Как я детишек журналистике учил
Неожиданный для меня опыт - рассказывать про журналистику детям 5-7 лет. Да не просто рассказывать, заявленный мой мастер-класс в программе значился так: " выпускаем газету с Айратом Бик-Булатовым". Накануне, меня обуяла маленькая паника: ну как это я за какой-нибудь час выпущу газету с шестилетками? Да они же ещё и писать толком не умеют! Ругал себя, что согласился. Но Павел Анатолич Шмаков иногда умеет меня уговаривать. Шмаков - любитель красивых аббревиатур. Директор солнца уговорил меня провести мастер-класс на луне! Каков заголовок" А ведь всё правда, нужно только кавычке расставить, и кое где - заменить строчные буквы на прописные, получится школа " СОлНЦе" (специализированный олимпиадный научный центр), и её воскресный общегородской проект для младшешкольников " ЛУНа" (лаборатория увлекательной науки). Занятия проходят в три потока по 45 минут, потом - дети меняют станции кружков, и приходят на новое занятие. На первый поток на мой журналистский кружок никто не пришёл. Я был очень доволен! Смог выдохнуть и попить воды. Потом достал заранее купленный ватман, листочки бумаги, маркеры, клей, ножницы... разложил всё. Я вспомнил свои вчерашние судороги, рытьё по сайтам всяческих школьных журналистских кружков, поиск различных игр... Я взял с собой всякие предметы, которые можно сассоциировать с журналистикой, например, игрушки внука: скажем, меч: журналистика тоже может быть острой, может ранить; а ещё грабельки пластмассовые, а посредине такое ситечко вставлено, мы, де, роем землю, и процеживаем много информации, прежде, чем доберемся до факта, отделим его от фейк-ньюз. Была ещё шишка, подаренная мне другом, студентом-актёром из Алтая. Чтобы добраться до орешка-информации - нужно снять всю скорлупу...
" Всё это сложно, слишком сложно", - говорил я себе, и решил-таки не играть, а прямо выпускать газету. И неважно, что возраст маленький. Я придумал первое задание для ребят: придумать название для газеты, но не просто придумать, но обосновать, почему им нравится именно это название. Кто мог - написали сами, за остальными пришлось записать мне (поэтому получилось без этих трогательных детских ошибок в орфографии, которые у писавших самостоятельно я оставлял разумеется). Я ещё сказал, поскольку мы называемся " Луна", давайте что-то связанное с луной, сам предложил им несколько вариантов (лунапарк, луноход, лунатик), кто-то воспользовался подсказками, но обоснование названия придумал своё, а кто-то нашёл свой вариант (кратер, астероид, звездопад, солнечное затмение, полнолуние). Эта мысль с названиями оказалась счастливой для нашей газеты. Благодаря этому - раскрылись характеры ребят. Их увлечения и темпераменты. Вот примеры: - Мне нравится кратер, потому что туда падали метеориты, и он глубокий, и туда можно прыгать, и там могут быть новые минералы. Это сказал Максим Мингалеев. Посмотрите, как важно ему, с одной стороны, что туда можно прыгать, а с другой - минералы! То есть и наука, и спорт! Так я ему и сказал: " наверно, ты хочешь научно-спортивную газету", Максим согласился! А вот Оксана Швыдкина назвала бы свою газету " Палналунья": " Мне нравется палналунья потому что можно рассказывать страшные истории". Оксана рассказала, как вечерами они собираются всей семьёй и рассказывают истории. А какое хорошее слово это - " Палналунья", как будто имя какой-нибудь ведьмы из страны Оз. Зарина Сердюк так объяснила слово " Лунатик": Это что-то маленькое и неизведанное. Наша газета - это газета юных, которые узнают что-то новое и неизведанное". Ну конечно, уменьшительно-ласкательное " ик" в этом слове, делает лунатика в восприятии ребёнка именно маленьким, а луна - напоминает о тайне!
Серьёзный научный подход продемонстрировал Иван Преснов, он выбрал луноход, не просто выбрал, но и нарисовал его: " Мне нравится луноход, потому что на нём можно ходить по луне, можно ездить, можно сверлить кратер, и можно найти ценный нефрит". Ваня знает, что ищет, не просто минерал, а нефрит! Руслан Язданов, наверное, будет артистом. Он больше всех тянул руку, обязательно хотел нарисовать что-то, хотя честно признавал, что рисует не очень. Название для газеты он выбрал: " Солнечное затмение". Но обосновал его очень сложно: " Можно увидеть созвездия во время затмения. Созвездия, в котором само солнце, у меня, например, созвездие - весы! " Ему, видимо, важно было, что в названии зашифровано его присутствие, можно увидеть его, то есть когда солнце будет в созвездии весы! " Вы только мою фамилию правильно напишите, если честно, моя фамилия с -в на конце, а не -ф". А вот Рустем Дасаев показался мне будущим художником (хотя тоже сказал, что плохо рисует) или поэтом, ну по крайней мере, человеком с художественным воображением. Его вариант - " Звездопад". " Когда смотришь на звездопад то. Кажется тошто видиш радугу которая. Разделилась на части и они падают в. Море и свецецо в море" (орфография и пунктуация автора сохранена - А. Б. ) Волшебно! " На Ван-Гога похоже, - сказал я, - ты знаешь Ван Гога? " Рустем не знал, зато на словах про Ван Гога встрепенулся другой мальчик, четырёхлетний Нурлан. " У Ван Гога ещё такая картина есть где небо ночное такое цветное". Я не поверил, только что мальчик четырёх лет описал картину " Звёздная ночь" Винсента Ван Гога! Нурлан не выбирал название, всё это время он рисовал цветными карандашами картину. На картине четырёхлетнего малыша узнаваемо красовались мечеть Кул-Шариф, башня Сююмбика, Спасская башня, президентский дворец и малиновый цирк! Моему внуку тоже четыре, он, кажется, неплохо развит, но до такого - куда нам, а уж Ван Гог - тут я просто молчу! Нурлан оказался вундеркинд. После занятия подошёл к шкафчику, на котором изображён русский герб: " а почему Георгий не так нарисован? " - папу спросил. Это он о Георгие Победоносце! Папа рассказал чудеса, что этот ребёнок во всю читает энциклопедии, и много чего рисует, а один раз выяснил сам, что в Пермском крае нет своего герба (" я не поверил сначала, погуглил: смотрю, действительно, местный верховный совет никак не может утвердить" ), и тогда Нурлан сказал: " Ничего, я им нарисую! Папа отправь им! " И нарисовал: " Передай им, что я их поздравляю, теперь у них есть герб! "
Картинку для газеты подписал левой рукой (левша, кто бы сомневался! ): " Нурлан", и по совету отца добавил: " 4 года". Ух! И восхищаешься, и боишься за такого ребёнка! Лишь бы сохранить, удержать! Родителям - тяжёлый и счастливый крест. Если Оксана хотела Палналунью, то Ева Вильдеева просто " луну", и не для страшных историй, а напротив: " Ночью можно смотреть на луну и будет ярко". А Катя Зыкина голосовала за название " Лунапарк": " Почему мне нравится лунапарк? Потому что там есть парк, в котором можно играть". В итоге, победило два варианта " Луноход" и " Луна", и тогда я сказал, пусть это будет луноход, под названием " Луна", а Руслан добавил: " Только с цифрой: " Луноход " Луна-3". У Руслана фамилия Язданов. На конце -в, а не -ф. Всё было почти готово, когда объявили перерыв, и мои шестилетки ушли. А на третий поток - пришли совсем другие дети, лет 10-11, и я понял, что уж на этот раз всё придётся делать по-другому и будет вторая серия. Из старой команды остался только поэт Рустем Дасаев (" мне у вас понравилось" ). Что ж! Я был уже готов к новому педагогическому бою! Но об этом напишу в другом посте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|