Аспект педагогического общения
Педагогическое общение — важнейшее средство создания в классе атмосферы равенства, справедливости, чуткости; мастерство педагога прежде всего проявляется в сфере общения с учащимися. Существует закон переноса отношения школьников к учителю на их отношение к учебному предмету. И характер общения педагога с учениками — сильнейший фактор этого переноса. Авторитет учителя в глазах школьника во многом определяется коммуникативными качествами личности педагога. Вместе с тем фактическое обретение учителями и студентами высокой компетентности в общении оказывается большой проблемой.
Цели Развитие понятия о педагогическом общении. Освоение общего способа изучения коммуникативного содержания уроков коллег с помощью отдельных позиций анализа. Воспитание исследовательской культуры, создание условий для постепенного обращения способа анализа деятельности коллег в способ профессионального самоанализа, в метод педагогической рефлексии. Позиции анализа Приступая к выполнению настоящего задания, студентам необходимо углубить понятие о педагогическом общении, его структуре и особенностях. Метод анализа педагогического общения, отвечающий нуждам педагогической практики, будет основываться на выделении 8 позиций анализа: 1. Акцентирование мыслей учащихся. Учитель внимателен к высказываниям школьников: убедительно показывает, что согласен с ними, комментирует, развивает их представления и мысли, дополняет; в иных случаях тактично опровергает, не упуская возможности отметить позитивные моменты ответов. Речь идет о совершении педагогических действий с установкой на интеллектуальное понимание учащихся.
2. Принятие чувств школьников. Учитель приобщается к эмоциональному состоянию учащихся или отдельного школьника, способен, как иногда говорят, вчувствоваться. Имеется в виду эмоциональное понимание («понимание сердцем»), получившее название эмпатии. Последняя может проявляться в том, что педагог утешает школьника, у которого что-то не получается, выразительно хвалит слабого ученика за предельно скромный успех, смеется вместе с детьми, если это никого не обижает.
3. Выражение удовлетворенности. Педагог одобряет, хвалит или как-то иначе эмоционально поощряет школьников за удачную мысль, хорошо выполненную работу. Диапазон педагогических реакций в этом плане весьма широк: мимические выражения (как правило, знакомые учащимся), одобрительное похмыкивание или кивание головой, произнесение слов с соответствующей интонацией («Далее!», «Продолжай!» и т.д.), одобрительные высказывания о действиях учащихся, похвала, относящаяся к отдельному школьнику или классу, и др. Все это может рассматриваться как эмоциональная поддержка учебной деятельности школьников средствами общения. Сюда же относятся оценочные суждения при выставлении отметок.
4. Обращение к мнению учащихся. Учитель стимулирует инициативу, вызывает школьников для ответа по желанию, интересуется мнением учащихся по некоторым аспектам совместной работы, вносит коррекции в урок по просьбе учеников, предлагает задания на выбор и т.д. Может быть, он приобщает школьников к формулированию целей урока или его фрагментов, к пересмотру этих целей под влиянием тех или иных обстоятельств. Говоря иначе, речь идет о таких взаимодействиях, которые могут создавать у школьников впечатление об их причастности к ведению урока, о сотрудничестве с педагогом.
5. Указания, распоряжения. Они связаны с ведением урока, организацией работы учащихся, в том числе это вызовы школьников для ответа без проявления желания с их стороны. Сюда же относятся акты общения тоном, подчеркивающим ролевую позицию педагога, его установку на общение «сверху вниз». Речь, однако, идет о случаях, не включающих выражение недовольства или дисциплинирующие воздействия.
6. Выражение недовольства. Учащиеся или отдельный школьник могут не выполнить или недостаточно качественно выполнить задание учителя, осуществить некоторые отдельные учебные действия на уровне, не соответствующем ожиданиям педагога. Однако тут речь идет не столько о самих фактах такого рода, сколько о способах выражения негативного отношения к ним со стороны педагога.
7. Дисциплинирующие воздействия. Имеются в виду паузы, предназначенные учителем для установления тишины; призывы и требования к учащимся прервать формы поведения, мешающие ведению урока; замечания в связи с нарушениями дисциплины, предупреждения и угрозы по этому поводу; наказания; любые действия, устраняющие условия для нарушений — пересаживание школьников, изъятие предметов и пр.
8. Конфликтные взаимодействия. Такие взаимодействия возникают между учителем и учащимися и проявляются в различных формах неподчинения требованиям педагога, в препирательствах, взаимной грубости и т.д. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ При посещении урока эти позиции должны стать средством психологической оценки взаимодействий. Для наглядности рекомендуется вести запись урока на левой и правой страницах тетради (см. таблицу 1). Во второй строке правой части даны сокращенные названия наших позиций. Рекомендуется в самом общем плане отразить все взаимодействия учителя с учащимися на уроке, как это сделано в таблице 2. Так, в приведенном случае урок предстает перед нами с явным преобладанием эмоционально напряженных или отрицательных взаимодействий (0+6+9+1=16) относительно положительных (2+0+2+0=4). По позициям ПЧ и ОМ и УР показатели нулевые. Судя по всему, педагог не был эффективен в общении. Таблица 1
Всякая схема огрубляет действительность, поэтому важен качественный анализ взаимодействий учителя и учащихся. Уровень этого анализа будет существенно зависеть от богатства рассуждений студента, их обоснованности ссылками на конкретные факты взаимодействия, события урока, отраженные в его записи, от их соотнесенности с уроком в целом.
Таблица 2
Посещение урока осуществляется с целью анализа педагогического общения и означает сосредоточенность в первую очередь на данном аспекте урока, специальную регистрацию фактов, к нему относящихся, наличие установки на оценку урока в данном аспекте. Первое слово при обсуждении урока студента полезно предоставить его автору. Речь идет о профессиональной рефлексии автора урока: насколько обстоятельно он может проанализировать свое общение с детьми, насколько открыт для анализа собственных просчетов, насколько конструктивен в восприятии пожеланий и др. Особенности этой рефлексии также надо оценить.
Далее следует сделать выводы о посещенном уроке, в которых будут представлены основные обобщения, оценки и пожелания автору урока, данные о его профессиональной рефлексии.
ЛИТЕРАТУРА Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. — 1980. — № 5. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии. — 1979. — № 8. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987. Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:
1. Дневник наблюдения за школьником.
2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования).
3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.
Документацию, предусмотренную программой практики, необходимо своевременно оформить и сдать в трехдневный срок по окончании практики на кафедру психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|