Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине




Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету, экзаменам, в том числе государственной аттестации. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Наиболее важные вопросы тем или разделов курса выносятся на семинарские занятия. Семинары проводятся после цикла лекций в целях проверки контроля уровня подготовленности студентов, закрепления ими изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений по правовой проблематике, а также приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые положения и тезисы.

Самостоятельная работа студента предшествует семинарским занятиям. Такая работа связана с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в рекомендованной преподавателем тематической литературе.

Семинары могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Трудовое право» является самостоятельная работа, которая должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на знание лекционного материала и обсужденных тем семинарских занятий, необходимо закрепить и расширить знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Чтобы добиться высокой результативности самостоятельной работы, важно тщательно спланировать и согласовать ее с преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При возникновении проблемных вопросов, не поддающихся самостоятельному разрешению, следует обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, следует изучить материал учебника, затем ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них) – работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения дисциплины рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа студентов организуется в формах индивидуальных и коллективных занятий. Применяются различные виды учебных занятий, в том числе, творческие задания, тестирование, консультации.

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в электронной образовательной среде;

- в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

- подготовку и написание эссе, докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы,

- выполнение домашних заданий разнообразного характера;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам дисциплины в сети Интернет;

- работу с нормативными документами, их конспектирование;

- текущее и итоговое тестирование.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям.

Семинар – форма занятия, на котором обсуждаются и прорабатываются теоретические вопросы курса.

Цель этих занятий – помочь студентам глубже освоить теоретический материал, приобрести навыки самостоятельной и творческой работы над документами и первоисточниками.

Подготовка к семинару состоит не только в чтении и конспектировании указанной преподавателем литературы, но и в проработке конспекта лекций, изучении соответствующих разделов учебника.

Написание эссе требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Эссе, обсуждаются на семинарском занятии аудиторией, в связи с чем помогают сформировать у студентов навыки работы в коллективе, принятия совместных решений, способность вынесения коллегиальных решений.

Для эффективной организации СРС необходимо:

последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме занятия, творческая работа и т.д.);

постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера;

систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования.

Существуют приемы, помогающие лучше подготовиться к тестированию. Они касаются управления своим вниманием и памятью, рациональным использованием ресурсов своей работоспособности, волевой мобилизации.

При прохождении теста необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- концентрация внимания влияет и на общее время прохождение теста, и на количество случайных ошибок;

- выработка привычки дважды перечитывать задание: определение значимых слов в заданиипоможет избежать ошибок, связанных с неверным пониманием вопроса из-за пропуска, например, частицы «не»;

- исключение заведомо неверных ответов используется, когда вы точно не знаете правильный ответ: исключив несколько заведомо неподходящих вариантов, вы увеличиваете свои шансы;

- контроль времени: пропустите вопрос, на который не можете дать ответа – вернитесь к нему после того, как все остальные задания будут выполнены. Всегда помните, в результаты теста входит общий бал.

 

Образцы тестовых заданий

1. Нормальная продолжительность рабочего времени относительно законодательства не может превышать …
1. 8 часов в день
2. 8 часов в смену
3. 40 часов в неделю
4. 28 календарных дней в месяц

2. В случае регистрации брака, рождения ребёнка или смерти близких родственников работник имеет право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до …
1. 3 календарных дней
2. 5 календарных дней
3. 1 недели
4 10 календарных дней

3. В стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время …
1. вынужденного прогула при незаконном увольнении и последующем восстановлении на работе
2. болезни работника
3. отпуска по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста

4. Ночное время продолжается с … часов:
1. 23.00 до 6 ч.
2. 22.00 до 5 ч.
3. 22.00 до 6 ч.

5. В рабочее время не включается …
1. перерыв для кормления женщиной ребенка в возрасте до полутора лет
2. перерыв для отдыха и питания
3. междусменный перерыв

6. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней …
1. работникам предоставляется дополнительный день отдыха по усмотрению работодателя
2. выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день
3. работник использует нерабочий праздничный день, а выходной день добавляется к отпуску

7. В обеденный перерыв (перерыв для отдыха и питания) работник:
1. вправе покидать территорию работодателя
2. не имеет права покидать территорию работодателя
3. имеет право покидать территорию работодателя, но с разрешения работодателя (его представителя)

8. По письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая … календарных дней:
1. 14
2. 21
3. 28

9. Если одно из подразделений организации расположено в другой местности, перевод туда работника этой организации …
1.возможен без согласия работника
2.возможен только с согласия работника
3.невозможен

10. Изменение определенных сторонами условий трудового договора …
1.не допускается
2.допускается по соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ
3.допускается только по инициативе работодателя в случаях, установленных ТК РФ

11. Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, являются …
1.предшествующими трудовым правоотношениям
2.сопутствующими трудовым правоотношениям
3.вытекающими из трудовых правоотношений

12. Правоотношения по трудоустройству …
1.предшествуют трудовым правоотношениям
2.сопутствуют трудовым правоотношениям
3.вытекают из трудовых правоотношений

13. Основание возникновения трудового правоотношения
1.заключение трудового договора
2.заключение трудового договора или фактическое допущение к работе
3.заключение трудового договора, избрание на должность и судебное решение о заключении трудового договора

14. Юридическое содержание трудового правоотношения составляет (ют) …
1.субъективные права и обязанности работника и работодателя
2ответственность сторон трудового правоотношения
3.юридические факты, лежащие в основании указанного правоотношения
4.выполнение трудовой функции работником
5.коллективный труд работников организации

15. В качестве работодателя – стороны трудового правоотношения может выступать …
1.физическое лицо либо любое обособленное подразделение юридического лица (организации)
2.юридическое лицо (организация) либо физическое лицо в случаях, установленных федеральными законами
3.физическое лицо либо юридическое лицо (организация), иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, предусмотренных федеральными законами

16. По общему правилу вступать в трудовое правоотношение в качестве работника можно с … лет
1.19
2.15
3.16

17. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему …
1.ущерб, связанный с затратами либо излишними выплатами на приобретение или восстановление уничтоженного (поврежденного) имущества
2.прямой действительный ущерб
3.прямой действительный ущерб и упущенную выгоду

18. По общему правилу, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб …
1.в полном объёме
2.двойном объёме
3.в объёме прямого действительного ущерба, но не более 100 МРОТ

19. Материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться …
1.локальными нормативными актами
2.трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему
3.дополнениями к трудовому договору или прилагаемыми к трудовому договору 4.соглашениями гражданско-правового характера

20. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты обеспечивается …
1.представительным органом работников (выборным органом первичной организации)
2.федеральной инспекцией труда
3.работодателем

21. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда – это …
1.аттестация рабочих мест по условиям труда
2.сертификация рабочих мест по условиям труда
3.экспертиза условий труда

22. Определение принципов трудового права
1.приведено в ТК РФ
2.заимствовано из ГК РФ с учетом специфики трудовых отношений
3.является доктринальным и сформулировано правовой наукой

23. Коллективный договор, заключенный в муниципальном унитарном предприятии, является …
1.нормативно-договорным актом
2.локальным нормативным актом
3.актом органа местного самоуправления, содержащим нормы трудового права

24. Если нормы вновь принятого федерального закона, содержащего нормы трудового права, противоречат ТК РФ, то они …
1.применяются только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ
2.не применяются
3.применяются независимо от внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ

25. В систему трудового права не входит институт …
1.договора поручительства
2.ученического договора
3.трудового договора

26. Под принципами трудового права понимаются …
1.правовые приёмы, средства, с помощью которых осуществляется регулирование отношений общественной организации труда
2.нормативно правовые акты в сфере труда
3.выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие её единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития системы норм трудового права.

27. Трудовые отношения основаны на …
1.договоре личного найма
2.трудовом договоре
3.договоре подряда

28. В предмете трудового права центральное место занимают …
1.отношения по заключению трудового договора
2.трудовые отношения
3.отношения по организации труда

29. При разрешении коллективного трудового спора обязательным является его рассмотрение …
1.примирительной комиссией
2.посредником
3.трудовым арбитражем

30. Решение КТС может быть обжаловано в суд в …
1.семидневный срок со дня провозглашения
2.10-дневный срок со дня выдачи копии решения
3.двухнедельный срок со дня вынесения решения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...