Прощание с айвазовским
Трогательный вечер в Белокаминном зале Государственного музея изобразительных искусств РТ. Классический зал с живописью XIX века в позолоченных рамах и великолепным камином скоро закрывается на ремонт, сегодня здесь последний вечер из цикла " музыкальный четверг", и это предчувствие скорого расставания рождает в душе у зрителя (во всяком случае, в моей душе) какую-то особенную щемящую ноту... и у зала этого тоже есть душа, я не раз выступал здесь, читал стихи, и знаю о чём говорю! И она вся - в XIX веке, в тихих романсах, в музицировании на парижском красного дерева пианино хорошенькой девушки, дочери старого графа или генерала, ещё - в этих картинах... лирично и спокойно, долгие вечера коротались здесь каким-нибудь счастливым семейством провинциальных аристократов. И вот - завтра отъезд! В Москву! В Москву!.. Не скоро теперь и увидим родной белый камин! Сидим почти на чемоданах. Девушка играет... То есть вот примерно такая эта " щемящая нота", возникшая в моей душе в вечер, накануне закрытия на ремонт. На самом деле - публика тут собралась вполне обычная для подобных музейных вечеров, да и девушки, музицирующей на пианино, никакой не было. Была - нота! И она сопровождала меня в этот вечер - " музыкальный четверг" в белокаминном зале. Вечер был трогательный! Но кажется, немного не такой, как его задумали организаторы: они-то, придумывая его концепцию, больше думали о том, что пройдёт он на следующий день после 9 мая, и значит, посвящён быть должен Дню Победы! Так и подбирали тематику! Изначально, хотели сделать " гвоздём программы" полотна самого военного из художников, чьи работы имеются на сегодняшний день в коллекции музея - то есть Василия Верещагина, но картины великого баталиста сейчас, увы, находится на гастролях, как сообщила нам куратор проекта Эльвира Мансуровна.
Что ж! Не беда! У нас же есть ещё Айвазовский! Лекцию первой части " четверга" в белокаминном назвали так: «Иван Айвазовский – живописец Главного Морского штаба». Проводил её старший научный сотрудник Роман Гатилов. Но тут-то и оказалось: что лектору гораздо интереснее рассказывать про другого Айвазовского, нежели широко известную его ипостась на поприще живописи на военную тематику. Нам рассказали про Айвазовского фантазийного, романтичного, молодого... Роман вообще начал с того, что маленький Ованес любил рисовать везде, и даже на заборах, мол, он рисовал. Конечно, тут же возникла ассоциация с Томом Сойером... Потом - портрет молодого Ивана Константиновича с красным повязанным платком, этакий молодой дэнди. Таким, красивым и 22-летним отправляется он в Италию, и там - заставил говорить о себе весь Неаполь! Известность приходит к совсем ещё молодому художнику, яркому, темпераментному, армянских кровей... а нам рассказывают уже о том, как он гостит у брата, Габриэла, в монастыре Мхитаристов (армянский католический орден на острове святого Лазаря, близ Венеции). Брат - пострижен в монахи, а теперь уже архимандрит, в будущем - выдающийся армянский просветитель, и Иван Константинович рисует его много, и персонажем в жанровых картинах, и на портретах... А вот ещё одна картина Айвазовского: на остров к монахам-мхитаристам приплывает поэт лорд Байрон! И как-то это всё рифмуется - свободолюбивый армянский народ, свободолюбивый поэт Джордж Гордон Байрон, морская стихия - стихия свободы, монастырь древнего ордена на итальянском острове с умным монахом Габриэлом, напоминающим современному читателю монаха францисканца Вильгельма Баскервильского из романа Умберто Эко " Имя Розы", ну и конечно же, сам молодой Айвазовский! Успеваю почему-то подумать, что пожалуй, сегодняшнее событие в Казани - единственное на армянскую тему в дни " революции любви" (как её назвал лидер армянской оппозиции ставший неожиданно премьер-министром Никол Пашинян)... Всё рифмуется!
А что же война? " Айвазовский - живописец Главного Морского Штаба" - тема лекции. Да как-то мало войны! Как-то впроброс показаны были на лекции картины Айвазовского периода Крымской войны, о которых год назад на другой лекции так вдохновенно рассказывали нам сотрудники Русского музея (казанская прямая трансляция тогда была также организована в стенах ГМИИ РТ). Нам говорили тогда сколь репортёрски точен был Айвазовский в изображении кораблей и морских сражений (сам Нахимов отметил! ), а на сегодняшней лекции, напротив, провозгласили гимн фантазии Ивана Константиновича! На самом деле, нет здесь противоречия. Айвазовский - гениальный художник-визионер, мог рисовать по памяти, это подчёркивали и тогдашние наши лекторы из " Русского музея" и сегодня - Роман Гатилов. Визионерство как раз и означает, среди прочего, склонность к мечтаниям, фантазии, и одновременно - прорицательность, точность. Как хорошо написали на одном из сайтов, в понятии " визионер" сочетаются профессионализм и чудо! И да, пока участниками сражений были красавцы-парусники - Айвазовский, влюблённый в эти корабли, точен в своих " прозрениях", потому что влюблён! Но когда позже ему пришлось рисовать другие сражения, с участием заменивших парусный флот новейших броненосных судов - тут уже Айвазовский менее точен: мало любви! Любовь - взвивается парусами, натянутыми ветром. Кудри вьются. Поэта Байрона. Художника Айвазовского. Про эти суда сражений я помню из прежних лекций, зато на этой - нам показывают Айвазовского - участника археологических раскопок, и Айвазовского - рисующего египетские пирамиды, и рисующего Ниагарский водопад в Америке! И Айвазовского - патриота города Феодосия, благодаря ему сюда и железная дорога пришла, и вообще много чего появилось, он настоящий гений места, не просто живущий здесь, но деятельно участвующий в улучшении городской среды, её культурного облика...
И как пример фантазии Айвазовского - нам показали, уже не на слайде, а вживую (из коллекций ГМИИ РТ) картину " Гондольер на море ночью". Гондольер на море - странная картина, выходящая за пределы привычной реальности, нам подчёркивает это и сам художник - навстречу венецианской лодке с левого края картины мы видим плывёт полноценное большое судно... Тем таинственнее, мистичнее гондольер. Роман комментирует: " Кто на лодке? Мы не знаем! Может, это контрабандист, а может - лодочник, знающий дорогу, тайный посланец"... Картина висит аккурат над белым камином, давшим название всему залу. " Вот она - нота! " - снова подумал я! А война всё как-то не вспоминалась! Не вспоминалась она и во вторую часть вечера, когда замечательные супруги Сушковы (которых публика хорошо знает по ансамблю бардовской песни " Игрушка" ) и бард Зефиров исполнили песни Булата Шалвовича Окуджавы, ветерана Великой Отечественной, к тому же родившегося 9 мая! И получалось как-то всё не про войну, каждый раз выходил у исполнителей надежды маленький оркестрик. Лирический вечер любви и тихой ностальгии в белокаминном зале... любви, победившей все войны, заставившей нас позабыть о главном штабе, упомянутом в названии сегодняшней лекции, притом победившей как-то тихо, без парадных речей, камертоном любви - Окуджава! От молодой байроновской романтики Айвазовского, нашего Тома Сойера, выросшего и уплывшего в Неаполь до застенчивой, но мужественной лирики Окуджавы... Мы пели хором, и это было нашей маленькой церковью, нашим монашеским орденом любви на единственном острове... пели все вместе (зрителям были розданы листочки): " Господи мой, Боже, Зеленоглазый мой, пока Земля еще вертится и это ей странно самой"... День Победы вот отметили. А белокаминный зал скоро закроют, только ещё 19 мая, на ночь музеев будет там мероприятие... " Дай же ты всем понемногу, и не забудь про меня... "
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|