Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи психологической части практики




Цель: практическое освоение студентами различных видов психодиагностической работы, направленной на изучение личности школьника (4 курс) и классного коллектива (5 курс).

Задачи:

- расширить и закрепить теоретические знания по психологии (общей и возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной); применить их на практике;

- развивать профессиональную культуру личности будущего учителя и классного руководителя;

- формировать профессиональные умения и навыки: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, умение анализировать как свою педагогическую деятельность, так и деятельность других студентов-практикантов и учителей;

- диагностировать особенности развития личности учащегося и классного коллектива (группы);

- развивать позитивную мотивацию, положительное отношение к педагогической деятельности;

- осуществлять совместную с учителями, классным руководителем, родителями, школьным психологом разработку психолого-педагогических рекомендаций по дальнейшему развитию личности учащегося и классного коллектива.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ НА 4 КУРСЕ

Данная практика является первым активным видом практики будущих учителей. Она включает в себя:

- предварительное знакомство с учреждением и его коллективом;

- беседу с администрацией учреждения, сотрудниками, психологами;

- анализ планов работы учреждения;

- беседу с психологом о специфике его работы в данном учреждении;

- выбор ученика для изучения особенностей личности;

- изучение личного дела школьника, классной документации;

- наблюдение за учащимся в учебное время и в неформальной обстановке (с фиксацией результатов наблюдения в дневнике);

- подбор необходимой научно-психологической литературы;

- оформление отчетной документации.

 

Студенты осуществляют диагностическое обследование детей среднего звена школы (5-9 классы).

Программа изучения личности школьника включает следующие разделы:

— общие сведения о школьнике;

— особенности семейного воспитания ученика;

— статус ученика в классном коллективе;

— особенности познавательной деятельности;

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;

— индивидуально-типологические особенности личности;

— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.

В течение практики студент использует не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдение, беседа, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

В течение последней недели практики студент теоретически обобщает материалы изучения личности ученика, проводит статистическую обработку и интерпретацию полученных данных, делает соответствующие выводы, на их основе разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию ученика. Завершается данная работа составлением психолого-педагогической характеристики личности ученика, которая подписывается классным руководителем и сдается методисту по психологии. За несвоевременное оформление и сдачу характеристики личности ученика (без уважительной причины) может быть снижена оценка.

 

По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

 

1. Дневник наблюдения за школьником.

2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования).

3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ НА 5 КУРСЕ

 

Практика проводится на выпускном курсе и предполагает актуализацию всех профессиональных знаний и умений, полученных студентами на протяжении всех лет обучения в вузе. Она проходит в 10-11 классах общеобразовательной школы, в лицеях, колледжах, профессионально-технических училищах, техникумах. Практика на 5 курсе отличается от предыдущего этапа практики более высоким уровнем систематизированности и обобщенности полученных теоретических знаний, самостоятельности и инициативности, творчества, усложнением содержания.

 

Данный вид практики включает в себя:

- знакомство с образовательным учреждением (с дирекцией школы, с завучами, учителями-предметниками, классными руководителями, школьным психологом);

- беседу с психологом о специфике его работы в данном учреждении;

- знакомство с классным коллективом;

- наблюдение за коллективом в учебное время и в неформальной обстановке (с фиксацией результатов наблюдения в дневнике);

- подбор необходимой научно-психологической литературы;

- оформление отчетной документации.

 

Студенты осуществляют психодиагностическую работу с детьми старшего звена школы (10-11 классы).

 

Программа изучения классного коллектива включает следующие разделы:

— общие данные обследуемой группы;

— исследование социометрического статуса каждого члена группы;

— характер межличностных отношений в классе;

— изучение профессиональных интересов учащихся;

— профессиональная рефлексия педагогического общения;

— воспитательная работа практиканта в классе (группе).

В течение практики студенты-практиканты используют психодиагностические методики и общепедагогические методы: беседа, изучение личных дел учащихся, анализ продуктов деятельности; ведут постоянные наблюдения за поведением данного класса (группы) в разных видах деятельности, фиксируя данные в «Дневнике наблюдения» и проводят их психологический анализ.

 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

По окончании практики студент обобщает материалы изучения классного коллектива, проводит статистическую обработку и интерпретацию полученных данных, делает соответствующие выводы, на их основе составляет психолого-педагогические рекомендации по сплочению и дальнейшему развитию коллектива учащихся. Завершается данная работа составлением психолого-педагогической характеристики обследуемой группы, подписанной классным руководителем, которая сдается на кафедру психологии. За несвоевременное оформление и сдачу характеристики (без уважительной причины) может быть снижена оценка. Также оформляются и сдаются для проверки материалы психологического анализа одного из уроков учителя или студента-практиканта.

 

По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

 

1. Дневник наблюдения за классным коллективом.

2. Психолого-педагогическую характеристику обследуемой группы, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического изучения).

3. Материалы психологического анализа урока учителя-предметника или одного из студентов-практикантов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...