Методика 2.1. Логические закономерности
Цель: исследование логического аспекта математического мышления.
Испытуемому предъявляют письменно ряды чисел. Ему необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу»:
ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ: 1) 2,3,4,5,6,7, 2) 6,9,12,15,18,21, 3) 1,2,4,8,16,32, 4) 4,5,8,9,12,13, 5) 19,16,14,11,9,6, 6) 29,28,26,23,19,14, 7) 16,8,4,2,1,0.5, 8) 1,4,9,16,25,36, 9) 21,18,16,15,12,10, 10) 3,6,8,16,18,36,
Оценка результатов с помощью таблицы
Методика 2.2. Оценка логического мышления (9 класс) Цель: исследование логического мышления.
Испытуемому предъявляются восемнадцать логических задач. Каждая задача состоит из двух логических посылок. Буквы в них находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на эти логические предпосылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой.
Инструкция: «Вам предлагается решить 18 логических задач, каждая из которых включает две логические предпосылки. Ваша задача - решить, как соотносятся между собой буквы, стоящие под чертой, и отметить это отношение с помощью математических знаков ”>”, “<”. Время выполнения учитывается». Оценка производится по количеству правильных ответов (табл. 1).
Материал к методике
Ключ:
Таблица 1
Методика 2.3. Логичность умозаключений Цель: определение уровня логичности в рассуждениях. Испытуемому предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 секунд.
Материал:
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб. 3. Некоторые западные страны – члены НАТО. Монако – западная страна. Следовательно, Монако – член НАТО. 4. Все Герои России награждались орденом Мужества. Иванов награжден орденом Мужества. Следовательно, Иванов – Герой России. 5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности. 6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза. 7. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления. 8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд. 9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется. 10. Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. 11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист. 12. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго. 13. Все студенты 3-го курса сдали зачет по физкультуре. Володя сдал зачет по физкультуре. Следовательно, Володя – студент 3-го курса. 14. Некоторые европейские страны входят в Европейский Союз. Беларусь – европейская страна. Следовательно, Беларусь входит в Европейский союз. Обработка результатов: Номера умозаключений, которые следует признать верными 1,8,9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки. Оценка результатов проводится по таблице.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|