Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика №2. Изучение психологического климата класса




(группы)

Инструкция: Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки: 3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется редко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

 

 

Утверждения

Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
  Преобладает бодрый, жизнерадостный тип настроения   Преобладает подавленное настроение
  Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии   Конфликтность в отношениях, антипатия
  В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание   Группировки конфликтуют между собой
  Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности   Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
  Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы   Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
  С уважением относятся к мнению других   Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других
  Достижения и неудачи группы переживаются как собственные   Достижение и неудачи группы не находят окликов у ее членов
  В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного»   В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
  Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство   К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
  Группа активна, полна энергии   Группа инертна, пассивна
  Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе   Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
  В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту   Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
  Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно   Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Обработка данных. Сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А – В.

Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида; если С более 25, то психологический климат благоприятен; если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен.

Методика №3. Изучение представлений ученика о его месте

В коллективе

Цель: изучение представлений испытуемого о самом себе. Может быть также использована для определения «идеального Я» индивида или его представлений о том, каким его видят другие. Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы, уклонение от борьбы.

Порядок исследования: Текст методики состоит из 60 высказываний, которые зачитываются экспериментатором или могут быть предъявлены испытуемым в виде списка. Учащимся предлагается ознакомиться с каждым утверждением и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь».

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Внимательно прослушайте (прочтите) каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему».

Текст методики

1.Я критичен к товарищам.

2.У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3.Я склонен следовать советам лидера.

4.Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5.Мне нравится дружественность в группе.

6.Я склонен противоречить лидеру.

7.Испытываю симпатию к одному – двум определенным товарищам.

8.Избегаю встреч и собраний в группе.

9.Мне нравится похвала лидера.

10.Я независим в суждениях и манере поведения.

11.Я готов встать на чью-либо сторону в споре.

12.Я склонен руководить товарищами.

13.Радуюсь общению с одним – двумя друзьями.

14.При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.

15.Я склонен поддерживать настроение всей группы.

16.Не придаю значения личным качествам членов группы.

17.Я склонен отвлекать группу от ее целей.

18.Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19.Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20.Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.

21.Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22.Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.

23.Я недостаточно сдержан в выражении чувств.

24.Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.

25.Недоволен слишком формальными (деловыми) отношениями.

26.Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.

27.Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.

28.Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29.Склонен затягивать и обострять спор.

30.Стремлюсь быть в центре внимания.

31.Я хотел бы быть членом более узкой группы.

32.Я склонен к компромиссам.

33.Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.

34.Болезненно отношусь к замечаниям друзей.

35.Могу быть коварными и вкрадчивыми.

36.Я склонен принять на себя руководство в группе.

37.Я откровенен в группе.

38.У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39.Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40.Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.

41.Я склонен сердиться на товарищей.

42.Я пытаюсь вести других против лидера.

43.Легко нахожу знакомства за пределами группы.

44.Стараюсь избегать быть втянутым в спор.

45.Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.

46.Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.

47.Когда я раздражен, я насмешлив и ироничен.

48.У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49.Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.

50.Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.

51.Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.

52.Я инициативен в установлении контактов в общении.

53.Избегаю критиковать товарищей.

54.Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55.Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны (неуместно развязные, бесцеремонные).

56.Люблю затевать споры.

57.Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе.

58.Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.

59.Я склонен к перепалкам, задиристый.

60.Я склонен выражать недовольство лидером.

 

Обработка данных и интерпретация результатов

Ключ

I Зависимость 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
II Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
III Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
IV Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
V Принятие «борьбы» 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
VI Избегание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

 

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по 6 тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой тенденции. При этом количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по школе «независимость».

Тенденция к «зависимости» понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов, морально-этических ценностей. Тенденция к «общительности» свидетельствует о контактности. стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, как стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная тенденция – «уклонение от борьбы» свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из тенденций, видимо, имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности, уклончивости, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...