Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и упражнения. Тема 4. Собственность и типы экономических систем. Кто это? . Что это?




Задачи и упражнения

 

1. Используя нижеперечисленные категории, составьте схему кругооборота ресурсов, продукта и доходов в классической рыночной экономике

- домохозяйства,                            - потребительские расходы,

- рынок ресурсов,                          - выручка от продаж,

- фирмы,                                         - издержки производства,

- рынок товаров и услуг,              - товары и услуги,

- ресурсы                                       - доходы.

 

2. На основе данных таблицы сделайте вывод о соотношении производства средств производства (группа " А" ) и предметов потребления (группа " Б" ) в промышленности СССР. Какие причины обусловили сложившуюся тенденцию? Укажите экономические и социальные последствия, которые она вызывает сегодня в России.

 

Годы

Вся продукция промышленности, %

в том числе, %

Группа «А» Группа «Б»
39, 5 60, 5
61, 0 39, 0
72, 5 27, 5
74, 8 25, 2
74, 0 26, 0

 

3. Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике РФ за 1990-2008 гг. Как изменилась абсолютно (млн. чел. ) и относительно (в %) численность занятых: а) в промышленности, б) в строительстве, в) в оптовой и розничной торговле и общественном питании? Укажите возможные причины этих изменений.

Отрасли экономики

1990 г.

2003 г.

2008 г.

млн. чел. % млн. чел. % млн. чел. %
Всего в экономике, в т. ч. 75, 3 65, 6 68, 5
Промышленность 22, 8 30, 3 14, 3 22, 7 15, 0 21, 8
Сельское хозяйство 9, 9 13, 2 7, 4 12, 2 6, 7 9, 8
Строительство 9, 0 12, 0 5, 0 7, 7 5, 5 8, 0
Транспорт, связь 5, 8 7, 8 5, 1 7, 8 5, 4 8, 0
Оптовая и розничная торговля, общественное питание        5, 9 7, 8 11, 0 16, 8 12, 0 17, 6
ЖКХ 3, 2 4, 3 3, 2 4, 9 3, 2 4, 7
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение 4, 2 5, 6 4, 7 7, 1 4, 7 6, 8
Образование, культура, искусство 7, 2 9, 6 7, 1 11, 0 7, 1 10, 3
Наука и научное обслуживание 2, 8 3, 7 1, 2 1, 9 1, 9 2, 7
Финансы, кредит, страхование 0, 4 0, 5 0, 8 1, 3 1, 1 1, 7
Управление 1, 6 4, 5 3, 0 4, 7 3, 5 5, 1
Другие отрасли 2, 3 3, 1 2, 3 3, 5 2, 4 3, 5

 

 

5. Три натуральных хозяйства произвели за год для собственных нужд 10 пар обуви, 200 м ткани и 4000 кг зерна. Через два года с развитием взаимного обмена первое хозяйство, занявшись исключительно изготовлением обуви, выпустило 60 пар обуви, второе, специализируясь на ткачестве – 1200 м ткани, третье – 24000 кг зерна. Как изменилось потребление хозяйств в целом и какие последствия вызвало такое разделение труда? Как изменилось соотношение между производимыми продуктами (меновая стоимость)?

 

Тема 4. СОБСТВЕННОСТЬ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1. Собственность в экономическом и юридическом понимании

2. Формы собственности. Факторы, определяющие соотношение форм собственности.

3. Организационно-правовые формы организации бизнеса

4. Типы и модели экономических систем

Кто это?

1. Кто создал новое направление в экономической науке – экономику права, - за что в 1991 г. был удостоен Нобелевской премии?

а) Рональд Коуз

б) Милтон Фридман

в) Василий Леонтьев

г) Дуглас Норт

 

2. Кто автор теории пяти способов производства?

а) Адам Смит

б) Карл Маркс

в) Даниел Белл

г) Владимир Ильич Ленин

 

3. Кто автор книги «Грядущее постиндустриальное общество» (1973)?

а) Элвин Тоффлер

б) Даниел Белл

в) Милтон Фридман

г) Питер Дракер

 

4. Кто выделяет и анализирует в своих трудах три типа экономических систем: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную?

а) Элвин Тоффлер

б) Даниел Белл

в) Милтон Фридман

г) Питер Дракер

 

5. Кто выделяет четыре типа экономических систем с точки зрения способа решения трех главных экономических проблем: что производить, как и для кого?

а) марксисты

б) неоклассики

в) институционалисты

г) кейнсианцы

 

5. Кто выбирает организационно-правовую форму создающегося предприятия:

а) собственник предприятия

б) государство

в) муниципалитет

г) профсоюз?

 

Что это?

1. Подберите правильные определения к следующим понятиям:

1. Собственность

2. Присвоение

3. Субъект собственности

4. Объект собственности

5. Экономические интересы (цели)

6. Характер управления

7. Принцип распределения доходов

8. Форма собственности

9. Организационно-правовая форма бизнеса

10. «Пучок» прав собственности

11. Демократизация собственности

12. Экономическая система

13. Переходная экономика

14. Способ производства

 

 а)…с экономической точки зрения – это отношения между людьми по поводу присвоения ресурсов, произведенного продукта, доходов и самого процесса производства в хозяйстве, с юридической точки зрения – отношение человека к объектам, т. е. к вещам по поводу присвоения

б)…отношение к объектам экономических отношений как к своим

в)…осознанные потребности субъектов собственности

г)…способ принятия хозяйственных решений  

д)…решение, кто будет присваивать результаты, выгоду от производства

е)…конкретно-исторический тип присвоения

ж)…кто присваивает

з)…что присваивается

и)…законодательно оформленные права и обязанности собственников фирмы

к)…«размывание» частной собственности, возникновение в ней элементов трудовой коллективной собственности

л)…совокупность экономических отношений между участниками хозяйственной жизни

м)…теория, в соответствии с которой собственность рассматривается с юридической точки зрения в единстве одиннадцати правомочий

н)…это неустойчивое, постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой

о)… это исторически определенный способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; единство производительных сил и системы производственных отношений

2. Дайте определения следующим понятиям:

 

1. Частная собственность – это…

2. Государственная собственность – это…

3. Коллективная собственность – это…

4. Полное товарищество – это…

5. Товарищество на вере (коммандитное) – это…

6. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это…

7. Общество с дополнительной ответственностью – это…

8. Акционерное общество (АО)– это…

9. Производственный кооператив – это…

10. Государственное (муниципальное) унитарное предприятие – это…

11. Традиционная экономика – это… 

12. Рыночная экономика – это…

13. Командная экономика – это…

14. Смешанная экономика – это…

15. Национальные модели смешанной экономики – это…

16. Техноструктура – это…

3. Соотнесите понятия и их определения, представленные в таблицах

 

Таблица 1

1. Традиционная экономическая система а) основана на частной собственности и решении экономических проблем исходя их частных интересов каждого производителя в условиях конкуренции
2. Рыночная экономическая система б) основана на жестком подчинении отдельного индивида общине и решении всех вопросов исходя из обычаев и традиций в условиях существования проблемы выживания
3. Командная экономическая система в) основана на дополнении рынка, не способного решить ряд социально-экономических проблем, государственным регулированием
4. Смешанная экономическая система г) основана на решении вопросов производства, распределения ресурсов и доходов государством в условиях вертикальной иерархии управления

 

Таблица 2

1. Доиндустриальное общество а) главным ресурсом является капитал, главной сферой деятельности – промышленность
2. Индустриальное общество б) главным ресурсом является земля, главной сферой деятельности – сельское хозяйство и добывающие отрасли  
3. Постиндустриальное общество в) главным ресурсом является информация и человеческий капитал, главной сферой деятельности – сфера услуг

 

Таблица 3

1. Первобытнообщинный способ производства а) основан на условной частной форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от господствующего класса непосредственных производителей
2. Рабовладельческий способ производства б) основан на частной форме собственности и эксплуатации человека человеком, когда объектом присвоения становится сам непосредственный производитель
3. Феодальный способ производства в) основан на одинаковом отношении всех членов общества к средствам производства и, соответственно, уравнительном распределении общественного продукта
4. Капиталистический способ производства г) основан на общественной собственности на средства производства, высшая ступень социально-экономического прогресса человеческого общества, «обеспечивает планомерное и наиболее эффективное использование сил природы, достижений науки, техники и культуры в интересах полного благосостояния всех членов общества и всестороннего и свободного развития личности»
5. Коммунистический способ производства д) способ производства, развившийся на базе простого товарного производства и представляющий его высшую ступень, когда товаром становится рабочая сила, приобретаемая на рынке труда собственниками средств производства

 

Таблица 4

1. Право владения а) право исключительного физического контроля над благами
2. Право использования б) право применения полезных свойств благ для своих нужд
3. Право управления в) право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ
4. Право на доход г) право обладать результатами от использования благ

 

Таблица 5

1. Право суверена а) право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды
2. Право на безопасность б) право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага
3. Право на передачу благ в наследство в) возможность изъятия блага в уплату долга
4. Право на ответственность в виде взыскания г) право на обретение имущества, оставшегося после смерти другого лица

 

Таблица 6

1. Право на бессрочность обладания благом а) недопустимость пользования благом способом, наносящим вред внешней среде
2. Запрещение вредного использования б) право на возврат переданных кому-либо прав собственности после окончания срока договора или восстановление нарушенных правомочий
3. Право на остаточный характер в) право на неограниченное временем владение благом
4. Право владения г) право исключительного физического контроля над благом

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...