Мои сказочники. Прогулка по Казани по-сербски
МОИ СКАЗОЧНИКИ Мне удобнее называть Эрша Хенрика маленьким Янушем, хотя он и никогда не был маленьким Янушем, только сделавшись большим - стал Янушем Корчаком. Но когда я с ним сейчас разговариваю, читая его книгу, где он вспоминает о своём детстве - мне хочется называть его маленьким Янушем. Однажды маленького Януша перед Рождеством папа повёл смотреть вертеп. Януш был весь в предвкушении чуда! Это же надо подготовиться к целому волшебному путешествию! " А их, взрослых, только одно заботит: " Иди пописай, там нельзя будет". и всё это из детства Корчака - совмещается с детством детей из гетто 1942 года, которые потом будут умирать, и с которыми он потом пойдёт в газовую камеру. То есть - разве можно сказать " совмещается" вот про " попИсать" - совмещается другой эпизод, уже из рассказов детей 1942 года... " стоит мне посидеть в сортире подольше, так они сразу говорят, что я эгоист, а я хочу, чтобы меня любили". Это написал маленький Абусь. Мальчик из изолятора. И тогда Корчак ввёл клозетный тариф: " чтобы сходить по-маленькому - нужно поймать 5 мух" и так далее... Сам Корчак - у меня прекрасно совместился с грузинским сказочником Гурамом Петриашвили, чья детская книжка случайно мне досталась в Елабуге - в очередной квартире избавлялись от книг... Там было про дедушку, который зимой разговаривал с карусельными лошадками и всё ждал чуда, и оно случилось - как-то раз он нашёл волшебное пианино! Этот Гурам Петриашвили - Мелентьевич. А есть Другой Гурам Петриашвили - Абросимович. Абросимович - это футболист. Так же было с Драгославами Михайловичами - один футболист, другой - писатель. Писатель - сидел в своё время в югославском " Гулаге", известном под названием " Голи оток" (голый остров), в русской википедии среди известных узников лагеря назван и Драгослав Михайлович, но когда я кликнул по фамилии - вместо писателя вышла ссылка на страницу футболиста. Когда как Драгослав-писатель стал для этого " Голого отока" местным шаламовым.
А ещё писатель этот - потом подбирал и лечил у ветеринаров бездомных собак. Также как семья бутафоров из казанского театра юного зрителя. Всё совмещается со всем у меня в голове. как рассказе Стефана Цвейга " Мендель-букинист" с рассказом Николая Лескова " Лев старца Герасима" (я давно уже не могу читать ничего длиннее рассказов и дневников). И ещё - очень быстро забываю то, что читал совсем недавно. Вот сейчас вспомнил, что читал не только детские воспоминания Вальтера Беньямина, но и дневники Фрунзика Мкртчяна... Что общего у: например, в русской транскрипции их имён-фамилий у каждого - есть буквы " н" и " я". а ещё - все они замечательно писали о своём детстве. Я запомню даже не сюжет, а какой-то флёр... как шуршание таинственных штор в комнате какой-то бабки то ли тётки Беньямина... может, мне и примерещилось. Ну в общем, ожидание чуда - это роднит всех людей, это наш пароль, пароль нашего детства, наших детств... вот вспомнил, как Кустурица рассказывал, как он сделал кораблик... кажется, все эти читанные дневники и автобиографии никогда мне не пригодятся, я и запоминаю-то их с трудом... я люблю пить с кем-то кофе, у кого нет ко мне никаких особенных дел, и рассказывать истории, хорошо если до этого я прочитал какую-нибудь историю или что-то пережил, какое-то маленькое приключение, тогда мне будет что рассказать, и увидеть смеющегося в ответ, а лучше всего, если потом мы обнимемся. всё перемешано, всё становится моим потоком сознания, моим сумасшествием, рецептом моего кофе, моего супа из колбасной палочки (про этот суп прочтёте в сказке Андерсена)...
как странно, что всё это сегодня началось у меня с дневника Януша Корчака из еврейского гетто...
ПРОГУЛКА ПО КАЗАНИ ПО-СЕРБСКИ I. Прекрасный день прогулок... часам к трём распогодилось и мы гуляли с Зорицей, сербской актрисой, сначала в парке тысячелетия... Тут недавно я жюрил стихи для конкурса им. Каменева, так один как раз был про улицу Дегтярную, располагавшуюся ранее на месте этого парка. А в 19 веке - улица называлась проще: " Пески", и был здесь казанский квартальчик " красных фонарей", т. е. располагались здесь дешёвые публичные дома, а теперь вот фонтан с драконами. Всё это я уже позже узнал, погуглив, что называется... Бывший квартал дешёвых проституток - стал теперь местом, где семьи гуляют с детьми, где малыши катаются на самокатах и растут разноцветные тюльпаны и прочие цветы, а влюблённые сидят на лавочках, над которыми - козырьки из прутьев, увитые растениями... Одна моя знакомая пара проводила в этом парке свою свадьбу, было так трогательно и по-английски, он - в классическом костюме, но с дредами (причёска), она в белом платье и с букетиком невесты (розы), стриженные газоны, корзины цветов, бабочки, костюмы, татуировки, африканские барабаны и австралийские диджериду. Какая уж тут Дегтярная? Я люблю смотреть на пространства своего города - другими глазами, так получается, когда водишь кого-нибудь из заезжих друзей... Вот, Зорицу, например. Зорица сербка - вот и повёл показать новооткрытый музей электричества им. Н. Теслы. Я был в музее Теслы в Белграде. Там, конечно, побольше и повнушительнее, но разве это важно? " Вот, - говорю, - два города, где точно есть музеи Теслы - Казань и Белград". А в музее меня настигли объятия - от бывшей студентки, я не вспомню ни годы, ни чего, но она благодарит за что-то, за то, что когда-то так помог... как помог? Не помню! Но приятно! Ведут в музей. Бесплатно показывают экспонаты-аттракционы... А потом мы попали на презентацию книги и фильма, посвящённым режиссёру Владимиру Яковлевичу Мотылю. И я узнал, что Владимир Яковлевич был не только выдающимся, но великим режиссёром, и как всегда хотелось плакать и было стыдно за себя, что ты-то настолько не дорабатываешь перед Господом, по сравнению с мастерами прошлого... всегда же смотришь: готов ли ты быть следующим, готов ли поддержать тех, кто стартовал и шёл до тебя.
В последнем его фильма играла сербская актриса Даниэла Стоянович. А нынче - фильм о Владимире Мотыле смотрела вместе со мной сербская актриса Зорица Йованович. Вот эту перекличку - оставлю, пожалуй, внутри этого блог-поста, а вообще о Владимире Мотыле - надо писать отдельно, разумеется. Надеюсь, что напишу. Всё заслуживает отдельного завороженно радостного смотрения. И утренняя прогулка с семьёй за игрушкой внуком, и дневная прогулка с актрисой по парку, и поедание варёной кукурузы, и вечерний просмотр документального фильма про великого режиссёра. Хорошо, когда удаётся прожить день, не упустить его. Узнать ближнего, узнать город, уловить его запахи, его историю, и его настоящее... Вот сейчас, когда отпуск, есть на это время и у меня. Хвала Богу!
II. Вот если вновь окажусь в какой-нибудь Сербии и снова будут меня спрашивать про нынешнюю Россию - я не знаю, что говорить. Тут диапазон: грустно, страшно, противно, ощущение бессилия и почти безнадёжности... Когда в ледоход ломается лёд - то есть куски и большие и маленькие, вот интересно, какие плывут дольше? Раньше, говорят, казанцы приходили на остров Маркиз ледоход смотреть. Но с середины 1950-х годов уже было куйбышевское водохранилище и теперь не знаю, кажется, не ходят... Да не такой хороший я краевед. Вот и сейчас - есть ещё льдины, большие и маленькие, на которых жизнь. Локально - бывают хорошие новости. Часто ещё, особенно мне по профессии - встречаются хорошие люди. Иногда от этого даже чуточку просыпается надежда. Надежда на небессмысленность... Но потом думаешь, не похож ли я на рыбака, на отколовшейся льдине, который всё ещё сидит и продолжает рыбачить, закинув удочку в свою маленькую аккуратную лунку? А потом ещё думаешь: а может и впрямь, лучше рыбачить? Где сейчас страна? В ком искать ощущения всего пространства страны? Ледоход - странная метафора... Пожалуй, из 19 века, из Александра III и Каткова: Россия останется существовать только если её подморозить!
Но сейчас - не заморозки и не оттепель. Сейчас грязюка. Таков же нынешний декабрь. Распадается пространство то ли ледяное, то ли литосфер России. Что его может соединить? Неожиданно увидел эту общность пространства у дальнобойщиков. Оказывается у них - была эта соединенность, была эта связь пространственная... А вчера неожиданно: углядел похожее на лекции Нияза Игламова о театре. Как он легко и хорошо говорит о том, в каком городе сейчас что делается! У писателей вот такого нет! Среди прочего говорил Нияз о театре города Глазова, маленького удмуртского городка, театре, имеющем аж три площадки (может, потому, что много площадок теперь незанятых, из города уезжают люди, пространства пустуют), театре, подсадившем на себя весь город, все горожане знают этот свой театр!.. С Глазовым у меня одна ассоциация. Ехал давно уже в поезде, молодая мама с мальчиком лет 6-7 в соседях. У мальчика папки не было и он весьма бодро его подыскивал, прямо тут же рассказывая о себе, о маме, о городе Глазове... Какой-то шнурок мне подарил. Я его потом на дерево привязал рядом с моей тогдашней редакцией. Года три висело точно. Как звали мальчика и маму - позабыл уже, а город Глазов помню, хотя и не был там никогда... Ну, вот это да - могу рассказать в Сербии. Почему бы и нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|