Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я считаю своим долгом




2.

 

Джон Бейлин - американский профессор лингвистики, прекрасный, такого рода и стиля профессор, каким бы и мне, пожалуй, хотелось быть, но у меня так получается не всегда... вообще, не всегда ту красоту твоего предмета, твоей науки, которую ты видишь, которая - у тебя в голове, удаётся передать публике.

 

Не всегда ещё, через твой предмет удаётся выйти на какие-то трансцендентальные обобщения, сделать этот узкий предмет твоей науки - языком познания мироустройства вообще, космоса, и человека в космосе.

 

Джон Фредерик Бейлин сочетает в себе качества американского проповедника (какого-нибудь протестантского) и шоу-мена, и при этом - классического академического профессора! Ну и ещё: у него потрясающий русский (не в пример председателю союза писателей РТ)

 

Тема, казалось, так далека от космоса - всего лишь местоимения, ну что в них такого... Джон подходил с микрофоном к людям: " Что такое местоимение? Как вы думаете?... "

 

- Ну... вместо имени...

 

дословно и в английском так: " pronoun" (noun - имя существительное)...

 

А потом начались примеры, тематически посвящённые чемпионату мира по футболу, ну а как же сейчас без футбола? (" Поднимите руки кто видел колумбийцев! Да их же тысяч 30 приехало! " ).

 

и оказалось, что местоимение - не вместо одного только имени. А вместо целой именной группы... или глагольной группы... или предложной...

 

давайте на примере именной.

 

Два предложения:

Вышел премьер министр. Он улыбнулся журналистам.

" Он" - замещает " премьер-министра", то есть имя существительное. Всё порядке.

 

Но! Давайте укрупнять:

Красивый премьер-министр;

Красивый премьер-министр Колумбии

Красивый премьер-министр Колумбии с длинными волосами...

 

Второе предложение будет оставаться неизменным. И всегда это будет " он", и всегда это " он" будет относится не к одному слову " премьер-министр", а ко всей группе слов вокруг (нельзя же сказать " красивый он улыбнулся журналистам" )...

 

И далее оказывается: что весь язык состоит из групп, и самая простейшая форма предложения - это именная группа плюс глагольная группа.

 

И оказывается, что наш язык не линейный, не просто - слово за слово, а групповой! И именно местоимения дают нам возможность это доказать! Эти самые синтаксические конструкции, группы, открыл знаменитый лингвист и публицист Ноам Хомский ещё в середине 1950-х годов...

 

И эти группы вместо линейности - так напомнили мне переход от евклидовой геометрии, к геометрии Лобачевского! Тем более, что Джон нарисовал на доске фигуру, где предложение (S) распадается на Именные группы (Noun Phrases) и глагольные (VP) и предложные (PP), а те -на подгруппы и так далее, и попросил нас представить эту табличку (от S - вниз идут две стрелочки, от NP, VP и PP другие и т. д. ) как объёмную, висящую в воздухе (наподобие висюлек-колокольчиков перед дверным проёмом)...

 

И такая структура, оказалось, работает во всех языках мира, то есть это какая-то архитектура сознания человека, какой-то принцип такой не евклидовый, а групповой (сферный) нашего сознания мира. И именно местоимения позволили нам его обнаружить!

 

Я, конечно, очень быстро передаю, с Джоном мы шли медленнее, постепенно врубаясь в это чудо, с прибаутками о футболе и анекдотами, и потом вдруг - ах! Распахнулось!

 

В школе он читал " Преступление и Наказание" Достоевского, увлёкся русским, и с первого своего года в университете - начал ездить в СССР. учить русский. Приезжал сюда в 1983, 1985, 1986, 1987. " Most of those trips in the 1980s were spent in the Leningrad Rock Club circles, which I was lucky enough to experience exactly at the right age". Ленинградский рок-клуб! Вот оно, клёвое место, чтобы выучить русский! Какие прекрасные рифмы! Искривления неевклидовых пространств!

 

Лето!

 

Я СЧИТАЮ СВОИМ ДОЛГОМ

 

Вот вы что считаете своим долгом? А я сегодня услышал такое продолжение: " считаю своим долгом исполнить аргентинское танго"...

 

Это только я услышал сегодня, потому что я один пришёл сегодня в музей Боратынского на замечательную лекцию-концерт " Из истории классической гитары: традиции и современность", которую проводил прекрасный Михаил Коренев, основатель Малой Академии Гитары и кофе-бара " Укулелешная" в Казани (какой замечательный титр ныне у Михаила! ).

 

Было ли с вами такое? Чтобы кто-то считал своим долгом исполнить вам аргентинское танго? Михаил поставил мне зрительский стул на ковре, посредине мемориальной женской комнаты усадьбы Боратынских, с портретами кавалеров и дам 19 века, среди них - знакомая мне, прекрасная Ольга Ильина-Боратынская, солнечно-воздушная, она покинула наш город в 1918, кажется, году; одна из последних казанских Боратынских, сама писательница и поэт... в комнате: ажурный зонтик, старинное платье, камин, личные вещи прежних хозяев, всякие штучки, чайный фарфор.

 

Разговоры о гитаре, перемежающиеся прекрасным исполнением мелодий, в том числе - 19 века, так хорошо ложащихся на этот антураж усадьбы... мотивы испанские, турецкие, танго - Мы сидим с Михаилом вдвоём, он исполняет мне всё, что считает своим долгом, и рассказывает об истории гитары от Пифагора до Виталия Харисова.

 

Мы говорим потом не только о гитаре, но и об устройстве малого бизнеса в Казани... перед Чемпионатом мира полно пооткрывалось разных кафешек, а теперь - больше половины из них (не только свежеоткрытых, но и прежде существовавших) выставлены на продажу на " авито"... говорим ещё и о кофе, новое увлечение Михаила, которое " как музыка" - столько там всяких нюансов, от самого зерна, до способов обжарки...

 

У меня есть друг в Челнах (а Михаил и сам родом оттуда), который тоже занимается кофе, и рассказы об этом напитке у него - напоминают поэму. Этот друг ещё - поэт и критик, последние годы: продавал кофе, а теперь вот - открыл небольшой книжный магазинчик. А Михаил: маленькую кофейню-укулелешную, где кофе на вынос...

 

Маленькие трогательные бизнесы... недавно в Детском мире встретил ребят: муж с женой, делают зефирки фруктовые, тоже рассказывали, пробовать давали... я бы писал про такое. Я вчера в Студенце был, там Волга такая широкая. Знакомец. Тоже раньше кафе держал. Продал. Повар - шикарный. Съездил в Шри-Ланку, бросил курить, пить, есть мясо, занялся йогой...

 

Мы приехали к нему на дачу, ребята делали блины, я собирал вишню. Волга. Студенец. Вишня. Рафаэль - хозяин дачи - хочет сделать прямо не берегу Волги, в Студенце фермерский фестиваль: " Все же любят хвастаться: " вот у меня какая тыква уродилась", - вот пусть каждый свой урожай на берег вынесет и будет фестиваль!.. ". А мы с Толиком (который в Челнах и книжный магазин) - делали поэтический фестиваль там. 7 раз подряд (ну или 6 с половиной, я сбился со счёта).

 

А Михаил тоже много чего делал, один раз даже в его прежней кофейне Олег Митяев выступал, за бесплатно! " Малая академия гитары" - звучит громко, но по сути - тоже такое что-то маленькое и родненькое, придумка одного человека, " не ради бизнеса даже, а чтобы всех объединить".

 

Всех хороших музыкантов. Михаил хотел бы работать в минкульте, чтобы иметь возможность помогать хорошим людям, например, замечательному Александру Лаврентьеву, одному из лучших гитаристов и лютнистов Казани, но ещё и педагогу, так, как он работает с детьми - вообще мало кто! " Его везде используют официальные ведомства, на разные праздники, а сам он - почти ничего не получает, и даже звания у него нет".

 

Эта тема - расточительности нашей к талантам - давно меня волнует, как в своё время волновала Власа Дорошевича, если найдёте, почитайте его портреты характерных москвичей, мне иногда так хочется выпустить галерею таких казанских портретов!

 

Почему выдающийся наш фотограф Фарит Губаев в разговорах личных проговаривается: " валить надо"... и прекрасный художник-наивист Альфрид Шаймарданов - о том же! С Александром Лаврентьевым близко я не знаком, хотя, конечно, слышал и его и его деток многажды, но вот то же, хотя он сам и не выскажет это вслух, да и те-то вслух может не будут, только рукой махнут... или вот фестиваль " Песня, гитара и я... ", я писал о нём пост. Сколько всего не поддержанного!

 

Кстати, Михаил и его " малая академия гитары" - стал одним из спонсоров фестиваля. Когда он захотел работать в минкульте и ещё: захотел открыть заведение, которое стало бы местом творческих встреч - то решил получить второе высшее образование, экономическое, чтобы быть полезнее и понимать в бизнесе.

 

Он стал общаться с маркетологами и бизнесменами, но у самого него - другая психология, скорее - как у того Рафаэля, который занялся йогой, или того Толика, который открыл книжный (подозреваю, что очень небольшой).

 

Их бизнес - очень маленький, который, в первую очередь, такая душевная отдушина, такое вдохновение и отдохновение, если хотите. Михаилу, как он признаётся, не очень нравится карьера профессионального музыканта с расписанным графиком, но и не видит он себя слишком целеустремлённым трудоголиком-бизнесменом. Зато ему нравится рассказывать о гитаре, делиться...

 

Самые маленькие его ученики - детишки от трёх лет (на укулельке он учил их играть)... Вот мы общались вдвоём, на самые разные темы, с одной стороны, было жалко, что никто не пришёл, а с другой - было здорово! Вчера вон на дачу к Рафаэлю тоже должна была собраться большая компания, а приехали только мы с Андреем... Я вишню собирал. Пастораль!

 

Михаил ещё рассказывал о классе гитары в консерватории, и о том, что консерваторий-то в России всё меньше остаётся (тоже их укрупняют на манер наших университетов и превращают в Академии), а уж класс гитары в консерватории - ещё большая редкость!

 

Был бы я журналистом-культурником в каком-нибудь нормальном СМИ с картбланшем тем - об этом казанском классе гитары в консерватории тоже бы написал. Только журналисты-культурники в Казани не слишком нужны, я вон с " Собаки" за материал про выставку Коровина - жалкую тыщу не могу получить больше года, чего уж тут говорить? Ну, иногда бы и так писал бы, да ить не надо никому. Вот сюда пишу поэтому.

 

А Михаил - лучше меня, потому что совсем у него этого нытья нет, и то, что сегодня, например, к нему на лекцию пришёл лишь я - кажется, совсем его и не смутило (впрочем, и у меня был такой опыт, и меня не смущало, когда на мои выступления приходил кто-то один).

 

Он ещё рассказал между прочим, что " у шестиструнной гитары в советское время были проблемы с властями, точнее - с минкультом"... классическая гитара считалась эдаким буржуазным инструментом, как и саксофон (" вот семиструнка - другое дело! Это, де, народный инструмент" ). Вот, пораскинул я своими журналистскими мозгами, тоже хороший подзаголовок для подводки: " у гитары - были проблемы с " властью"...

 

Главное, что отличает моих героев нынешних - людей " очень малого" бизнеса, бизнеса-увлечения (который так часто можно встретить в Европе, и всё же не очень часто в России) - это какое-то спокойствие душевное, столь диссонирующее с моим, например, состоянием и общероссийским политическим контекстом, в который я тоже по-журналистски втянут...

 

И Рафаэль, повар, который отказался от мяса и занялся йогой, и музыкант и кофейщик Михаил, и поэт и кофейщик Анатолий - живут, кажется, в поразительной гармонии с миром... Тут ещё важен вот этот дух просветительства, один из проектов Анатолия - он-лайн журнал назывался " Рыцарь культуры", а ещё: он видеоблогер, снимает обзоры прочитанных книг; Михаил - читает лекции об истории гитары; саксофонист Юрий Щербаков - об истории джаза; Артём Сагателян - недавно в чайной " дома-музея Чак-Чака" вместе со своей группой " Манушмануш" представил публике целую лекцию-концерт на тему джаза-мануш (цыганского свинга)... и вот когда бизнес - маленький, почти семейный, соединён с искусством и просветительством - пожалуй, тогда и получается эта гармония, ну, один из рецептов, возможно, такой...

 

После лекции мы перешли в кафе " Укулелешная" - маленькая комнатка в " Доме Кекина", я - " расчехлил свой гибсон" - то есть включил ноутбук, и начал читать стихи, сидя на полу, а Михаил - подыгрывать мне на своей гитаре... По комнате вился аромат прекрасного колумбийского кофе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...