Психологический анализ урока
Обязательной частью задания по педагогической практике является психологический анализ отдельных сторон урока. Студентам предлагается три варианта выполнения данного вида работы, из которых необходимо выбрать один.
Вариант 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ Что общего можно усмотреть за следующими действиями учителя на уроке: — перед объяснением нового материала делает к нему интригующее вступление; — заметив, что не все ученики внимательно слушают, делает в объяснении паузу; — организует работу так, чтобы в каждой части объяснения нового материала перед учащимися был только один экспонат из подготовленных к уроку; — приступая к объяснению нового материала, дает школьникам задание составить план по ходу изложения? Все это действия по управлению вниманием учащихся. Цели Применение на практике знаний о внимании, его видах и свойствах, а также о его проявлениях в различных ситуациях урока. Создание условий для развития наблюдательности и пытливости как профессионально важных качеств личности. Воспитание исследовательской позиции по отношению к образовательному процессу и, прежде всего, способам организации учебной активности учащихся. Позиции анализа Перед тем как студенты приступят к выполнению настоящего задания, целесообразно рекомендовать им углубить свои познания в области организации внимания школьников. Интересные материалы содержатся в ряде источников (см. Литература). В выполнении задания можно придерживаться следующих позиций наблюдения. 1. Как влиял учитель на внимание учащихся в начале
2. Огласил ли цели урока, может быть, каким-то образом приобщал учащихся к формулированию целей? 3. Всегда ли темп урока был оптимальным для поддержания внимания школьников? 4. Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внимания? 5. Как было организовано внимание учащихся при использовании средств наглядности? 6. Реализовал ли учитель какие-нибудь приемы поддержания и развития внимания учащихся (интригующее вступление, использование занимательного материала, обращение к личному опыту ученика, подчеркивание практической значимости вопроса, сначала — формулирование вопроса для всех и лишь затем — называние учащегося и др.)? 7. Чередовались ли формы учебной работы или урок в этом отношении получился однообразным? 8. Имели ли место на уроке формы организации учебной деятельности школьников, вызвавшие особое внимание с их стороны? Почему это произошло? 9. Правомерно ли говорить о дисциплинирующих воздействиях в отношении отвлекавшихся учащихся (пауза, пристальный взгляд, спрашивание не только тех, кто поднимал руку, замечания, предупреждения и др.)? 10.На какие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение) опирался учитель, в каких эпизодах урока? 11.Какие суждения можно высказать о соотношении непроизвольного и произвольного внимания учащихся в раз личных фрагментах урока? 12.Можно ли определенно указать на факторы, снижавшие внимание учащихся?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для выполнения настоящего задания необходимо посетить ряд уроков. Для представления в качестве отчета выбирается один из них, оказавшийся наиболее интересным. Студентам не следует стремиться к тому, чтобы дать однозначный, исчерпывающий ответ по каждому из предложенных вопросов, ибо уроки бывают весьма разнообразными. По некоторым вопросам может не оказаться материала, зато может появиться материал по вопросам, которых в нашем перечне нет. Надо творчески подойти к заданию и отнестись к вопросам как к некоторым опорным точкам для наблюдений и рассуждений.
Возможно, что для большинства студентов окажется приемлемым порядок ведения записей, предложенный в таблице, которая приведена ниже. В записях возможны условности, сокращения и даже небрежности. Запись, которая включается в состав отчета, должна быть реконструирована. На основе зафиксированных данных осуществляется психологический анализ, в котором подводятся итоги и делается вывод. Таблица
ЛИТЕРАТУРА Гоноболин Н.Ф. Внимание и его воспитание. — М., 1972. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. — М., 1976.
Вариант 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА: ОРГАНИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Цели Применение на практике знаний о мышлении, его видах, механизмах и закономерностях в приложении к процессу обучения. Развитие наблюдательности как профессионального качества будущего педагога. Культивирование исследовательской позиции по отношению к образовательному процессу и приемам управления учебной деятельностью. Позиции анализа Для проведения психологического анализа урока можно придерживаться следующих позиций наблюдения:
1. Как часто учитель стимулирует учеников к осмыслению пройденного и объясняемого материала? (Добивается лучшего осознания связей между понятиями и закономерностями, просит уточнить решение, в случае если учащийся осуществил его интуитивно, и др.) 2. Реализуются ли в ходе объяснения какие-либо логические приемы (аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.) и побуждаются ли учащиеся к использованию этих приемов? 3. Пытается ли педагог разобраться в логике решения, предложенного учеником? (Например, задает уточняющие вопросы, просит ученика представить всю последовательность рассуждений, которые привели к итоговому ответу, и др.) 4. Развивает ли он у школьников умение выводить следствия из общей закономерности? Использует ли для этого схемы, пиктограммы, модели, таблицы, организует ли их применение учащимися? 5. Обращает ли педагог внимание ученика на содержащиеся в его ответе или решении противоречия? 6. Можно ли утверждать, что учитель вызывает у учеников интерес к изучаемому материалу и процессу работы с ним? (Демонстрирует учащимся взаимосвязь изучаемого материала с их познавательным опытом, предоставляет инициативу в выборе обсуждаемых проблем и выдвижении гипотез, поощряет формулирование нестандартных решений и т. д.) 7. Можно ли утверждать, что педагог предлагает учащимся задания, вызывающие интеллектуальное затруднение? Как управляет познавательной активностью учеников в проблемной ситуации (задает наводящие вопросы, предлагает проверить гипотезу экспериментально, реализует серию подсказок и др.)? 8. Насколько продуктивно использованы индивидуализированные формы организации мыслительной деятельности? 9. При объяснении нового материала и решении задач учитель ориентируется только на учащихся, которые быстро усваивают материал, или обращает внимание и на учеников, нуждающихся в дополнительном времени для обдумывания? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Психологическому анализу урока должно предшествовать ознакомление со специальной литературой по вопросам психологии мышления и проблеме управления данным психическим процессом в контексте обучения.
В ходе выполнения задания целесообразно посетить цикл уроков. Отчет составляется по итогам анализа наиболее интересного и информативного из всех посещенных занятий. Вышеуказанные позиции наблюдения следует соотносить с типом и структурой анализируемого урока (комбинированного объяснительно-иллюстративного, проблемного, урока-конференции, урока-диспута и др.). При ведении записи урока можно использовать следующую форму:
В заключение психологического анализа урока формулируются основные выводы.
ЛИТЕРАТУРА Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М., 1992. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М., 1996. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990. Психология мышления / Перевод с нем. и англ. под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1965. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.
ВАРИАНТ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|