К сожалению, «Демидовский музей» в Петербурге так и не был создан.
К сожалению, «Демидовский музей» в Петербурге так и не был создан. В разносторонней собирательской деятельности А. Н. Демидова семейное увлечение словно достигает своего апогея, вместе с тем, при нем же происходят первые продажи, ведущие к неизбежному распылению коллекции. В начале 1850-х годов личным секретарем Анатолия Николаевича становится В. В. Стасов, впоследствии выдающийся художественный и музыкальный критик. Годы службы на вилле Сан-Донато имели для него огромное значение. Примечательны строки из письма Стасова к родным: «…будучи с Демидовым, я вижу, читаю и узнаю то, чего бы в десять лет, а может быть никогда не узнал бы, если бы путешествовал один < …> потому что Демидову посылают, предлагают, рассказывают и объясняют, кажется, из всех самых затаенных углов не только Италии, но всей Европы…» [12]. В последнее десятилетие жизни бездетный Демидов, вероятно, в достаточной мере сознавал, что его племянник Павел Павлович, наследующий титул князя Сан-Донато, не унаследует художественных увлечений своих предков. Начались частичные распродажи, одним из самых заметных стал аукцион 1863 года. «Давно, а может быть и никогда, — писал современник, — любители изящного в Париже не были так взволнованы, как 13 января (нового стиля) нынешнего года. В этот день назначена была первая продажа картин, оружия и разных вещей нашего соотечественника А. Н. Демидова < …> Ровно четыре дня производилась продажа всех выставленных г. Демидовым сокровищ; эти четыре дня представляли собой одну нескончаемую минуту общего замирания сердца присутствующих, прерываемого только мерными ударами молотка аукциониста, присуждавшего какое-либо драгоценное произведение тому или иному избранному счастливцу. И действительно, было чему позавидовать, увлечься или восхититься! Многие из предметов, в этот достопамятный аукцион, доходили до цен истинно баснословных».
Это касалось, в первую очередь, картины Ж. -О. -Д. Энгра «Стратоника», которая при взрыве рукоплесканий «присуждена была герцогу Омальскому за громадную сумму 92. 000 франков» (ныне это произведение, написанное прославленным живописцем в Риме в 1840 году, находится во Франции, в музее Шантильи). По словам того же очевидца, «звезды самой первой величины финансового и аристократического мира» [13] приехали на демидовский аукцион. Одним из наиболее активных покупателей был англичанин Ричард Сеймур-Конвей, 4-й маркиз Хетфорд, который увез в Лондон немало вещей и с этого, и с последующих аукционов 1868 и 1870 годов. В фамильном особняке Хетфорд-Хауз и по сей день располагается галерея Уоллес, завещанная последним владельцем «английской нации» (именно там недавно проходила уже упоминавшаяся выставка, посвященная Анатолию Демидову). Более двух тысяч предметов искусства XIV-XIX веков содержал прекрасно изданный аукционный каталог 1880 года, появившийся в связи с продажей П. П. Демидовым виллы Сан-Донато [14]. Некоторые произведения, и прежде всего семейные портреты, были перевезены тогда в Пратолино, где они хранились до 1969 года, пока не состоялся последний «демидовский» аукцион [15]. Среди прочих вещей на нем продавались подлинные шедевры работы гениального русского портретиста XVIII века Ф. И. Шубина – парные мраморные бюсты Никиты Акинфиевича и Александры Евтихиевны Демидовых [16]. К счастью, через некоторое время они оказались в Москве – в собрании Третьяковской галереи. Это событие позволяет надеяться, что бесценные памятники искусства, когда-то принадлежавшие Демидовым, еще будут возвращаться в Россию.
В заключение нельзя не отметить, что для современных историков и искусствоведов уникальное художественное собрание русских горнопромышленников представляет собой феноменальное явление, достойное самого пристального изучения. Большая работа в этом направлении была проведена Ф. Боррони Сальвадори [17], изыскания которой продолжили Ф. Бизоньи, Э. Спалетти и другие итальянские ученые. Все более активно обращаются к этой проблеме российские исследователи [18], что очень важно, ибо в наших музеях хранится огромное количество экспонатов, связанных с историей демидовского рода, с многочисленными художественными, книжными, минералогическими и естественнонаучными коллекциями, которые были собраны Демидовыми. Примечания 1. I Demidoff a Firenze e in Toscana. A cura di L. Tonini. Firenze, 1966; Anatole Demidoff Prince of San Donato (1812-1870). London, Trustees of the Wallace Collection, 1994. 2. Morel B. Les joyaux de la Couronne de France. Paris, 1988. 3. РГИА. Ф. 472. Оп. 13. Д. 1108. Л. 1-3. 4. Gaborit J. -R. La sculpture europé enne// Le Louvre. Paris. 1994. Р. 87; Statues de chair: Sculptures de James Pradier. Genè ve-Paris, 1985. Р. 124-128. В коллекцию Лувра композиция «Сатир и вакханка» была приобретена в 1980 г 5. См.: Карпова Е. В. «Утраченные» работы французских скульпторов в России// Искусство Франции и русско-французские художественные связи. Санкт-Петербургский университет. Тезисы докладов научной конференции. СПб., 1996. С. 41-43; Более подробные сведения об истории надгробия П. Н. Демидова приведены в статье, написанной для II выпуска «Демидовского временника». Кроме того, см.: Karpova E. Le Christ en Croix: une œ uvre «perdue» de Pradier// Gazette des Beaux-Arts, 1996, octobre, p. 173-178. 6. РГИА. Ф. 472. Оп. 17 (93/935). Д. 427. Л. 1-2; Оп. 17 (7/939). Д. 96. 7. I Marmi degli Zar. Gli scultori carraresi all’Ermitage e a Petergof. Milano, 1996. P. 120-123, 222-223. 8. Adamo Tadolini. Ricordi autobiografici. Roma, 1900, p. 169-171. За возможность познакомиться с этим источником я приношу глубокую благодарность г. Марии ди Сальво и Светлане Яковлевне Сомовой. 9. Аналогичные бюсты Н. Н. Демидова работы А. Тадолини имеются, например, в Нижнетагильском музее-заповеднике, в музее Горного института (С. -Петербург), уменьшенный вариант – в собрании Петергофского дворца-музея и т. д. Кроме того, А. Тадолини исполнил скульптурные портреты Е. А. Демидовой, ее обоих сыновей, а также жены и сына П. Н. Демидова. Некоторые из них продавались на аукционе 1969 года и позднее экспонировались в галерее Хейм в Лондоне (1972).
10. РГАДА. Ф. 1267. Оп. 2. Д. 397. Л. 5. 11. РГИА. Ф. 560. Оп. 4. Д. 496. Л. 1-2. 12. Стасов В. В. Письма к родным. Т. 1. М., 1953. С. 251. Многие интересные факты о пребывании будущего критика у А. Н. Демидова представлены в диссертации В. Г. Кисунько «Итальянские годы (1851-1854) в формировании историко-художественных и художественно-критических взглядов В. В. Стасова» (Автореферат – М., 1984). См. также статью того же автора: Художник, 1983, №11, с. 57-64. 13. Андреев А. Картинные галлереи Европы. Т. 11. СПб., 1863. С. 180-188. 14. См.: Palais de San Donato. Catalogue des objects d’art et d’ameublement, tableaux dont la vente aux enchè res publiques aura lieu à Florence… Paris, 1880. 15. См.: Sotheby’s of London. Catalogo dell’arredamento della villa Demidoff presso Firenze venduto per ordine di S. A. R. il Principe Paolo di Jugoslavia. London, 1969. 16. Об этих и других портретных бюстах из фамильной коллекции см.: Карпова Е. Скульптурные портреты Демидовых// Демидовский временник. Исторический альманах. Выпуск I. Екатеринбург, 1994. С. 99-146. 17. См.: Borroni Salvadori F. I Demidoff collezionisti a Firenze// Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Classe di Lettere e Filosofia, s. III, vol. XI, 1981, p. 937-1003; I Demidoff a Firenze e in Toscana. Firenze, 1996. 18. См., например: Глушакова Ю. П. Демидовы в истории русско-итальянских культурных связей// Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода. Сборник статей. М., 1993. С. 105-127.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|