Айвазовский и Димитрис
Два прекрасных впечатления сегодняшнего дня, как ни странно, связанные одно с другим какой-то полурифмой... первое - лекция «Документальность и художественный вымысел в произведениях И. К. Айвазовского» от сотрудников " Русского музея" (Анна Прозорова) и Центрального военно-морского музея (Ольга Цехановская). Залы для зрителей он-лайн трансляции были собраны в Тамбове, Кохтла-Ярве, Мурманске, Майкопе, Калуге, Чебоксарах, Южно-Сахалинске и Казани... Я, думаю, ещё напишу подробнее о некоторых сюжетах, озвученных в лекции, достойных поэмы, одна из которых была бы точно посвящена двум картинам Айвазовского о Синопском сражении (последнее в истории крупное сражение парусных флотов)... У Айвазовского было важное " репортёрское" качество: умение быстро писать! На огромные полотна о сражении он затратил чуть больше месяца, когда ещё вся эта тема была очень на слуху! Он спешил запечатлеть! Дать реалистическую и верную картину великого сражения! У него " отсутствовало" другое важное условие репортёра: он не был прямым участником события, но он замещал это другими средствами. Наши лекторы отмечали: " В отличие от Репина - который был реалист (то есть ему надо было увидеть, прежде, чем написать), Айвазовский обладал визионерским даром, то есть мог очень хорошо представить событие и писать даже на фантастические темы очень реалистично... " К тому же он изучил все документы, по поводу сражения, и выходил на кораблях, где специально для него производили выстрелы из пушек... И вот за очень короткий срок, " по-репортёрски" быстро (это было важно для Айвазовского) созданы две картины, очень точно передававшие событие Синопского боя. Настолько точно, что это подтвердили все участники сражения и сам Нахимов!
Айвазовский очень любил парусный флот, у него много картин на эту тему. Своеобразным гимном ему стала картина, посвящённая тому, как Николай I с палубы одного из кораблей влюблённо рассматривает эскадру проплывающих вдоль него белоснежных русских красавцев - военных парусных кораблей. Айвазовский когда-то был свидетелем этого события, и на старости лет рисовал по памяти... " память подвела Айвазовского, за спиной государя среди прочих он написал знаменитого адмирала Лазарева (помните неразрывную пару: Беллинсгаузен - Лазарев? ), хотя Михаил Петрович не мог там стоять, ибо дело было в октябре 1851, а адмирал умер в апреле того же года"... Но и сама Анна Владимировна Прозорова, один из сегодняшних лекторов, поведавшая нам эту историю, прозревает (простите за этот " фамильярный" каламбур), что, может - дело тут не только в забывчивости?.. Айвазовский как бы прощается тут со всем дорогим ему - дорогим парусным флотом, который вскоре окончательно заменят на корытоподобный серый броненосный флот. И с государем-императором. Так уж случилось, что " смерть" военных парусников, практически совпала с кончиной императора Николая I. Это для других он - " Николай Палкин" и прочее, а для Айвазовского: живой символ той эстетики, которая ярче выражалась теми же парусниками и стихией моря! Частью её, и того лучшего для Айвазовского времени был, безусловно, и адмирал Лазарев! В русско-турецкую войну 1877-1878 года Айвазовский снова быстро пишет, на этот раз уже пять картин о морских сражениях. Второй лектор, сотрудник Центрального военно-морского музея Ольга Цехановская - уже прямым текстом говорит: " работает как настоящий корреспондент". Да, пишет быстро. Но вот тот самый " визионерский талант", а с ним и точность - пропала. Не может Айвазовский столь же пристально и тщательно вглядываться в броненосные корабли, как прежде в парусные! И сотрудники музея должны признать: " изображения этих кораблей у Айвазовского - грешат неточностями. Есть работы других художников по сражениям 1877-78-х годов. Наши специалисты пришли к выводу, что точнее всего броненосные корабли воплощены в работах Боголюбова, художника и моряка уже совсем другого поколения, для которого броненосные корабли были уже родными... "
В самом начале, наши проводники в мир Айвазовского говорили нам, что в работах Айвазовского - сплелись романтика и конкретика! И вот же как неожиданно: когда они сплетались, соединялись - Айвазовский был очень точен! А когда исчезла романтика (и парусный флот заменили броненосным) - стала ухудшаться и конкретика!.. Как важно иногда для репортёра полюбить! И вот - второе событие дня: знакомство с молодым греком Димитрисом. Он учится в нашей консерватории (класс Эльмира Низамова). И он моряк! Потому что грек, который живёт на острове. И хотя он и Димитрис, но вместо Деметры любит Посейдона (сам признался). А из композиторов: Баха и Шостаковича. И у него есть свой бот (яхта), и настоящая морская серьга в ухе (тонкое проволочное кольцо), я и не знал, что моряки до сих пор их носят! " У нас в Греции все носят, я надел в 15 лет, и бороду клинышком, и гусарские усы, а здесь на меня иногда странно смотрят"... В 10 лет он впервые сочинил музыку, а когда ему было 13 - утонул его лучший друг, и тогда он решил в его память стать музыкантом... А потом он переехал в Афины. А потом - искал через интернет разные консерватории и академии и почему-то остановился на Казани. Он до этого нигде заграницей не жил, и многие Греки, если едут куда-то, то к примеру, в Германию, а он поехал в Казань. И мама сказала ему: " Ты сумасшедший"... И сейчас он будет писать музыку на стихи Мильтоса Сахтуриса - великого греческого поэта, скончавшегося в 2005 году. Сам Сахтурис был сюрреалистом, а прадед у него был знаменитым адмиралом. А Айвазовский - тоже был адмиралом, и его хоронили в адмиральском обмундировании... Димитрис выбрал стихи Сахтуриса-поэта о гражданской войне в Греции. - Русские - хорошие люди, - считает Димитрис. - но от греков отличаются... как вам объяснить? Греки более счастливые, что ли? Более нараспашку! Сразу братаются! Ну Димитрис это на английском сказал. По-русски он не разговаривает. А я всё представлял: как это так: Грек-моряк, ткнул пальцем в карту, и вот: уже в Казани! От лазурного моря, от прекрасной жары, к нам, сюда? " А я дождь люблю... " И вот всё это - от Айвазовского до Димитриса... стихийное, морское и творческое - случилось со мной в один день. Какая прекрасная жизнь. Сколько в ней бушующих волн. Штормов и штилей... сколько в ней нерассказанных поэм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|