Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто это?. Что это?. Как, зачем и почему?




Кто это?

1. Кто раньше рассматривал разделение труда в своих работах? Расположите фамилии с точки зрения хронологической последовательности.

а) Адам Смит

б) Платон

в) Карл Маркс

г) Владимир Ильич Ленин

 

2. Кто писал о разделении труда в идеальном государстве соответственно потребностям и природным задаткам: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. …Как видно, его создают наши потребности. А первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования и жизни. Вторая потребность – жилье, третья – одежда, и так далее. …Каким образом государство может обеспечить себя всем этим: не так ли, что кто-нибудь будет земледельцем, другой – строителем, третий – ткачом? И не добавить ли нам к этому сапожника и еще кого-нибудь из тех, кто обслуживает телесные наши нужды? …Должен ли каждый из них выполнять свою работу с расчетом на всех? …люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу. …Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы»?

а) Адам Смит

б) Платон

в) Карл Маркс

г) Владимир Ильич Ленин

 

3. Кто писал: «Существование продукта в качестве товара предполагает определенные исторические условия. Чтобы стать товаром, продукт должен производиться не как непосредственное средство существования для самого производителя. Если бы мы пошли дальше в своем исследовании и спросили себя: при каких условиях все или, по крайней мере, большинство продуктов принимает форму товара, то мы нашли бы, что это происходит лишь на основе совершенно специфического, а именно капиталистического способа производства. Но такое исследование выходило бы за рамки анализа товара. Товарное производство и товарное обращение могут иметь место и тогда, когда подавляющая масса продуктов предназначается непосредственно для собственного потребления, не превращается в товары, и, следовательно, общественный процесс производства далеко еще не во всем своем объеме подчинен господству меновой стоимости. Для превращения продукта в товар разделение труда внутри общества должно развиться в такой степени, чтобы разграничение потребительной стоимости и меновой стоимости, начинающееся при непосредственной меновой торговле, было вполне закончено. Но эта ступень развития присуща исторически самым различным общественно-экономическим формациям»?  

а) Адам Смит

б) Платон

в) Карл Маркс

г) Владимир Ильич Ленин

 

4. Кто дал следующее определение товарного хозяйства в работе «По поводу так называемого вопроса о рынках»:

«Под товарным производством разумеется такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке»?

а) Адам Смит

б) Торстейн Веблен

в) Альфред Маршалл

г) Владимир Ильич Ленин

 

5. Кто впервые на примере булавочной мануфактуры показал пооперационное разделение труда: «Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки – другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики. Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций…»?

а) Адам Смит

б) Карл Маркс

в) Альфред Маршалл

г) Владимир Ильич Ленин

 

6. Кто использовал модель кругооборота ресурсов, доходов и экономических благ для иллюстрации функционирования рыночной экономики:

а) классики

б) неоклассики

в) марксисты

г) институционалисты?

 

7. Кто относится к экономическим агентам?

а) государство

б) профсоюзы

в) фирмы

г) домохозяйства

 

Что это?

1. Подберите правильные определения к следующим понятиям:

 

1. Разделение труда

2. Естественное разделение труда

3. Техническое разделение труда

4. Общественное разделение труда

5. Отраслевое разделение труда

6. Территориальное развитие труда

7.  Общее разделение труда

8.  Частное разделение труда

9.  Единичное разделение труда

10. Дифференциация

11.  Специализация

12.  Универсализация

13.  Диверсификация

14.  Концентрация

15.  Централизация капитала

 

а)… это процесс обособления, «отпочкования» отдельных производств, обусловленный спецификой используемых средств производства, технологии и труда

б)…это сосредоточение усилий на узком круге выпускаемых продуктов, процесс углубления дифференциации

в)…это сосредоточение усилий на производстве или реализации широкого круга товаров и услуг

г)…это обособление крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта

д)…это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства

е)…это обособление производства отдельных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций

ж)…это вид разделения труда, предопределяемый условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта

з)…это вид разделения труда, характеризующийся пространственным размещением различных видов трудовой деятельности

и)…это естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и единстве с экономическими факторами (издержками, ценами, прибылью и др. ), под воздействием которых происходит обособление разнообразных видов деятельности  

к)…это вид разделения труда, предопределенный природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии

л)…это процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку

м)…это расширение номенклатуры выпускаемых товаров и оказываемых услуг за счет проникновения в не связанные с основной деятельностью сферы

н)…это укрупнение производства и капитала за счет все большего сосредоточения средств производства и труда в рамках предприятия в результате инвестирования в производство части прибыли

о)…это укрупнение капитала за счет слияния (добровольно) или поглощения (принудительно) других

 

2. Дайте определения следующим понятиям:

1. Первое крупное разделение труда – это…

2. Второе крупное разделение труда – это…

3. Третье крупное разделение труда – это…

4. Подетальное разделение труда – это…

5. Пооперационное разделение труда – это…

6. Обобществление производства – это…

7. Международное разделение труда – это…

8. Региональное разделение труда – это…

9. Вертикальная интеграция (концентрация) – это…

10. Горизонтальная интеграция (концентрация) – это…

 

3. Соотнесите понятия и их определения, представленные в таблицах

 

Таблица 1

1. Производительность труда а) способность человека производить в единицу времени определенное количество изделий и услуг
2. Интенсивность труда б) напряженность труда, выражающаяся  количеством труда, затрачиваемым в единицу времени
3. Фондовооруженность труда в) количество основных производственных фондов, приходящееся на единицу труда
4. Интенсификация производства г) процесс, основанный на применении все более эффективных средств производства, более совершенных форм организации труда и технологических процессов на основе научно-технического прогресса

 

Таблица 2

1. Горизонтальная концентрация (интеграция)   а) антипод специализации; производство и/или реализация широкой гаммы экономических благ
2. Вертикальная концентрация (интеграция) б) форма концентрации, означающая укрупнение фирмы за счет проникновения ее в не связанные с основной деятельностью сферы с целью производства разнообразных благ
3. Диверсификация в) форма концентрации, означающая укрупнение производства и капитала за счет проникновения фирмы в смежные отрасли или связанные с основной деятельностью сферы
4. Универсализация г) форма концентрации, осуществляемая за счет увеличения числа однотипных предприятий в рамках фирмы  

 

Таблица 3

1. Товарное производство   а) такие отношения между людьми, при которых купля и продажа товара совпадают во времени и происходят без участия денег
2. Товарный обмен б) такие отношения обмена между людьми, которые опосредованы денежным эквивалентом
3. Товарное обращение в) общественная форма производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей других людей путем обмена, купли-продажи товара на рынке
4. Реципрокный обмен г) обмен дарами, осуществляемый без посредства денежного эквивалента

 

Таблица 4

. Производственная кооперация а) слияние раздробленных процессов производства различных отраслей и сфер народного хозяйства в единый общественный процесс производства
2. Обобществление производства б) место, где совершаются сделки купли-продажи
3. Рынок (узкое определение) в) объединение разделенных производственных операций или обособленных выпусков узлов и деталей в единый процесс производства для изготовления конечного продукта
4. Рынок (широкое определение) г) место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом

 

Таблица 5

   Книга I «Богатства народов» Адама Смита под названием «Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами» начинается следующими словами главы I «Разделение труда»:

«Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительной доли искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда.

…Такое значительное увеличение количества работы, которое может выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий: во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во-вторых, от сбережения времени, которое обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому; и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких».  

Соотнесите с этими тремя условиями приведенные А. Смитом примеры, которые он приводит в качестве иллюстрации

1. Увеличение ловкости а) «Деревенский ткач, обрабатывающий небольшую ферму, должен терять очень много времени на переход от своего станка в поле и с поля к станку. Когда две различные работы могут выполняться в одной и той же мастерской, потеря времени, несомненно, меньше. Однако даже и в этом случае она весьма значительна. Рабочий обыкновенно делает передышку, переходя от одного вида работы к другому. Когда он принимается за новую работу, он редко проявляет сразу большое усердие и внимание; его голова, как выражаются, занята еще другим, и некоторое время он смотрит по сторонам, но не работает, как следует».
2. Сбережение времени б) «Обыкновенный кузнец, хотя и привычный к работе молотом, но никогда не выделывавший гвоздей, в случае поручения ему этой работы вряд ли окажется в состоянии, я в этом уверен, выделать больше 200 или 300 гвоздей в день, и притом очень плохих. Кузнец, привыкший изготовлять гвозди, но не занимавшийся исключительно или преимущественно этим делом, редко может при крайнем старании выделать больше 800 или 1000 гвоздей в день. Я видел многих юношей, не достигших 20 лет, которые никогда не занимались другим делом, кроме выделки гвоздей, и которые при напряженном труде могли выделывать каждый свыше 2300 гвоздей в день. …Быстрота, с которой выполняются некоторые операции в этих мануфактурах, превосходит всякое вероятие, и кто не видел этого собственными глазами, не поверит, что рука человека может достигнуть такой ловкости»
3. Изобретение машин в) «Люди скорее открывают более легкие и быстрые способы для достижения какого-нибудь результата, когда все внимание их умственных способностей направлено к одной лишь определенной цели, чем когда оно рассеивается на большое количество разных предметов. …Естественно поэтому ожидать, что кто-либо из тех, кто занят в каждой специальной операции, скорее откроет более легкий и быстрый способ выполнения своей специальной работы, поскольку ее характер допускает это. Значительная часть машин, употребляемых в тех мануфактурах, где проведено наибольшее разделение труда, была первоначально изобретена простыми рабочими, которые, будучи заняты каждый какой-нибудь весьма простой операцией, естественно прилагали свои усилия к тому, чтобы найти более легкие и быстрые способы их выполнения»

 

Как, зачем и почему?

1. О каком виде разделения труда говорит К. Маркс: 1) общественном, 2) общем, 3) естественном, 4) техническом – в I главе «Товар» I тома «Капитала»:

  «Для исследования общего, т. е. непосредственно обобществленного, труда нет необходимости возвращаться к той его первобытной форме, которую мы встречаем на пороге истории всех культурных народов. Более близкий пример дает нам деревенское патриархальное производство крестьянской семьи, которая производит для собственного потребления хлеб, скот, пряжу, холст, предметы одежды и т. д. Эти различные вещи противостоят такой семье как различные продукты ее семейного труда, но не противостоят друг другу как товары. Различные работы, создающие эти продукты: обработка пашни, уход за скотом, прядение, ткачество, портняжество и т. д., являются общественными функциями в своей натуральной форме, потому что это функции семьи, которая обладает, подобно товарному производству, своим собственным, естественно выросшим разделением труда. Различия пола и возраста, а также изменяющиеся со сменой времен года природные условия труда регулируют распределение труда между членами семьи и рабочее время каждого отдельного члена»?

Приведите два примера, иллюстрирующих этот вид разделения труда.

   

  2. О каком виде разделения труда: 1) общественном, 2) международном, 3) естественном, 4) техническом – говорит К. Маркс в ниже приведенном отрывке из XIII главы «Машины и крупная промышленность» I тома «Капитала»? Впишите пропущенное слово.

       «Происходящее в странах крупной промышленности постоянное превращение рабочих в «избыточных» порождает усиленную эмиграцию и ведет к колонизации чужих стран, которые превращаются в плантации сырого материала для метрополии, как Австралия, например, превратилась в место производства шерсти. Создается новое, соответствующее расположению главных центров машинного производства _________________ разделение труда, превращающее одну часть земного шара в область преимущественно земледельческого производства для другой части земного шара как области преимущественно промышленного производства».

 

4. Какой вид разделения труда К. Маркс иллюстрирует следующими статистическими данными:

Ввоз товаров в Великобританию, ф.

Какой товар и откуда 1846 г. 1860 г. 1865 г.
Вывоз хлопка из Ост-Индии 34 540 143 204 141 168 445 947 600
Вывоз шерсти из Ост-Индии 4 570 581 20 214 173 20 679 111
Вывоз шерсти с мыса Доброй Надежды 2 958 457 16 574 345 29 920 623
Вывоз шерсти из Австралии 21 789 346 59 166 616 109 734 261

Проанализируйте приведенные данные.

   

 5. Какую причину, вызывающую разделение труда, называет А. Смит во 2 главе I книги «Богатства народов», когда пишет:

«Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им; оно представляет собою последствие – хотя очень медленно и постепенно развивающееся – определенной склонности человеческой природы, которая отнюдь не имела в виду такой полезной цели, а именно склонности к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой.

…В цивилизованном обществе он [человек] непрерывно нуждается в содействии и сотрудничестве множества людей, между тем как в течение всей своей жизни он едва успевает приобрести дружбу нескольких лиц. Почти у всех других видов животных каждая особь, достигнув зрелости, становится совершенно независимой и в своем естественном состоянии не нуждается в помощи других живых существ; между тем человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах»?

а) эгоизм

б) склонность к повышению благосостояния

в) стремление к повышению производительности труда

г) склонность к обмену

 

6. Каким видом разделения труда (1. естественным, 2. техническим или 3. общественным, т. е. экономическим) обусловлено появление следующих видов деятельности:

а) замена ручного молота пневматическим

б) вязание бабушкой шерстяных носков

в) использование труда женщин при сборке микросхем

г) отказ от собственного производства узлов и деталей из-за удешевления их поставки в рамках кооперационных соглашений

 

7. Каким видом разделения труда (1. общим, 2. частным или 3. единичным) обусловлено появление следующих сфер, отраслей, видов деятельности:

а) сельское хозяйство

б) введение на автозаводе сборочного конвейера

в) металлургия

г) промышленность?

 

8. Какие экономические процессы можно отнести к: 1. диверсификации, 2. вертикальной интеграции и 3. горизонтальной интеграции:

а) инвестирование строительной фирмой производства цемента

 б) расширение сети фирменных магазинов предприятием по пошиву мужских костюмов

в) приобретение торговым концерном акций туристической компании

 г) открытие цеха по производству детских игрушек на машиностроительном заводе?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...