Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аспект педагогического общения




 

Педагогическое общение — важнейшее средство создания в классе атмосферы равенства, справедливости, чуткости; ма­стерство педагога прежде всего проявляется в сфере обще­ния с учащимися.

Существует закон переноса отношения школьников к учителю на их отношение к учебному предмету. И характер общения педагога с учени­ками — сильнейший фактор этого переноса. Авторитет учителя в глазах школьника во многом определя­ется коммуникативными качествами личности педагога.

Вместе с тем фактическое обретение учителями и студен­тами высокой компетентности в общении оказывается боль­шой проблемой.

 

Цели

Развитие понятия о педагогическом общении.

Освоение общего способа изучения коммуникативно­го содержания уроков коллег с помощью отдельных пози­ций анализа.

Воспитание исследовательской культуры, создание усло­вий для постепенного обращения способа анализа деятельно­сти коллег в способ профессионального самоанализа, в метод педагогической рефлексии.

Позиции анализа

Приступая к выполнению настоящего задания, студен­там необходимо углубить понятие о педа­гогическом общении, его структуре и особенностях.

Метод анализа педагогического общения, отве­чающий нуждам педагогической практики, будет основываться на выде­лении 8 позиций анализа:

1. Акцентирование мыслей учащихся. Учитель внимателен к высказываниям школьников: убе­дительно показывает, что согласен с ними, комментирует, развивает их представления и мысли, дополняет; в иных случаях тактично опровергает, не упуская возможности от­метить позитивные моменты ответов. Речь идет о соверше­нии педагогических действий с установкой на интеллекту­альное понимание учащихся.

2. Принятие чувств школьников. Учитель приобщается к эмоциональному состоянию уча­щихся или отдельного школьника, способен, как иногда го­ворят, вчувствоваться. Имеется в виду эмоциональное понимание («понимание сердцем»), получившее название эмпатии. Последняя может проявляться в том, что педагог утешает школьника, у которого что-то не получается, выра­зительно хвалит слабого ученика за предельно скромный ус­пех, смеется вместе с детьми, если это никого не обижает.

 

3. Выражение удовлетворенности. Педагог одобряет, хвалит или как-то иначе эмоциональ­но поощряет школьников за удачную мысль, хорошо выпол­ненную работу. Диапазон педагогических реакций в этом плане весьма широк: мимические выражения (как правило, знакомые учащимся), одобрительное похмыкивание или ки­вание головой, произнесение слов с соответствующей инто­нацией («Далее!», «Продолжай!» и т.д.), одобрительные вы­сказывания о действиях учащихся, похвала, относящаяся к отдельному школьнику или классу, и др. Все это может рас­сматриваться как эмоциональная поддержка учебной дея­тельности школьников средствами общения. Сюда же отно­сятся оценочные суждения при выставлении отметок.

 

4. Обращение к мнению учащихся. Учитель стимулирует инициативу, вызывает школьни­ков для ответа по желанию, интересуется мнением учащих­ся по некоторым аспектам совместной работы, вносит коррекции в урок по просьбе учеников, предлагает задания на выбор и т.д. Может быть, он приобщает школьников к фор­мулированию целей урока или его фрагментов, к пересмот­ру этих целей под влиянием тех или иных обстоятельств. Говоря иначе, речь идет о таких взаимодействиях, которые могут создавать у школьников впечатление об их причаст­ности к ведению урока, о сотрудничестве с педагогом.

 

5. Указания, распоряжения. Они связаны с ведением урока, организацией работы уча­щихся, в том числе это вызовы школьников для ответа без проявления желания с их стороны. Сюда же относятся ак­ты общения тоном, подчеркивающим ролевую позицию педагога, его установку на общение «сверху вниз». Речь, од­нако, идет о случаях, не включающих выражение недоволь­ства или дисциплинирующие воздействия.

 

6. Выражение недовольства. Учащиеся или отдельный школьник могут не выполнить или недостаточно качественно выполнить задание учителя, осуществить некоторые отдельные учебные действия на уровне, не соответствующем ожиданиям педагога. Однако тут речь идет не столько о самих фактах такого рода, сколько о способах выражения негативного отношения к ним со сторо­ны педагога.

 

7. Дисциплинирующие воздействия. Имеются в виду паузы, предназначенные учителем для установления тишины; призывы и требования к учащимся прервать формы поведения, мешающие ведению урока; за­мечания в связи с нарушениями дисциплины, предупрежде­ния и угрозы по этому поводу; наказания; любые действия, устраняющие условия для нарушений — пересаживание школьников, изъятие предметов и пр.

 

8. Конфликтные взаимодействия. Такие взаимодействия возникают между учителем и уча­щимися и проявляются в различных формах неподчинения требованиям педагога, в препирательствах, взаимной грубо­сти и т.д.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При посещении урока эти позиции должны стать средством психологической оценки взаимодей­ствий. Для наглядности рекомендуется вести запись урока на левой и правой страницах тетради (см. таблицу 1). Во второй строке правой части даны сокращен­ные названия наших позиций.

Рекомендуется в самом общем плане отразить все взаимодействия учителя с учащимися на уроке, как это сделано в табли­це 2. Так, в приведенном случае урок предстает перед на­ми с явным преобладанием эмоционально напряженных или отрицательных взаимодействий (0+6+9+1=16) относительно положительных (2+0+2+0=4). По позициям ПЧ и ОМ и УР показатели нулевые. Судя по всему, педагог не был эффективен в общении.

Таблица 1

 

Поведение, действия Позиции анализа
учителя учащихся AM ПЧ ВУ ОМ УР ВН ДВ KB
Н.И. уверенно вошла в класс. «Добрый день!.. Наверное, и Си­монов со мной сейчас поздоровается». Гово­рит, что ей понрави­лось, как ребята на прошлом уроке реша­ли задачи, хотя среди них были и трудные.   «Думаю, мы с вами го­товы начать урок по те­ме "Расположение пря­мой относительно..." "Сергей, выйди к дос­ке. Запиши тему"». Далее скажу о том, что в решении многих гео­метрических задач... Дружно вста­ли, за исклю­чением одного   Симонов под­нялся     Слушали вни­мательно     Выходит, пи­шет       ѵ       ѵ     ѵ  

 

Всякая схема огрубляет действительность, поэтому важен качественный анализ взаимо­действий учителя и учащихся. Уровень этого анализа будет существенно зависеть от богатства рассуждений студента, их обоснованности ссылками на конкретные факты взаимодей­ствия, события урока, отраженные в его записи, от их соот­несенности с уроком в целом.

 

Таблица 2

 

AM ПЧ ВУ ОМ УР ВН ДВ KB
          ѵ ѵ  
            ѵ  
    ѵ     ѵ    
            ѵ  
            ѵ  
ѵ              
          ѵ   ѵ
    ѵ     ѵ    
            ѵ  
ѵ           ѵ  
          ѵ ѵ  
            ѵ  
          ѵ ѵ  
               

 

Посещение урока осуществляется с целью анализа педагогического общения и означает сосредоточенность в первую очередь на данном аспекте уро­ка, специальную регистрацию фактов, к нему относящихся, наличие установки на оценку урока в данном аспекте.

Первое слово при обсуждении урока студента полезно предоставить его автору. Речь идет о профессиональной рефлексии автора урока: насколько обстоятельно он может проанализировать свое общение с детьми, насколько открыт для анализа собственных просчетов, насколько конструктивен в восприятии пожеланий и др. Особенности этой рефлексии также надо оценить.

Далее следует сделать выводы о посещенном уроке, в ко­торых будут представлены основные обобщения, оценки и пожелания автору урока, данные о его профессиональной рефлексии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учаще­гося //Вопросы психологии. — 1980. — № 5.

Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивиду­ального стиля педагогического общения // Вопросы психо­логии. — 1990. — № 2.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.

Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психо­логии // Вопросы психологии. — 1979. — № 8.

Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987.

Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.

 

По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

 

1. Дневник наблюдения за школьником.

 

2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования).

 

3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.

 

 

Документацию, предусмотренную программой практики, необходимо своевременно оформить и сдать в трехдневный срок по окончании практики на кафедру психологии.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...