Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету, экзаменам, в том числе государственной аттестации. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса. Наиболее важные вопросы тем или разделов курса выносятся на семинарские занятия. Семинары проводятся после цикла лекций в целях проверки контроля уровня подготовленности студентов, закрепления ими изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений по правовой проблематике, а также приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые положения и тезисы. Самостоятельная работа студента предшествует семинарским занятиям. Такая работа связана с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в рекомендованной преподавателем тематической литературе. Семинары могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления. Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Трудовое право» является самостоятельная работа, которая должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на знание лекционного материала и обсужденных тем семинарских занятий, необходимо закрепить и расширить знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.
Чтобы добиться высокой результативности самостоятельной работы, важно тщательно спланировать и согласовать ее с преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При возникновении проблемных вопросов, не поддающихся самостоятельному разрешению, следует обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре. Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, следует изучить материал учебника, затем ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них) – работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект. Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения дисциплины рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя. Самостоятельная работа студентов организуется в формах индивидуальных и коллективных занятий. Применяются различные виды учебных занятий, в том числе, творческие задания, тестирование, консультации.
Самостоятельная работа реализуется: - непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и семинарских занятиях; - в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; - в электронной образовательной среде; - в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт. Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности: - подготовку и написание эссе, докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы, - выполнение домашних заданий разнообразного характера; - поиск и отбор информации по отдельным разделам дисциплины в сети Интернет; - работу с нормативными документами, их конспектирование; - текущее и итоговое тестирование. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня. Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену). Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении. Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям. Семинар – форма занятия, на котором обсуждаются и прорабатываются теоретические вопросы курса. Цель этих занятий – помочь студентам глубже освоить теоретический материал, приобрести навыки самостоятельной и творческой работы над документами и первоисточниками. Подготовка к семинару состоит не только в чтении и конспектировании указанной преподавателем литературы, но и в проработке конспекта лекций, изучении соответствующих разделов учебника. Написание эссе требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Эссе, обсуждаются на семинарском занятии аудиторией, в связи с чем помогают сформировать у студентов навыки работы в коллективе, принятия совместных решений, способность вынесения коллегиальных решений.
Для эффективной организации СРС необходимо: последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме занятия, творческая работа и т.д.); постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера; систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения. Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования. Существуют приемы, помогающие лучше подготовиться к тестированию. Они касаются управления своим вниманием и памятью, рациональным использованием ресурсов своей работоспособности, волевой мобилизации. При прохождении теста необходимо обратить внимание на следующие моменты: - концентрация внимания влияет и на общее время прохождение теста, и на количество случайных ошибок; - выработка привычки дважды перечитывать задание: определение значимых слов в заданиипоможет избежать ошибок, связанных с неверным пониманием вопроса из-за пропуска, например, частицы «не»; - исключение заведомо неверных ответов используется, когда вы точно не знаете правильный ответ: исключив несколько заведомо неподходящих вариантов, вы увеличиваете свои шансы; - контроль времени: пропустите вопрос, на который не можете дать ответа – вернитесь к нему после того, как все остальные задания будут выполнены. Всегда помните, в результаты теста входит общий бал.
Образцы тестовых заданий 1. Нормальная продолжительность рабочего времени относительно законодательства не может превышать … 2. В случае регистрации брака, рождения ребёнка или смерти близких родственников работник имеет право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до … 3. В стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время … 4. Ночное время продолжается с … часов: 5. В рабочее время не включается … 6. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней … 7. В обеденный перерыв (перерыв для отдыха и питания) работник: 8. По письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая … календарных дней: 9. Если одно из подразделений организации расположено в другой местности, перевод туда работника этой организации … 10. Изменение определенных сторонами условий трудового договора … 11. Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, являются … 12. Правоотношения по трудоустройству …
13. Основание возникновения трудового правоотношения 14. Юридическое содержание трудового правоотношения составляет (ют) … 15. В качестве работодателя – стороны трудового правоотношения может выступать … 16. По общему правилу вступать в трудовое правоотношение в качестве работника можно с … лет 17. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему … 18. По общему правилу, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб … 19. Материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться … 20. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты обеспечивается … 21. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда – это … 22. Определение принципов трудового права 23. Коллективный договор, заключенный в муниципальном унитарном предприятии, является … 24. Если нормы вновь принятого федерального закона, содержащего нормы трудового права, противоречат ТК РФ, то они … 25. В систему трудового права не входит институт … 26. Под принципами трудового права понимаются … 27. Трудовые отношения основаны на … 28. В предмете трудового права центральное место занимают … 29. При разрешении коллективного трудового спора обязательным является его рассмотрение … 30. Решение КТС может быть обжаловано в суд в …
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|