Занятие 2. Тема 3. Разделение труда как предпосылка формирования и развития рыночных отношений
Занятие 2 1. Экономические блага и их классификации. 2. Ресурсы (факторы производства): понятие, подходы к классификации. Экономическая эффективность и социальный эффект (благосостояние). 3. Альтернативные издержки как основной принцип распределения ограниченных ресурсов в рыночном хозяйстве. Учебная модель " Кривая производственных возможностей": понятие, основные допущения, анализ.
Задачи и упражнения: 1. Из нижеперечисленных показателей благосостояния перечислите те, которые непосредственно выражают степень удовлетворения и развития а) элементарных потребностей, б) потребностей в общих условиях жизнедеятельности; в) потребностей в деятельности: 1) объем и структура потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 2) обеспеченность жильем и его комфортность; 3) наличие работы и содержание труда, его условия и продолжительность, интенсивность; 4) затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми, структура видов домашнего труда; 5) продолжительность и структура досуга (свободного времени), соотношение в нем развлечений и занятий, развлекающих человека; 6) состояние окружающей среды; 7) личная безопасность; 8) душевой семейный доход; 9) трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. 2. Укажите: а) показатели благосостояния и б) показатели экономической эффективности
3. Проанализируйте данные о потреблении основных продуктов питания в Тульской области (в среднем на члена домашнего хозяйства, кг в год). Сделайте выводы.
* На душу населения
4. Что из нижеперечисленного относится к а) земле, б) капиталу, в) средствам труда, г) предметам труда? Каков критерий деления материально-вещественных ресурсов на д) землю и капитал; е) средства труда и предметы труда? 1) здания, сооружения, 2) водные ресурсы; 3) транспортные системы; 4) сырье и материалы; 5) леса; 6) топливо и энергия; 7) узлы, комплектующие; 8) машины и оборудование. 5. Используя данные о производственных альтернативах выпуска компьютеров и телевизоров, изобразите кривую производственных возможностей. Рассчитайте альтернативные издержки: а) увеличения выпуска телевизоров от 0 до 20 тыс. ед.; б) увеличения выпуска компьютеров с 40 до 50 тыс. ед. Сформулируйте полные ответы.
6. Предположим, что в данной экономике всего 3 работников, каждый из которых может произвести либо 5 рубашек, либо 7 тортов. Начертите график кривой производственных возможностей (КПВ). Что произойдет с КПВ, если производительность каждого работника при производстве рубашек вырастет до 6 единиц? Если производительность каждого работника при производстве тортов вырастет до 9 единиц? Если число работников увеличится до 6 человек? 7. Определите: 1) эффективный, 2) неэффективный и 3) невозможный варианты производства, если в стране производится:
а) 4 тыс. пушек и 2 млн. т масла б) 3 тыс. пушек и 3 млн. т масла в) 2 тыс. пушек и 6 млн. т масла г) 1 тыс. пушек и 4 млн. т масла
8. Укажите численность населения и трудовых ресурсов (млн. чел., 2002 г. ): а) России; б) США; в) КНР. Рассчитайте удельный вес трудовых ресурсов в численности населения. Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей. 1) 288, 6 и 145, 0; 2) 1281, 0 и 655, 0; 3) 144, 0 и 64, 7.
Тема 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1. Понятие, виды и формы разделения труда 2. Предпосылки возникновения рыночных отношений 3. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|