Скульптурное собрание Демидовых
Скульптурное собрание Демидовых Статуя Пана. Рим. Конец I–начало II века. Мрамор. ГЭ
Римский скульптор с греческого оригинала III века до н. э. Сидящая женщина («Царица»). Мрамор. ГЭ
Фрагмент кратера с дионисийским шествием. Рим. I век. Мрамор. ГЭ
Луиджи Премацци. Зал новейшей скульптуры. 1856. Акварель
Жан Жак Прадье. Венера и Амур. Мрамор. 1836
Карло Финелли. Три Оры. Мрамор. XIX век. ГЭ
Николай Никитич Демидов (1773–1828) стал первым в семье уральских заводчиков собирателем античной скульптуры. Мы достаточно хорошо осведомлены, когда было положено начало его собранию и при каких обстоятельствах. В 1818 и 1819 годах русский заводчик финансирует раскопки в Тиволи («Вилла Квинтилия Вара») и в Риме (местность у Латеранских ворот, близ виллы Санта-Кроче). Наряду с «Юным Вакхом в львиной шкуре» (ГЭ) и «Сатиром, наливающим вино» (ГЭ), пожалуй, интереснейшая в этой серии находок статуя так называемой «Сидящей Агриппины», реставрированной в виде музы танцев Терпсихоры (ГЭ). Раскопками и реставрацией руководил римский скульптор Игнацио Весковали. В эпоху Римской империи превращенный в популярный портретный тип, этот вариант может восходить к замечательному созданию греческой классики, вышедшему из мастерской Фидия — его «Сидящей Афродите». В демидовской реплике голова не принадлежит статуе. Более подробны наши сведения о находке 1822–1823 годов остатков древней скульптурной мастерской, раскопанной Весковали на средства Н. Н. Демидова на Эсквилинском холме. Отчет о раскопках был опубликован Пьетро Висконти в «Актах папской археологической Академии». Исследование фундаментов двух смежных домов (№ 46-48) на Via dei Quattro Cantoni привело к открытию шести скульптур, приготовленных в древности к реставрации, но так и не востребованных заказчиком ко времени гибели скульптурной мастерской. После реставрации всех шести статуй И. Весковали половина находки поступила в папский музей (ныне — в Латеране), а три мраморных Сатира были куплены Демидовым (ГЭ).
Пожалуй, наиболее интересной частью собрания Демидова были портретные статуи римских императоров. Первая из них (без головы) была найдена в Фалериях в 1821году. (ГЭ). Император II века, по-видимому, Траян или Адриан, представал здесь в воинском панцире. Разноречивые сведения сопровождали находку одной из интереснейших скульптур коллекции. Это — редкая бронзовая статуя императора, считавшаяся в свое время то портретом Мария или Юлия Цезаря, то изображением Гальбы. Ныне в ней видят представителя «эпохи солдатских императоров» III века — Требониана Галла (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Эта статуя впервые была опубликована в 1849 году в Петербурге. Автор ее описания, архитектор О. Монферран, сообщает следующее: «В юности, когда я учился в Риме, одно важное лицо русского двора добилось от его святейшества папы Пия VII разрешения провести на свой счет раскопки в винограднике, расположенном недалеко от собора Святого Иоанна Латеранского. Множество статуй было результатом этих раскопок… Они продолжались два года, и стоимость их превышала 100 000 пиастров. После столь больших расходов господин Н. Н. Д(емидов) решил, что следует прервать исследование… Наша статуя, найденная при этих раскопках, была скинута с пьедестала и лежала в кусках, погребенная под руинами зала, центр которого она некогда занимала. Так как следовало опасаться, чтобы она не привлекла внимание администрации папских музеев, и чтобы ее важность не вызвала желания приобрести ее, куски были тотчас же упакованы и отосланы во Флоренцию, где из-за отсутствия ее законного владельца она оставалась еще много лет…»1. В письмах художественного агента баварского кронпринца Людвига сохранились несколько иные сведения: в 1820 году князь Станислав Понятовский, племянник покойного польского короля, решает покинуть Рим. Колоссальный бронзовый бюст «Мария» (агент Людвига считает его «Гальбою») предназначен к продаже за 3000 скуди, кронпринц давал лишь 500. Тогда Понятовский «взял Гальбу с собой во Флоренцию, где позже он попал в руки князя Демидова и оттуда переехал в Санкт-Петербург»2. У исследователя ХХ века разногласия эти вызвали скептическое заключение: «Рассказы об обстоятельствах его находки немного подозрительны, и сомнительно, базируется ли вся история на фактах…»3
Н. Демидов задумал грандиозный план раскопок Римского Форума. Если бы он был осуществлен, не понадобились бы дорогостоящие расследования, начатые Пьетро Розой и занявшие всю вторую половину XIX века. Воспоминания об этом оставил Стендаль: «Однажды, когда г. Демидов еще жил в палаццо Русполи, он в моем присутствии сказал, что, желая оставить воспоминания о своем пребывании в Риме, он мог бы снять десять или двенадцать футов земли, покрывающей мостовую Форума от Капитолия до арки Тита. Правительство предоставляло в его распоряжение пятьсот каторжников, которых г. Демидов должен был оплачивать»4. Этот план не осуществился, да и сам русский магнат получил приказ папы Льва XII покинуть Рим. И все из-за того, что его французские комедианты поставили в демидовском палаццо водевиль, где один из персонажей назывался Сен-Леоном! Это было воспринято как намек на его святейшество. Демидов удалился во Флоренцию. Стендаль заключает эпизод: «Сколько… статуй нашел бы великодушный русский, который хотел произвести раскопки Форума! … Как бы это украсило память о нем! … Имя Демидова проникло бы в Америку и Индию вслед за именами Наполеона, Россини и лорда Байрона»5. После смерти Н. Демидова его младший сын Павел становится обладателем скульптурного собрания и редкой бронзовой статуи. Когда он умирает (в 1840 году), его вдова, А. К. Демидова, приказывает удалить из парадных апартаментов особняка несколько «нецеломудренную» в ее античной наготе скульптуру. Монферран, строитель особняка Демидовых (Б. Морская, 43), видит ее чуть ли не на чердаке и просит старшего брата умершего, Анатолия уступить статую ему. Из письма, посланного последним из Флоренции, видно, что редкая бронзовая скульптура вызывала у знатоков сомнения: «Мне не нужно большего, чем уверенность в подлинности этого шедевра, и коль скоро это установлено, я даже аплодирую этому, так как именно я получаю удовольствие прибавить его к Вашей коллекции»6.
Монферран собирался уступить статую «одному из прекраснейших музеев Европы», как он не без лести называл Новый Эрмитаж Николая I, но после его смерти, вдова архитектора увезла ее в Париж, и в 1896 году новый владелец продает скульптуру представителям Нью-Йоркского музея. Однако в 1851 году больше полусотни статуй из демидовского собрания было приобретено для Нового Эрмитажа за 100 000 рублей7. Сохранилось письмо министра Двора П. М. Волконского обер-гофмаршалу графу Шувалову от 19 января 1851года: «Государь Император изволил приобрести покупкою у надворного советника Анатолия Демидова для Нового Эрмитажа за сто тысяч рублей серебром коллекцию древних скульптурных произведений, состоящую из 53 предметов. Прошу приказать академику Теребенину принять оную и поместить в Новом Эрмитаже. При сем 28 рисунков с описанием»8. Известно, что торжественное открытие музея состоялось 5 февраля 1852 года. На акварелях К. Ухтомского «Зал греческой скульптуры»(1853), «Кабинет скульптуры в Новом Эрмитаже» (1854), Л. Премацци «Зал древней скульптуры» (1856), в «Путеводителе по античному отделению Эрмитажа» Л. Стефани (М., 1856) и в описании соответственных залов «Музея Императорского Эрмитажа» Ф. Жиля (СПб., 1861) все скульптуры из коллекции Демидовых представлены. На плинтусах статуй и на фонах рельефов имеется своеобразная маркировка — буквы «РА», нанесенные резцом, видимо, это — след раздела имущества между братьями, и их следует расшифровывать как имя «Paul». Наиболее любопытен торс Афины из зеленого базальта. Это римское подражание греческой архаической пластике было найдено в руинах виллы Лукулла близ Неаполя. Мы видим его на акварели К. Ухтомского « Кабинет античной скульптуры» (1854). У пилона на той же стороне зала размещен демидовский «Торс императора в панцире».
На акварели К. Ухтомского «Зал греческой скульптуры» (1853) у стены примыкает к пилону упоминавшаяся «Статуя сидящей Агриппины», ей соответствует «Статуя сидящей царицы». Эта статуя была найдена в 1819 году в Риме у Латеранских ворот перед виллою Санта Кроче. В этом же зале находились, как видим, три сатира из находки в скульптурной мастерской на Эсквилине, а также — «Сатир, наливающий вино» и « Юный Вакх с доспехами Геракла». Наряду со скульптурами в залах Нового Эрмитажа, посвященных античной пластике, были выставлены рельефы, канделябры и декоративные вазы из камня9. Самыми редкими и ценными были три колоссальные портретные статуи императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия. Статуя Адриана происходит из старого римского собрания в палаццо Санта Кроче. Она составлена из самых разных кусков реставратором XVIII века. В основе — торс атлета, который увенчан головой императора позднего времени. Атрибуты символизируют деятельность Адриана как законодателя и властителя мира. Статуя Марка Аврелия была приобретена в римском палаццо Ланте. Здесь, кажется, торс — работа XVIII века в подражание греческим статуям атлетов. Император — философ, совершивший, однако, немало военных подвигов, представлен в образе римского бога войны Марса. Правой рукой император опирается на копье (ныне утраченное ), в левой держит большой меч в ножнах. Хотя статуя буквально «смонтирована» реставратором из отдельных разновременных кусков, как это было принято в XVII — XVIII веках, в получившемся ансамбле нет ничего, что было бы чуждо древнему римскому типу. Он восходил к героизированной греческой скульптуре. О нем писал энциклопедист Плиний Старший: «В старину посвящались изображения в тогах. Понравились и обнаженные с копьем в руке, по образцу эфебов в гимнасиях, которые называются “Ахиллесами”. Грекам свойственно ничего не прикрывать, а римлянам — наоборот, притом в изображениях воинов придавать панцирь»10. Колоссальная статуя Антонина Пия, возможно, самая интересная в этой демидовской иконографической серии. Император предстает именно в схеме «togatae effigies», о которых писал Плиний. Таким представал римлянин вне войны. Статуя была найдена в 1825 году под Римом, близ Латеранских ворот, и, кроме мелких деталей, хорошо сохранилась. Известно, что в 158 г. н. э. император Антонин Благочестивый по случаю 25-летия своего правления получил от Сената важную почесть — ему была воздвигнута статуя как миротворцу, прекратившему войны. Этим объясняется тога, мирная одежда императора, и свиток в его руке — очередной эдикт его миротворческой политики. Статую императора сопровождала в древности говорящая многозначительная надпись- легенда: «Pacator orbis» — «Замиритель вселенной»11.
Все три колоссальные портретные статуи императоров зафиксированы в акварели К. Ухтотомского «Зал греческой скульптуры» (1853). В его же акварели «Так называемая зала Колыванской вазы» (1858) представлен колоссальный бронзовый бюст — фрагмент неаполитанской статуи «Геракла Фарнезе». Б. Кёне отнес ее к XVI веку12. Видимо, этот же самый бюст упомянут в 1828 году в документе, испрашивавшем разрешения на вывоз скульптурного собрания из Флоренции. В разделе «Bronzi neri» читаем: «Ercole Farnese»13. В том же зале «Большой вазы» Нового Эрмитажа находился второй бронзовый бюст колоссальной статуи Антиноя в образе Вакха. В «Описании» Ф. Жиля 1861 года он представлен так: «Колоссальный бюст Антиноя-Вакха. Копия со знаменитой колоссальной статуи, находящейся в Риме в музее Св. Иоанна Латеранского»14. Поскольку оригинал был найден в Остии в 1798 году, видимо, копия (как и в случае с «Гераклом Фарнезе») относится к началу XIX века. Б. Кёне допустил здесь ошибку: оригиналом демидовского бюста была колоссальная статуя Антиноя-Вакха из Ватиканских музеев. Она была найдена в 1795 году, так что наше предположение о времени изготовления статуи остается в силе. Среди декоративных рельефов, поступивших в Новый Эрмитаж, — «пастиччио» XVII века «Фавстул, нашедший Ромула и Рема». Н. Н. Демидов приобрел его в Палаццо Карпенья. Рельеф, сюжет которого — встреча возвращающихся воинов, при дополнении недостающих частей справа и слева был отнесен к легенде о начале Рима. В акварели Ухтомского «Кабинет античной скульптуры» (1854) рельеф предстает вмонтированным в стену в оконном проеме. В коллекцию скульптур, созданную Н. Н. Демидовым, попадали и настоящие подделки. Так было с тремя рельефами, якобы найденными в Кумах в 1823 году, а на самом деле — созданными скульптором Винченцо Монти. Из них один — «Три парки» в 1835 году еще находился в демидовском особняке на Б. Морской, 43 (ныне — в ГЭ15). Второй — «Зевс и Афина» хранится в Мюнхене16. А третий — скопированный по знаменитому рельефу «Дедал и Икар» из виллы Альбани, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, пройдя через собрание М. П. Боткина17. Вместе с античными статуями, в 1851 году приобретенными для Нового Эрмитажа, поступили в музей и три работы новых скульпторов. Это — «Три грации» К. Финелли. Эта группа была отослана в Таврический дворец, а позднее (с 1856 года) мы ее видим украшающей Зимний сад (см. акварель К. Ухотомского «Зимний сад» (1860). Вторая группа — «Похищение Ганимеда» А. Тадолини. И, наконец, — портрет Н. Н. Демидова работы Б. Торвальдсена. Очень символично, что в эту покупку был включен портрет того, кто являлся истинным создателем демидовской коллекции древней пластики, ставшей украшением николаевского Нового Эрмитажа.
1 Мontferrand А. Jules Cé sar, Statue antique en bronze faisant partie de la collection de Mr de Montferrand. SPbg, 1849. P. 9. ff. 2 Urlichs L. Die Glyptothek Kö nigs Lü dwig I. Mü nchen, 1867. S. 84. 3 Metropoltain Museum Bulletin. 1905. November. Р. 124. 4 Стендаль. Собр. соч. М., 1950. Т. 12. С. 30. 5 Стендаль. Ук. соч. С. 242. 6 М< ontferrand> А. Op. cit. P. 24. 7 РГИА. Ф. 468. Оп. I. Ч. 1. Д. №939. 8 РГИА. Ф. 469. Оп. 8, Д. 218. Л. 37. 9 Жиль Ф. Музей Императорского Эрмитажа. СПб., 1861. С. 336, 345, 363, 365. 10 Плиний, XXXIV, 18; Стефани. Путеводитель по античному отделению императорского Эрмитажа. М., 1856. С. 10. 11 Neverov O. Le sculture antiche nella collezione Demidofff // Cultura e memoria. 1996. №2. Р. 164. 12 Жиль Ф. Ук. соч. Зал большой вазы и бронзовых статуй. С. 361. № 7. 13 Argeniano R. Le collezioni di N. Demidoff // Cultura e Memoria. 1996. №2. Р. 105. 14 Жиль Ф. Ук. соч. С. 361. № 6. 15 Paul E. Gefä lschte Antike. Leipzig, 1981. №99. 16 Paul E. Op. cit. № 97. 17 Vereneule С. Greek and Roman Sculpture in America. Bostоn, 1981, № 33. http: //www. nasledie-rus. ru/podshivka/6607. php https: //cyberleninka. ru/article/n/obzor-rabot-po-kollektsiyam-proizvedeniy-iskusstv-dinas http: //tagil-press. ru/shedevry-iz-demidovskih-kollekcij-v-russkih-i-zarubezhnyh-muzejah/ https: //wikichi. ru/wiki/Demidov_Collection https: //cyberleninka. ru/article/n/obzor-rabot-po-kollektsiyam-proizvedeniy-iskusstv-dinas
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|