Пациент: “Познакомились давно в одной школе учились, она на два класса младше училась. Кажется, на Новый Год было что-то вроде дискотеки, пригласил потанцевать и так познакомились. А вот что понравилось, не помню”.
⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Пациент: “Познакомились давно в одной школе учились, она на два класса младше училась. Кажется, на Новый Год было что-то вроде дискотеки, пригласил потанцевать и так познакомились. А вот что понравилось, не помню”. Терапевт: “Вспомни подробно, как ты к ней подошел, что на ней было одето, что она сказала, как звучал ее голос, какой запах был от волос, тепло, которое шло от нее”. Терапевт наводит неофициальный транс, начинает говорить в такт дыханию пациента. Ветеран несколько расслабляется, его зрачки слегка расширяются. В этот момент, терапевт снова мягко касается правого колена пациента, а именно — ресурсного якоря. Терапевт: “Расскажи, как познакомился с сыном? ” Пациент: “В роддоме сунули сверток, гляжу носик красненький, и спит, сопит только. А домой приехали, развернули, он проснулся и на меня смотрит, серьезный такой”. Пациент улыбается, мышцы лица расслабились. Терапевт еще раз касается левого колена пациента, добавляя еще один ресурс, к имеющемуся ресурсному якорю. Терапевт: “Давай вернемся к тому событию в Афганистане. Снова представь перед собой экран и на нем то событие с автобусом. Посмотри на себя молодого до того, как вы подошли к машине. Если бы ты тогда знал и умел то, что знаешь и умеешь сейчас (терапевт мягко касается правого колена, задействуя ресурсный якорь), то как бы ты себя повел в той ситуации? Посмотри, как изменится твое поведение и реакция? ”. Пациент: “Ну, буду готов”. Терапевт: “Какой вывод можно сейчас сделать из того случая'? ” (Продолжая задействовать ресурсный якорь). Пациент: “Если перед тобой реальный враг, то надо мочить”. Терапевт: “А женщин и детей? ” Пациент: “Их надо охранять, они — то здесь не причем. Их просто подставили”.
Терапевт: “А сейчас войди внутрь себя в той ситуации и прокрути это воспоминание с собой внутри”. Пациент несколько напрягается, но заметнее меньше, чем в начале. Терапевт продолжает задействовать ресурсный якорь. Терапевт: “Обрати внимание на женщин и детей в этой ситуации. Какой вывод можно еще сделать? ” Пациент: “Надо быть очень осторожным, чтобы не зацепить их”. Терапевт: “Вернись, пожалуйста, сюда ко мне. Встань походи немного, разомнись, а то мышцы наверное затекли”. (Пациент встает, поводит плечами, разминает руки). Терапевт: “А теперь садись на мое место. Если бы ты был психологом, что бы ты сказал самому себе по поводу своих жены и детей? ” Смена рабочего места нужна в данном контексте для максимальной диссоциации от психотравматического воспоминания, чтобы закрепить изменения, провести экологическую проверку. И присоединить изменения к будущему. Пациент: “Ну, чтобы воспитать родственников надо быть очень терпеливым. (Улыбается) Если они делают что-то не так, ничего страшного, значит, не поняли, как надо, а может, хотят как лучше. Они же тоже люди”. Терапевт качает кистью своей руки, создавая визуальный якорь ресурсного состояния. Терапевт: “А если жена начнет, что-нибудь выговаривать? Или сын опять игрушки не уберет? ” Терапевт продолжает покачивать кистью руки. Пациент сидит в расслабленной позе, отвечает с улыбкой: “Ну и что? Я же их люблю”. К сожалению, сеанс с данным ветераном был единственным. Еще один сеанс был с супругой ветерана, в котором речь шла о ее проблемах. Катамнез через 8 месяцев, со слов жены пациент стал заметно спокойнее, больше стал заниматься сыном реже употреблять алкоголь, вопрос о разводе больше не поднимался. Естественно одним единственным, даже успешно проведенным, реимпринтингом терапия не ограничивается. Для того, чтобы помочь человеку выйти из состояния хронического стресса, мало дестабилизировать в памяти психотравмирующее воспоминания, но и научить его пользоваться основными ресурсными состояниями, такими как выбор и конгруэнтность.
Про выбор говорилось чуть выше — это способность и готовность реагировать на ситуации различными способами. Выбор возникает из способности управлять своим внутренним, а не внешним миром. Внешний мир не всегда поддается прогнозу и соответственно контролю. Не так давно, обратился ко мне ветеран Афганистана. Свою проблему описал следующим образом: “Сложно общаться с людьми. О чем бы ни велась речь, хочу, чтобы было по моему. Понимаю, что веду себя, по-дурацки, но спорю до упора. Абсолютно со всеми, с мамой, женой, на работе”. Ветеран, в прошлом офицер, служил в ВДВ, командовал разведкой, неоднократно участвовал в боевых схватках вплоть до рукопашных. Контузия средней степени. Уволился из РА “когда армия стала разваливаться”. На вопрос: “Почему раньше не приходил? ” Ответил: “Да не верил, что кто-то может помочь. А тут напарник к Вам несколько раз сходил и прямо другой человек стал. Ходит улыбается, легко общается с людьми, прямо завидно стало”. На вопрос: “Что хочет? ” Ответил: “Хочу общаться с любыми людьми и удовольствие от этого получать”. Первые два сеанса проводилось наведение транса с целью расслабления и утилизация дыханием ситуаций общения. В трансе была рассказана метафора следующего содержания: “У меня есть собака, породы эрдельтерьер, лохматая такая морда. Так вот, несколько раз наблюдал, как она подралась с боксерами. У них морда приплюснутая такая. Приближаются они друг к другу, с целью познакомиться, хвостами вертят. А потом, начинают напрягаться. Одна насторожится и вторая тоже. А морды разные и мимика, соответственно, тоже. И чем больше, напрягаются, тем хуже понимают друг друга. И слово за словом, естественно своим собачьим, готово, сцепились. А обе породы — боевые. Приходится с трудом растаскивать. А вот с другими породами, мой эрдель встретится, вначале немного напряжения, а затем расслабится и второй пес, тут же тоже расслабится. И начинают играть, понимают друг друга, морды ведь лохматые”. И продолжал эту метафору 15 минут.
На третьем сеансе, ветеран сообщил, что научился общаться и это, оказывается, очень замечательно. Он научился при общении расслабляться и обратил внимание что собеседники стали вести себя совсем по другому. Тоже расслаблялись и спора не происходило. “Я понял, что, раньше сам провоцировал людей своим напряжением. И сколько же вокруг оказывается хороших, интересных людей. А боевое состояние сохранилось. Позавчера, карманника в автобусе скрутил. Мгновенно среагировал”. Обсуждая с ним, полученный результат, пришли к выводу, что в “мирных” ситуациях он научился действовать гибко, и результат изменился. А способность мгновенно реагировать на опасность, в необходимый момент, сохранилась полностью. Именно этого результата он и хотел. Существует еще одна очень серьезная техника для работы с психотравматическими воспоминаниями — это преимпритинг. Что случится если у человека будет некий мощный ресурс перед травматическим происшествием? Как гласит пословица: “Кто предупрежден, тот вооружен”. Ведь память и воображение проходят по одним и тем же нейронным путям и, соответственно, могут одинаково влиять на поведенческие реакции человека. Воображаемое положительное запечатление может оказывать такое же воздействие, как и реальное событие из прошлого. Сама техника преимпринтинга имеет 4 шага: 1. Выявляется положительный шаблон запечатления (эталон). Необходимо очень тщательно выяснить всю субмодальную структуру реального происшествия в прошлом, ставшего позитивным запечатлением. 2. Необходимо придумать “ресурсное” переживание, которое подготовило бы клиента к травматическому эпизоду. Это может быть одно или несколько “ресурсных” переживаний. Чтобы клиент не “сваливался” в негативные эмоции психотравмы, начинать поиск лучше в 3 позиции. “Представь, что ты режиссер или писатель. И тебе нужно помочь главному герою пережить серьезное происшествие с более полезным реагированием. Как ты думаешь, что должен бы знать или уметь человек, чтобы потом чувствовать себя в будущей переделке более... (спокойно, уверенно, квалифицированно, действенно и т. д. — ресурсный термин берется от клиента)”. Сам клиент ищет необходимое ресурсное переживание. Любой предлагаемый ресурс, даже на первый взгляд фантастический, необходимо тщательно исследовать. Например, подросток избитый сверстниками, сказал, что ему надо было уметь драться как чемпиону мира по карате в тяжелом весе, вот тогда бы ситуацию с побоями он бы переживал бы совсем по-другому. Как в прошлом сделать парня чемпионом по карате? Вроде нереально. Но исследуя, для чего ему это было бы надо, вышли на отсутствие у парня некоего “боевого состояния” в том эпизоде. Такое состояние не пришлось изобретать, оно нашлось в более раннем возрасте, когда клиент подрался с мальчишкой и победил.
3. Просим клиента вернуться назад в прошлое, во время до психотравмирующего события, и пережить и прочувствовать ресурсное запечатление. Постоянно помогая ему структурировать новое переживание в субмодальных рамках эталона (шаг 1). Повторить не менее 3 раз и поставить новое переживание на якорь (ресурсный якорь). 4. Используя ресурсное запечатление очень быстро “пронестись” сквозь (ассоциировано) травматическое переживание, помогая клиенту ресурсным якорем. Иногда полезно повторить этот шаг еще пару раз. Еще одна важная проблема — психосоматические заболевания, которые развиваются по нескольким причинам, но в первую очередь из-за тех изменении, которые происходят в организме в момент психической травмы, особенно в вегетативной нервной системе. По одной из гипотез, психосоматические заболевания возникают после того, как психотравмирующий эпизод полностью вытесняется из сознания. В среднем через 3 года завершаются органические изменения в задействованных органах и системах и психосоматическое заболевание начинает существовать “само по себе”, без прямой связи с психотравматическими воспоминаниями. Поэтому в течении 5 лет, не менее раза в год человек, перенесший психическую травму, должен проходить медицинское обследование с целью выявления возможных нарушений со стороны внутренних органов, а ветераны войн к тому же не менее 1 раза в два года госпитализироваться в специальные реабилитационные отделения. И при выявлении дисфункции внутренних органов должны получать необходимую терапию, одним из разделов которой обязательна психотерапия. В терапии 2 стадии посттравматического стрессового расстройства необходимо применять весь арсенал того же нейролингвистического программирования, в том числе и все, что относится к работе с субличностями: 6-шаговый рефреминг, интеграция частей, " выращивание” новой части и т. д. Очень эффективна работа с индивидуальной линией времени, особенно построение будущего. Часто использую технику, которую называю явно “вертолет”. Цель данной техники — на подсознательном уровне, восстановить целостность временной линии. Осторожнее, только не надо так называть клиенту, у которого это слово может быть связано с какой-либо психотравмирующей ситуацией, например, десантники, спецназ, летчики и т. д.
Шаг l. Вначале “выстраиваем” индивидуальную линию времени человека. И просим, чтобы он, находясь в настоящем, представил линию “прошлого” и линию " будущего”. Одновременно. Для усиления визуализации, можно спросить: “Какого они цвета? ” В русском языке есть соответственные выражения: “Темное прошлое”, “Светлое будущее”. Шаг 2. Просим мысленно подняться над точкой “настоящего” до такой высоты, чтобы были видны оба конца: в прошлом — точку “рождения”, в будущем — точку " смерти”. Метафора: “Как вертолет поднимается высоко над дорогой” или “Как будто бы Вы поднимаетесь на прозрачный мост, под которым в виде дороги, лежит линия вашей жизни”. Шаг 3. “Начинайте медленно двигаться над линией Вашего прошлого. Просто сверху поглядывая, на какие-нибудь события. Не торопитесь, но и не останавливайтесь, а идите к самому началу — точке Вашего рождения. И, как только это получится, слегка кивните мне головой”. (Пресуппозиция, что у человека это может получиться и обычно чается). Шаг 4. “Посмотрите на этого малыша. На это слабое тельце. А потом войдите внутрь маленького комочка и почувствуйте мощь той силы, которая находится внутри. Именно эта сила и будет впоследствии заставлять Вас расти, развиваться, учиться новому полезному. Почувствуйте эту сжатую пружину. Представьте эту силу в виде какого-нибудь символа, например, в виде какого-нибудь цвета или света, или искорки. И возьмите с собой. А теперь вновь поднимитесь над точкой рождения и начинайте плавно двигаться зим детством. И опускайтесь в самые яркие воспоминания того времени, чтобы почувствовать, то что Вы чувствовали тогда. И эти чувства также берите с собой в виде цвета или искорок. Тоже самое сделайте и когда будете двигаться над своими школьными годами. Медленно и аккуратно. И так все ближе и ближе к точке настоящего”. И если вдруг на этой дороге увидите яму или другое повреждение, просто восстановите полотно, точно так, как Вы видели, тогда давно ремонтируют дорогу, делая ее ровной и чистой. Продолжая двигаться сюда, к настоящему”. Шаг 5. “И когда доберетесь до точки “настоящего”, не торопитесь опускаться в нее а просто кивните мне головой. И начинайте плавно двигаться вперед, над своим будущим. На такое расстояние, на которое Вам захочется. И просто осветите какие-нибудь точки, тем цветом или светом, или рассыпьте те искорки, которые Вы взяли с собой из своего прошлого. И посмотрите сверху, и если захочется, опуститесь в какие-нибудь события своего будущего, наиболее яркие. И вновь поднимитесь над этой линией своего будущего. И начинайте медленно возвращаться к точке “своего” настоящего. И как только это у получится, опуститесь внутрь своего тела”. Шаг 6. Экологическая проверка и привязка к будущему: “И всякий раз когда Вы будете обращаться к своему прошлому, и всякий раз когда будете обращаться к своему будущему, Вы будете видеть те светящиеся точки. Нравится ли это Вам? ” Обычно в момент выполнения этой техники, клиент погружается в достаточно глубокое состояние транса, без какого-либо специального наведения. Можно использовать и метод парадоксальных задании. Пример, в отделение реабилитации обратилась жена ветерана Чеченских событий с жалобой на вспышки ярости и агрессивности своего мужа. На приеме, ветеран скептически отнесся к предложению терапевта пройти несколько сеансов психотерапии. Тогда терапевт обратил внимание на то, что пациент хорошо развит физически, но в настоящее время находится в плохой физической форме. Терапевт: “Скорее всего Вы раньше занимались спортом? ” Пациент: “Да, борьбой, а потом долго ходил в тренажерный зал. А сейчас некогда, да и не хочется”. Терапевт: “Вот смотрю и вижу энергии у Вас внутри много, а выхода ей нет. И остается выплескиваться на жену. A как Вы думаете, какое упражнение может помочь в Вашем случае? ” Пациент: “Ну, самое простое — это, пожалуй, отжимания от от пола. Раз по 50”. Терапевт: “Как Вы думаете, может более полезно в случаях раздражения отжаться от пола? ” Пациент: “А что, это идея. Гораздо лучше, чем к Вам ходить”. Больше на прием пациент не явился, но через 8 месяц, супруга пришла в отделение и сообщила, что муж стал гораздо спокойнее и посещает тренажерный зал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во время работы над этой книгой, меня несколько раз спрашивали: “А для кого будет эта книга? ” И после завершения, я задумался: “А действительно для кого? ”. Ведь получилось нечто среднее между монографией и популярной литературой. А потом решил, что для всех. Для всех тех, кого коснулось ледяное дыхание смерти, для тех, кто выжил в бою, для их родственников. И для тех, кто искренне хочет помочь таким людям: психологам, психотерапевтам, врачам и другим просто хорошим и добрым людям. С посттравматическим стрессовым расстройством нужно и можно работать. Да это тяжелое и иногда неблагодарное занятие. Но если не Вы, то кто? Кто еще может изменить " статистику”? Кто поможет людям научиться вновь жить и получать от жизни удовольствие? Только мы все. А как быть счастливым человек вспомнит сам. Для того, чтобы реально помочь человеку с посттравматическим стрессовым расстройством, надо понять несколько вещей. Во-первых, необходимость помощи, к сожалению, не всегда боль рассосется сама по себе. Во-вторых, возможность помощи, все равно какое направление в психотерапии предпочитаете, в любом есть необходимые способы помощи таким людям. В-третьих, уважение к переживаниям и психологическим защитам данной категории людей, любая их реакция — это нормальная реакция, так и должно быть. Вчера, постучали в дверь кабинета и я вновь услышал: “Меня направили к вам из Союза ветеранов Афганистана. Я воевал в Чечне 128 дней, но у меня все нормально”. Конечно нормально — лицо напряжено, кулаки сжаты, выражение глаз печальное. Наверно и по ночам пока кричит, просыпаясь в холодном поту. Нормально, так и должно быть. И говорю себе: “Осторожно, подбирай слова. Парню нужна твоя помощь, только того он пока не знает”. Но ведь и к Вам скоро постучат в дверь кабинета, и Вы увидите наполненные болью глаза и услышите: “Я воевал... ” или “Со мной случилось... ”, или “Я попал в …”. Автор будет искренне благодарен всем, кто сообщит любую информацию по данной теме, особенно если это будут не описанные в книге подходы, приемы диагностики и терапии ПТСР по Е-mail: meletta2000@mai 1. ru.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|