному праву всех государств. В нашей стране борьба с нею ведется на основании таможенного, админист­ративного и уголовного кодексов. В соответствии со ст. 219 Таможенного кодекса Российской Федерации контрабандой признается перемещение через таможенную границу Россий­ской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не­декларированием или недостоверным декларированием нар­котических средств, психотропных, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ; оружия и боеприпасов; ядерного, химического и других видов оружия массового унич­тожения; стратегически важных сырьевых товаров; некоторых культурных ценностей и других предметов. Криминальной контрабандой признается перемещение и других товаров в крупных размерах, организованное группой лиц и др.

Новый УК РФ уточняет описание объективной стороны этого преступления как перемещение через таможенную гра­ницу РФ помимо или с сокрытием таможенного контроля, сопряженное либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недеклари­рованием или недостаточным декларированием наркотичес-

' Аргументы и факты. — 1992. — Апрель. — № 13.

2 Разоружение. Периодический обзор ООН. 1990. —Т. XIII. — №2. — С. 332.


ких средств, психотропных веществ, сильнодействующих, ядо­витых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия^ патронов к нему или боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов к нему), ядерного, химическо­го, биологического и других видов ОМУ, в отношении кото­рых установлены специальные правила вывоза из РФ, страте­гически важных сырьевых товаров, а также предметов, имею­щих особую художественную, историческую или научную цен­ность.

Все другие виды незаконного перемещения товаров и дру­гих ценностей для бытовых нужд через государственную гра­ницу квалифицируются как административно наказуемая кон­трабанда или нарушение таможенных правил. К ним, напри­мер, отнесены незаконные вывоз, ввоз, пересылка или пере­дача из-за границы национальной валюты и валютных ценно­стей, ювелирных изделий, драгоценных металлов, драгоцен­ных камней; недекларирование предметов или декларирова­ние их не своим наименованием и др.

Нелегальная эмиграция — сравнительно новое преступле­ние, посягающее на государственный суверенитет, экономи­ческое и социальное развитие государств'. Однако оно полу­чило уже повсеместное распространение. Нелегальная эмиг­рация совершается чаще всего в развитые в экономическом от­ношении страны, в которых работодатели заинтересованы в использовании дешевой и по своей сути бесправной рабочей силе. Ее незаконной переброской в другие страны занимают­ся различные подпольные конторы и другие преступные орга­низации, действующие на территориях многих государств. В этих целях широко используется международный туризм.

Другой вид нелегальной эмиграции — «противозаконная деятельность политического характера, часто скрывающая истинные намерения государств, внешне стоящих в стороне от этого явления, наделе же стимулирующих незаконную эми­грацию, скрывая свои в конечном счете экспансионистские устремления. Поскольку здесь речь идет о нарушении прав и интересов государств, мы полагаем, что этот вид противоза­конной деятельности приобрел ныне черты преступной дея­тельности международного характера»2.

1 В советской юридической литературе развернутый анализ этого преступ­
ления впервые дан в кн. КарпецЙ. И. Преступления международного харак­
тера. — М.: Юрид. лит., 1979. —С. 132 — 136.

2 Там же. С. 133.


Нельзя смешивать этот вид нелегальной эмиграции с за­конным передвижением мигрантов-рабочих из страны в стра­ну по установленным квотам. Нередко их правовой статус не определен, они в первую очередь подлежат увольнению, не защищены профсоюзами, а их заработная плата значительно ниже, чем у рабочих данной страны. Сегодня нелегальная эми­грация стала широкомасштабным бизнесом. По сообщениям Международной организации по проблемам миграции, кон­трабанда мигрантов зачастую является таким же прибыльным занятием, как и торговля наркотиками. Не случайно поэтому в Заключительном акте совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (1975 г. ) и в Итоговом документе Венской встречи представителей государств—участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г. ) закреплена необходимость улучшения положения и предоставления прав рабочим-мигрантам и их семьям в европейских государствах, законно проживающим в принимающих их странах. Париж­ская Хартия для новой Европы (1990 г. ) подтвердила необхо­димость защиты их прав и выполнение международных обя­зательств.

Бланкетные нормы, отсылающие к национальному зако­нодательству государств по борьбе с нелегальной эмиграцией, содержатся в ряде соглашений, принятых в рамках Междуна­родной организации труда (МОТ). Так, в Конвенции № 97 о трудящихся-мигрантах (1949 г. ) указано: «Всякое лицо, спо­собствующее тайной или незаконной иммиграции, подлежит соответствующему наказанию» (Приложение 1, 2). В Конвен­ции № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обес­печении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г. ) установлена уголовная ответственность, включая тюремное заключение, для организаторов нелегаль­ной миграции лиц, пытающихся найти в других странах рабо­ту, и предпринимателей, незаконно использующих их труд. В рамках своей юрисдикции государства взяли на себя обязатель­ства пресекать эти преступления и привлекать к ответствен­ности преступников независимо от страны их совершения.

Чаще всего субъектами данного преступления являются лица, пересекающие государственные границы для сокрытия других преступлений, по бытовым мотивам, для занятия кон­трабандой или другими правонарушениями, с целью избежать ответственности за совершенные преступления и т. п. В то же время не квалифицируется как нелегальная эмиграция факт не­законного пересечения границы для получения права убежища.


В международном праве, к сожалению, до настоящего вре­мени нет единого соглашения о борьбе с нелегальной эмигра­цией. Каждое государство, в котором распространены эти пре­ступления, ведет с ними борьбу своими средствами, согласуй ее с сотрудничеством с сопредельными государствами путем двусторонних соглашений. При этом укрепляется погранич­ная и таможенная служба, совершенствуется законодательст­во и юрисдикция в отношении правонарушителей.

Уголовное законодательство РФ ответственность за неле­гальную эмиграцию не устанавливает.

Преступные посягательства на окружающую среду не знают национальных границ и затрагивает интересы мирового сооб­щества. На Генеральной Ассамблее ООН было заявлено, что «ухудшение состояния окружающей среды угрожает нашей безопасности не меньшем, чем гонка вооружений. Мы заби­раем из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращаем лишь отходы и отраву. В конечном счете все должны внести вклад в решение этой проблемы»1.

Всеобъемлющая система международной безопасности предусматривает международную экологическую безопас­ность, в рамках которой найдет свое отражение и ответствен­ность за международные уголовные преступления, связанные с посягательствами на окружающую среду. В настоящее время действуют около 300 международных соглашений по охране окружающей среды. В них предусмотрены как деликты, ответ­ственность за которые несут государства, так и международ­ные уголовные преступления конкретных физических лиц. Среди них можно назвать хищническое потребление или унич­тожение тропических лесов и других отдельных компонентов природы, приводящих к гибели животных, птиц, растений, образованию пустынь и т. п.; загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными веществами и другими результатами деятельности человека; применение в вооружен­ных конфликтах и испытаниях оружия массового уничтоже­ния; факты биоцида, экоцида, ведение геофизических, метео­рологических, экологических войн и т. п.

Целый ряд запретов на использование окружающей среды в военных целях закреплен в ст. 35 и 55 Дополнительного про­токола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г.

В 1977 г. принимается Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздей-

1 Хроника ООН. — Март 1990. — С. 36 — 37.


ствия на природную среду, которая перечисляет и запрещает известные средства преступного воздействия на природу. За­прету подлежит и разработка новых средств. Государствам предложено принимать любые меры по запрещению и предот­вращению этих преступлений. Такими мерами являются и уго­ловные наказания. В Парижской Хартии для новой Европы указано, что для обеспечения эффективного осуществления политики в области окружающей среды она должна подкреп­ляться соответствующими законодательными мерами и адми­нистративными структурами.

Такими мерами является национальное уголовное законо­дательство. К примеру, в соответствии с Конвенцией об охра-нересурсов Балтийского моря в Уголовный кодекс Российской федерации включены новые статьи. Одна из них предусмат­ривает ответственность за непринятие мер по защите живых ресурсов моря от вредоносных отходов (ст. 167-1), другая — за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря (ст. 223-1).

Новый УК РФ включил целую главу 26 «Экологические преступления», в которой установлена уголовная ответствен­ность за нарушения правил экологической безопасности при производстве работ (ст. 235), нарушение правил хранения, ути­лизации экологически опасных веществ и отходов (ст. 236), нарушение правил безопасности при обращении с микробио­логическими или другими биологическими агентами или ток­синами (ст. 237), загрязнение вод (ст. 238), загрязнение атмо­сферы (ст. 239), загрязнение моря (ст. 240), порча земли (ст. 242) и др.

Должностные лица Чернобыльской атомной электростан­ции, по вине которых произошла известная катастрофа 26 ап­реля 1986г., бывшие директор атомной электростанции (АЭС), главный инженер, заместитель главного инженера, начальник смены, начальник реакторного цеха и государственный ин­спектор Госатомэнергонадзора, были осуждены судебной кол­легией по уголовным делам Верховного Суда СССР не только за посягательство на окружающую среду, но и за халатное от­ношение к выполнению служебных обязанностей и другие должностные преступления.

Преступления, связанные с посягательствами на культурные ценности, могут быть самыми разнообразными. Преступность и наказуемость этих деяний в период вооруженных конфлик­тов была установлена Гаагской конвенцией о защите культур­ных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. В ча-


стности, к числу культурных ценностей отнесены движимые и недвижимые, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа памятники искусства, истории, ре­лигии, археологические находки, произведения искусства, ру­кописи, книги, научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукции ценностей, му­зеи, крупные библиотеки, антиквариат и т. п. (ст. 1).

В настоящее время среди международных уголовных пре­ступлений названной категории на второе место после торгов­ли наркотиками вышли кражи и перепродажа произведений искусства и антиквариата. Поданным Интерпола, в мире еже­дневно похищается 450—500 произведений живописи, ваяния, антиквариата, религиозного культа, археологических ценнос­тей и других произведений и памятников культуры разных эпох и нардов. Общая стоимость похищенных ценностей, по дан­ным Международного совета музеев, составила в 1995 г. не­сколько миллиардов долларов.

Усилиями ЮНЕСКО была подготовлена и принята Кон­венция о мерах, направленных на запрещение и предупрежде­ние незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственнос­ти на культурные ценности 1970 г., а также Конвенция об ох­ране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. Государства—участники Конвенции 1970 г. взяли на себя обя­зательства привлекать к уголовной ответственности, содейст­вовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произ­ведений искусства и принимать меры против их нелегальной скупки на своей территории. Она обязала их также требовать у лиц, вывозящих или ввозящих в страну культурные ценности, предъявления специальных разрешений на их провоз через государственную границу.

В 1986 г. под эгидой ЮНЕСКО было принято Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержа­ния и возврата культурных ценностей. В нем разрешен ряд проблем процессуального характера, связанных с усилением борьбы с этими преступлениями.

Сотрудничество полицейских органов различных госу­дарств в борьбе с кражами и незаконным вывозом за границу культурных ценностей, а также их розыск в других странах воз­главляет Интерпол. При этом он активно сотрудничает с ЮНЕСКО, Международным советом музеев и таможенными службами разных государств, участвует в различных конферен­циях, семинарах, совещаниях, проводимых этими организа­циями, по вопросам борьбы с этими международными уголов-


нь1ми преступлениями. Должное внимание уделяется и борь-^ с такими посягательствами на культурные ценности, как акты их варварского уничтожения (вандализма).

В целях предупреждения комментируемых преступлений производится полный учет и составление каталогов (картотек) всех имеющихся в государстве художественных и историчес­ких ценностей независимо от места их хранения (в музеях, го­сударственных и частных коллекциях, церквях и т. п. ). Если все произведения искусства, составляющие культурную ценность страны, будут учтены, внесены в каталоги и сфотографирова­ны, то их невозможно будет продать или вывезти за границу. Количество краж сократится.

VIII Конгресс по предупреждению преступности и обра­щению с правонарушителями (1990 г. ) принял Типовой дого­вор о предупреждении преступлений, связанных с посяга­тельством на культурное наследие народов в форме движи­мых ценностей. В частности, предложено в рамках ООН раз­работать и принять единый международно-правовой акт, рег­ламентирующий международно-правовую ответственность за эти преступления.

На региональном уровне принят целый ряд конвенций по борьбе с этими посягательствами. Примером может служить Европейская культурная конвенция 1954 г., Европейская кон­венция о преступлениях в отношении культурных ценностей 1985 г., Конвенция об охране архитектурного наследия Евро­пы 1969 и 1985 гг., Европейская конвенция о защите археоло­гического наследия в редакции 1992 г.

Юрисдикция государств каких-либо изъятий из общих пра­вил по этим преступлениям не имеет. Уголовная ответствен­ность за их совершение наступает по нормам национального уголовного права. В ст. 163 УК РФ установлена ответственность за похищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную цен­ность. При перевозке культурных ценностей за границу насту­пает ответственность и за контрабанду.

Рабство и работорговля являются наследием рабовладель­ческого строя. В модифицированном виде они процветали в XVIII — XIX веках. Отмена рабства в США привела к сокра­щению рынка сбыта рабов. Однако рабство и работорговля со­хранялись в Эфиопии, Либерии, Тибете, Непале и других го­сударствах. Первые международные соглашения касались борьбы с торговлей рабами. Среди них можно назвать Венский конгресс 1815г. и Аахенский конгресс 1818г., которые не толь-


ко осудили такие деяния, но и признали их преступными. Ка­ких-либо практических мер на них принято не было, поэтому преступники практически оставались безнаказанными.

В 1885 г. 16 государств на Берлинской конференции под­писали Генеральный акт о Конго, который подтвердил между­народно-правовой запрет этого преступления и дополнитель­но запретил использование территории в бассейне реки Кон­го в качестве рынка невольников или транзитных путей пере­возки рабов. Комплекс конкретных мер по искоренению ра­боторговли предусматривался Генеральным актом, подписан­ным в 1890 г. на Брюссельской конференции. Государства взя­ли на себя обязательства принять законы об уголовной ответ­ственности за работорговлю, учредить специальные органы по борьбе с нею, установить надзор в портах и т. п.

Первые международные соглашения об искоренении раб­ства появились под влиянием Октябрьской социалистической революции в России. Среди них в первую очередь назовем под­писанную 38 государствами в 1926 г. Конвенцию о рабстве, участником которой являлся и Советский Союз. Здесь дается определение рабства как «состояния или положения челове­ка, над которым осуществляются атрибуты права собственно­сти или некоторые из них» (ст. 1 п. 1). Далее в ней указано: «Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приоб­ретения или уступки человека в целях продажи его в рабство; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного в целях продажи или обмена, равно как и во­обще всякий акт торговли или перевозки невольника» (п. 2 ст. 1).

Стороны приняли на себя обязательства постепенно и в возможно короткий срок полностью отменить рабство во всех его формах, а также предотвращать и пресекать работоргов­лю, принимать законодательные меры, устанавливающие стро­гие наказания за совершение названных запрещенных дейст­вий, оказывать содействие в борьбе за уничтожение рабства. Конвенция впервые обратила внимание на опасность прину­дительного или обязательного труда, который может привес­ти к созданию положения, аналогичного рабству (ст. 5). Госу­дарства обязались применять такой труд только в обществен­ных целях (ликвидация последствий различных стихийных бедствий, аварий и катастроф и др. ). Там же, где обязательный труд применяется как каторжные или исправительные работы либо другие виды уголовного наказания по приговору суда, а равно на военной службе, государства «постараются постепен­но и в возможно короткий срок положить ему конец».


Таким образом, Конвенция 1926 г. фактически не запрети­ла Рабство, принудительный и обязательный труд, а выразила лишь намерения государств искоренить эти позорные для че­ловечества явления. Не было дано и определение запрещен­ных видов труда.

После Второй мировой войны наступил крах колониаль­ной системы. Борьба с рассматриваемыми преступлениями ве­дется уже в рамках ООН. При ЭКОСОС создается специаль­ный комитет по вопросам рабства, который после соответст­вующих исследований установил существование рабства в раз­личных странах как в неприкрытой, так и в завуалированной форме. В принятой ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека подчеркивалось, что «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работоргов­ля запрещаются во всех их видах» (ст. 4). Однако и после этого специальная комиссия Международной конференции по пра­вам человека констатировала, что, по неполным ее данным, в мире насчитывается 9 млн. рабов.

По данным ЭКОСОС ООН 1982 г., проблема рабства до на­стоящего времени не решена. В Саудовской Аравии, например, численность рабов составляет около 250 тыс., из них 60% — иностранцы, проданные в рабство. В некоторых странах на смену рабства пришли гнусные и отвратительные формы бра­ка, эксплуатации детей, которые калечат женщин и молодежь физически и духовно, нанося непоправимый вред развитию личности.

В 1956 г. Женевская конференция представителей 43 госу­дарств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с раб­ством. Ее нормы квалифицируют как преступления, подлежа­щие уголовному наказанию, деяния лиц, способствующих об­ращению другого лица в рабство, либо занимающиеся пере­возкой рабов, калечением, клеймением других людей, чтобы закрепить их в рабстве, а также склоняющих других людей к отдаче себя в рабство (ст. 5, 6). Однако и в этом международ­ном соглашении нет норм об упразднении рабства в кратчай­шие сроки.

Само название Дополнительной конвенции свидетельству­ет о существенных дополнениях Конвенции 1926 г. Рабство в его классическом виде постепенно исчезает, модифицируясь в обычаи и институты, сходные с ним по своей сущности. По­этому в Дополнительной конвенции особое внимание уделе­но борьбе с такими явлениями, квалификация которых уточ-


няется в целом ряде других международных соглашений. Рас­смотрим основные обычаи и институты, сходные с рабством, запрещенные международным правом.

1. Продажа детей и эксплуатация детского труда. От обыч­
ного общеуголовного преступления оно отличается своей субъ­
ективной стороной, преследуя цель продать ребенка людям (в
том числе и в другие страны), которые будут использовать его
в качестве бесплатной рабочей силы, лишат собственного име­
ни и основных прав человека. Сюда же относятся факты пере­
дачи за вознаграждение родителями или опекунами своих де­
тей в услужение состоятельным лицам. Этот вид рабства за­
прещен ст. 32, 34—36 Конвенции о правах ребенка, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...