На органном концерте
Вчера оказался на гала-концерте 2 всероссийского музыкального конкурса, номинация " орган". Мог бы написать много, но не сомневаюсь, что Дмитрий Валериевич, " угостивший" билетиком, напишет всё что надо в своём репортаже. Это, конечно, большое событие, представьте, что четыре дня подряд орган звучал в Казани с 10 утра чуть не до 10 вечера, в исполнении ведущих молодых музыкантов перед глазами, и что важнее: ушами ведущих профессоров по классу органа. Собрал некоторые высказывания профессоров из жюри, которые они сделали в прошлых интервью: Даниэль Зарецкий: " У органа свойство подачи звука такое, что звук, в общем-то вечный, то есть пока органист нажимает клавишу, музыка будет длится и длится, в отличие от фортепьяно, потом у нас инструмент не ударный, как фортепьяно, а духовой, то есть он ближе к голосу, поскольку звукоизвлечение идёт тоже воздухом" Заряна Скульская: " Vox humana… — это старинное название органов, которые производили в прежние века. На некоторых современных органах так называются отдельные регистры, которые передают звучание человеческого голоса. У органа ведь очень много сходства с человеком. Он во многом испытал на себе судьбу человека с ее трагедиями и триумфами. Когда профессор Московской консерватории Ройзман, благодаря которому мы получили орган, приезжал к нам, он всегда подходил к инструменту, гладил его и говорил с любовью: «Ну, как ты тут, старик, живешь? У тебя морщинок еще нет? » Александр Фисейский: " У органа есть специфика – он никогда не повторяется, все инструменты разные. В этом его и сложность, и прелесть. Потому что если человек играет всю жизнь на скрипке, то он играет на своей собственной скрипке. А здесь исполнитель сталкивается каждый раз с новым, потому что орган – инструмент стационарный. И всегда исполнителя ждёт момент какой-то новизны. С точки зрения новизны это, конечно, привилегия – каждый раз играть на каком-то другом инструменте, входить с ним в контакт, искать общий язык, находить особую выразительность, которой обладает каждый орган. Но есть и сложности – требуется больше времени на освоение инструмента, не на всяком можно исполнить любой органный репертуар. Орган как инструмент развивается, у него богатая история, он существует ещё с античности и в ходе длительной эволюции менялся. Инструменты, которые создавались в средневековье, и инструменты, которые появились позднее, в эпоху барокко или в 19 веке, и тем более в последние годы – это, в сущности, разные инструменты, и для них создавался свой репертуар. Поэтому, скажем, на органе готической эпохи (а такие сохранились) невозможно исполнить музыку 19 и тем более 20 века".
Александр Чайковский, председатель жюри, во вступительной речи также останавливался на этих моментах, и особенно поблагодарил жюри, выдержавших такой марафон. Не забыв добавить: " и мне спасибо", действительно, и ему! Говоря об органной музыке - особенно отметил вклад Генделя и Баха. Но на самом гала-концерте Генделя не звучало, да и Баха, против ожидания, было не так много, зато часто лауреаты и дипломанты выбирали музыку современных композиторов, ту самую, которую " невозможно исполнить на органах готической эпохи". Поразительно, какой разной бывает органная музыка, насколько она кинематографична, кроме высот и вертикалей - может уходить в зигзаги, превращаться в музыку автомобильной погони, то мрачного леса, то волшебных фей, то кажется вот-вот люстры раскачаются и упадут... роятся ассоциации, потрясающая полифоничность, такое музыкальное 3D... И если у Баха - устремлённость к Богу, и нити, с ним связующие, то у других, современных - то уход в себя, то экшн и сюжетность... Ну, конечно, трактовать можно как угодно, привожу здесь своё, чтобы просто показать эту разность слышанной музыки. Ухо у меня непрофессиональное, и бесполезно мне было бы пытаться понять, кто играл лучше, кто хуже, но соседи рядом - были на прослушивании и поэтому делали выводы более " качественные": " зря он Баха выбрал, по-моему, у него другие произведения сильнее выходили". Ну вот, что не дано мне, то не дано! Остаётся считать, что все выбрали хорошо и сыграли хорошо - лауреаты же! Я-то просто получал удовольствие от музыки, мне и этого достаточно!
Пришли мы рано, в фойе ещё почти не было зрителей. Сел в пустой бар. Официанты. Четверо. Два парня. Девушка, и мужчина лет 50. Один из мальчиков - Данис. Переговаривается со своими: " Я ж натура творческая", на барном столике (нижней части, не видной посетителям) - выстукивает собачий вальс. Второй бармен, имени не прозвучало за всё время: " О! Вот теперь узнаю! А это можешь? (называет произведение)? " Данис стучит по столу новое произведение. Мужик (третий бармен) показывает, как надо открывать бутылки: " у нас в армии так делали... " Посетителей мало и бармены общаются между собой, шутят, перемигиваются с девочкой. Данис установил шоколадку на витрине. Второй ему: " Ты нарушил цветовую гамму" Данис: " Перфекционизм - не моё слово". Встреваю: " Извините, а вы играете? " Данис смущённо улыбается: " нет"... такая короткометражка. О барменах в Большом концертном зале. Данис играет собачий вальс, стуча пальцами по столу... Во время антракта я снова подойду к ним. Улыбок уже не будет: полно народа, всех надо обслужить, тут не до шуток... Ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин, открывая концерта, зачем-то решил подчеркнуть, мол, " вот, многие думают, что орган - инструмент европейский или прибалтийский, а он - нашенский, русский, ещё скоморохи на нём играли". Почему-то именно об этом толкнул свою речь. Нужно было, видимо, задвинуть про патриотизм. После вручения дипломов и этих слов про скоморохов, первым заиграли Баха, и это всё-таки хорошо!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|