Как, зачем и почему…?
1. К каким направлениям в экономической науке относятся авторы трех нижеприведенных высказываний? Что их объединяет и что отличает? Почему жажду богатства невозможно утолить?
а) «Хотя на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности» (Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. - М.: Прогресс, 1993. - С. 152). б) «…Мы видели, какое значение имеет при социализме богатство человеческих потребностей, а следовательно и какой-нибудь новый вид производства и какой-нибудь новый предмет производства: новое проявление человеческой сущностной силы и новое обогащение человеческого существа. В рамках частной собственности все это имеет обратное значение. Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления» (курсив К. Маркса – Л. Р. ) (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. Социология. - М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, КУЧКОВО ПОЛЕ, 2000. - С. 272).
в) «Жажду богатства и силу ее природы почти невозможно утолить в каждом отдельном случае, а об удовлетворении общего стремления к богатству большинства, очевидно, не может быть и речи. Как бы всеохватывающе, поровну или «справедливо» ни распределялся общий прирост общественного благосостояния, он нисколько не приблизит насыщение той потребности, почвой для которого является стремление каждого превзойти всякого другого в накоплении материальных ценностей. Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплению была нужда в средствах существования или в материальных благах, тогда совокупные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борьба по сути является погоней за престижностью на основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребления невозможно» (Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. - С. 80). 1. институционализм 2. марксизм 3. кейнсианство 4. неоклассическое направление 2. С какой точки зрения анализируются потребности следующими авторами в нижеприведенных отрывках: а) «С увеличением богатства человека его пища и питье становятся все более разнообразными и дорогостоящими, но аппетит его ограничен природой, вот почему, когда он пускается в чрезмерные расходы на пищу, это чаще всего объясняется стремлением продемонстрировать гостеприимство и потешить свое тщеславие, нежели желанием ублажить собственную утробу» (А. Маршалл) б) «Все без труда согласятся с той банальностью, что люди всех классов, подвергая себя расходам на одежду, большей частью делают это не для того, чтобы защитить свою персону от холода, а ради респектабельного внешнего вида» (Т. Веблен).
Объектом анализа потребностей (или субъектом, носителем потребностей) являются… 1. индивид 2. социальный слой, класс 3. общество 4. человечество
3. Кто из авторов раньше высказал аналогичные мысли о демонстративном потреблении: Александр Иванович Бутовский, Альфред Маршалл или Торстейн Веблен? Где и когда? Проанализируйте нижеприведенные отрывки. а) В первом учебнике политической экономии в России, написанном на русском языке и русским экономистом, а не приглашенным из-за границы иностранцем, говорится: «Есть два вида роскоши: одна состоит в улучшении потреблений настоятельных, также в удовлетворении высшим потребностям умственным, нравственным и эстетическим, и возможна только при обладании некоторым достатком. Ее можно назвать внутреннею: заботясь о ней, человек имеет в виду благосостояние своего семейства, украшение и облагорожение его образа жизни; наделение его удобнейшим жилищем, здоровою пищей, покойной и красивой утварью, одеждою и в особенности внутренними благами, образованием, вкусом, доставляющими, в одно и то же время, величайшие удовольствия и несомненную пользу. Распространение подобной роскоши в различных сословиях народных всего выгоднее для общества… Есть роскошь другого рода, наружная или выказная: сюда можно отнести все потребления, которым предаются не столько для умножения собственного благосостоянья, сколько для удовлетворения своему тщеславию, желанию слыть богатыми. Где начало этого желания, которое более или менее, мы принуждены в том сознаться, разделяется каждым из нас? Не должно ли искать его в том уважении, которого заслуживает человек, приобретший себе приличный достаток трудом и бережливостью? Это уважение столь лестно, что всякий желает казаться богатым, и что не только настоящие богачи многим жертвуют для наружного блеска, но даже и те, которых сравнительно можно назвать бедными, тянутся туда же, и губят свое внутреннее благосостоянье для роскоши внешней. В больших городах, и особенно в столицах, сколько найдется семейств, которые довольствуются дурной и скудной пищей, отказывают себе в самых необходимых вещах, чтоб иметь возможность блеснуть наружными признаками богатства.
Дщерь тщеславия, внешняя роскошь оказывается во всех сословиях общественных; везде она сопровождает и часто пересиливает роскошь внутреннюю. У людей богатых, которых гордость надута несколькими поколениями знатных предков, или которые хотят прикрыть наружным блеском низость своего происхождения, роскошь внешняя нередко совершенно заменяет внутреннюю. Эти люди уже ищут и приобретают разные вещи не потому, что они удобны, но потому только, что они дороги и редки. Как объяснить иначе появление на их столе блюд, которые, при всей дороговизне, заслуживают название отвратительных? …К чему служат драгоценные каменья, блестящие в головном уборе их жен, их дочерей? Это дорогие надписи, которыми владетель хочет сказать: смотрите как я богат» (курсив А. И. Бутовского – Л. Р. ). (Бутовский А. И. Опыт о народном богатстве или О началах политической экономии: В трех томах. Том третий. - СПб.: Типография Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1847. - С. 57-59) б) «Во всех слоях общества встречается некоторое злоупотребление богатством. Хотя, вообще говоря, можно считать, что всякое увеличение богатства трудящихся классов усиливает наполненность и благородство человеческой жизни, поскольку оно направляется преимущественно на удовлетворение подлинных потребностей, тем не менее даже среди рабочих в Англии, а быть может, и еще того больше в новых странах наблюдаются признаки нарастания той отвратительной жажды богатства как средства, обеспечивающего возможность жить напоказ, которая была главной губительной чертой состоятельных классов в любой цивилизованной стране. Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». (Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I. - М.: Прогресс, 1993. - С. 206). в) «…Склонность к достижениям – инстинкт мастерства – все более стремится принять форму напряженных стараний превзойти других в денежном успехе. Денежный успех, поверяемый завистническим сопоставлением себя с другими людьми, становится общепринятой целью всякого действия…» (С. 81)
«…Люди крайне неохотно отказываются от привычных статей расходов в процессе демонстративного потребления. Предрасположенность, в которой нужно усматривать почву для такого рода привычки, - это склонность к соперничеству; а склонность к соперничеству, к завистному сравнению – черта, имеющая глубокие корни, пронизывающая всю человеческую природу…» (С. 139) «…В результате того предпочтения, которое отдается демонстративному потреблению, семейная жизнь многих классов сравнительно убога в контрасте с той блистательной частью их жизни, которая проходит на виду. Как вторичное следствие того же предпочтения люди скрывают свою личную жизнь от чужих глаз…» (С. 141) «…Товары производятся и потребляются как средства к более полному развертыванию человеческой жизнедеятельности, и их утилитарность в первую очередь заключается в их пригодности в качестве средств достижения этой цели. Это в первую очередь полнота проявления жизни индивида, взятая абсолютно безотносительно к обществу. Однако человеческая склонность к соперничеству воспользовалась потреблением товаров как средством установления различий при завистническом сопоставлении, наделив товары второстепенной утилитарностью и превратив их потребление в доказательство относительной платежеспособности. Эта косвенная или второстепенная польза потребительских товаров придает престиж потреблению…» (С. 173) (Веблен Т. Теория праздного класса. _ М.: Прогресс, 1984)
4. Почему используемое менеджерами и экономистами понятие «денежный капитал» (в смысле денег, предназначенных для закупки машин, оборудования и других средств производства) в «экономиксе» не относится к ресурсам? а) деньги как таковые ничего не производят, их нельзя считать экономическим ресурсом б) реальный капитал – это инструменты, машины и другое производительное оборудование в) реальный капитал – это инструменты, машины и другое производительное оборудование, а также финансовый капитал г) без денег невозможно открыть производственное предприятие
5. Какие из нижеперечисленных благ относятся к а) экономическим благам, а какие – к б) неэкономическим: 1. грузовой автомобиль 2. батон хлеба 3. воздух 4. солнечная энергия?
6. Какие из благ являются: а) общественными, б) квазиобщественными, в) рыночными? 1. образовательные услуги 5. маяк 2. протезирование зубов 6. дороги 3. квартира 7. национальная оборона 4. пальто 8. обед в студенческой столовой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|