Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Правоотношения в сфере трудового права.




Общая характеристика и понятие системы правоотношений трудового права.

 Индивидуальное трудовое правоотношение, его особенности и отличие от иных правоотношений, связанных с трудовыми. Структура трудового правоотношения: субъекты, содержание. Основания возникновения трудового правоотношения: трудовой договор, сложные юридические фактические составы. Субъекты иных правоотношений, связанных с трудовыми, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения указанных правоотношений.

Семинар.

1. Охарактеризуйте систему правоотношений трудового права, определите, какое правоотношение играет главенствующую роль в этой системе; дайте понятие этих правоотношений.

2. В чем отличие трудового правоотношения от смежных, возникающих из договоров гражданского права.

3. Что является содержанием трудового правоотношения.

4. Из каких юридических актов возникают трудовые правоотношения. Какие «сложные юридические фактические составы» служат основанием их возникновения.

 4. Дайте общую характеристику правоотношений, связанных   с трудовыми или производных от них. Покажите место каждого из них в системе правоотношений трудового права.

 

Задача № 1

На основании решения Совета директоров московского ОАО «Старт» в филиале, расположенном в Московской области, проведено сокращение численности работников. Двое из уволен­ных, посчитав свое увольнение незаконным, обратились в суд с ис­ком к филиалу о восстановлении их на работе. Однако судья отказал им в принятии искового заявления, пояснив, что филиал юри­дическим лицом не является, поэтому надо обращаться в суд по месту регистрации ОАО «Старт».

Кто в данном случае является работодателем и почему?   

Задача №2

Учащийся девятого класса Петров в возрасте 15 лет был труд­ным подростком, часто не посещал школу и учиться не хотел. Мать попросила директора организации, в которой работала сама, при­нять его на работу. Но тот сказал ей, что в соответствии с трудовым законодательством не имеет права — это сделать.

Вправе ли директор отказать в приеме на работу Петрова? Когда физическое лицо приобретает трудовую правосубъект­ность?

Задача № 3

Профсоюзный комитет ООО «Салют», работающий на общест­венных началах, обратился к руководству ООО с предложением на­чать переговоры о заключении коллективного договора. Однако ди­ректор ООО отказался от переговоров, пояснив, что профком не проходил государственную регистрацию, не обладает правами юри­дического лица и, следовательно, не является субъектом трудовых отношений.

Дайте оценку действий директора.

Задача № 4

Индивидуальному предпринимателю Иванову от ООО «Гло­бус» поступило предложение организовать и вести бухгалтерский учет в ООО «Глобус». Иванов подписал трудовой договор и занял должность главного бухгалтера в ООО «Глобус».

Дайте оценку данной ситуации.

Задача № 5

Сидоров нанял бригаду работников для ремонта своей кварти­ры, подписав трудовой договор с ее бригадиром, в котором для чле­нов бригады было установлено рабочее время, они были обязаны выполнять указания Сидорова по порядку проведения ремонта, а для членов бригады определялись трудовые функции. По оконча­нии работ Сидоров расплатился с бригадиром, который по своему усмотрению расплатился с членами своей бригады.

Дайте оценку данной ситуации.

Лекция 3. Субъекты трудового права.

Понятие субъектов трудового права, их правовой статус. Трудовая правосубъектность: понятие, элементы.

Граждане как субъекты трудового права, особенности их правового статуса. Особенности трудовой правосубъектности граждан-предпринимателей. Гарантии реализации прав граждан на труд. Организации как субъекты трудового права. Трудовой коллектив как субъект трудового права. Профсоюзы как субъекты трудового права.

Семинар (для студентов очной и заочной форм обучения)

1. Понятие субъектов трудового права. Правовой статус субъекта трудового права.

2. Граждане как субъект трудового права. Что представляет собой «трудовая право- и дееспособность (правосубъектность)» физических лиц, и каковы ее критерии?

 3. Работодатель как субъект трудового права.

 4. Трудовой коллектив как субъект трудового права

 5. Профессиональные союзы как субъекты трудового права.

Задачи

№ 1 Учителей средней общеобразовательной школы принимает на работу и увольняет с работы департамент образования. В соответствии с уставом организации директор завода избирается и увольняется с работы общим собранием коллектива работников. Назовите стороны трудового правоотношения в указанных случаях.

№ 2 Супруга инженера Беляева обратилась к директору АО " Вымпел", где он работал, и просила оказать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю зарплату. Директор распорядился заработную плату Беляева выдавать ежемесячно не ему, а его супруге. Узнав об этом, Беляев обратился в комиссию по трудовым спорам с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

Может ли быть ограничена трудовая правоспособность работника при изложенных обстоятельствах? Как решить данный спор по существу?

№ 3. 15-летний Воробьев поступил на работу в качестве ученика слесаря. Его отец потребовал от директора завода увольнения своего сына, так как тот поступил на работу вопреки запрету родителей. Семья материально обеспечена, и подросток, как заявил отец Воробьева, должен учиться в дневной общеобразовательной школе и получить среднее образование. Вызванный в кабинет директора завода Воробьев заявил отцу и директору завода, что он желает приобрести рабочую квалификацию и намеревается продолжать учебу, поступив в вечернюю школу рабочей молодежи.

Как должен поступить директор завода? Могут ли родители потребовать прекращения  трудовых правоотношений их несовершеннолетних детей?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...