Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Студенты все активнее борются за свои права




 Студенты все активнее борются за свои права

 

Студенты всегда боролись за свои оценки – и за то, чтобы уйти от «неудов», и за то, чтобы повысить положительную оценку. Но если раньше они «клянчили», то теперь «вынимают душу» из преподавателей, причем это движение принимает все более массовый характер. Цепляются за любую мелочь, проявляя все бо́ льшую настойчивость.

 Все чаще направляются жалобы администрации университета, в том числе коллективные обращения. Это жалобы на отдельных преподавателей, несправедливо поставленную оценку или, все чаще, на несоблюдение установленных самим же университетом правил.

 Совершаются и попытки вывести обращения на публичный уровень через массовые репосты в социальных сетях или даже на уровень публичного («политического») протеста в виде митингов или оккупирования университетских пространств. И как водится в критических ситуациях несогласия (в терминологии Л. Болтански и Л. Тевено), действиям сразу же придается моральная оценка в терминах «справедливости» и «несправедливости». При этом поведение самих студентов зачастую не страдает строгим соблюдением этических норм (прежде всего в социальных сетях, в обычном общении неэтичного поведения на порядок меньше).

 Пока речь идет о единичных случаях, но в будущем их число может возрасти. Характерно то, что если раньше для выражения недовольства, помимо обычных индивидуальных обращений, использовались разного рода представительские (в том числе выборные) организации, например, студенческие советы, то сегодня все чаще используются горизонтальные (сетевые) формы организации. Они могут иметь неформальных лидеров, пытающихся сделать на этих акциях свой начальный политический капитал, но могут быть проявлениями спонтанной самоорганизации.

 Назревают и новые тренды, один из которых будет связан с повышенной чувствительностью к случаям харрасмента в отношениях между преподавателями и студентами и проявлениям сексизма в аудитории и за ее пределами. Будут нарастать и более широкие требования в отношении кодексов этического поведения, которые должны распространяться не только на студентов, но и на сотрудников университета.

 Во всем этом есть и свои явные плюсы – и администрация университета, и преподаватели должны вести себя более ответственно, устанавливая более разумные правила и действительно следуя установленным правилам. А кроме того, придется думать о новых формах коммуникации со студенчеством.

 

 

 Некоторые ответы

 

Учить академическим навыкам

 

Теперь перейдем к сакраментальному вопросу: «Что делать? », не претендуя на то, что готовые ответы лежат у нас в кармане.

 Прежде всего, нужно понять, зачем нужен университет. Его цель – не нагружать студентов информацией, которая и без того в избытке и которую студенты найдут без нас и быстрее нас. Университет призван помочь обрести интерес и смысл (которые сегодня так легко утратить), пробуждать и поддерживать этот интерес в течение какого‑ то времени – а учиться студенты должны сами (в том числе и по окончании университета). Но для того чтобы движение саморазвития состоялось, нужно человека подтолкнуть и направить. Дальше, если человек к этому склонен, такое движение наберет свою собственную позитивную инерцию. В этом смысле университет представляет собой искусственно сконструированную среду, которая тренирует, готовит человека к самостоятельной профессиональной и личной жизни во внешнем («реальном») мире.

 Из этого взгляда, если мы его разделяем, вытекают важные следствия. Несмотря на то что большинство студентов никогда не станут нашими коллегами по академическим занятиям и уйдут в разного рода практическую деятельность, мы все равно должны учить их академическим навыкам, я не боюсь этого слова – именно академическим. Просто мы должны их понимать не как специфические навыки (specific skills), которыми оперирует профессиональный исследователь, а как дженералистские навыки (general skills), т. е. навыки, которые востребованы практически в любых профессиональных видах деятельности.

 О каких навыках идет в данном случае речь? Это, во‑ первых, наработанное умение содержательного, или критического (что, в общем, одно и то же) мышления. Во‑ вторых, способность к эффективной и в то же время корректной коммуникации, без перехода на личности, способность слушать и воспринимать чужие мнения вместо глухого отстаивания собственной правоты, с чем не только у молодых, но и у взрослых, как известно, не очень гладко. В‑ третьих, умение обнаруживать важные проблемы и умение их решать. Ибо теоретическая работа – это не какие‑ то абстрактные рассуждения, а в первую очередь попытки рационального объяснения непонятных вещей. В‑ четвертых, готовность преодолевать сопротивление материала, т. е. настойчиво бить в одну точку, пока не докопаешься до смысла. В‑ пятых, умение работать по четким, воспроизводимым процедурам, которые отличают исследование от обычной болтовни.

 Сами мы верим в то, что перечисленные навыки важны для любого содержательного дела. Осталось лишь убедить в этом студентов. Объяснить им, что это важнее методов брендирования и программирования на Python (хотя эти знания, разумеется, тоже не помешают). Удастся ли нам решить эту задачу? Увы, сомнения на этот счет меня не покидают.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...