Оформление работы с семьей как экспериментальной деятельности.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Работу в данном направлении можно оформить в виде научной, оформив ДОУ как экспериментальную площадку. Такая работа – попытка создать равновесие и взаимодействие между психолого-педагогической теорией и практикой. Поиск удобной и приемлемой формы взаимодействия семьи и детского сада требует не только времени. Для этого нужно: · сформулировать проблему, определить запросы и цели участников эксперимента; · оформить экспериментальную площадку (заключить договор с районным учебно-методическим центром, с организацией, которая выступит в роли консультанта или ведущей организации; заключить договоры с учреждениями (училищами, ВУЗами), для которых детский сад на время экспериментальной работы выступит практической базой и проч.); · обеспечить кадрами и разработать функциональные обязанности; · продумать материально-техническое оснащение эксперимента; · разрабатывать и реализовывать экспериментальную программу; · в дальнейшем проанализировать подготовленный продукт с точки зрения целесообразности и возможности его переноса в другие учреждения. Любую деятельность, в том числе научную, целесообразно разбивать на этапы для удобства контроля соответствия полученных промежуточных этапов основной задаче эксперимента. Примерная Программа опытно-экспериментального исследования. Первый этап. Подготовительный Цель: определение основных направлений работы. Задачи: разработать концепцию, подготовка материально-технической базы, решить вопрос о заключении договора на научное руководство, подбор квалифицированных педагогических кадров, изучение аналогичного опыта работы. Второй этап. Организационный
Цель: составление программы работы с родителями. Задачи: диагностика родителей и стилей воспитания в семье, организация совместной с родителями работы по внедрению методов сотрудничества семьи и детского сада; продолжение работы с кадрами, поиск оптимальных путей и разработка модели взаимодействия с семьей. Третий этап. Аналитический Цель: систематизация методического материала, сопоставление промежуточных результатов с задачей эксперимента. Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы. Четвертый этап. Заключительный Цель: обобщение полученного опыта, осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия родителей с персоналом детского сада. Задачи: представлять опыт в виде сборника по итогам эксперимента или создание методики, проведение обучающих семинаров и т.п. (то есть какой-то продукт; возможен и отрицательный результат, который также важен своими выводами о том, почему выбранное направление работы не привело к ожидаемому результату, чтобы учесть эти особенности или вообще отказаться от движения в этом направлении и выбрать другой путь). Следует продумать способы анализа и оценки (или мониторинг) работы. Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; наблюдение, оценка и прогноз состояния каких-либо явлений.
Мониторинг работы
1. Составление схемы взаимодействия персонала и родителей с учетом особенностей стиля воспитания ребенка с дизонтогенезом речи в семье. 2. Изучение индивидуально-типологических особенностей родителей, имеющих детей с проблемами речи. 3. Изучение аналитических сведений о стилях воспитания в семье, где растет ребенок с проблемами речевого развития. 4. Составление библиотеки для родителей и персонала.
5. Изучение новационных направлений в работе с семьей. Обязательно следует прописать предполагаемый конечный результат эксперимента: ибо во имя чего же вообще затевать столь долгую и трудоемкую работу. Участники эксперимента, Их роль и место в экспериментальной деятельности
Заключение Возрастные заботы и жизненные проблемы имеют во многом общечеловеческий аспект. Союз психологической и педагогической науки, теории и практики придает деятельности не только научную строгость, но и философскую направленность, возможно – философскую осмысленность проводимой работы. Для решения этой задачи важно использовать психолого-педагогическую технологию, учитывающую андрагогические принципы. Технология включает в себя ряд самостоятельных блоков: психодиагностику, направленную на выявление сильных сторон развития ребенка; формирующе-развивающую и корректирующую технологии, позволяющие развивать личность ребенка в семье и детском учреждении; психолого-педагогическое просвещение и консультирование. Эти блоки следует использовать комплексно в работе детского сада с семьей.
Семья не может научить ребенка всему, для решения специальных задач есть специалисты. Но семье и учреждению нужны каналы общения, чтобы информация, исходящая от тех и других и предлагаемая ребенку, не была противоречивой (принцип единства педагогических требований). Для этого семья и учреждение должны узнать друг друга. «Семьи должны стать партнерами любых социальных институтов, общественных организаций, в которые входит тот или иной член семьи, и рассматриваться как часть этого учреждения» (Сатир В.). Идеи непрерывного образования и свободного обучения являются фундаментом такой работы. У этого обучения есть своя интуитивная сторона (она частично может происходить на подсознательном уровне), оно связано с опытом взрослых, их деятельностью. Диалог, терпимость к чужому мнению – центральное методологическое положение концепции непрерывного образования. Такое обучение направлено на достижение результатов в решении проблем, связано с практикой, носит недирективный характер. Большинство родителей чувствуют, что должны сделать для ребенка все, что в их силах. Они могут чувствовать нехватку информации, иметь смутные идеи по поводу воспитания, признавать или не признавать чужой опыт, но почти все - руководствуются лучшими побуждениями. Каждый родитель сталкивается с двумя вопросами: «Каким я хочу видеть своего ребенка в будущем?» и «Как этого добиться?». Ответы близки к тем идеалам, которые определили для себя родители. Так или иначе, но воспитание ребенка строится «по образу и подобию». Вопрос не в том, ЧТО родители желают своим детям (все желают добра) и каких достижений от них ожидают. Более важен вопрос КАК этого добиться. Второму вопросу всегда уделяется меньше внимания, хотя он – главный. Именно психолого-педагогические собрания, организованные совместными усилиями специалистов ДОУ, учитывающих современные подходы к работе с семьей, призваны пролить свет на некоторые «как».
Работа детского сада с семьей воспитанников, поиск форм, методов работы и способов профессионального саморазвития специалистов является актуальной и до конца по-прежнему нерешенной. Но может ли быть иначе? Просим присылать свои предложения, отклики, размышления. [1] Фрустрация – переживание, связанное с неудачей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|