Как, зачем и почему…?. Задачи и упражнения
Как, зачем и почему…? 1. Как определяется предмет политической экономии в марксизме?
Это… а) наука о производственных отношениях, т. е. отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; б) наука об эффективном распределении ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей; в) наука о денежных сделках между людьми; г) наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: от первобытно-общинной до коммунистической.
2. Как определяет предмет экономической науки А. Маршалл, родоначальник неоклассического направления (Economics)?
Это… а) наука о производственных отношениях, т. е. отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; б) наука, занимающаяся исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния; в) наука об эффективном распределении ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей; г) наука, с одной стороны, представляющая собой исследование богатства, а с другой – часть исследования человека.
3. Что общего в следующих определениях предмета экономической теории: «Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает что, как и для кого производить» (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи) «Экономикс» - наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами» (Н. Г. Мэнкью)
«Экономикс как общественная наука изучает поведение индивидов и институтов, занимающихся производством, обменом и потреблением товаров и услуг. …Экономикс – это общественная наука, исследующая проблему такого использования или применения редких ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее удовлетворение безграничных потребностей общества. Экономикс изучает пути наилучшего использования того, чем мы обладаем» (К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю)?
а) все авторы принадлежат к main stream; б) все авторы принадлежат к неоклассическому направлению; в) все относят экономикс к общественным наукам; г) все говорят об эффективном использовании ресурсов
4. Зачем экономисты создают модели – упрощенную, нереальную экономику, которой не существует на самом деле? Выберите правильные ответы.
Моделирование позволяет экономисту… а) упорядочить мыслительный процесс; б) объяснить экономические явления реального мира путем переноса общих принципов с простых ситуаций на сложные ситуации окружающей действительности; в) искусственно воспроизвести экономическое явление или процесс для изучения в наиболее благоприятных условиях и для дальнейшего практического изменения; г) абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи, т. к. реальная экономическая жизнь слишком сложна, чтобы проанализировать ее во всех деталях.
5. Почему К. Маркс начинает I том «Капитала» словами: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара»?
Это можно объяснить…
а) методом восхождения от абстрактного к конкретному б) методом восхождения от конкретного к абстрактному в) спецификой понимания предмета политической экономии г) методом «при прочих равных условиях»
Задачи и упражнения 1. Укажите, какие функции выполняет экономическая теория в следующих случаях: а) раскрывает внутренние связи между экономическими процессами, способствует формированию современного экономического мышления; б) является теоретической, базовой наукой для конкретных экономических дисциплин: маркетинг, управленческий учет, финансовый менеджмент, стратегическое планирование и др.; в) выступает научной базой для разработки и проведения государством определенной экономической политики; г) различные теоретические концепции выражают интересы отдельных социальных слоев, групп; д) полученные теоретические знания позволяют людям принимать рациональные решения в различных хозяйственных и житейских ситуациях.
2. Какие утверждения можно рассматривать как примеры: а) экономической категории; б) экономического закона? 1) альтернативные издержки – это упущенная или потенциальная выгода, от которой отказываются, делая выбор; 2) при перераспределении ресурсов от производства одного товара к производству другого товара альтернативные издержки возрастают; 3) цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах; 4) цена товара и величина спроса на него находятся в обратной зависимости
3. Какие из нижеперечисленных утверждений относятся: а) к макроэкономике, б) к микроэкономике? 1) Цена на гречневую крупу в сентябре 2010 г. в России поднялась до 65 рублей за килограмм из-за засухи летом. 2) Рост безработицы в Испании в 2010 г. составил 20%. 3) Предприятие «Альфа» увеличило экспортные поставки чугуна на 5% по сравнению с предыдущим годом. 4) В 2008 г. в США начался ипотечный кризис, переросший в финансовый и затем мировой экономический кризис.
4. Из перечисленных утверждений выделите относящиеся к: а) нормативной экономике, б) позитивной экономике: 1) Темп инфляции составил 13% в этом году. 2) Темп инфляции в этом году составил 13%, правительству необходимо разработать меры по ее сокращению до 9% в следующем году.
3) Уровень доходов в США выше, чем в России. 4) Русские счастливее американцев.
5. Какие школы применяли преимущественно а) нормативный и б) позитивный анализ: 1) меркантилисты 2) немецкая историческая школа 3) канонисты 4) классическая политическая экономия
6. Проведите сравнительный анализ идей меркантилистов, физиократов и классиков с точки зрения предмета и метода их исследований. Результаты оформите в виде таблицы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|