Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню усвоения программы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Методические рекомендации

По составлению психологической характеристики

Личности и классного коллектива

(для студентов 4-5 курсов педагогических специальностей)

 

Шуя 2004

 

УДК 159.9 ББК 88. 837 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет»

Составители: И.В. Агададашева, старший преподаватель кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ», кандидат психологических наук,

А.А. Адаменко, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»,

Е.Н. Волкова, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»,

Н.Г. Зверева, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»

 

Рецензенты: Н.В. Попель, канд. психол. наук, доцент каф. психологии ИвГУ,

С.С. Седова, канд. психол. наук, старший преподаватель

 

 

М 54. Методические рекомендации по составлению психологической характеристики личности и классного коллектива (для студентов 4-5 курсов общепедагогических специальностей) / Сост.: И.В. Агададашева, А.А. Адаменко, Е.Н.Волкова, Н.Г. Зверева. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. – 95 с.

 

Методические рекомендации помогут студентам расширить представления о психологических качествах личности школьников и об особенностях развития классного коллектива. Их использование позволит получить навыки проведения индивидуальной и групповой психодиагностической работы. Рекомендации включают форму составления психологического анализа урока и отражают основные позиции, на которые необходимо опираться при его проведении.

 

© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004.


Содержание


Введение  
Программа педагогической практики (психология) для педагогических специальностей  
Общие положения по составлению характеристики личности школьника и классного коллектива  
Требования к оформлению характеристики личности школьника  
Психодиагностические методики изучения личности ученика  
Вариант 1  
Вариант 2  
Вариант 3  
Психологический анализ отдельных сторон урока  
Вариант 1  
Вариант 2  
Вариант 3  
Требования к оформлению характеристики классного коллектива  
Психодиагностические методики изучения классного коллектива  
Психологический анализ урока в целом  
Литература  
Приложение  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с программой педагогической практики студенты выполняют некоторый комплекс психологических заданий, что является важным аспектом их профессиональной подготовки.

Задания, включенные в пособие, состоят из следующих блоков:

 

1. Изучение личности школьника (4 курс).

2. Исследование уровня и динамики развития классного коллектива (5 курс).

3. Психологический анализ урока (анализ отдельных сторон урока – 4 курс; целостный анализ урока – 5 курс).

 

Учебный материал, предлагаемый для выполнения студентом в течение педагогической практики, состоит из двух комплексов заданий – обязательного и вариативного.


ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (ПСИХОЛОГИЯ)

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Пояснительная записка

 

Процесс любой профессиональной подготовки должен предусматривать совершенствование и углубление знаний и умений, полученных в теоретических и практических курсах, в ходе непосредственного выполнения профессиональной деятельности.

Педагогическая практика является важным этапом профессионально-личностного развития будущего педагога, одним из важных блоков психолого-педагогической системы, рассчитанной на формирование профессиональных умений и навыков учителя и классного руководителя.

В процессе педагогической практики студенты непосредственно знакомятся с возрастными особенностями учащихся, психологической атмосферой детского коллектива, с функциями учителя и классного руководителя. Психологический компонент педагогической практики базируется на теоретической подготовке студентов в области общепсихологических дисциплин. Прежде всего, на общей, возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной психологии, что способствует глубокому изучению личности школьника и классного коллектива.

Одновременно с этим педагогическая практика содействует формированию у студента – будущего педагога необходимых педагогических способностей (академических и дидактических, речевых и перцептивных, коммуникативных и организаторских, проективных и авторитарных, конструктивных и креативных, педагогического такта и внимательности, педагогической наблюдательности).

Более того, перед студентом-практикантом остро встает проблема самооценки и самосознания, самоутверждения, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности, профессионального самосовершенствования и привития умений и навыков самовоспитания своим воспитанникам-учащимся.

Программа педагогической практики студентов включает несколько этапов, отражающих специфику содержания их работы на каждом году обучения:

4 курс – студент составляет психолого-педагогическую характеристику личности ученика (воспитанника);

5 курс – студент составляет психолого-педагогическую характеристику классного коллектива (учебной группы), проводит психологический анализ одного из уроков учителя или других студентов.

 

В каждом этапе выделены цель и задачи практики, определено ее содержание, порядок прохождения, отчетность.


Требования к уровню усвоения программы

В период прохождения практики студенты должны иметь представление:

- о методах психологических исследований;

- о стилях и средствах педагогического общения;

- о формировании и закономерностях развития детского коллектива.

 

Должны знать:

- закономерности психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и проявление их в поведении человека;

- особенности психических состояний и способы их регуляции;

- свойства индивидуально-типологических черт личности (темперамент, характер, способности);

- специфику психического развития детей разных возрастных групп;

- закономерности межличностных отношений в группе.

 

Должны уметь:

- подбирать методики, адекватные для решения поставленных задач;

- проводить диагностическую работу с представителями разных возрастов;

- устанавливать контакт с ребёнком для нахождения наиболее эффективного уровня общения с ним;

- прогнозировать свою деятельность, составлять план работы и предвидеть последствия своего воздействия;

- проводить психологический анализ уроков, обращая внимание на организацию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...