Цели и задачи психологической части практики
Цель: практическое освоение студентами различных видов психодиагностической работы, направленной на изучение личности школьника (4 курс) и классного коллектива (5 курс). Задачи: - расширить и закрепить теоретические знания по психологии (общей и возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной); применить их на практике; - развивать профессиональную культуру личности будущего учителя и классного руководителя; - формировать профессиональные умения и навыки: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, умение анализировать как свою педагогическую деятельность, так и деятельность других студентов-практикантов и учителей; - диагностировать особенности развития личности учащегося и классного коллектива (группы); - развивать позитивную мотивацию, положительное отношение к педагогической деятельности; - осуществлять совместную с учителями, классным руководителем, родителями, школьным психологом разработку психолого-педагогических рекомендаций по дальнейшему развитию личности учащегося и классного коллектива. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ НА 4 КУРСЕ Данная практика является первым активным видом практики будущих учителей. Она включает в себя: - предварительное знакомство с учреждением и его коллективом; - беседу с администрацией учреждения, сотрудниками, психологами; - анализ планов работы учреждения; - беседу с психологом о специфике его работы в данном учреждении; - выбор ученика для изучения особенностей личности; - изучение личного дела школьника, классной документации; - наблюдение за учащимся в учебное время и в неформальной обстановке (с фиксацией результатов наблюдения в дневнике);
- подбор необходимой научно-психологической литературы; - оформление отчетной документации.
Студенты осуществляют диагностическое обследование детей среднего звена школы (5-9 классы). Программа изучения личности школьника включает следующие разделы: — общие сведения о школьнике; — особенности семейного воспитания ученика; — статус ученика в классном коллективе; — особенности познавательной деятельности; — особенности эмоционально-волевой сферы личности; — индивидуально-типологические особенности личности; — индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе. В течение практики студент использует не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдение, беседа, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
В течение последней недели практики студент теоретически обобщает материалы изучения личности ученика, проводит статистическую обработку и интерпретацию полученных данных, делает соответствующие выводы, на их основе разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию ученика. Завершается данная работа составлением психолого-педагогической характеристики личности ученика, которая подписывается классным руководителем и сдается методисту по психологии. За несвоевременное оформление и сдачу характеристики личности ученика (без уважительной причины) может быть снижена оценка.
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:
1. Дневник наблюдения за школьником. 2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования). 3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ НА 5 КУРСЕ
Практика проводится на выпускном курсе и предполагает актуализацию всех профессиональных знаний и умений, полученных студентами на протяжении всех лет обучения в вузе. Она проходит в 10-11 классах общеобразовательной школы, в лицеях, колледжах, профессионально-технических училищах, техникумах. Практика на 5 курсе отличается от предыдущего этапа практики более высоким уровнем систематизированности и обобщенности полученных теоретических знаний, самостоятельности и инициативности, творчества, усложнением содержания.
Данный вид практики включает в себя: - знакомство с образовательным учреждением (с дирекцией школы, с завучами, учителями-предметниками, классными руководителями, школьным психологом); - беседу с психологом о специфике его работы в данном учреждении; - знакомство с классным коллективом; - наблюдение за коллективом в учебное время и в неформальной обстановке (с фиксацией результатов наблюдения в дневнике); - подбор необходимой научно-психологической литературы; - оформление отчетной документации.
Студенты осуществляют психодиагностическую работу с детьми старшего звена школы (10-11 классы).
Программа изучения классного коллектива включает следующие разделы: — общие данные обследуемой группы; — исследование социометрического статуса каждого члена группы; — характер межличностных отношений в классе; — изучение профессиональных интересов учащихся; — профессиональная рефлексия педагогического общения; — воспитательная работа практиканта в классе (группе). В течение практики студенты-практиканты используют психодиагностические методики и общепедагогические методы: беседа, изучение личных дел учащихся, анализ продуктов деятельности; ведут постоянные наблюдения за поведением данного класса (группы) в разных видах деятельности, фиксируя данные в «Дневнике наблюдения» и проводят их психологический анализ.
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
По окончании практики студент обобщает материалы изучения классного коллектива, проводит статистическую обработку и интерпретацию полученных данных, делает соответствующие выводы, на их основе составляет психолого-педагогические рекомендации по сплочению и дальнейшему развитию коллектива учащихся. Завершается данная работа составлением психолого-педагогической характеристики обследуемой группы, подписанной классным руководителем, которая сдается на кафедру психологии. За несвоевременное оформление и сдачу характеристики (без уважительной причины) может быть снижена оценка. Также оформляются и сдаются для проверки материалы психологического анализа одного из уроков учителя или студента-практиканта.
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:
1. Дневник наблюдения за классным коллективом. 2. Психолого-педагогическую характеристику обследуемой группы, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического изучения). 3. Материалы психологического анализа урока учителя-предметника или одного из студентов-практикантов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|